Страница 1 из 2
тематическое планирование
8
класс
№
п/п
|
Система
уроков
|
Дидакти-
ческая
модель
обучения
|
Педаго-
гические
средства
|
Вид
деятель-
ности
учащихся
|
Задачи.
Планируемый результат и уровень усвоения
|
Информационно-
методическое
обеспечение
|
Компетенции
|
Учебно-познавательная
|
Информационная
|
Базовый
уровень
|
Продвинутый
уровень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Повторение изученного в 5-7 классах (9 часов)
|
1
|
Вводный
урок о русском языке.
Цель:
знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений,
приложениями; раскрытие ценности русского литературного языка и его места
среди языков народов мира
|
Объяснительно-иллюстративная
|
Лекция,
беседа, работа
с
книгой
|
Групповая
|
Знать роль русского языка
как национального языка рус-ского народа,
отражение в язы-ке культуры и
истории народа.
Уметь объяснить с помощью
словаря значение слов с национально-культурным компонентом. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь написать
сочинение-миниатюру "Что значит любить русский язык?", "Что значит работать
над языком?".
(Я), (К)
Продуктивный
|
Владение
монологической и диалогической речью
|
Горбачевич,
К. С. Русский язык. Прошлое, настоящее, будущее. - М.: Просвещение, 1989
|
2
|
Повторение.
Общие сведения о языке. богатство и выразительность русского языка.
Цель:
знакомство с основными единицами русского языка, основными разделами науки о
русском языке; анализ текстов, знакомство с изобразительно-выразительными
средствами (ИВС)
|
Объяснительно-иллюстративная.
Таблица
"Разделы науки о русском языке"
|
Беседа,
работа
с
книгой, текстом
|
Групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности.
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма
основные правила орфографии.
(Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь анализировать тексты
с точки зрения богатства и выразительности русского языка.
(Я), (К)
Продуктивный
|
Использование
различных видов чтения (просмотровое, поисковое)
|
Баранов,
М. Т., Костяева, Т. А. Русский язык. Справочные материалы. - М.: Просвещение,
1989
|
3-4
|
Повторение
правописания основных типов орфограмм.
Цель:
овладение навыками правописания основных типов орфограмм, развитие умения
находить их в различных текстах
|
Поисковая
|
Организация
совместной учебной деятельности
|
Индивидуально-групповая
|
Знать основные нормы
русского литературного языка (грамматические
и
орфографические).
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различные виды их анализа;
|
Уметь составлять словарный
диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных
алгоритмов. (Я), (К)
|
Использование
различных источников информации, перфокарт, в/ф "Секреты орфографии".
|
Жердеева,
Л. А. Русский язык в средней школе: дидактический материал для
8
класса; Богданова, Г. А.
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
|
Соблюдать
в практике письма основные правила орфографии. (Я), (К)
Продуктивный
|
Продуктивный
|
Правильное
изложение своих мыслей в устной
и
письменной форме
|
Уроки
русского языка в 8 классе. - М.: Просвещение, 2000
|
5
|
Повторение
морфологии трудных вопросов правописания. Морфологический разбор.
Цель:
знакомство с морфологическими признаками самостоятельных и служебных частей
речи, морфологическим разбором частей речи на продуктивном уровне
|
Объяснительно-иллюстративная.
Таблица
морфологических признаков частей речи
|
Беседа,
демонстрация, практикум.
Схема
лингвистического анализа текста
|
Индивидуально-групповая
|
Знать основные нормы
русского литературного языка (грамматические
и
орфографические)
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различ-ные виды их анализа; соблюдать в практике письма
основные правила орфографии.
(Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь проанализировать по
схеме предложения художественного текста; объяснить
с
помощью словаря значение слов. (Я), (К)
Продуктивный
|
Извлечение
информации из различных источников; свободное пользование лингвистическими
словарями
|
Жердеева,
Л. А. Русский язык в средней школе: дидактический материал для
8
класса. -
с.
7-13
|
6
|
Повторение
правописания не с различными частями речи.
