Тематическое планирование, 8 класс - 102 часа
29.08.2010 г.
Оглавление
Тематическое планирование, 8 класс - 102 часа
Страница 2

тематическое планирование

8  класс


п/п

Система уроков

Дидакти-
ческая

модель

обучения

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-
методическое

обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Продвинутый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Повторение изученного в 5-7 классах (9 часов)

1

Вводный урок о русском языке.

Цель: знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа

с книгой

Групповая

Знать роль русского языка как национального языка рус-ского народа, отражение в язы-ке культуры и истории народа.

Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь написать сочинение-миниатюру "Что значит любить русский язык?", "Что значит работать над языком?".
 (Я), (К)

Продуктивный

Владение монологической и диалогической речью

Горбачевич, К. С. Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее. - М.: Просвещение, 1989

2

Повторение. Общие сведения о языке. богатство и выразительность русского языка.

Цель: знакомство с основными единицами русского языка, основными разделами науки о русском языке; анализ текстов, знакомство с изобразительно-выразительными средствами (ИВС)

Объяснительно-иллюстративная.

Таблица "Разделы науки о русском языке"

Беседа, работа

с книгой, текстом

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
 (Я), (К)

Продуктивный

Уметь анализировать тексты с точки зрения богатства и выразительности русского языка.
(Я), (К)

Продуктивный

Использование различных видов чтения (просмотровое, поисковое)

Баранов, М. Т., Костяева, Т. А. Русский язык. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 1989

3-4

Повторение правописания основных типов орфограмм.

Цель: овладение навыками правописания основных типов орфограмм, развитие умения находить их в различных текстах

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуально-групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

Уметь составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов. (Я), (К)

Использование различных источников информации, перфокарт, в/ф "Секреты орфографии".

Жердеева, Л. А. Русский язык в средней школе: дидактический материал для

8 класса; Богданова, Г. А.


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. (Я), (К)

Продуктивный

Продуктивный

Правильное изложение своих мыслей в устной

и письменной форме

Уроки русского языка в 8 классе. - М.: Просвещение, 2000

5

Повторение морфологии трудных вопросов правописания. Морфологический разбор.

Цель: знакомство с морфологическими признаками самостоятельных и служебных частей речи, морфологическим разбором частей речи на продуктивном уровне

Объяснительно-иллюстративная.

Таблица морфологических признаков частей речи

Беседа, демонстрация, практикум.

Схема лингвистического анализа текста

Индивидуально-групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические)

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различ-ные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
(Я), (К)

Продуктивный

Уметь проанализировать по схеме предложения художественного текста; объяснить

с помощью словаря значение слов. (Я), (К)

Продуктивный

Извлечение информации из различных источников; свободное пользование лингвистическими словарями

Жердеева, Л. А. Русский язык в средней школе: дидактический материал для

8 класса. -

с. 7-13

6

Повторение правописания не с различными частями речи.

Цель: систематизация материала о правописании не с различными частями речи; углубление сведений с помощью таблиц

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические

и орфографические).

Уметь определять условия выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь анализировать художественные тексты.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) компьютерный зачет (программа "Русский язык. 8 класс"). (Я), (К)

Продуктивный

Извлечение необходимой информации из различных источников; приведение примеров, подбор аргументов, формулировка выводов

Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-се. - М.: Просвещение, 2000

7

Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5-7 классах" с грамматическим заданием.

Цель: выявление уровня усвоения изученного материала; продолжение формирования на-выков грамматического письма

Репродуктивная

Тренинг, практикум

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. (Я), (Р)

Продуктивный

Опережающий тест

по теме. (Я), (Р)

Продуктивный

Выбор и использование изученных орфограмм

Богданова, Г. А. Уроки русского языка   в  8 классе. - М.: Просвещение, 2000


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8-9

Развитие речи: подробное изложение текста публицистического характера "На лыжах к Северному полюсу".

Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста публицистического характера; редактировать собственный текст изложения

Творческая

Организация совместной учебной деятельности

Индивидуальная, групповая

Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка.

Уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру

и языковые особенности текста. (К), (Р)

Продуктивный

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение).
(К), (Р)

Продуктивный

Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Соблюдать нормы построения текста

Поурочное планирование для 5-9 классов. - М.: Дрофа, 2000;

Шипицына, Г. М. Русский язык. Изложения и со-чинения в 8 классе: дидактический материал. -

М.: Дрофа, 2000

 

Синтаксис и пунктуация (96 часов). виды и средства синтаксической связи. Словосочетания (8 часов)

10

Понятие о синтаксисе

и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи.

