Сочинение анализ стихотворения |
13.04.2010 г. | ||||
Страница 1 из 2 АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Основная задача урока-практикума - углубить и расширить знания по теме «Основные теоретико-литературные понятия, необходимые при анализе стихотворения». С целью повышения уровня речевого развития повторяем поэтические тропы и стилистические фигуры ( определение, стилистическая функция, примеры ). Большое внимание уделяется на этих практических занятиях повторению фонетических средств языка: звукописи как совокупности приемов аллитерации и ассонанса, лексических и синтаксических единиц и их стилистической роли в данных текстах. В дальнейшем, повторяя этот материал, работаем по определению стихотворного размера, который определяет ритм стихотворения. Учащиеся получают фрагменты стихотворений и определяют размер, ритм, рифму, строфику, интонацию. Определить стихотворный размер - занятие увлекательное. Больше всего учащиеся любят этим заниматься на факультативе. Они познают «тайны» стихотворения, эти упражнения развивают слух, умение читать выразительно. Определяя стихотворный размер, ребята видят ритмический рисунок произведения, т.е. его мелодию, музыку стихотворной речи. Заучивая определение рифмы, ее разновидности по расположению в строфе (парная, перекрестная, кольцевая) и по месту ударения (мужская, женская, дактилическая), учащиеся на практике убеждаются, что мужская рифма придает стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворения, тем мягче звучание стиха. Читая строфы стихотворения, внимательно вслушиваемся в каждую строку: каждая из них подобна чуду, тайна поэтического слова открывается только внимательному взгляду. Ребята задумываются, в чем тайна звучания строф. Слушая стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», они делают для себя открытие и удивляются, как художник слова передал музыку грозы просто и гениально: он употребил звукопись, одно из главных средств выразительности поэтической речи. А дальше идет работа по решению одной из труднейших задач: это анализ лексического строя стихотворения. Учащиеся должны знать, что он связан с авторской мыслью, с идеей. На примерах отрывков из произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и др. учащиеся приводят синонимические ряды, антонимы, архаизмы, диалектизмы, фразеологизмы и определяют их стилистическую роль. Анализируя стихотворение, обращаю внимание ребят на особенности синтаксиса, порядка слов. В стихах Пушкина, Лермонтова школьники быстро находят инверсию, думают о роли ее в данном тексте. «Перестановка» слов дает возможность сравнить и увидеть, насколько выразительнее, методичнее звучит строка, содержащая инверсию:
Роняет лес багряный свой убор, Серебрит мороз увянувшее поле... ( А. Пушкин )
Белеет парус одинокий, В тумане моря голубом! ... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? ... ( М. Лермонтов )
Одно из самых важных понятий при анализе поэтического текста - это понятие « лирического героя» ( лирическое «я» ). Лирический герой - это первое лицо, от которого ведется речь в стихотворении. Зная определение, ребята понимают, что помогает поэту передать « мироощущение» любого существа в необъятном мире лирическое «я». Учащиеся уясняют: необходимо проводить грань между понятием, «автор» и «лирический герой», даже если они кажутся очень похожими. Можно говорить о близости автора и лирического героя, но это не одно и тоже лицо. Вот теперь, когда учащиеся в какой-то мере овладели теоретико-литературной подготовкой, даю советы и рекомендации: - выразительно прочитайте стихотворение; - создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор; - определите основную мысль и подумайте, как удалось поэту передать свои чувства и воздействовать на ваши эмоции? - какие языковые средства избрал поэт, чтобы донести до нас живую авторскую мысль? Постарайтесь передать это в своей речи, не нарушая поэтической прелести стихов. Каждый методист строит схему и план анализа поэтического произведения по-своему. В своей педагогической практике я использую следующую схему.
|
« Пред. |
---|