Михаил Булгаков |
16.04.2010 г. | ||||||
Страница 2 из 4
Промежуток в 1900 лет, который разделяет древнюю и современную части романа, играет в структуре «Мастера и Маргариты» чрезвычайно важную роль. Дело в том, что I 900 кратно 76, в 76 лет - это знаменитый лунно-солнечный цикл Калиппа - наименьший период времени, содержащий равное число лет по солнечному, юлианскому, и лунному, древнееврейскому, календарям. Через каждые 76 лет по юлианскому календарю фазы луны падают на одни и те же числа и дни недели. Поэтому пасхальная пятница 14 нисана (речь идет о иудейской Пасхе) и в 29-м и в 1929 году падала на одно и то же число - 20 апреля по юлианскому календарю, и на этот же день недели и число приходится в оба эти года ночь полнолуния. Время же последнего полета Маргариты и Мастера вместе с Воландом и его товарищами - это действительно и 22 апреля 1929 года по юлианскому календарю (5 мая по григорианскому), и 22 апреля 29 года, и 16-е число месяца нисан древнееврейского календаря в те лунные годы, которые падают на 22 апреля 29 и 1929 годов юлианского календаря. В этот день православной Пасхи происходит воскресение Мастера и воскресение Иешуа, а мир евангельской легенды сливается с потусторонним миром Воланда и с современным земным миром. Именно в сцене последнего полета сливается воедино не только временная, но и весьма сложная пространственная структура «Мастера и Маргариты». Евангельское время формирует, таким образом, один по - ток с тем временем, когда Булгаков и его Мастер начали работу над романом о Иешуа и Пилате, и действие созданного Мастером романа соединяется с ходом современной московской жизни, где автор гениального романа заканчивает свою земную жизнь, затравленный гонителями, чтобы в вечности потустороннего мира обрести бессмертие и долгожданный покой} Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют» трем рядам персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразные триады, объединенные функциональным подобием и сходным взаимодействием с персонажами своего ряда, а также элементами портретного сходства между членами одной и той же триады. Продемонстрируем это положение на примере первой и наиболее значимой триады романа. Ее составляют: прокуратор Иудеи Понтий Пилат - «князь тьмы» Воланд - директор психиатрической клиники профессор Стравинский. В ершалаимских сценах события развиваются благодаря действиям и распоряжениям Пилата. В московской части действие происходит благодаря Воланду, у которого, как и у прокуратора Иудеи, есть своя свита. Также и Стравинский, пусть в пародийном, сниженном виде повторяет функции Пилата и Воланда. Стравинский определяет судьбу всех тех персонажей современного мира, которые попали в клинику в результате случайного контакта с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиями Стравинского - сниженного подобия Воланда. Волана, в свою очередь, - в чем-то сниженное подобие Пилата, сниженное уже потому, что «князь тьмы» почти начисто лишен каких-либо психологических переживаний, которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную трусость прокуратор Иудеи (храбрость на поле боя и гражданская трусость - как часто наблюдал такое Булгаков у своих современников!). Воланд как бы пародирует Пилата - человека, стоящего во главе всего сршалаимского мира. Ведь от Пилата зависят судьбы и Каифы, и Иуды, и Иешуа, и, как и у Воланда, у него есть своя свита - Афраний, Марк Крысобой, верный Банга. Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный, в конце концов, отправить его на смерть, невольно обеспечивает им обоим бессмертие в веках. И в современной Москве вечный Воланд спасает Мастера и дает' ему награду. Но здесь тоже сначала должна наступить смерть творца и его преданной возлюбленной - воздаяние они получают в потустороннем мире, и бессмертие дает Мастер, написанный им гениальный роман, а Маргарите - ее неповторимая любовь. Стравинский также «спасает» Мастера и других, ставших жертвой нечистой силы, только спасение это откровенно пародийно, поскольку профессор может предложить Мастеру всего лишь абсолютный, бездеятельный покой психолечебницы. Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается, хотя и по-разному, мнимой. Пилат не в силах изменить ход событий, предопределенный независящими от него обстоятельствами, в конечном счете, только из-за собственного малодушия, хотя внешне все в древней части романа происходит по его приказу. Воланд, в свою очередь, лишь предсказывает будущее тех людей, с которыми соприкасается, но будущее это все-таки определяется исключительно земными обстоятельствами.