Свет сониной души. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
16.04.2010 г.
Оглавление
Свет сониной души. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
Страница 2
Страница 3

 

 

 

«СВЕТ СОНИНОЙ ДУШИ»


Нравственный образец и идеал у меня один - Христос.

Ф.М.Достоевский

Для него человек есть не только психологическое, но и духовное существо.

.                                                   Н.Бердяев


Имя Сонечки Мармеладовой знают все, кто когда-то учился в школе, даже если само содержание романа Ф.М.Достоевского помнят весьма смутно. Бедная девушка, которая пошла по «желтому» билету для того, чтобы спасти детей мачехи от голода. Трагедия самой Сони, ее отца, Кате­рины Ивановны - важный аргумент для Рас­кольникова, доказывающий справедливость его теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Проводив пьяного Мармеладова, герой, видя ужасающее положение его семьи, думает: «Ай да Соня! Какой кладезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!»

Первая встреча с героиней не оставляет для него сомнений в ее дальнейшей судьбе: «Ей три дороги, - думал он, - броситься в ка­наву, попасть в сумасшедший дом, или... нако­нец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Причем последний выход, то есть разврат, казался ему самым ве­роятным. Тронутый страданиями Сони, Рас­кольников искренне кланяется ей в ноги за то, что она «понапрасну умертвила и предала се­бя»: ^...никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!»

А так ли уж прав Раскольников? Действи­тельно ли жертва Сони была напрасной? Спа­сла ли она близких, помогла ли кому-нибудь?

•Давайте подумаем об этом и посмотрим, чем жила эта девушка, какой была ее внутренняя, духовная жизнь.

Для того чтобы найти ответы на все эти вопросы, мы должны прежде всего уяснить, 'что путь Сони - это путь христианки, это путь к Христу как идеалу, это жизнь во Христе. Ве­рующий человек живет, соизмеряя каждый свой поступок, слово, мысль правдой Божией. Замечательный русский православный фило­соф И.А.Ильин называет такую жизнь пребыва­нием в "Божием луче» и всякое выпадение, вы­рождение из него ощущает очень остро, строго :судит себя за это, обозначает словом «грех» и всеми силами души стремится к покаянию, очищению и возвращению в Божий луч. Очень

•важно, что покаяние философ понимает не как самооправдание, а как самообвинение греха. Раскольников убежден: никому Соня сво­ей жертвой не помогла. И на первый взгляд кажется, что это действительно так, автор не случайно делает героя свидетелем гибели и Мармеладова, и его несчастной жены. Детей же и Соню, по убеждению Раскольникова, спа­сает от голодной смерти случайность -день­ги Свидригайлова. А как происходит на самом деле? Что здесь может видеть внимательный читатель?

Сцена смерти Мармеладова написана очень экспрессивно, его физические страдания вызывают глубокое сочувствие читателя. Но ав­торское внимание сосредоточено на том, что происходит в душе героя. Какими переживани­ями наполнены последние минуты его жизни, как это характеризует Мармеладова? «Босень-кая" Лидочка, любимица его, и самое страш­ное - он увидел дочь в пестром наряде прости­тутки, «приниженную», убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей оче­реди проститься с умирающим отцом. Попро­буйте проникнуть в глубинный смысл фразы: «Бесконечное страдание изобразилось в лице его». Муки совести, ощущение неискупимой вины перед дочерью и безмерная любовь к ней приводят героя к покаянию: «Соня! Дочь! Про­сти!» Эта сцена созвучна по духу с библейской (раскаяние распятого рядом с Христом разбой­ника). Для атеиста смерть человека - конец его жизни, для верующего - переход в иное, духовное состояние, в жизнь вечную. Для авто­ра нет сомнений, что в душе героя произошли благодатные изменения, Подумаем, возникло ли это душевное движение только что, под вли­янием обстоятельств? Нет, чувство вины перед семьей и дочерью было и раньше, именно оно подтолкнуло Мармеладова к «исповеди» Рас-кольникову, но главную, решающую роль здесь сыграли те самые 30 копеек, которые дочь вы­несла ему «на похмелье»: «Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не уко­ряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!..»

