Определение проблемы, комментирование |
09.03.2017 г. | |||||
Подготовка к ЕГЭ. Учимся писать
сочинение (формулировка, комментирование
основной проблемы текста, определение позиции автора)
Подчасова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 23 г. Ковров, e-mail: podchasova23@mail.ru
По словам учащихся, часть С - самая сложная часть экзамена, особенно формулировка основной проблемы текста и её комментирование. Часто в текстах выявляется несколько проблем. Как определить, какая из них основная? Прежде всего необходимо выяснить, какие проблемы рассматриваются в публицистических и художественных экзаменационных текстах. Это экологические, нравственные, философские, социальные, психологические, реже политические проблемы. Основная проблема – это основной вопрос текста, на основе которого строится всё повествование. Убедившись в том, что ученики видят вопросы, проблемы, затронутые автором, называют их, обращаем внимание на то, какая проблема вызывает наиболее глубокие авторские размышления, чему автор уделяет больше внимания. Эта проблема и будет основной. Остальные вопросы будут второстепенными, сопутствующими. Из опыта работы знаю, что формулировать проблему легче в виде вопроса. Работу над текстом лучше проводить с карандашом в руках. Предлагаю учащимся следующий алгоритм работы: Вдумчиво, медленно прочитайте текст первый раз, чтобы ответить на вопрос: «О чём текст?», т.е. определить тему; Спросите себя: « На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»; Ответы подчеркните; Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы); Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена. Предлагаю учащимся использовать в работе следующие речевые клише: Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..; Что есть…? В чём..? Эту важную для каждого проблему поднимает автор; Одной из проблем, поднятых в тексте, является проблема... Автор текста приглашает читателя к раздумью: .. и т.д. Советую учащимся формулировать проблему одним предложением. Как комментировать основную проблему? Беда в том, что ученики часто просто пересказывают текст, но такая работа оценивается нулём баллов. Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что такое комментарий. Комментарий – это подтверждение того, что проблема в тексте действительно есть, а не придумана учащимися, это толкование основного вопроса, основной проблемы предложенного текста, которую они указали выше. Когда проблема определена, приступаем к её комментированию. Вот примерный план, по которому мы работаем:
Провожу словарную работу на тему: «Какой может быть проблема, рассматриваемая автором». Составляем цепочку определений: проблема может быть острой, важной, наболевшей, серьёзной, актуальной, сложной, первоочередной, животрепещущей и т.п. Определив категорию проблемы, можно:
Обсуждаем речевые обороты, клише, которые можно использовать: заставила глубоко задуматься; оценить собственную позицию; по-другому посмотреть на ..; переосмыслить своё отношение к…; серьёзнее относиться…и т.п.. Итак, комментарий основной проблемы не должен замещаться общими рассуждениями о тексте, рассуждениями по поводу всех проблем, затрагиваемых автором, пересказом или комментарием действий героев текста. Определить и сформулировать позицию автора без подготовки учащимся бывает сложно. Авторская позиция обычно проявляется в отношении к изображаемому. Как может относиться автор к поднятой проблеме? Позитивно; Негативно; Неоднозначно; Осуждающе; С иронией; С юмором; Скептически и т.д. Позиция автора может быть очевидна, чётко обозначена, например, в названии текста или отдельных предложениях в аргументации. Понять авторскую оценку поднятой проблемы можно также благодаря изобразительно-выразительным средствам языка (метафоре, эпитетам, олицетворению, риторическим вопросам и восклицаниям, оценочной лексике, инверсии, градации, лексическим повторам и т.д.)
Языковые
средства играют огромную роль в тексте. Они помогают: сделать авторскую мысль более яркой, убедительной, точной; передать эмоциональное состояние автора, глубину проблемы; придать тексту определённый пафос; подчеркнуть актуальность рассматриваемых проблем; заинтересованность автора данными проблемами и т.д. 7.Читая повторно текст, попробуйте задать себе вопрос: «В чём убеждает меня автор?» и ответить словами текста. В этих словах и будет заключаться авторская позиция. Предлагаю использовать следующие речевые клише: Внимание автора привлекает проблема…Позиция его заключается в том, что.. Рассматривая проблему.., автор чётко формулирует собственное мнение:.. Внимание автора привлекает проблема…Автор убеждён в том, что.. При формулировании позиции автора желательно использовать цитату из исходного текста.
Исходный текст публицистического стиля: Говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знание и ничего другого – то это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшнее, опаснее и бесполезнее для общества он будет. А ещё говорят, что учёба есть приобретение профессии. Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме профессии. Для меня такой человек неприятен и неприемлем. Никому нет от него радости… Надо учиться, чтобы быть! Чтобы создавать науку, нужно любить её и находить в ней отзвук всем стремлениям. Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. И, заключая свою мысль, я бы сказал даже проще: быть учеником – значит быть живым человеком. (А.Ф. Лосев)
Работая над текстом, можно предложить учащимся составить сводную таблицу:
Приведу пример части сочинения учащегося, где он формулирует проблему текста, комментирует её и пытается определить авторскую позицию (Нет вступления, заключения, аргументация собственной позиции не приводится). Автор текста приглашает нас к размышлению над вопросом: в чём заключается истинный смысл учения, для чего мы учимся? Данная нравственная проблема довольно серьёзна и важна в наше время. Учёный и философ, А.Ф. Лосев – человек активной жизненной позиции, хорошо знающий ту проблему, о которой пишет. Настоящее учение заключается в нравственном воспитании человека, в выработке нравственной позиции и в умении «отстаивать свою точку зрения». Важно не только стать хорошим профессионалом в будущем, но и духовно богатым человеком. Автор убеждён в том, что « быть учеником – значит быть живым человеком», а учиться нужно, «чтобы быть», быть живым человеком, а не бесчувственным роботом. А.Ф. Лосев отзывается негативно, осуждающе о таких людях, у которых « за душой и в уме нет ничего, кроме профессии». Поэтому у нас так много бездушных чиновников, беспринципных администраторов, пусть и хорошо знающих своё дело.
Поднятая
автором проблема заставила меня глубоко задуматься и по-другому посмотреть на
процесс учения.
Библиографический список:
1.
Цыбулько И.П.
ЕГЭ// Русский язык//Тренировочные задания. - М.: Эксмо, 2010
2.
Пучкова Л.И.
Русский язык// ЕГЭ//Типовые тестовые задания.- М.: Экзамен, 2011
3.
Егораева Г.Т.
ЕГЭ//Русский язык//Выполнение задания части 3(С).- М.: Экзамен, 2009
4.
Симакова Е.С.
Русский язык// Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ// Сочинение.- М.: АСТ:
Астрель, 2009.
|
« Пред. | След. » |
---|