ИС Пейзаж
20.11.2014 г.

Функция пейзажа

в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

1. Пейзаж в романе выполняет не только роль фона, на котором происходят действия, но и помогает выстроить хронологию событий. Сам Пушкин говорил, что время в его романе «рассчитано по календарю».

2. Пушкин описывает разные времена года, выражая своё отношение к каждому сезону. Весна - время пробуждения природы, «пора любви», но для автора это грустное время («Как грустно мне твое явленье...»). Тема грусти введена здесь не случайно: память о смерти Ленского, чувство утраты ещё не покинули героев, автора и читателя («Друзья мои, вам жаль поэта...»). Лето характеризуется как «карикатура южных зим». Автор признаётся: «Ах, лето красное, любил бы я тебя, / Когда б не зной, не комары да мухи». Приход зимы радует всех своим великолепием, торжественностью. Поэт называет ее «волшебницей», «матушкой», не случайно на фоне холодной ночи даны гадания Татьяны, на фоне зимнего пейзажа воспроизводится её сон, предвещающий беды, несчастья; дуэль и смерть Ленского происходят тоже зимой; ранней, еще по-зимнему холодной весной состоялась последняя встреча Онегина и Татьяны. Анализируя лирические отступления, связанные с описанием природы, необходимо подчеркнуть, что в романе преобладает светлое, радостное её восприятие природы. Смена времен года помогает автору передать ощущение однообразного неотвратимого течения жизни, возрастов, настроений и того, что в жизни каждого человека определённые периоды сменяют друг друга точно так же, как и в природе («Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел»).

3. Пейзаж помогает поэту отобразить внутренний мир и душевное состояние героев. Так, например, величавость зимы близка Татьяне, она любит это время года, но перед отъездом из деревни в Москву на душе у героини так тяжело, что она одна «нейдёт <...> зиму встречать», не радуется «проказам матушки зимы», ей «страшен зимний путь». Уезжая, героиня прощается с окружающей её природой, она просит прощения у лесов, полей: «Простите, мирные долины, / И вы, знакомых гор вершины, / И вы, знакомые леса». Душа Татьяны находится в гармонии с природой: «Она любила на балконе / Предупреждать зари восход». Онегин (в отличие от автора, для которого деревня, где скучал Евгений, была «прелестный уголок») равнодушен и к зелёным лугам, и к белоснежному покрову лесов и полей («Два дня ему казались новы / Уединённые поля, / Прохлада сумрачной дубровы, / Журчанье тихого ручья»). Ленскому же, занятому любовными переживаниями, не хватает времени восхищаться природой, хотя в своих стихотворениях он рисует «туманную даль», описывает романтические розы. Ольгу Пушкин называет «глупой луной на этом глупом небосклоне»: она, словно луна, светит, но не греет душу («В чертах у Ольги жизни нет»).

4. Необходимо отметить, что пейзаж в романе реалистически точен, подчас детально конкретен. Пушкин изображает природу средней полосы России вместе с человеком, его трудовой деятельностью (гл. 7, строфа 15) («Был вечер... / Уж расходились хороводы; / Уж за рекой, дымясь, пылал / Огонь рыбачий»; «Зима!../ Крестьянин, торжествуя...»). При этом автор не стремится выбирать какие-то исключительные картины. Наоборот, все у него просто, обыденно и в то же время прекрасно именно своей безыскусственностью, он  показывает  читателям, сколько прелести и поэтичности заключено в этих всем знакомых, но недостаточно оцененных картинах.

 
След. »