Цель: углубить представление о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; дать понятие о видах и средствах синтаксической связи

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи; в/ф "Синтаксис и пунктуация", ч. 1

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь подбирать синонимические словосочетания для повышения выразительности речи, обогащения ее. (Я), (К)

Продуктивный

Владение монологической и диалогической речью

Блинов, Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 класс. - М.: Просвещение, 1992

11-12

Способы подчинительной связи.

Цель: познакомить со способами подчинительной и сочинительной связи, такими видами связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять способы

Проблемное изложение

Беседа, проблемные задания

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки; виды подчинительной связи.

Уметь определять способ подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

(Я), (К)

Уметь анализировать текст с лексико-орфографическим заданием.
(Я), (К)

Продуктивный

Использование для решения познавательных задач различных источников информации

Корниенко, Р. И. Активная деятельность учащихся на уроке русского языка. - РЯШ, № 3, 2000

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

подчинительной связи: согласование, управление, примыкание

 

 

 

Продуктивный

 

 

 

13

Основные виды словосочетаний.

Цель: познакомить с основными видами словосочетаний - подчинительными и сочинительными, учить делать разбор словосочетаний, вычленять их из предложений, правильно строить словосочетания, употреблять в речи

Проблемное изложение

Беседа, проблемные задания

Групповая

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и пред-ложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь составить самостоятельную работу по словосочетаниям для соседа по парте и оценить ее. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Жердеева, Л. А. Русский язык в средней школе: дидактический материал для

8 класса. -

(с. 45-47)

14

Цельные словосочетания, их употребление.

Цель: познакомить с цельными словосочетаниями и их употреблением в речи

Поисковая

Организация совместной деятельности учащихся

Групповая

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и пред-
ложения; способы выражения.

Уметь вычленять словосочетания из предложений; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; использовать в устной и письменной речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь творчески решать учебные и практические задачи; составлять текст с грамматическим заданием.
(Я), (К),

Продуктивный

Уметь использовать различные источники информации, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Бирюкова, Г. Г. Речевые возможности старшеклассников. - РЯШ, № 1, 2000

15

Зачет по теме "Словосочетания".

Цель: выявить уровень усвоения темы с точки зрения знания теории; приобрести

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и пред-ложения; способы выражения.

ИКТ: контрольный зачет (программа "Русский язык. 8 класс").

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных

Корниенко, Р. И. Активная деятельность учащихся на уроке

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

пунктуационные навыки и навыки построения схем

 

 

 

Уметь вычленять словосочетания из предложений; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительной речи; составлять словосочетания по заданным схемам. (Я), (К), (Р)

Продуктивный

Практические задания по теме "Стилистические синонимы"

источников информации

русского языка. - РЯШ, № 3, 2000

16-17

Развитие речи: речь устная

и письменная. Уметь говорить и слушать. Пишут всегда для кого-то. Что значит талантливый читатель.

Цель: познакомить с понятиями "устная" и "письменная" речь; совершенствовать навыки написания сочинения, пунктуационные навыки

Проблемное изложение

Беседа, проблемные задачи

Групповая

Знать смысл понятий речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения.

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с сферой и ситуаций общения.
(Я), (К), (Р)

Продуктивный

Развитие речи: сочинение "Пример интеллигентности"

Владение монологической и диалогической речью

Никитина, Е. И. Русская речь. Развитие речи.

8 класс. - М.: Дрофа, 2005;

Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-

се. - М.: Просвещение, 2000

 

предложение как основная единица синтаксиса (9 часов)

18

Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Цель: познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения

Объяснительно-иллюстративная.

В\ф "Синтаксис и пунктуация", ч. 1

Беседа, работа

с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.
(Я), (К)

Продуктивный

Уметь работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений.
(Я), (К)

Продуктивный

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Шмелев, А. Д. Классификация предложений по цели высказывания. - РЯШ,

№ 3, 1993

19

Основные виды простого предложения. Двусоставные

и односоставные предложения.

Цель: знакомство с двусоставными простыми предложения

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа

с книгой,

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь вычленять односоставные и двусоставные

Уметь писать сочинения-миниатюры ("Прогулка") с употреблением односоставных и

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения,

Богданова, Г. А. Методика. Уроки русского языка в 8 классе. -

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

ми; формирование умения выделять грамматические основы предложения, находить двусоставные и односоставные предложения

 

демонстрация

 

Предложения в тексте; находить главные члены предложения; делать синтаксический разбор простого предложения. (Я), (К)

Продуктивный

двусоставных предложений; работать с художественным текстом изучаемого произведения. (Я), (К)

Продуктивный

приводить доказательства

М.: Просвещение, 2000

20

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Цель: знакомство с прямым и обратным порядком слов, логическим ударением в предложении; формирование умения находить примеры в тексте

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; выразительно читать текст. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь использовать поэтические тексты, работать со стихотворением. (Я), (К)

Продуктивный

Использование различных видов чтения (поисковая). Владение монологической и диалогической речью

Симашко, Т. В. Наблюдение над порядком слов при изучении синтаксиса. - РЯШ, № 2, 1997

21-
22

Повторим орфографию. Орфограммы корня (текущий контроль).