Что почувствовал в этом взгляде Марме­ладов, почему он так перевернул ему душу? Великое терпение и любовь. В нем, жалком и потерявшемся, она видела человека, доброго и мучающегося оттого, что Катерина Ивановна его не любит («О, если б она пожалела ме­ня!»), человека, у которого «черта наступила». И самое главное - не судила. Сострадание и любовь вместо осуждения пробуждают в ге­рое чувство вины, муки совести, из которых перед смертью рождается покаяние, а в кон­тексте авторского православного миросозер­цания - происходит возрождение души. Про­стила ли Соня отца? Ответ заключен в удивительно емкой фразе: «Он умер у нее на руках».

Простить и «полюбить^ заблудшего ближ­него трудно, но все же возможно. А как полю­бить и простить мачеху, вынудившую «на та­кое дело пойти», загубившую тебе жизнь? Есть ли в душе Сони злость, обида на Катери­ну Ивановну? С точки зрения Раскольникова, это было бы естественно и закономерно, но он ни разу не услышал даже косвенного упре­ка в адрес мачехи, напротив, герой с изумле­нием понимает, что Соня любит Катерину Ива­новну! Именно Соня открывает ему лучшие качества Катерины Ивановны: великодушие, нравственную чистоту, стремление к справед­ливости, бескорыстие, жертвенную любовь к детям, тонкий вкус и чувство красоты. Траге­дия вынудила Соню жить отдельно от семьи, но разрыва с ней не произошло: «Мы одно, заодно живем». Грубость, оскорбления, даже побои доведенной до отчаяния мачехи она не копит в душе, зато себя судит очень строго, винит в том, что столько раз «ее в слезы вво­дила». История с кружевными воротничками и нарукавниками, связанными Лизаветой, уди­вительным образом перекликается с теми «тридцатью копейками на похмелье». Такая же добрая и чуткая, как отец, она не может за­быть, как молча посмотрела на нее Катерина Ивановна за то, что Соня их «отдать пожале­ла»: «Я жестоко поступила! И сколько, сколько раз я это делала...» Эти угрызения совести го­ворят о высоте нравственных требований к себе и той большой внутренней работе, кото­рая происходит в душе девушки, стремящей­ся жить по-христиански.

А сама Катерина Ивановна ценит ли то, что делает Соня для ее детей, или, по мысли Раскольникова, «поплакала и привыкла, ...и пользуется»? Нет, мы видим целую череду сцен, в которых звучит тема вины, страдания, душевных мук Катерины Ивановны. О чем она мечтает? Открыть в своем родном городе пан­сион благородных девиц, где Соня будет ей помощницей, говорит на поминках,при всех ее кротости, терпении, самоотверженности, благородстве, при этом громко плачет и целу­ет падчерицу. Она готова грудью встать на ее защиту: «бросилась с когтями» на нигилиста Лебезятникова, соблазнявшего Соню, рину­лась «сорвать чепчик» с Амалии Ивановны, ко­гда та «закричала что-то про желтый билет», после обвинения Лужиным Сони в воровстве кричит: "Глупые вы, глупые... Да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка! Она возьмет, она! Да она свое пос­леднее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она ка­кая! Она и желтый-то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!»

И не случайно умирает Катерина Иванов­на в комнате Сони. Поразительно тихо и про­сто написана эта сцена: "Так вот как ты жи­вешь, Соня! Ни разу-то я у тебя не была... привелось...» Какой смысл скрыт в ее фразе: '«Иссосали мы тебя, Соня...» Это ли не покая­ние перед смертью? Оно звучит не так прон­зительно, как последние слова Мармеладова, но не менее сильно говорит о глубине чувства вины Катерины Ивановны. Благодаря Сониной терпеливой любви и кротости и отец, и маче­ха перед смертью пытаются искупить свою ви­ну перед ней.

От искренней, самоотверженной Сони исходит тихий свет, который невольно притя­гивает к ней людей, делая их лучше и чище. Это интуитивно ощущает даже нигилист Ле-безятников, сторонник свободной любви, пы­тавшийся увлечь девушку идеями коммуны. Он с изумлением открыл для себя, что Соня «боязливо целомудренна и стыдлива», что она нравится ему и он готов «ждать и наде­яться» - и только?


 
« Пред.   След. »