Цель:
систематизация материала о правописании не с различными частями
речи; углубление сведений с помощью таблиц
|
Поисковая
|
Организация
совместной учебной деятельности
|
Групповая
|
Знать основные нормы
русского литературного языка (грамматические
и
орфографические).
Уметь определять условия
выбора нужной орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила
орфографии. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь анализировать
художественные тексты.
Информационные
и коммуникационные технологии (ИКТ) компьютерный зачет (программа "Русский
язык. 8 класс"). (Я), (К)
Продуктивный
|
Извлечение
необходимой информации из различных источников; приведение примеров, подбор
аргументов, формулировка выводов
|
Богданова,
Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-се. - М.: Просвещение, 2000
|
7
|
Контрольный
диктант по теме "Повторение изученного в 5-7 классах" с грамматическим
заданием.
Цель:
выявление уровня усвоения изученного материала; продолжение формирования
на-выков грамматического письма
|
Репродуктивная
|
Тренинг,
практикум
|
Индивидуальная
|
Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь применять изученные
орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. (Я), (Р)
Продуктивный
|
Опережающий
тест
по
теме. (Я), (Р)
Продуктивный
|
Выбор
и использование изученных орфограмм
|
Богданова,
Г. А. Уроки русского языка в 8 классе. - М.: Просвещение, 2000
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
8-9
|
Развитие
речи: подробное изложение текста публицистического характера "На лыжах к
Северному полюсу".
Цель:
совершенствовать навыки подробного изложения текста публицистического
характера; редактировать собственный текст изложения
|
Творческая
|
Организация
совместной учебной деятельности
|
Индивидуальная,
групповая
|
Знать основные признаки
публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного
языка.
Уметь различать стили речи;
определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру
и
языковые особенности текста. (К), (Р)
Продуктивный
|
Уметь воспроизводить текст
с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение).
(К), (Р)
Продуктивный
|
Свободно,
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Соблюдать нормы
построения текста
|
Поурочное
планирование для 5-9 классов. - М.: Дрофа, 2000;
Шипицына,
Г. М. Русский язык. Изложения и со-чинения в 8 классе: дидактический
материал. -
М.:
Дрофа, 2000
|
|
Синтаксис и пунктуация (96 часов). виды и средства синтаксической связи.
Словосочетания (8 часов)
|
10
|
Понятие
о синтаксисе
и
пунктуации. Виды и средства синтаксической связи.
Цель:
углубить представление о новом разделе - синтаксисе и пунктуации; дать
понятие о видах и средствах синтаксической связи
|
Объяснительно-иллюстративная.
Опорные
записи; в/ф "Синтаксис и пунктуация", ч. 1
|
Лекция,
беседа, работа с книгой, демонстрация
|
Групповая
|
Знать основные разделы
русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.
Уметь вычленять
словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и
подчинительной связью. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь подбирать
синонимические словосочетания для повышения выразительности речи, обогащения
ее. (Я), (К)
Продуктивный
|
Владение
монологической и диалогической речью
|
Блинов,
Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9
класс. - М.: Просвещение, 1992
|
11-12
|
Способы
подчинительной связи.
Цель:
познакомить со способами подчинительной и сочинительной связи, такими видами
связи как окончание, предлог и окончание, союз, интонация, уметь определять
способы
|
Проблемное
изложение
|
Беседа,
проблемные задания
|
Групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки; виды подчинительной связи.
Уметь определять способ
подчинительной связи по вопросу; опознавать языковые единицы, проводить
различные виды их анализа.
(Я),
(К)
|
Уметь анализировать текст с
лексико-орфографическим заданием.
(Я), (К)
Продуктивный
|
Использование
для решения познавательных задач различных источников информации
|
Корниенко,
Р. И. Активная деятельность учащихся на уроке русского языка. - РЯШ, № 3,
2000
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
подчинительной
связи: согласование, управление, примыкание
|
|
|
|
Продуктивный
|
|
|
|
13
|
Основные
виды словосочетаний.
