Интегрированный урок
16.04.2010 г.
Оглавление
Интегрированный урок
Страница 2
 

Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. И литература, и музыка имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека.

Цикл интегрированных уроков

Интегрированные уроки позволяют изучить тему на основе нескольких учебных предметов.

В прошлом учебном году совместно с Кержнер Л.А.(учителем музыки) и Полоховым С.В. (учителем ИЗО) был разработан цикл интегрированных уроков в 7-м классе. Один день в каждой четверти уроки музыки, изо и литературы проводили на определённую тему:

  • Былины (1 четверть),
  • А.С.Пушкин «Борис Годунов» (2 ч.),
  • Русские женщины. Некрасов (3 ч.),
  • Огненные годы - 1941-1945 (4 ч.).

Рассмотрим данный опыт на примере первой темы.

К уроку литературы дети читают былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко». Даём понятие о былине. Выясняем, каковы отличительные черты былин. Знакомимся с элементами композиции. Делаем вывод: в чём особенность былин? Кто мог быть героем былины? Какими чертами обладают Садко, Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня? Итог работы - сочинение «Илья Муромец в селе Михайловском».

После урока литературы дети идут на урок музыки, где прослушивают музыкальные произведения: Римский-Корсаков «Садко», Мусоргский «Как во городе было во Казани» (Из оперы «Борис Годунов»). Ребята обращают внимание на мелодию, выясняют, какой темп, определяют характер музыки, знакомятся с Баяном - певцом-сказителем.

Затем учащиеся идут на урок ИЗО. Здесь ребята рассматривают репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: анализируют образы богатырей, подчёркивая их мощь. Учащиеся работают над эпитетами, дают характеристику героям, учатся их описывать, слушают песню-былину «Про Добрыню». Далее следует практическая работа: сюжетный рисунок.

Такие уроки доставляют учащимся истинное удовольствие. В течение трёх уроков изучается одна тема. На уроке литературы говорим о художественных особенностях произведения. На ИЗО дети знакомятся с особенностями картин, выявляют связь между словесным и изобразительным произведениями. Урок музыки помогает создать эмоциональный настрой, учит умению выразить музыкальные впечатления. В результате у ребят создаётся целостное представление о мире, поддерживается интерес к искусству в целом.

Проблему интегрирования школьных предметов считаю основополагающей в своей педагогической деятельности. Думаю, что опыт очень актуален и перспективен.

Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное - удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор. На уроках поэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Учителю необходимо помнить, что дети - душа класса. Нужно в полную силу использовать детские дарования, постараться найти применение знаниям и умениям, полученным ребятами в детской школе искусств.

Интегрированные уроки требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Дети чувствуют себя творцами. Не берусь утверждать, что все учащиеся станут в будущем композиторами и художниками, но данный опыт существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к живописи и музыке, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.

Маленькие трагедии.

Гений и злодейство - две вещи несовместные...

Цели.

  • Познакомить учащихся с новыми страницами творчества А.С.Пушкина («Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии»);
  • Развивать мышление учащихся с опорой на опыт и кругозор; воспитывать гуманизм; прививать эстетические ценности.

«Реквием» - звучит музыка. Слово учителя.

Тревожная музыка. Не правда ли? Музыка словно подготавливает нас к чему-то трагическому, непоправимому, скорбному. Такой и была жизнь героев «Маленьких трагедий» Пушкина. «Маленькие трагедии» - это цикл произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».

Цель каждой трагедии - развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество.

«Маленькие трагедии - вещь непостижимая. И сколько бы ни читал их, остаётся ощущение недосказанности, неразгаданности, ускользающей сложности. Нам с вами предстоит знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Постараемся понять, что движет поступками героев, в чём заключаются трагедии двух великих людей.

Итак, «Маленькие трагедии». Название было дано редактором при посмертной публикации; сам Пушкин озаглавил так: «Опыт драматических изучений». Что именно драматически изучал поэт? Не станем спешить с ответом, просто шаг за шагом будем продвигаться в глубь пушкинского замысла. В центре нашего внимания - драматическое произведение.

  • Какие жанры драматических произведений вы знаете?
  • В чём особенность драматических произведений?
  • Как автор может выразить своё отношение к героям?
  • Моцарт и Сальери... Почему именно они стали героями трагедии Пушкина? Почему поэт не взял имена героев вымышленных, а обратился к исторически реальным лицам? Что мы знаем о них?

Сообщения о Моцарте и Сальери (заранее готовят ученики).

Слово учителя. Что же убедило Пушкина в том, что реально существовавший композитор Сальери мог отравить Моцарта? Главный пушкинский аргумент - эпизод, разыгравшийся во время представления оперы Моцарта «Дон Жуан»: раздался свист - все обратились с негодованием, и знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью. «Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца». Как вы думаете, кто «центральное лицо» трагедии Пушкина?