Цель: систематизация сведений о правописании глаголов; повторение правил и способов действия по их применению

Поисковая. Опорные записи, сводные таблицы, перфокарты

Организация совместной деятельности учащихся

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамм. и орфограф.).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
(Я), (К)

Продуктивный

Уметь составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы. (Я), (К)

Продуктивный

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры

Кастроль, И. С. Скороход, Л. К. Сборник диктантов. 8-9 клас-

сы. - М.: Просвещение, 1991

23

Подлежащее и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения.

Цель: обобщение сведений

о подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать синтаксический разбор предложения

Объяснительно-иллюстративная. Опорные схемы

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

Индивидуально-групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь работать с текстом изучаемого художественного произведения; выписывать из произведения предложения с разными способами выражения подлежащего. (Я), (К)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Жердеева, Л. А. Дидактический материал.

8 класс. -

(с. 49-55);

Целикова, М. П. Как устранить шаблон в изучении подлежащего. - РЯШ, № 1, 1993

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

24-
25

Сказуемое и его основные типы. Синтаксический разбор (текущий контроль).

Цель: знакомство со способами выражения подлежащего, видами сказуемого; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения, владеть приемами различения типов сказуемых

Репродуктивная

Упражнения, тренинг, практикум, работа с книгой

Групповая

Знать основные признаки выражения сказуемого.

Уметь различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые; определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь определять роль сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать предложения с различными типами сказуемых. (Я), (К)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Жердеева, Л. А. Дидактический материал.

8 класс. -

(с. 57-71);

Соколова, Г. П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. - М., 1992

26

Тире между подлежащим

и сказуемым.

Цель: углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование навыка постановки тире в простом предложении

Поисковая. Опорные записи

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь находить подлежащее и сказуемое; ставить знаки препинания между ними; со-ставлять предложения с грам-матическим заданием. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь писать сочинения-миниатюры с грамматическим заданием: использование тире (сочинение-миниатюра "Родина моя"). (Я), (К)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Богданова, Г. А. Методика. Уроки русского языка в 8 классе. -

(с. 55). - М.: Просвещение, 2000

27

Контрольный диктант

с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков постановки тире в простом предложении

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме. (Я), (Р)

Продуктивный

Уметь писать контрольный диктант, выполнять грамматическое задание. (Я)

Продуктивный

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Поурочное планирование для

8 класса. -

(с. 249-250)

 

второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение (10 часов)

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

28

Грамматические значения второстепенных членов предложения, их роль

в предложении.

Цель: повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого предложения

Поисковая.

Схемы обозначения второстепенных членов, в\ф "Синтаксис и пунктуация", ч. 1

Проблемные задания

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь находить в тексте второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль второстепенных членов

в предложении. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь писать сочинения-миниатюры с грамматическим заданием (сочинение-ми-ниатюра "Прелесть осеннего дня").

Участвовать (выступления, сообщения, анализ текста, обмен мнениями и т. п.) в интегрированном уроке русского языка и литературы.
(Я), (К)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. - М., 1998;

Дидактический материал для

8 класса (сборник)

29

Согласованные и несогласованные определения.

Цель: обобщить и углубить сведения об определении:

1) различать согласованные и несогласованные определения; 2) определять способы их выражения

Объяснительно-иллюстративная.

В\ф "Синтаксис и пунктуация", ч. 1, схема выделения причастно-го оборота

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки, определения.

Уметь находить в тексте согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь использовать текст изученного литературного произведения; "собирать" эпитеты.

Подготовить индивидуальные сообщения по теме "Стилистические возможности определений". (Я), (К)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Громов, И. В.

В   согласии  с  согласованными определениями. - РЯШ, № 11, 1999

30

Приложение как вид определения.

Цель: знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения

Объяснительно-иллюстративная.

В\ф "Синтаксис и пунктуация", ч. 1

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

Индивидуально-групповая

Знать основные единицы языка, их признаки, определения.

Уметь распознавать приложения среди других членов предложения; использовать приложение как средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при

Уметь выполнять выборочную работу с текстами художественных произведений. (Я), (К)

Продуктивный

Подбор конкретных примеров на изученное правило. Свободная работа с текстами художественных произведений

Еськова, Н. А.

