Клише для комментирования
10.03.2017 г.

ФРАЗЫ

 Известный русский писатель (ФИО) ведёт беседу с читателем о том, что...

 Можно ли найти в нашем современном обществе хоть одного человека, на которого никто никогда не

кричал? Ответ очевиден, и его знает каждый из нас. Всё чаще наши публицисты пишут сейчас не об

экологии атмосферы, а об экологии души. И текст ФИО тому подтверждение. (ВСТУПЛЕНИЕ)

 Спешите делать добро, потому что совесть не знает сроков давности — к этому призывает всех нас С.

Львов, поднимая нравственную проблему...

СПОСОБ 2: УКАЗАНИЕ АБЗАЦЕВ

 Мастерство автора проявляется в его умении выстроить стройную систему аргументов. Например, в

абзаце первом мы читаем о том, почему надо охранять природу, а в абзаце третьем – о её влиянии на

наше душевное состояние.

 Размышляя над поднятой проблемой, автор убеждает нас в том, что... Эта мысль находит своё

отражение в абзаце ...

 Автор ведёт с читателем непринуждённую беседу. Размышляя над важным социальным (морально-

этическим...) вопросом, ФИО предлагает ему стройную систему аргументов. Так, в таком-то абзаце он

убеждает нас в том, что..., а в таком-то абзаце речь идет о ...

 Серьёзное и вдумчивое отношение автора к поставленной проблеме выражено в таком-то абзаце, а

в таком-то абзаце ФИО делится своими мыслями по поводу того, что же надо сделать, чтобы решить

данную проблему.

 ФИО беспокоят изменения, происходящие в современном мире. В таком-то абзаце он пишет, что

нельзя...

 О своеобразии отношений в обществе (семье/классе...) пишет ФИО в таком-то абзаце

 Убедительность авторской интонации звучит в таком-то абзаце: ФИО открыто осуждает...

 Описывая в таком-то абзаце настроение героев, их отношение к..., автор (ФИО) подтверждает

свою мысль о том, что...

 Сложное душевное состояние героя, описанное в таком-то абзаце, позволяет читателю понять, что

автор осуждает (одобряет, восхищается...)

 Описывая в таком-то абзаце условия, в которых приходилось работать мальчику (людям...), автор

(ФИО) показывает (объясняет...), что ...

 Мысль, высказанная автором в таком-то абзаце, заставляет нас задуматься о том, что...

 Мысль, высказанная автором в таком-то абзаце, заставляет нас задуматься над поднятой автором

проблемой...

 ФИО, талантливый публицист и писатель, умело соединяет точные факты с глубоко личным

отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Так, в таком-то абзаце мы

читаем о (факты), а таком-то абзаце – о его отношении к тому, о чём он пишет (расшифровать)

 Строки текста свидетельствуют об искренней обеспокоенности ФИО поставленной проблемой. И

яркое тому доказательство такой-то абзац, в котором автор ...

 Как прекрасна природа! Как чудесен окружающий нас мир! Её красоту описывает автор (ФИО) в

таком-то абзаце, подчёркивая необычность и таинственность летней ночи...

 Читая такой-то абзац, мы с гордостью (негодованием, восхищением, возмущением...) думаем о

том, что...

 Уже в первом абзаце звучит озабоченность писателя тем, что происходит вокруг нас. Однако в

таком-то абзаце он предлагает пути решения проблемы:

 В таком-то абзаце писатель (ФИО) приглашает читателя к совместному размышлению о путях

решения поднятой им проблемы (перечислить). Описывая в таком-то абзаце своё трудное военное

детство, он во всей полноте рисует картину раннего взросления детей в нелёгкое время.

 В таком-то абзаце ФИО передает чувства своего героя, который возмущен/восхищен/огорчен...

 Автор предлагает несколько точек зрения на проблему героизма. В первом абзаце речь идет о том,

какого человека называли героем в Древней Греции. Во втором – о том, кого считал героем Ницше. И,

наконец, в последнем абзаце мы читаем определение героя, данное самим автором. По его мнению,

герой – это тот, кто...

 Писатель не боится быть резким в своих высказываниях. Так, в таком-то абзаце он осуждает ...,

потому что его тревожит... В таком-то абзаце ФИО противопоставляет различные точки зрения: одни

считают... другие

 В таком-то абзаце мы читаем размышления ФИО о смысле человеческой жизни...

 Такие вечные человеческие ценности, как сочувствие, милосердие, сострадание, делают человека

человеком. Абстрактные, казалось бы, понятия ФИО иллюстрирует обыденным житейским случаем, о

котором мы читаем в таком-то абзаце.

