Критерии оценивания
|
Баллы
|
К1. Соответствие теме
|
Выпускник в той или
иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия
(например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над
предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой
тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
|
2
|
Выпускник поверхностно
рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения
прослеживается.
|
1
|
Сочинение не
соответствует теме,
и/или коммуникативный
замысел сочинения не прослеживается.
|
0
|
К2. Аргументация.
Привлечение литературного материала
|
Выпускник при
раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного
произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору,
определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный
уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа
художественного текста в единстве формы и содержания;
допущено не более 1
фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в
написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов
произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов
и т.п.)
|
2
|
Выпускник строит
рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по
поводу художественного произведения;
и/или ограничивается
простым пересказом художественного произведения;
и/или допущены 2-4
фактические ошибки, связанные со знанием
литературного материала.
|
1
|
сочинение написано без
привлечения литературного материала,
или литературные
произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение
содержит 5 и более фактических ошибок.
|
0
|
К3. Композиция
|
Сочинение отличается
композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью
частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и
необоснованных повторов.
|
2
|
Сочинение отличается композиционной
цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых
частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении
прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи
между смысловыми частями,
и/или мысль
повторяется и не развивается.
|
1
|
Грубые логические
нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует
тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
|
0
|
К4. Качество речи
|
Выпускник точно
выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при
необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
|
2
|
Выпускник точно
выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием
грамматического строя речи.
|
1
|
Низкое качество речи
существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным,
примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
|
0
|
К5. Оригинальность
сочинения
|
Выпускник демонстрирует
творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются
интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или
свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
|
1
|
Выпускник не
демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного
подхода, и/или оригинальности стиля.
|
0
|
К6. Речевые нормы
|
Допущено не более 2
речевых ошибок.
|
2
|
Допущены 3-4 речевые
ошибки.
|
1
|
Допущены 5 и более
речевых ошибок.
|
0
|
К7. Орфографические
нормы
|
|
Орфографических ошибок
нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
|
3
|
Допущены 2-3 орфографические
ошибки.
|
2
|
Допущены 4-5
орфографических ошибок.
|
1
|
Допущено более 5
орфографических ошибок.
|
0
|
К8. Пунктуационные
нормы
|
|
Пунктуационных ошибок
нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
|
3
|
Допущены 2-3
пунктуационные ошибки.
|
2
|
Допущены 4-5
пунктуационных ошибок.
|
1
|
Допущено более 5
пунктуационных ошибок.
|
0
|
К9. Грамматические
нормы
|
|
Допущено не более 2
грамматических ошибок.
|
2
|
Допущены 3-4
грамматические ошибки.
|
1
|
Допущено 5 и более
грамматических ошибок.
|
0
|
К10. Фактическая
точность в фоновом материале
|
Фактические ошибки
отсутствуют.
|
1
|
Допущены фактические
ошибки в фоновом материале (одна и более).
|
0
|
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
|
20
|