Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Файлы

CategoryФото(1)
CategoryРазное(3)
CategoryЛитература(9)
CategoryVIP(9)
CategoryШкольные документы(10)
CategoryРусский язык(20)

Статистика

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня2946
mod_vvisit_counterВ этом месяце20155
mod_vvisit_counterВсего6754479

Опросы

Ваше отношение к системе ЕГЭ

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
Определение проблемы, комментирование
09.03.2017 г.

Подготовка к  ЕГЭ. Учимся писать сочинение (формулировка,  комментирование основной проблемы текста, определение позиции автора)

 

Подчасова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ № 23 г. Ковров, e-mail: podchasova23@mail.ru

 

 По словам учащихся, часть С -  самая сложная часть экзамена, особенно формулировка основной проблемы текста и её комментирование.

Часто в текстах выявляется несколько проблем. Как определить, какая из них основная?

Прежде всего необходимо выяснить, какие проблемы рассматриваются в публицистических и художественных экзаменационных текстах. Это экологические, нравственные, философские, социальные, психологические, реже политические проблемы.

Основная проблема – это основной вопрос текста, на основе которого строится всё повествование. Убедившись в том, что ученики видят вопросы, проблемы, затронутые автором, называют их, обращаем внимание на то, какая проблема вызывает наиболее глубокие авторские размышления, чему автор уделяет больше внимания. Эта проблема и будет основной. Остальные вопросы будут второстепенными, сопутствующими. Из опыта работы знаю, что формулировать проблему легче в виде вопроса.

Работу над текстом лучше проводить с карандашом в руках. Предлагаю учащимся следующий алгоритм работы:

*      Вдумчиво, медленно прочитайте текст первый раз, чтобы ответить на вопрос:

 «О чём текст?», т.е. определить тему;

*      Спросите себя: « На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»;

*      Ответы подчеркните;

*      Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы);

*      Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься  о..? Если заставил, то проблема найдена.

Предлагаю учащимся использовать в работе следующие речевые клише:

*      Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..;

*      Что есть…? В чём..? Эту важную для каждого проблему поднимает автор;

*      Одной из проблем, поднятых в тексте, является проблема...

*      Автор текста приглашает читателя к раздумью: .. и т.д.

Советую учащимся формулировать проблему одним предложением.

Как комментировать основную проблему?

Беда в том, что ученики часто просто пересказывают текст, но такая работа оценивается  нулём баллов.

Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что такое комментарий. Комментарий – это подтверждение того, что проблема в тексте действительно есть, а не придумана учащимися, это толкование основного вопроса, основной проблемы предложенного текста, которую они указали выше.

Когда проблема определена, приступаем к её комментированию.

Вот примерный план, по которому мы работаем:

  1. Взгляд на проблему с точки зрения её актуальности.

 Провожу словарную работу на тему: «Какой может быть проблема, рассматриваемая автором».  Составляем цепочку определений:  проблема может быть острой, важной, наболевшей, серьёзной, актуальной, сложной, первоочередной, животрепещущей и т.п.

          Определив категорию проблемы, можно:

  1. Указать, нова она или традиционна;
  2. Каковы причины её возникновения;
  3.  Остановиться на личности автора, затронувшего такую важную проблему (это патриот, человек активной жизненной позиции, хорошо знающий то, о чём пишет и т.д.);
  4. Вспомнить, кто еще из писателей, публицистов, кроме данного автора, обращался к этой проблеме;
  5. Выяснить, как повлияла на школьников поднятая автором проблема.

Обсуждаем речевые обороты, клише, которые можно использовать:

*      заставила глубоко задуматься;

*      оценить собственную позицию;

*      по-другому посмотреть на ..;

*      переосмыслить своё отношение к…;

*      серьёзнее относиться…и т.п..

Итак, комментарий основной проблемы не должен замещаться общими рассуждениями о тексте, рассуждениями по поводу всех проблем, затрагиваемых автором, пересказом или комментарием действий героев текста.

Определить и сформулировать позицию автора без подготовки учащимся бывает сложно.

Авторская позиция обычно проявляется в отношении к изображаемому. Как может относиться автор к поднятой проблеме?

*      Позитивно;

*      Негативно;

*      Неоднозначно;

*      Осуждающе;

*      С иронией;

*      С юмором;

*      Скептически и т.д.

Позиция автора может быть очевидна, чётко обозначена, например, в названии текста или отдельных предложениях в аргументации.

Понять авторскую оценку  поднятой проблемы можно также благодаря изобразительно-выразительным средствам языка (метафоре, эпитетам, олицетворению, риторическим вопросам и восклицаниям, оценочной лексике, инверсии, градации, лексическим повторам и т.д.)