Трагедия начинается с монолога Сальери (читает наизусть учитель).

  • Как вы поняли пушкинского Сальери? Что движет им? Каково его отношение к музыке?
  • Отчего это, едва явившись на сцену, Сальери начинает вдруг припоминать свою жизнь с самого детства?
  • Какую жизнь вёл Сальери? Почему он решил стать композитором?
  • Действительно ли Сальери так горячо любит своё занятие?
  • Вправе ли мы ожидать, что герой всегда высказывается искренне?
  • Отчего Сальери так часто уничтожает свои сочинения?
  • Почему Сальери считает Моцарта своим врагом?
  • Какой эпизод переполнил чашу терпения завистника Сальери? Что разожгло его зависть к славе Моцарта до бешенства, до желания его убить?

А давайте перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и выслушаем самих героев.

Инсценирование. Эпизод со слепым музыкантом.

  • Почему Пушкин не сократил трагедию до двух действующих лиц? Зачем ему понадобился слепой музыкант?
  • В трагедии 2-й сцены. Везде Сальери сдержан, прячет свои чувства. Почему в этой сцене ему отказывает самообладание?
  • Сальери долго не может успокоиться. Не может успокоиться и тогда, когда Моцарт играет ему свою новинку. Слушает ли её Сальери?
  • И Моцарт, и Сальери называют себя «жрецами». Одинаковый ли смысл вкладывает каждый из них в это понятие?
  • Сальери признаёт гениальность Моцарта, но в то же время совершает преступление. Почему?
  • Можно ли поверить Сальери, что до Моцарта он не знал зависти и наслаждался успехами своих товарищей?
  • Кто истинный кумир Сальери, во имя которого он занимается творчеством, во имя которого совершает злодейство? Какой эпитет подбирает автор к слову «слава»?
  • Как бы вы определили сущность Сальери? Какова основная черта его характера?
  • А каков характер Моцарта? Доверчив ли он?
  • Что за чёрный человек к нему приходил?
  • Взгляните на эпиграф к сегодняшнему уроку. Кто такой гений? Кто и когда произносит фразу о гении и злодействе? Почему у Моцарта - тире, а во фразе Сальери тире отсутствует?
  • Каковы будут последствия ужасного поступка Сальери? Освободится ли он от мук или ещё более страшные мучения будут преследовать его всю жизнь?
  • Прав ли Моцарт, что «гений и злодейство - две вещи несовместные»?
  • Наконец, жанр «Моцарта и Сальери». Оба ли героя трагичны?
  • «Зависть» - первоначальное название трагедии. Почему Пушкин меняет название?
  • Почему Сальери плачет? Прослушаем «Реквием» Моцарта. Реквием - траурное музыкальное произведение, богослужение по умершему. Мы знакомимся с самой короткой, но самой прекрасной частью, называемой «Лакримоза», что можно перевести как «слёзы». Первые слова, которые поёт хор, так и звучат: «Это день слёз». Заметьте, реквием, заказанный композитору, но... невостребованный. Итак, слушаем музыку и составляем устное сочинение-миниатюру. В этом вам помогут опорные слова: музыка передаёт; слушая музыку, я представляю; тревожная музыка; взволнованные аккорды помогают понять...

Выступления учащихся. Слово учителя. Опыт драматических изучений... Так определил жанр своих произведений А.С. Пушкин. Изучение человеческих страстей, потаённых мыслей - вот что интересовало автора больше всего. Опыты заключают в себе не столько ответы, сколько вопросы. Но это и делает их истинно трагическими произведениями. Действительно ли Сальери отравил Моцарта? Предоставим право историкам разобраться в этом. Но пушкинская трагедия всё же оказала влияние на мировую общественность, потому что музыка Сальери долгое время находилась в забвении, а произведения Моцарта известны всем. «Гений и злодейство - 2 вещи несовместные». Гений и музыка - величайшая сила! Сила, которая помогает нам жить, любить и бороться со всеми невзгодами.

 

Сальери, Моцарт - величайшие творцы.
И в этом убедились я и ты.
Пусть это был один урок,
Наука пригодится в срок:
Не будь завистлив никогда,
Будь смел и дерзок ты всегда.

Не бойся трудностей, держись,
За правду-матушку борись!
И пусть пройдут года, всегда
Ты помни - музыка нужна.
Она придаст вам настроенье,
Наполнит шумом и весельем!

 

  • Что открыли вам пушкинские страницы?
  • Как поняли вы героев?
  • Ваши итоговые суждения. Что понравилось?
  • Как рождаются стихи, музыка, творения живописца?

Мне очень хочется, чтобы вы надолго запомнили этот урок и узнавали музыку Моцарта. Не всегда, слушая её, мы испытываем печаль и скорбь. Музыку Моцарта узнаёшь по какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность (звучит «Симфония № 40»).



 
« Пред.   След. »