Свет сониной души. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" |
16.04.2010 г. | |||||
Страница 1 из 3
«СВЕТ СОНИНОЙ ДУШИ»
Нравственный образец и идеал у меня один - Христос. Ф.М.Достоевский Для него человек есть не только психологическое, но и духовное существо. . Н.Бердяев Имя Сонечки Мармеладовой знают все, кто когда-то учился в школе, даже если само содержание романа Ф.М.Достоевского помнят весьма смутно. Бедная девушка, которая пошла по «желтому» билету для того, чтобы спасти детей мачехи от голода. Трагедия самой Сони, ее отца, Катерины Ивановны - важный аргумент для Раскольникова, доказывающий справедливость его теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Проводив пьяного Мармеладова, герой, видя ужасающее положение его семьи, думает: «Ай да Соня! Какой кладезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает!» Первая встреча с героиней не оставляет для него сомнений в ее дальнейшей судьбе: «Ей три дороги, - думал он, - броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или... наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Причем последний выход, то есть разврат, казался ему самым вероятным. Тронутый страданиями Сони, Раскольников искренне кланяется ей в ноги за то, что она «понапрасну умертвила и предала себя»: ^...никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» А так ли уж прав Раскольников? Действительно ли жертва Сони была напрасной? Спасла ли она близких, помогла ли кому-нибудь? •Давайте подумаем об этом и посмотрим, чем жила эта девушка, какой была ее внутренняя, духовная жизнь. Для того чтобы найти ответы на все эти вопросы, мы должны прежде всего уяснить, 'что путь Сони - это путь христианки, это путь к Христу как идеалу, это жизнь во Христе. Верующий человек живет, соизмеряя каждый свой поступок, слово, мысль правдой Божией. Замечательный русский православный философ И.А.Ильин называет такую жизнь пребыванием в "Божием луче» и всякое выпадение, вырождение из него ощущает очень остро, строго :судит себя за это, обозначает словом «грех» и всеми силами души стремится к покаянию, очищению и возвращению в Божий луч. Очень •важно, что покаяние философ понимает не как самооправдание, а как самообвинение греха. Раскольников убежден: никому Соня своей жертвой не помогла. И на первый взгляд кажется, что это действительно так, автор не случайно делает героя свидетелем гибели и Мармеладова, и его несчастной жены. Детей же и Соню, по убеждению Раскольникова, спасает от голодной смерти случайность -деньги Свидригайлова. А как происходит на самом деле? Что здесь может видеть внимательный читатель? Сцена смерти Мармеладова написана очень экспрессивно, его физические страдания вызывают глубокое сочувствие читателя. Но авторское внимание сосредоточено на том, что происходит в душе героя. Какими переживаниями наполнены последние минуты его жизни, как это характеризует Мармеладова? «Босень-кая" Лидочка, любимица его, и самое страшное - он увидел дочь в пестром наряде проститутки, «приниженную», убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом. Попробуйте проникнуть в глубинный смысл фразы: «Бесконечное страдание изобразилось в лице его». Муки совести, ощущение неискупимой вины перед дочерью и безмерная любовь к ней приводят героя к покаянию: «Соня! Дочь! Прости!» Эта сцена созвучна по духу с библейской (раскаяние распятого рядом с Христом разбойника). Для атеиста смерть человека - конец его жизни, для верующего - переход в иное, духовное состояние, в жизнь вечную. Для автора нет сомнений, что в душе героя произошли благодатные изменения, Подумаем, возникло ли это душевное движение только что, под влиянием обстоятельств? Нет, чувство вины перед семьей и дочерью было и раньше, именно оно подтолкнуло Мармеладова к «исповеди» Рас-кольникову, но главную, решающую роль здесь сыграли те самые 30 копеек, которые дочь вынесла ему «на похмелье»: «Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!..» Что