О написании сочинений с при-ложениями. - РЯШ, № 6, 1998


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

приложениях. (Я), (К)

Продуктивный

 

 

 

31-
32

Дополнение. Основные виды обстоятельств (урок проводится в сопоставлении этих членов предложений). Синтаксический разбор предложений.

Цель: путем сопоставления провести анализ двух второстепенных членов предложения

Проблемное изложение.

Таблица "Синтаксическая роль инфинитива"; тести-рование

Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи

Групповая

Знать определения всех членов предложения, их признаки, отличия.

Уметь отличать второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в тексте; определять способ выражения и роль в предложении. (Я) (К)

Продуктивный

Контрольный зачет по теме "Двусоставные предложения" (ИКТ - проводится на уроке информатики). (Я) (К)

Продуктивный

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (таблица, схема, текст)

Жердеева, Л. А. Дидактический материал для

8 класса. -

(с. 79-87);

Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-

се. - М.: Просвещение, 2000

33-
34

Повторим орфографию (текущий контроль).

Цель: систематизировать сведения о правописании причастий и деепричастий; повторить правила и способы действия по их применению

Поисковая. Перфокарты, в/ф "Секреты орфографии"

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
(Я), (К)

Продуктивный

Уметь составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить примеры в тексте художественных произведений.

(Я), (К)

Продуктивный

Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры

Селезнева, Л. Б. Русская орфография. Алгоритмизированное обучение. - СПб., 1997

35

Контрольный диктант

с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка (орфография, пунктуация).

Уметь применять изученные орфограммы и пунктограммы на письме. (Я), (Р)

Продуктивный

Уметь писать контрольный диктант, выполнять грамматическое задание, применяя изученные орфограммы и пунктограммы на письме. (Я)

Продуктивный

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Развитие речи. Поурочное планирование.

8 класс. - (с. 255)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

36-
37

Развитие речи: изложение

с элементами сочинения "Обыкновенный человек".

Цель: совершенствовать навыки подробного изложения текста; определить тему и основную мысль текста

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка (орфографические

и пунктуационные).

Уметь определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста. (Я), (Р)

Продуктивный

Уметь писать сочинение на морально-этическую тему по материалам прослушанного текста.

(Я), (Р)

Продуктивный

Способность передавать содержание прослушанного текста

в развернутом виде

Развитие речи. поурочное планирование.

8 класс. -

(с. 245-247)

 

Односоставные предложения (11 часов)

38

Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Цель: знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных предложений, активно использовать их в речи

Объяснительно-иллюстративный.

В/ф "Синтаксис и пунктуация", ч. 1, схема

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Индивидуально-групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных предложений.

(Я), (К)

Продуктивный

Интеграция с уроками литературы.

Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности односоставных предложений (тексты).

(Я), (К)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Дручинина, Т.

К вопросу об односоставных предложениях. - РЯШ, № 1, 1993


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

39

Неопределенно-личные предложения.

Цель: знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как разновидностями односоставных; формирование умения находить неопределенно-личные предложения по их значению

и структурным особенностям

Поисковая. Опорные записи

Проблемные задания

Групповая

Знать различие между односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных предложений.

Уметь находить неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения аналогичными односоставными определенно-личными.

(Я), (К)

Продуктивный

Интеграция с уроком литературы.

Рассуждения на тему "Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределенно-личных предложений?".

(Я), (К)

Продуктивный

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах.

Владение монологической и диалогической речью

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах;

 

Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-

се - М.: Просвещение, 2000

40-41

Безличные предложения.

Цель: знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки безличного предложения.

Уметь находить безличные предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды; использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь писать сочинения-миниатюры с использованием безличных предложений (сочинение-миниатюра "Осенний дождь"). (Я), (К)

Продуктивный

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Свободная работа с текстами художественных произведений

Калинин, А. Ф. Двучленные безличные предложения. - РЯШ, № 4, 1993


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

42

Назывные предложения.

Цель: знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения находить их в тексте

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки назывных предложений.

Уметь находить назывные предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных предложений в художественной литературе,

в газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места и времени. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь использовать поэтические тексты; писать сочинения-миниатюры с использованием назывных предложений ("Русское поле"). (Я), (К)

Продуктивный

Свободная работа с текстами художественных произведений

Шанский, Н. М. Школьный фразеологический словарь. - М., 1998;

Блинов, Г. И. Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 клас-

сы. - М.: Просвещение, 1992

43

Развитие речи: словесное рисование. Определение понятия.