 Известный русский писатель ФИО, вспоминая своё детство, говорит о нём как о счастливом времени,

в отличие от нынешнего, о чём мы и читаем в абзаце таком-то

 Поднимая важную проблему, автор в таком-то абзаце даёт оценку тому, что происходит вокруг...

 Размышления автора, данные в таком-то абзаце, властно захватывают наши мысли и чувства: мы

понимаем, что писатель...

 Мысль, высказанная автором в абзаце таком-то, усиливает эмоциональное впечатление от

прочитанного и рождает желание «внять» голосу совести (окунуться в ..., пообщаться с героями...)

 Проблема, поставленная в тексте ФИО, волнует душу читателя. Доказательством этого служит абзац

такой-то, в котором автор точно и глубоко (описывает, рассказывает, говорит)

 Лирическое описание солнца, данное писателем (ФИО) в таком-то абзаце, завораживает нас.

Однако в таком-то абзаце мы слышим возмущение автора, потому что люди не умеют хранить

красоту окружающего мира...

 Острая направленность поднятой автором проблемы подчёркивается тем, что текст построен на

противопоставлении. Так, в первом абзаце говорится о том, что... а во втором – о том, что...

 Обычный житейский эпизод под пером талантливейшего писателя превращается в обличительный

монолог, направленный против грубости, хамства и душевной чёрствости. Причём ФИО нигде в тексте

не прибегает к прямому словесному осуждению поведения людей. Однако в таком-то абзаце мы

читаем о том, как некрасиво..., в таком-то абзаце автор пишет, что надо...

 ФИО приглашает читателя к задушевной беседе о книге, к совместным размышлениям о ней. В

таком-то абзаце он рассказывает о том, как к книге относились в его далёком детстве, почему её

берегли и ценили. А в таком-то абзаце писатель обращается к высказыванию о книге известного

публициста ФИО, который объясняет причину безнравственного отношения к книге современной

молодёжи. По его мнению, надо...

 Помогая всему живому, человек тем самым помогает себе стать лучше и добрее. Но всегда ли наша

помощь приносит пользу? Ответ на этот вопрос мы находим в таком-то абзаце: автор утверждает,

что...

 В таком-то абзаце подтверждается мысль о том, что ....

 В таком-то абзаце автор (ФИО) передает эмоциональное состояние своего героя, его отношение к

(природе, войне....), и мы понимаем, что...

 Такой-то абзац несёт в тексте большую смысловую нагрузку: автор подтверждает свою мысль о

том, (что природу надо беречь//что русский народ непобедим...)

 В таком-то абзаце автор говорит о том, что жидкие люди – люди ненадёжные, что на них нельзя

положиться, потому что...

 Мы читаем такой-то абзац, и в душе рождается ощущение, что война - это страшное горе...

 Читая такой-то абзац, мы понимаем, как огромно влияние музыки на человека: слушая её, он

становится не только добрее, но и мудрее.

 Величие музыки передано в абзаце таком-то.

 В таком-то абзаце писатель (публицист) делится своими воспоминаниями о том, как...

 В таком-то абзаце описан поступок героя, и читатель понимает, что автор не на стороне своего

героя, что осуждает его...

 В таком-то абзаце ФИО, рассказывая о том, какое воздействие производит на него (на героя/на

людей) искусство, переносит нас в далёкое прошлое... (описывает свой поход в музей...)

 В таком-то абзаце создаётся единая картина событий, происходивших ...

 В таком-то абзаце ФИО, рассказывая о том, что беспокоит сегодня родителей подростков,

приводит в качестве примера историю модной семьи, в которой...

 В таком-то абзаце звучит обеспокоенность ФИО по поводу того, что происходит в мире...

 В таком-то абзаце ФИО стремится привлечь читателей к размышлению...

 Читателю невозможно переоценить самоотверженную преданность героя (кого именно?), и это

подчёркнуто в таком-то абзаце

 Стремясь разобраться в причинах безнравственного, варварского отношения людей к природе, с

помощью такого-то абзаца ФИО обращает наше внимание на...

 О необходимости воспитывать в людях культуру автор пишет в таком-то абзаце...

 В таком-то абзаце ФИО передает чувства героя-рассказчика, разделяя его возмущение (радость/

боль/гордость) по поводу того, что...

 ФИО ярко и лаконично рассказывает о драматической судьбе военного поколения, о раннем

взрослении, об этом мы читает в таком-то абзац.

 
« Пред.   След. »