почувствовал в этом взгляде Мармеладов, почему он так перевернул ему душу? Великое терпение и любовь. В нем, жалком и потерявшемся, она видела человека, доброго и мучающегося оттого, что Катерина Ивановна его не любит («О, если б она пожалела меня!»), человека, у которого «черта наступила». И самое главное - не судила. Сострадание и любовь вместо осуждения пробуждают в герое чувство вины, муки совести, из которых перед смертью рождается покаяние, а в контексте авторского православного миросозерцания - происходит возрождение души. Простила ли Соня отца? Ответ заключен в удивительно емкой фразе: «Он умер у нее на руках». Простить и «полюбить^ заблудшего ближнего трудно, но все же возможно. А как полюбить и простить мачеху, вынудившую «на такое дело пойти», загубившую тебе жизнь? Есть ли в душе Сони злость, обида на Катерину Ивановну? С точки зрения Раскольникова, это было бы естественно и закономерно, но он ни разу не услышал даже косвенного упрека в адрес мачехи, напротив, герой с изумлением понимает, что Соня любит Катерину Ивановну! Именно Соня открывает ему лучшие качества Катерины Ивановны: великодушие, нравственную чистоту, стремление к справедливости, бескорыстие, жертвенную любовь к детям, тонкий вкус и чувство красоты. Трагедия вынудила Соню жить отдельно от семьи, но разрыва с ней не произошло: «Мы одно, заодно живем». Грубость, оскорбления, даже побои доведенной до отчаяния мачехи она не копит в душе, зато себя судит очень строго, винит в том, что столько раз «ее в слезы вводила». История с кружевными воротничками и нарукавниками, связанными Лизаветой, удивительным образом перекликается с теми «тридцатью копейками на похмелье». Такая же добрая и чуткая, как отец, она не может забыть, как молча посмотрела на нее Катерина Ивановна за то, что Соня их «отдать пожалела»: «Я жестоко поступила! И сколько, сколько раз я это делала...» Эти угрызения совести говорят о высоте нравственных требований к себе и той большой внутренней работе, которая происходит в душе девушки, стремящейся жить по-христиански. А сама Катерина Ивановна ценит ли то, что делает Соня для ее детей, или, по мысли Раскольникова, «поплакала и привыкла, ...и пользуется»? Нет, мы видим целую череду сцен, в которых звучит тема вины, страдания, душевных мук Катерины Ивановны. О чем она мечтает? Открыть в своем родном городе пансион благородных девиц, где Соня будет ей помощницей, говорит на поминках,при всех ее кротости, терпении, самоотверженности, благородстве, при этом громко плачет и целует падчерицу. Она готова грудью встать на ее защиту: «бросилась с когтями» на нигилиста Лебезятникова, соблазнявшего Соню, ринулась «сорвать чепчик» с Амалии Ивановны, когда та «закричала что-то про желтый билет», после обвинения Лужиным Сони в воровстве кричит: "Глупые вы, глупые... Да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка! Она возьмет, она! Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый-то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!» И не случайно умирает Катерина Ивановна в комнате Сони. Поразительно тихо и просто написана эта сцена: "Так вот как ты живешь, Соня! Ни разу-то я у тебя не была... привелось...» Какой смысл скрыт в ее фразе: '«Иссосали мы тебя, Соня...» Это ли не покаяние перед смертью? Оно звучит не так пронзительно, как последние слова Мармеладова, но не менее сильно говорит о глубине чувства вины Катерины Ивановны. Благодаря Сониной терпеливой любви и кротости и отец, и мачеха перед смертью пытаются искупить свою вину перед ней.
От
искренней, самоотверженной Сони исходит тихий свет, который невольно притягивает к ней людей, делая их
лучше и чище. Это
интуитивно ощущает даже нигилист Ле-безятников, сторонник свободной любви, пытавшийся увлечь девушку идеями
коммуны. Он с
изумлением открыл для себя, что Соня «боязливо целомудренна и стыдлива», что
она нравится ему и он готов «ждать и надеяться» - и только? |
« Пред. | След. » |
---|