Интегрированный урок |
16.04.2010 г. | ||||
Страница 2 из 2
Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. И литература, и музыка имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека. Цикл интегрированных уроков Интегрированные уроки позволяют изучить тему на основе нескольких учебных предметов. В прошлом учебном году совместно с Кержнер Л.А.(учителем музыки) и Полоховым С.В. (учителем ИЗО) был разработан цикл интегрированных уроков в 7-м классе. Один день в каждой четверти уроки музыки, изо и литературы проводили на определённую тему:
Рассмотрим данный опыт на примере первой темы. К уроку литературы дети читают былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко». Даём понятие о былине. Выясняем, каковы отличительные черты былин. Знакомимся с элементами композиции. Делаем вывод: в чём особенность былин? Кто мог быть героем былины? Какими чертами обладают Садко, Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня? Итог работы - сочинение «Илья Муромец в селе Михайловском». После урока литературы дети идут на урок музыки, где прослушивают музыкальные произведения: Римский-Корсаков «Садко», Мусоргский «Как во городе было во Казани» (Из оперы «Борис Годунов»). Ребята обращают внимание на мелодию, выясняют, какой темп, определяют характер музыки, знакомятся с Баяном - певцом-сказителем. Затем учащиеся идут на урок ИЗО. Здесь ребята рассматривают репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: анализируют образы богатырей, подчёркивая их мощь. Учащиеся работают над эпитетами, дают характеристику героям, учатся их описывать, слушают песню-былину «Про Добрыню». Далее следует практическая работа: сюжетный рисунок. Такие уроки доставляют учащимся истинное удовольствие. В течение трёх уроков изучается одна тема. На уроке литературы говорим о художественных особенностях произведения. На ИЗО дети знакомятся с особенностями картин, выявляют связь между словесным и изобразительным произведениями. Урок музыки помогает создать эмоциональный настрой, учит умению выразить музыкальные впечатления. В результате у ребят создаётся целостное представление о мире, поддерживается интерес к искусству в целом. Проблему интегрирования школьных предметов считаю основополагающей в своей педагогической деятельности. Думаю, что опыт очень актуален и перспективен. Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное - удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор. На уроках поэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Учителю необходимо помнить, что дети - душа класса. Нужно в полную силу использовать детские дарования, постараться найти применение знаниям и умениям, полученным ребятами в детской школе искусств. Интегрированные уроки требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Дети чувствуют себя творцами. Не берусь утверждать, что все учащиеся станут в будущем композиторами и художниками, но данный опыт существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к живописи и музыке, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения. Маленькие трагедии. Гений и злодейство - две вещи несовместные... Цели.
«Реквием» - звучит музыка. Слово учителя. Тревожная музыка. Не правда ли? Музыка словно подготавливает нас к чему-то трагическому, непоправимому, скорбному. Такой и была жизнь героев «Маленьких трагедий» Пушкина. «Маленькие трагедии» - это цикл произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Цель каждой трагедии - развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество. «Маленькие трагедии - вещь непостижимая. И сколько бы ни читал их, остаётся ощущение недосказанности, неразгаданности, ускользающей сложности. Нам с вами предстоит знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Постараемся понять, что движет поступками героев, в чём заключаются трагедии двух великих людей. Итак, «Маленькие трагедии». Название было дано редактором при посмертной публикации; сам Пушкин озаглавил так: «Опыт драматических изучений». Что именно драматически изучал поэт? Не станем спешить с ответом, просто шаг за шагом будем продвигаться в глубь пушкинского замысла. В центре нашего внимания - драматическое произведение.
Сообщения о Моцарте и Сальери (заранее готовят ученики). Слово учителя. Что же убедило Пушкина в том, что реально существовавший композитор Сальери мог отравить Моцарта? Главный пушкинский аргумент - эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта «Дон Жуан»: раздался свист - все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью. «Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца». Как вы думаете, кто «центральное лицо» трагедии Пушкина? Трагедия начинается с монолога Сальери (читает наизусть учитель).
А давайте перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и выслушаем самих героев. Инсценирование. Эпизод со слепым музыкантом.
Выступления учащихся. Слово учителя. Опыт драматических изучений... Так определил жанр своих произведений А.С. Пушкин. Изучение человеческих страстей, потаённых мыслей - вот что интересовало автора больше всего. Опыты заключают в себе не столько ответы, сколько вопросы. Но это и делает их истинно трагическими произведениями. Действительно ли Сальери отравил Моцарта? Предоставим право историкам разобраться в этом. Но пушкинская трагедия всё же оказала влияние на мировую общественность, потому что музыка Сальери долгое время находилась в забвении, а произведения Моцарта известны всем. «Гений и злодейство - 2 вещи несовместные». Гений и музыка - величайшая сила! Сила, которая помогает нам жить, любить и бороться со всеми невзгодами.
Сальери,
Моцарт - величайшие творцы.
Не бойся трудностей, держись,
Мне очень хочется, чтобы вы надолго запомнили этот урок и узнавали музыку Моцарта. Не всегда, слушая её, мы испытываем печаль и скорбь. Музыку Моцарта узнаёшь по какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность (звучит «Симфония № 40»). |
« Пред. | След. » |
---|