Цель: знакомство с элементами портретного очерка путем словесного рисования; формирование навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного употребления различных ИВС

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуально-групповая

Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); особенности понятия "словесное рисование".

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать собственный текст. (К), (ЛС) Продуктивный

Уметь применять в сочинениях-миниатю-рах словесное рисование с использованием портретов А. С. Пушкина, И. С. Тургенева (сочинение-миниатюра "Мой любимый литературный герой"). (К), (ЛС) Продуктивный

 

 


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

44

Обобщение по теме "Односоставные предложения".

Цель: систематизировать сведения о структуре односоставных предложений и их роли в текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений

Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Групповая

Знать различие между типами односоставных предложений; признаки каждого из них.

Уметь определять тип односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по схемам.
(Я), (К)

Продуктивный

ИКТ: контрольный зачет по теме (совмещен с уроком информатики).

Уметь составлять текст по теме. (Я), (К)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Свободная работа с текстами художественных произведений

Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-

се - М.: Просвещение, 2000

45

Особенности строения полных и неполных предложений. Синтаксический и пун-ктуационный разбор.

Цель: знакомство с неполными предложениями, сферой их употребления; формирование умения определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, проводить синтаксический и пунктуационный разборы

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Знать особенности и функции неполных предложений.

Уметь находить их в тексте; заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и пунктуационный разборы предложений. (Я), (К)

Продуктивный

Интеграция с уроком литературы.

Уметь проводить наблюдение: стилистические возможности неполных предложений. (Я), (К)

Продуктивный

Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. - М., 1998

46-
47

Контрольный диктант

с грамматическим заданием и его анализ. Тема "Односоставные предложения".

Цель: выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного письма

Поисковая

Проблемные задания

Индивидуальная

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученный материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль; находить грамматические ошибки. (Я), (Р)

Продуктивный

 

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Русский язык. Поурочное планирование.

8 класс. -

(с. 267)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

48

Развитие речи: микротема, микротекст.

Цель: иметь общее представление о понятиях; формировать навыки построения текста, определения в тексте микротем

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуально-групповая

Знать признаки текста и его функционально смысловых типов.

Уметь строить микротекст в соответствии с заданной темой; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, совершенствовать и редактировать собственный текст. (К), (ЛС)

Продуктивный

Уметь писать сочинение по картине (сочинение по картине Левитана "Золотая осень").
(К), (ЛС)

Продуктивный

Владение монологической и диалогической речью, навыками редактирования текста

Никитина, Е. И. Русская речь. Развитие речи.

8 класс. - М.: Дрофа, 2001

 

Предложения с однородными членами (13 часов)

49

Осложненное предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения.

Цель (на всю тему): знакомство с однородными членами предложения, союзами, обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в предложениях однородные члены (в т. ч. распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов); распознавать обобщающие слова в предложении с однородными членами; правильно строить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания при однородных членах, делать синтаксический и

Объяснительно-иллюстративная.

Схемы, таблицы

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

Групповая

Знать основные единицы языка, их признаки.

Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки препинания; соблюдать перечислительную интонацию. (Я), (К)

Продуктивный

Интеграция с уроком литературы.

Уметь "видеть" однородные члены предложения в рассказе (рассказ Л. Н. Толстого "После бала"), определять их роль. (Я), (К)

Продуктивный

Извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. - М., 1998;

Костяева, Т. А. Тесты. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 класс. - М.: Просвещение, 1999


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

пунктуационный разбор, уместно использовать предложения с однородными членами

в тексте

 

 

 

 

 

 

 

50-
52

Союзы при однородных членах предложения (текущий контроль).

Цель: различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и, и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными предложениями

Поисковая.

Схемы расстановки знаков препинания при однородных членах

Организация совместной учебной деятельности

Групповая, индивидуальная

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.

(Я), (К)

Продуктивный

Уметь писать сочинения-миниатюры с использованием предложений с однородными членами (написание сочинения-миниатюры "Все в лесу может обернуться сказкой").
(Я), (К)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных примерах.

Владение монологической и диалогической речью

Парубченко, Л. Б. Знаки препинания при одиночном союзе "и". - Русская словесность, № 3, 1999

53-54

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Цель: отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах

Объяснительно-иллюстративная.

Схемы постановки знаков препинания при обобщающих словах при однородных членах

Лекция, беседа, работа

с книгой, демонстрация

Индивидуально-групповая

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.

Уметь правильно ставить знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложениях с именными составными сказуемыми. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь раскрывать содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составить предложение).
(Я), (К)

Продуктивный

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. - М., 1998;

Блинов, Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации.   5-9  классы. - М.: Просвещение, 1992




 
« Пред.   След. »