Тема Родины в лирике Блока |
16.04.2010 г. | |
Тема Родины Блоком выношена, выстрадана, идет не от книжности, не от отвлеченных умствований, это пережитое, часть души, «песня» его судьбы. Здесь не выкладки, не вековой спор западников и славянофилов, а кровоточащее сердце поэта. «Ты отошла, и я в пустыне... Да. Ты - родная Галилея... И пусть другой тебя ласкает...» - к кому обращены эти строки стихотворения, открывающего цикл «Родина»? К жене? К России? Да, к жене (зная письмо к Л. Д. Блок от 30 мая 1907 года) и" к России (зная круг мыслей Блока этого времени). К России-Жене. О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! («На поле Куликовом») К ней же обращается поэт в «России»: Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты... А ты все та же - лес, да поле. Да плат узорный до бровей... россия - женственный образ. Невеста ранних стихов Блока, прекрасное видение, проносившееся над родными просторами, туманное и недостижимое, теперь явственно становится Женой. (И хотя сам поэт протестовал против распространенных рассуждений о «превращении» образа Прекрасной Дамы в образы Незнакомки, Снежной Маски, России, отрицать внутреннюю взаимосвязь между ними невозможно; в частности, сокровенная тема ранней лирики и сокровенная тема Родины глубоко родственны у Блока.) Та юношеская светозарная подруга - «Ты» - снова оживает в образе России: «В темном поле были мы с Тобою,- Разве знала Ты?»; «Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей». И в роковую ночь накануне битвы, когда князь Боброк чутким ухом слушал стон родной земли, она была рядом, в русском стане: И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей. Не спугнув коня.
И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. «Ты», прекрасная мечта поэта, самое дорогое, что есть, снова с ним и не покинет как верная жена, воплотившись в светлый лик России. За нее идет бой - «за святое дело мертвым лечь». Остри свой меч в предверии грозных событий. Россия - вечное беспокойство, вечный полет. Ее порыв - бег степной кобылицы. И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Россия - вечный бой. Когда-то прогремел гром «битвы чудной», но таким событиям, по мысли Блока, суждено возвращение: «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней!» Нет, покой нам только снится, он невозможен: Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись! Молись! - готовься к испытаниям. Так снова пророчески предрекает Блок неизбежное. Стихи «куликовского цикла» можно назвать историчными по их историческим настроениям, историческим предчувствиям, но над всем неизменно преобладает лирическая стихия поэта. Образ России у Блока всегда лирический, неотделимый от личности поэта. И любовь поэта к родине глубоко личная. Для него это «моя страна». Возникает образ нищей России, с ее песнями ветровыми, дорогая как «слезы первые любви», в классическом, пронзительно-звонком стихотворении «Россия». Ничего нет: избы серые, лес да поле, а берет за душу глухой тоскливый напев, и тогда «невозможное возможно» 2] и «дорога долгая легка». Тот же мотив звучит и в «Осеннем дне». Россия снова сравнивается с бедной женой: О. нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? Россия, какая ни есть она - нищая, убогая - но это «жизнь моя»: Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? 2' У Блока для России - «невозможное возможно». Вспомним статью «Девушка розовой калитки...»: Россия, у которой «такая безобразная история», но мечта которой достижима, «воплотится», противопоставляется «недостижимой» мечте Запада. Сумрачно прошлое России, с ним пора «разлучиться, раскаяться»: «Вольному сердцу на что твоя тьма?» Знала ли что? Или в Бога ты верила? Что там услышишь из песен твоих? Ничего там нет, только «дико глядится лицо очумелое, Очи татарские мечут огни». Но отказаться от нее нельзя, как от жизни, от судьбы и потому суждено образу России вечно беспокоить сердце поэта: Что же маячишь ты, сонное марево? Вольным играешься духом моим?22 Проходят картины современной России, «моей страны»: Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. («На железной дороге») Путь степной - без конца, без исхода, Степь, да ветер, да ветер,- и вдруг Многоярусный корпус завода, Города из рабочих лачуг. («Новая Америка») Грешить бесстыдно, непробудно... И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод...
Петроградское небо мутилось дождем, На войну уходил эшелон... Образ родины в стихотворениях цикла не вневременный, не отвлеченный, не прежняя «дремотная Русь» легенды,- образ конкретный, современный и потому историчный. Россия многолика, ее приметы и в случае на железной дороге, и в утробной обывательской жизни, и в проводах эшелона... Какая бы она ни была: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. Родину Блок утверждает как самое дорогое и истинное, что есть у человека, что вспомнится ему как «последнее напутствие» в конце говорит поэт, все проходит - слава, злато - мимо, мимо, навсегда...Что ж, конец?» Нет... еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты в овсе... Россия - это и «страшный* мир» художника. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего. Россия - это и ветер, разгулявшийся на открытых пространствах, повергающий в тоску и отчаяние. Как не бросить все на свете, Не отчаяться во всем, Если в гости ходит ветер, Только дикий черный ветер, Сотрясающий мой дом? Вечное отношение человека к родине: сын - мать. Так возникает заключительный образ цикла:
Россия - мать, тужащая над сыном, а над убогой избушкой «за кругом плавный круг» чертит коршун, и так из века в век бедой кружит над матерью-Россией его черная тень1. Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.- Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить? (22 марта 1916 года)
|
« Пред. | След. » |
---|