|Так, Берлиоз гибнет под колесами трамвая не потому, что сатана подарил этому закоренелому детерминисту непредвиденное обстоятельство в виде трамвайных колес и разлитого Аннушкой на рельсах масла, а потому что просто поскользнулся на этом масле». А доносчик Майгель, погибающий на балу Воланда от пули Азазелло, все равно через месяц неизбежно должен был поплатиться жизнью за свое предательство, и вмешательство потусторонних сил лишь ускоряет развязку. Власть же Стравинского над Мастером и другими пациентами оказывается призрачной: он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний' о Пилате и о смерти Иешуа, о Мастере и его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его вместе с Маргаритой в потусторонний мир и в бессмертие. Между членами триады есть и определенное портретное сходство. Воланд - «по виду - лет сорока с лишним» и «выбрит гладко», Стравинский - «тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти». У сатаны «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», причем «правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое угольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней», профессор же - человек «с приятными, но очень пронзительными глазами». Внешнее сходство Стравинского с Пилатом отмечает при встрече с профессором Иван Бездомный, равно как и тот факт, что он, подобно прокуратору, говорит на латыни. В первой редакции Воланд и Пилат были связаны в тексте непосредственно, один персонаж просто превращался в другого. В позднейших редакциях эта связь сохранилась лишь на функциональном уровне. Есть между Воландом и Пилатом и портретное сходство. Так, во время допроса Иешуа лицо у Пилата из желтого становится бурым из-за прилива крови а «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар» Перечислим остальные семь триад «Мастера и Маргариты»: Афраний, первый помощник Пилата, - Фагот-Коровьев, первый помощник Воланда, - врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского; кентурион Марк Крысобой - Азазелло, демон безводной пустыни, - Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана дома Грибоедова; пес Банга - кот Бегемот - милицейская собака Тузбубен; Низа, агент Афрания, - Гелла, служанка Фагота-Коровьева, - Наташа, служанка и доверенное лицо Маргариты; председатель Синедриона Иосиф Каифа - Председатель МАССОЛИТа Берлиоз - неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца; Иуда из Кириафа, работающий в меняльной лавке, - барон Майгель, служащий зрительной комиссии «в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», - журналист Алоизий Могарыч; Левий Матвей, бывший сборщик податей и единственный последователь Иешуа, - поэт Иван Бездомный, единственный ученик Мастера, в эпилоге превращающийся в профессора Понырева из Института истории и философии, - поэт Александр Рюхин. Из главных персонажей романа лишь три не входят в состав триад. Это прежде всего два таких важных героя, как Иешуа Га-Ноцри и безымянный Мастер, образующие пару, или диаду (Мастер действует как в современном, так и в потустороннем мире, специальный персонаж из потустороннего мира здесь отсутствует) Га-Ноцри совершает нравственный подвиг, пред лицом мучительной смерти оставаясь тверд в своей гуманистической проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Удел автора романа о Понтии Пилате - подвиг творческий. И учение Иешуа, и произведение Мастера - это своеобразные нравственный и художественный центры, от которых отталкивается и к которым одновременно направлено действие «Мастера и Маргариты». Принцип снижения современных героев по сравнению с их аналогами в ершалаим-ских сценах действует и здесь. Мастера - в отличие от Иешуа - перенесенные тяжелые испытания все-таки сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись и искать убежища в клинике для душевнобольных, и сам роман стал ему ненавистен. Возможность для творческой жизни Мастер вновь обретает лишь в потустороннем мире. Остается героиня, чье имя вынесено в название романа. В структуре произведения она занимает уникальное положение. Эта уникальность объясняется булгаковским желанием подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру, сделать из этой любви недостижимо высокий идеал. Образ Маргариты олицетворяет не только любовь, но и милосердие (она добивается