Свет сониной души. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" |
16.04.2010 г. | |||||
Страница 3 из 3
Чем же она может помочь Раскольникову? Непрерывными мыслями о нем, молитвой, незаметной заботой («с ее помощью ему облегчаемы были работы и прочее»), робким пожатием руки, тем, что терпеливо сносила его «презрительное и грубое обращение», тем, что он постоянно мог ощущать ее присутствие здесь, рядом с ним, на каторге. Но писателю важнее было показать другое: Раскольников имел возможность видеть, как она жила все эти долгие месяцы рядом с ним. Чем наполнена жизнь Сони на каторге? Она устремлена, как и прежде, вовне - к людям. Прежде всего, привыкнув с юности жить собственным трудом, она работает, хотя деньги Свидригайлова, вероятно, давали возможность нормального существования: «.,.она занимается шитьем, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах даже необходимою...» Смысл ее существованию придает забота о Раскольникове, мыслями только о нем наполнены ее "ежемесячные письма к Дуне и Разумихину, характерно, что о себе в этих письмах - ни слова: о своих надеждах, мечтах, настроении, чувствах, и «вообще всей внутренней жизни». Каким неразрешимым вопросом мучается Раскольников, пристально наблюдая за жизнью Сони? Почему каторжане, которые его самого не любили и избегали все, а под конец даже стали ненавидеть, презирали, смеялись над его преступлением, «почему все они так полюбили Соню»? Только ли потому, что писала им письма к родным, передавала вещи и деньги? Знаменательно, что круг общения Сони, очень узкий до встречи с Раскольниковым, ограниченный рамками ее семьи, благодаря. как это ни странно звучит, его преступлению, расширился: она нашла глубоко уважающих ее надежных друзей: Пульхерию Александровну, Дуню, Разумихина; на каторге в городе «ей удалось приобрести... некоторые знакомства и покровительства», родственники, жены и любовницы арестантов «знали ее и ходили к ней». Сами же каторжники «все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет», завидев ее, «все снимали шапки, все кланялись: "Матушка София Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!..1'» Что притягивало их к Соне? Было ли им известно ее прошлое? Автор не говорит об этом, но, возможно, что было, в такой среде обычно трудно скрыть что-либо. Но эта добровольная жертва и страдания, сделавшие душу Сони отзывчивой к горю чужих людей, ее простота, скромность, желание делать добро ближним - всем людям, которых Бог посылает ей на пути, притягивали к ней этих «грубых клейменых каторжных», здесь, на каторге, она совершенно естественно превращается из Сонечки Мармеладовой в «Софию Семеновну», «матушку», мать всем униженным и обездоленным. Эти наблюдения приводят героя к размышлениям и знаменательным открытиям: он уже не может смотреть на каторжников как на «невежд» и «холопов» (такими их считали ссыльные поляки) и презирать (как бывший офицер и два семинариста), он «ясно видел, что эти невежды во многом гораздо умнее этих самых поляков». О чем говорит этот факт? Раскольников впервые в тех, кого привык считать «тварями дрожащими», увидел человека. До признания героем в себе и каждом человеке творения Божьего еще очень далеко, но это - первый шаг на пути - Сонином пути. Дальнейшая болезнь, страшный бредовый сон о трихинам - е чем их глубинный смысл? Это - признаки кризиса, за которым неизбежно должно последовать духовное выздоровление, и связано оно именно с Соней. Как это происходит? Каким чувством наполнены последние, финальные страницы романа? Последние страницы романа проникнуты взволнованно нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. Не имея возможности во время болезни посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хоть издали посмотреть на окна палаты-'. И с героем. случайно увидевшим ее. произошло необычайное: «Что-то как бы произошло в ту минуту в его сердце...» И когда он читал ее записку, -сердце его сильно и больно билось», О чем говорят эти детали? Ожившее сердце - прибежище любви - верный признак возрождения человека, В финале романа в ясный и теплый день (гармония природы - не свидетельство ли впервые проявившегося спокойствия души?) Раскольникова впервые после болезни отправили на работу, все происходит буднично, привычно, но что нового мы замечаем в состоянии души героя? Он сидит на бревнах на берегу реки, слушает песню, доносящуюся с другого берега, смотрит на широкую пустынную реку: «...Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысль его переходила в грезы, в созерцание; он ни о чем не думал, но какая-то тоска волновала его и мучила». Впервые за все время после преступления у Раскольникова ум не занят (!) размышлениями, поисками ответов на мучившие его вопросы. Неужели «власть мрачного катехизиса» преодолена? О каких грезах, тоске, волнующей героя, идет речь? Может быть, это еще не осознанная вера в возможность любви и новой жизни? И очень важно, что прорваться наружу этому чувству, копившемуся так долго и таившемуся где-то глубоко в душе, помогла именно Соня, которая так вовремя пришла на берег. Посмотрим на нее глазами Раскольникова, что чувствует он, глядя на эту девушку? На какие детали портрета обращает наше внимание автор? В своем старом зеленом платке [зеленый цвет как символ возрождения), похудевшая и побледневшая после болезни, «приветливо и радостно улыбается ему, но, по обыкновению, робко протягивает руку». Думается, что только сейчас герой понял, сколько сделала Соня для его спасения, Какие воспоминания могли пробудиться в его душе в эти минуты? И рассказ Мармеладова о ней, и чтение сцены воскрешения Лазаря, и то, как надевает крест и благословляет на признание и, прячась, чтобы он не увидел, сопровождает его в "скорбном шествии», ведь именно тогда Раскольников понял, «что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света, куда бы ему ни вышла судьба...", и ее одинокая фигурка перед окнами госпиталя и многое, многое... Все эти переживания, которые когда-то так мучили его, оказались великим благом, ибо из них рождается чудо воскрешения: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени». Какая сила бросила Раскольникова к ногам Сони? Нет, той темной силы, которая толкнула его на преступление, силы мысли, допущенной героем, уже нет. она вытеснена из души силой любви, которой помогла зародиться, укрепиться и вырасти в его душе Соня. О чем говорят героине эти слезы? Это уже не просто.