Языковые средства играют огромную роль в тексте. Они помогают:

*      сделать авторскую мысль более яркой, убедительной, точной;

*      передать эмоциональное состояние автора, глубину проблемы;

*      придать тексту определённый пафос;

*      подчеркнуть актуальность рассматриваемых проблем;

*      заинтересованность автора данными проблемами и т.д.

7.Читая повторно текст, попробуйте задать себе вопрос: «В чём убеждает меня автор?» и ответить словами текста. В этих словах и будет заключаться авторская позиция.

Предлагаю использовать следующие речевые клише:

*      Внимание автора привлекает проблема…Позиция его заключается в том, что..

*      Рассматривая проблему.., автор чётко формулирует собственное мнение:..

*      Внимание автора привлекает проблема…Автор убеждён в том, что..

При формулировании позиции автора желательно использовать цитату из исходного текста.

 

Исходный текст публицистического стиля:

Говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знание и ничего другого – то это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшнее, опаснее и бесполезнее для общества он будет. А ещё говорят, что учёба есть приобретение профессии. Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме профессии. Для меня такой человек неприятен и неприемлем. Никому нет от него радости…

Надо учиться, чтобы быть!

Чтобы создавать науку, нужно любить её и находить в ней отзвук всем стремлениям. Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. И, заключая свою мысль, я бы сказал даже проще: быть учеником – значит быть живым человеком.

                                                                                                                                      (А.Ф. Лосев)        

 

       Работая над текстом, можно предложить учащимся составить сводную таблицу:

 

Примерная схема работы с исходным текстом

«Строительный» материал для будущего сочинения

Формулировка проблемы:

1. Медленно, вдумчиво прочитайте текст первый раз, определите тему (о чём текст?)

 2. На какие вопросы можно найти ответ в тексте? Читая текст повторно, подчеркните  предложения, дающие ответы на ваши вопросы.

3. Выберите одно из наиболее важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений и произнесите с вопросительной интонацией. Проблема сформулирована.

Комментирование проблемы:

1. Насколько поднятая проблема актуальна?

2. Современна она или традиционна?

3. Остановитесь на личности автора, затронувшего данную проблему. Вспомните других писателей, публицистов, обращавшихся к данной проблеме.

4. Как повлияла на вас поднятая автором проблема?

Определение авторской позиции:

1. Задайте себе вопрос: « В чём убеждает меня автор?»

2. Подчеркните в тексте слова, с/с, предложения, дающие ответ на данный вопрос.

3. Как автор относится к поднятой проблеме?

 

 

- Об учении.

- Для чего мы учимся? В чём заключается смысл учения? Что значит быть учеником?

 

 

 

 

 

 

 

- Проблема актуальна, современна.

 

- А.Ф.Лосев – учёный, философ, человек активной жизненной позиции.

 

 

- Заставила задуматься над вопросом: «Зачем я учусь?», по-другому взглянуть на процесс обучения в целом.

- Учиться нужно, чтобы быть.«Быть учеником – значит быть живым человеком».

 

 

Автор негативно относится к тем людям, у которых «за душой нет ничего, кроме профессии». Искренне переживает по поводу нравственного воспитания подрастающего поколения.

 

 

 

 

Приведу пример части сочинения учащегося, где он формулирует проблему текста, комментирует её и пытается определить авторскую позицию (Нет вступления, заключения, аргументация собственной позиции не приводится).

Автор текста приглашает нас к размышлению над вопросом: в чём заключается истинный смысл учения, для чего мы учимся?

Данная нравственная проблема довольно серьёзна и важна в наше время. Учёный и философ, А.Ф. Лосев – человек активной жизненной позиции, хорошо знающий ту проблему, о которой пишет. Настоящее учение заключается в нравственном воспитании человека, в выработке нравственной позиции и в умении «отстаивать свою точку зрения». Важно не только стать хорошим профессионалом в будущем, но и духовно богатым человеком. Автор убеждён в том, что « быть учеником – значит быть живым человеком», а учиться нужно, «чтобы быть», быть живым человеком, а не бесчувственным роботом. А.Ф. Лосев отзывается негативно, осуждающе о таких людях, у которых « за душой и в уме нет ничего, кроме профессии». Поэтому у нас так много бездушных чиновников, беспринципных администраторов, пусть и хорошо знающих своё дело.

Поднятая автором проблема заставила меня глубоко задуматься и по-другому посмотреть на процесс учения.

 

Библиографический список:

1.        Цыбулько И.П. ЕГЭ// Русский язык//Тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2010

2.        Пучкова Л.И. Русский язык// ЕГЭ//Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2011

3.        Егораева Г.Т. ЕГЭ//Русский язык//Выполнение задания части 3(С).- М.: Экзамен, 2009

4.        Симакова Е.С. Русский язык// Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ// Сочинение.- М.: АСТ: Астрель, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »