Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при
подготовке к ЕГЭ. 11-й класс
1. Анализ текста начинаем с
выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова,
относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться
сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача –
вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему,
поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо
проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме,
какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает
внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием
слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть две
и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те)
проблемы, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над
которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена
авторская позиция.
Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме
вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле
«проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное
должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны: автором проблема может
быть:
- поставлена
- изложена
- рассмотрена
- выдвинута
- затронута
- поднята
- сформулирована
- исследована
- проанализирована
Возможные проблемы:
- Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев,
человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
- Проблема роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший
этап жизни человека?);
- Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом?
Что значит любить свою семью и свою Родину7);
- Проблема отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом?);
- Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство
(действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль
детства в становлении личности?);
- Проблема нравственной прочности человека (почему именно в
обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность
человека?);
- Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или
портится русский язык благодаря заимствованиям?);
- Проблема влияния человека на природу (какова степень влияния человека
на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
- Проблема восприятия человеком природы как живой материи (должен ли
человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
- Проблема несправедливости социального устройства общества (естественно
ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
- Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных
(думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть
досыта?);
- Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети
из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
- Проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов
(могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
- Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может
ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
- Проблема коммерциализации культуры.
3. Комментируем проблему.
Комментарий от простого пересказа отличается тем, в
пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это
– самое важное и сложное.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами,
связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень
актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой
категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая,
общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта
проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей
задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности,
если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя?
Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С
каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким
выводам подводит нас?
Шаблоны: Проблема может быть:
- социальная
- общественно-политическая
- идеологическая
- морально-этическая
|
- философская
- психологическая
- нравственная
- эстетическая
|
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
- общественно-значимая
- животрепещущая
- жизненная
- насущная
- первоочередная
- острая
- важная
- серьёзная
- спорная
- глубокая
|
- злободневная
- актуальная
- главная
- сложная
- принципиальная
- жгучая
- наболевшая
- основная
- неразрешимая
- назревшая
|
Проблема может заставить читателя:
- глубоко задуматься
- рассуждать вместе с автором
- лучше понять себя и окружающих
- лучше понять трагизм происходящего
|
- серьёзно размышлять
- критичнее относиться к…
- по-иному посмотреть на…
- поделиться мыслями о…
|
Почему важно уметь комментировать основную проблему
текста?
- Это позволяет увидеть, что интересует автора.
- Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что
волнует автора.
- Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
- Пересказа исходного текста или его части.
- Рассуждений по поводу всех проблем текста.
- Комментариев о действиях героев текста.
- Избегать повторов слова «проблема»
- Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того,
что..», «проблема о мужестве и стойкости..».
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему,
как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста,
Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как
автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать,
как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора
вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами
проблеме.
Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее
всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать
целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично
или пересказать (чтобы не снизили балл).
Если текст художественный, то авторская позиция может
быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена:
прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность;
доступность; простота и т.д.
Автор может
|
- Посвящать свою статью
- Решать заявленную проблему
- Эмоционально воздействовать на читателя
- Делать читателя своим союзником
- Образно воссоздавать картину происходящего
- Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
- Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
- Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
- Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений,
размышлений)
- Раскрывать сущность поставленных проблеем
- Точно формулировать (выражать)мысль
- Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
- Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
- Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой
проблеме
- Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
- Подчёркивать остроту поставленной проблемы
- Видеть глубину и актуальность проблемы
- Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
- Выражать мнение большинства
- Пытаться понять, почему
- Использовать ряд убедительных аргументов
- Побуждать искать истину
- Стараться объяснить, почему
- Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
- Заставить сделать переоценку отношений..
|
- Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного
ответа
- Помочь нам увидеть традиционную тему по– новому
- Утверждать, что…
- Уточнять некоторые моменты
- Писать интересно и ново о старых проблемах
- Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов
- Привести в качестве примера цитату
- Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
- Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
- Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать
нравственный выбор)
- Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
- Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
- Дать новую жизнь старой теме
- Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к
поднятым проблемам
- Подчеркнуть истинное положение вещей
- Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д)
повествовать о событиях и героях
- Показывать образец поведения, отношения к жизни
- Говорить с тревогой о наболевших проблемах
- Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…
- Призывать нас к …
- Представлять истинную картину происходящего
|
Автор стремится реализовать цели:
- Поделиться с вами своими размышлениями, передать вам свою
заинтересованность данной темой, проблемой
- Эмоционально воздействовать на вас
- Найти в вас единомышленника
Клише:
- Автор считает, что…
Автор утверждает, что…
- Автор убеждён,
что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
- Автору важно
убедить читателя в том, что…
- Бесспорно мнение
автора о том, что…
- Автор подводит
читателя к мысли о том, что…
- Автор стремиться
донести до читателя мысль о том, что…
- Решая проблему,
автор приходит к выводу: …
- … – в этих словах,
по – моему, отражена основная проблема текста.
- … – это
высказывание точно отражает мысль автора.
- Позиция автора
очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам
из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть
высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в
исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом,
какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши
аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто
иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы
доказываете приведенным примером.
Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен
с автором, потому что …, и считаю…
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
- тезис
- аргументация
- вывод
- аргументация
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить примеры, ссылаясь на примеры из
художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни
окружающих.
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и
думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная,
которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой факт…
Шаблоны:
- С удовольствием прочитал…
- Нельзя остаться равнодушным…
- К сожалению…
- Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает
сомнений…
- Автор убедительно доказывает, что…
- Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
- Автор справедливо отмечает, что…
- Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
- Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- Таким образом,
Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми
и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу
точку зрения.
Как можно ввести аргументы в изложение собственной
позиции?
С помощью словосочетаний:
- Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
- Достаточно привести такой пример…
- Это можно доказать следующим образом..
- Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
- Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
- В этом легко убедиться, обратившись к…
С помощью вводных слов и словосочетаний:
- Например,… Допустим…
- По свидетельству кого-либо,… Предположим…
- Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.
С помощью союзов и придаточной части:
- Так как…
- Потому что…
- Оттого что…
- Благодаря тому что…
- В связи с тем что…
6. Как заканчивать сочинение?
- 2-3 предложениями, дублирующими вступление.
7. Как начать сочинение?
- Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
- Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас
текст.
- Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
- На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
Алгоритм написания
сочинения-рассуждения
- Вступление.
- Проблемы, над которыми размышляет автор.
- Комментарий.
- Выявление позиции автора.
- Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
- Первый аргумент.
- Второй аргумент.
- Вывод (заключение).
Советы:
- Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
- Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.
|