«явка с повинной", а настоящее покаяние, «воскрешение в новую жизнь». Полтора года назад Раскольников поклонился в ноги Соне за великое человеческое страдание, за то, что «понапрасну умертвила и предала себя». Что хочет сейчас сказать нам автор этой явной перекличкой сцен? Слезы Раскольникова - это слезы благодарности за веру в него, за терпение и любовь, это искреннее признание любви и запоздалое понимание того, что жертва, совершенная для людей, не бывает напрасной... В глазах Сони «засветилось бесконечное счастье». Она поняла, что Раскольников «любит, бесконечно любит ее, и что настала же, наконец, эта минута». 6 чем смысл этого «наконец»? Многие месяцы Соня любила, но таила в себе это чувство, не веря, что ее, «великую грешницу», можно полюбить. Говорит ли Достоевский о том, когда оно зародилось в душе девушки? Да, оно появилось еще тогда, в самую первую встречу, когда она пришла звать Раскольникова на поминки по отцу, впервые увидела его, мать, сестру, и идя домой, хотела скорее остаться одной, чтобы «думать, вспоминать, соображать каждое сказанное слово, каждое обстоятельство. Никогда, никогда она не ощущала ничего подобного. Целый новый мир неведомо и смутно сошел в ее душу». 4го способствовало развитию этого чувства? Признание Раскольникова, чтение Евангелия, ощущение одиночества героя, его беззащитности и отторженности от людей и Бога и боязнь, что он не вынесет мучений и покончит с собой, и, вероятно, вера в то, что именно она сможет помочь ему. И это состояние «бесконечного счастья», которое переживает героиня в эпилоге романа - не чудо, не случайность, оно - закономерное и выстраданное воздаяние за то, что в условиях бедной, трудной, грубой жизни сумела выстоять, сохранить в себе чистую душу, любовь к людям, веру в добро. Как повлияло это объяснение на Раскольникова? Что нового проявилось в его характере, отношении к людям, мироощущении? Обращает на себя внимание фраза: «Они положили ждать и терпеть». Раскольников, который был прежде нетерпелив, ему нужен был сразу «весь капитал», готов ждать и терпеть - это влияние мудрой, кроткой Сони, Изменения, происшедшие в душе героя, были так заметны, что даже «каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе», а он «даже сам заговорил с ними, и ему отвечали ласково». И наконец, в сознании начинает вырабатываться «что-то совершенно иное». А для формирования нового взгляда на мир нужна новая духовная основа, и поэтому совершенно естественно, «машинально» в руках героя появляется Евангелие. Почему Соня за все время каторги ни разу не говорила с Рас-кольниковым о вере и не «навязывала» ему книги, как он опасался? Почему он сам попросил Евангелие именно незадолго до болезни? Почему она «молча принесла ему книгу»? На все эти вопросы есть один ответ: путь к вере у каждого человека свой, и он должен пройти его сам, через собственное страдание, его душа должна сама запросить Бога. Так герой делает самый важный для своего духовного пути нравственный выбор, делает первые шаги по пути Сони, но они освящены ее «приветливой и радостной улыбкой», неустанной молитвой, великим терпением и любовью. Всей трудной жизнью своей она закономерно приводит героя к мысли: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?» Будет ли легким этот путь для героев? Нет, открытый финал романа утверждает, что путь духовного совершенствования не только труден, но и бесконечен, это «великий подвиг», но только он дает человеческой жизни подлинный смысл. Образ Сони выписан Достоевским с величайшей любовью. И внимательно перечитав вместе все сцены романа, связанные с героиней, мы теперь можем определить, каково ее место в системе персонажей и идейном замысле автора. Действительно, согласившись с мнением многих исследователей, можно считать Соню выразительницей православных воззрений Достоевского, можно - просто «добрым Ангелом» и спасительницей Раскольникова. Но думается, что в процессе совместных размышлений мы сделали целый ряд наблюдений, которые позволили нам прикоснуться к неисчерпаемому духовному опыту автора, выстраданному им на нелегком жизненном, творческом и молитвенном пути. Робкая, кроткая Соня нас, читателей, так же как и Раскольникова, незаметно, устремленностью своей чистой души и жизни приводит к осознанию важных вечных истин. Каких же? Соня учит жить «не всяко, но в духе»: любить людей такими, каковы они есть, и прощать их, видеть в каждом человеке творение Божие и доверять промыслу Божию; понимать, что, живя так, человек не только внутренне изменяется сам, но и вольно или невольно светом своей любви преображает все вокруг себя; осознавать, что чем выше духовно человек, тем большие нравственные требования он должен предъявлять к себе; что поле битвы Добра и Зла - душа человека и исход ее зависит от нравственного выбора самого человека, что этот «Вечный Бой» длится до последнего часа его жизни; что страдания, переживаемые им, служат уроками любви, добра и правды и способствуют совершенствованию его духовной природы, и наконец, мудро учит понимать жизнь в ее непрерывном развитии, обновлении и гармонии. |
« Пред. | След. » |
---|