прощения для Фриды и Пилата). Этот образ исполняет роль монады - основной структурообразующей единицы бытия в романе, ибо именно милосердие и любовь призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков. Маргарита действует во всех трех мирах романа: современном, потустороннем и историческом (с этим последним она сталкивается в ночь последнего полета, когда видит Пилата). Этот образ не всегда являет собой идеал. Став ведьмой, Маргарита ожесточается и громит дом Драмлита, где живут главные недруги Мастера. Но угроза гибели невинного ребенка, как и у Достоевского, становится тем порогом, который никогда не сможет переступить истинно нравственный человек, и наступает отрезвление. Другой грех Маргариты - участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками «всех времен и народов». Но этот грех совершается в иррациональном потустороннем мире, действия Маргариты здесь никому не приносят никакого вреда и не требуют искупления. И любовь Маргариты остается для нас вечным идеалом. Характерно, что никто из персонажей триад, а также диады и монады не связан между собой, да и с другими персонажами (за редким исключением) узами родства, свойства или брака. В отличие от многих всемирно известных романов, построенных по типу семейных хроник («Будденброки», «Война и мир», «Сага о Форсайтах», «Тихий Дон» и др.), в «Мастере и Маргарите» основой развития сюжета служат такие связи между действующими лицами, которые целиком вытекают из их положения в обществе. Вспомним, что и Римская империя и Иудея в I веке новой эры были обществами в высшей мере иерархичными, и вполне закономерным выглядит то, что в ершалаимских сценах отношения персонажей определяются их положением в общественной иерархии. Вне иерархии стоит лишь Иешуа, по виду - обыкновенный бродяга, и его учение противостоит всякой иерархии, выдвигая на первый план качества человека как такового. Но даже в фигуре первого ученика, нетерпимого Левия Матвея можно узреть вероятную грядущую трансформацию Учения, создание строго иерархизированной христианской церкви. Матвей жестко делит всех на врагов и друзей, а это уже основание для новой иерархии по степени приверженности учению, соблюдения канонов веры. Вечная, раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире, и она своеобразно отражает иерархию древнего ершалаимского и современного московского мира/) Современный Булгакову мир тоже на поверку оказывается миром иерархическим. Четкая иерархия - в театре Варьете, в клинике Стравинского, в возглавляемом Берлиозом МАССОЛИТе. Только отношениями Маргариты и Мастера правит не иерархия, а любовь. В обществе, основанном на -иерархии, Мастеру, несмотря на его гениальность и даже во многом именно из-за нее, не находится места. Мастер - неосознанный бунтарь против системы государственной иерархии, а сам роман - скрытый протест против такой системы. Роман Мастера, человека гениального, но не принадлежащего к могущественной иерархии литературного и окололитературного мира, не может выйти в свет. Как и Иешуа, восставший против иудейской иерархии, Мастер обречен на гибель.. Роман Булгакова утверждает приоритет вечных человеческих чувств над любой социальной иерархией, пусть добро, правда, любовь, творческий гений вынуждены здесь скрываться в потустороннем мире, искать поддержки у «князя тьмы». Писатель твердо верил, что, только опираясь на живое II воплощение этих гуманистических понятий, человечество может создать действительно справедливое общество, где монополией на истину не будет обладать никто. В последней главе романа перед Мастером в потустороннем мире возникает панорама древнего Ершалаима, угаданного силой его творческого воображения. Но, отпустив на свободу Пилата, Мастер поставил точку в своем произведении. И не дал поэтому Воланд ему встречу в свете с Иешуа - «зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?» Нет Мастеру и возврата в современный московский мир - соткавшийся за его спиной «недавно покинутый город с монастырскими пряничными башнями», там он лишен возможности творить, видеться с любимой, лишен смысла жизни. Лишь в дарованном сатаной последнем приюте Мастер соединяется наконец, со своей возлюбленной, обретает покой, но покой творческий, тот покой, о котором, развивая пушкинскую формулу «покой и воля», говорил Блок: «Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл». Возможность творения - вот подлинная награда Мастеру.
|
« Пред. | След. » |
---|