Текст по Смирнову
01.04.2014 г.
(1)Помню, еще в 60-е годы, когда слу­шал я о пра­ви­тель­ствен­ных на­гра­дах тру­же­ни­кам сель­ско­го хо­зяй­ства, вы­рас­тив­шим хо­ро­ший уро­жай ку­ку­ру­зы, меня му­чи­ла мысль: а по­че­му же аме­ри­кан­ское пра­ви­тель­ство не на­гра­ди­ло ор­де­ном фер­ме­ра Гар­ста, вы­рас­тив­ше­го на своей ферме ре­корд­ный уро­жай ку­ку­ру­зы?

  (2)Да за что же ему орден-то да­вать? (3)По­ста­рал­ся, по­лу­чил за свою ку­ку­ру­зу при­лич­ные день­ги. (4)Что еще? (5)И тут же сам собой по­лу­чил­ся вывод: на­граж­дая ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми за чест­ный, хо­ро­ший труд, пра­ви­тель­ство как бы офи­ци­аль­но под­твер­жда­ет, что оно не­до­пла­чи­ва­ет тру­же­ни­кам! (6)Боль­ше того, вы­да­вая на­гра­ды пе­ре­до­ви­кам, оно вну­ша­ет тру­дя­щим­ся мас­сам мысль, что чест­ный, доб­ро­со­вест­ный труд - это такое ге­рой­ство, такой по­двиг, что он под силу толь­ко не­мно­гим ге­ро­ям, а от обыч­ных людей тре­бо­вать чест­ной ра­бо­ты нель­зя!

  (7)Это обес­ку­ра­жи­ва­ю­щее от­кры­тие долго не да­ва­ло мне покоя, пока со­вер­шен­но слу­чай­но я не нашел раз­гад­ку в «Жизни две­на­дца­ти це­за­рей» Све­то­ния. (8)Ока­зы­ва­ет­ся, це­зарь Ав­густ был очень скуп на по­чет­ные го­су­дар­ствен­ные на­гра­ды. (9)За услу­ги го­су­дар­ству он все­гда ста­рал­ся рас­пла­тить­ся день­га­ми. (10)И толь­ко уж тогда, когда услу­га не под­да­ва­лась де­неж­ной оцен­ке, он со скри­пом со­гла­шал­ся устро­ить та­ко­му че­ло­ве­ку че­ство­ва­ние, три­умф, по­чет­ный знак или иную го­су­дар­ствен­ную на­гра­ду. (11)Когда Ав­гу­ста спра­ши­ва­ли, по­че­му он так скуп на на­гра­ды, он от­ве­чал, что день­ги все­гда можно найти, но если упа­дет ре­пу­та­ция го­су­дар­ствен­ной на­гра­ды, то вос­ста­но­вить ее ничем нель­зя.

  (12)Вот в чем дело! (13)Вот по­че­му пра­ви­тель­ствен­ные на­гра­ды нель­зя да­вать за чест­ный, ка­че­ствен­ный, доб­ро­со­вест­ный труд, за ко­то­рый можно рас­пла­тить­ся день­га­ми. (14)На­гра­ды нужно да­вать за такие де­я­ния, за такие услу­ги го­су­дар­ству, вы­пол­няя ко­то­рые че­ло­век ста­вит на карту свое имя, ре­пу­та­цию, семью, здо­ро­вье, самою жизнь.

  (15)Много лет я счи­тал эти рас­суж­де­ния бес­спор­ны­ми. (16)Но сей­час я вдруг понял: нет, они не аб­со­лют­ны! (17)Они спра­вед­ли­вы, когда го­су­дар­ство бла­го­ден­ству­ет и про­цве­та­ет. (18)Но когда Оте­че­ство в опас­но­сти и у го­су­дар­ства нет средств на спра­вед­ли­вую опла­ту, оно впра­ве да­вать за труд пра­ви­тель­ствен­ные на­гра­ды как при­зна­ние за­слуг, не­вы­ра­зи­мых в де­неж­ном ис­чис­ле­нии. (19)Вот по­че­му я но­вы­ми гла­за­ми смот­рю те­перь на ста­ри­ков, когда вижу на их пи­джа­ках и коф­тах скром­ную ме­даль «За доб­лест­ный труд в Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне 1941-1945 гг.».

 

 

 По­яс­не­ние.

 

Ос­нов­ные про­бле­мы Ав­тор­ская по­зи­ция
Про­бле­ма со­от­но­ше­ния цели и средств её осу­ществ­ле­ния (ка­ки­ми сред­ства­ми долж­но поль­зо­вать­ся го­су­дар­ство, чтобы по­ощ­рять граж­дан?). Если у го­су­дар­ства хва­та­ет средств на спра­вед­ли­вую опла­ту, то лучше за­пла­тить тру­же­ни­ку, чем дать ему на­гра­ду. На­гра­ду стоит да­вать за на­сто­я­щие по­дви­ги, со­вер­шая ко­то­рые, че­ло­век «ста­вит на карту свое имя, ре­пу­та­цию, семью, здо­ро­вье, самою жизнь».
 
« Пред.   След. »