Цель:
познакомить с основными видами словосочетаний - подчинительными и
сочинительными, учить делать разбор словосочетаний, вычленять их из предложений,
правильно строить словосочетания, употреблять в речи
|
Проблемное
изложение
|
Беседа,
проблемные задания
|
Групповая
|
Знать строение
словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова
и пред-ложения; способы выражения.
Уметь вычленять
словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как
средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь составить
самостоятельную работу по словосочетаниям для соседа по парте и оценить ее. (Я),
(К)
Продуктивный
|
Уметь
вступать в речевое общение, участвовать в диалоге
|
Жердеева,
Л. А. Русский язык в средней школе: дидактический материал для
8
класса. -
(с.
45-47)
|
14
|
Цельные
словосочетания, их употребление.
Цель:
познакомить с цельными словосочетаниями и их употреблением в речи
|
Поисковая
|
Организация
совместной деятельности учащихся
|
Групповая
|
Знать строение
словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова
и пред-
ложения; способы выражения.
Уметь вычленять
словосочетания из предложений; находить в тексте цельные словосочетания,
давать толкование; использовать в устной и письменной речи. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь творчески решать
учебные и практические задачи; составлять текст с грамматическим заданием.
(Я), (К),
Продуктивный
|
Уметь
использовать различные источники информации, вступать в речевое общение,
участвовать в диалоге
|
Бирюкова,
Г. Г. Речевые возможности старшеклассников. - РЯШ, № 1, 2000
|
15
|
Зачет
по теме "Словосочетания".
Цель:
выявить уровень усвоения темы с точки зрения знания теории; приобрести
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать строение
словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова
и пред-ложения; способы выражения.
|
ИКТ:
контрольный зачет (программа "Русский язык. 8 класс").
|
Использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных
|
Корниенко,
Р. И. Активная деятельность учащихся на уроке
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
пунктуационные
навыки и навыки построения схем
|
|
|
|
Уметь вычленять
словосочетания из предложений; подбирать синонимичные словосочетания как
средство выразительной речи; составлять словосочетания по заданным схемам. (Я), (К), (Р)
Продуктивный
|
Практические
задания по теме "Стилистические синонимы"
|
источников
информации
|
русского
языка. - РЯШ, № 3, 2000
|
16-17
|
Развитие
речи: речь устная
и
письменная. Уметь говорить и слушать. Пишут всегда для кого-то. Что значит
талантливый читатель.
Цель:
познакомить с понятиями "устная" и "письменная" речь; совершенствовать навыки
написания сочинения, пунктуационные навыки
|
Проблемное
изложение
|
Беседа,
проблемные задачи
|
Групповая
|
Знать смысл понятий речь
устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения.
Уметь осуществлять выбор и
организацию языковых средств в соответствии с сферой и ситуаций общения.
(Я), (К), (Р)
Продуктивный
|
Развитие
речи: сочинение "Пример интеллигентности"
|
Владение
монологической и диалогической речью
|
Никитина,
Е. И. Русская речь. Развитие речи.
8
класс. - М.: Дрофа, 2005;
Богданова,
Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-
се.
- М.: Просвещение, 2000
|
|
предложение как основная единица синтаксиса (9 часов)
|
18
|
Понятие
о предложении. Строение предложения. Виды предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске.
Цель:
познакомить со строением предложения, его видами по цели высказывания и
эмоциональной окраске, с синтаксическим разбором предложения
|
Объяснительно-иллюстративная.
В\ф
"Синтаксис и пунктуация", ч. 1
|
Беседа,
работа
с
книгой, демонстрация
|
Групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь осознавать
предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств;
употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания.
(Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь работать с
художественными текстами изучаемых литературных произведений.
(Я), (К)
Продуктивный
|
Использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации
|
Шмелев,
А. Д. Классификация предложений по цели высказывания. - РЯШ,
№
3, 1993
|
19
|
Основные
виды простого предложения. Двусоставные
и
односоставные предложения.
Цель:
знакомство с двусоставными простыми предложения
|
Объяснительно-иллюстративная
|
Лекция,
беседа, работа
с
книгой,
|
Групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь вычленять
односоставные и двусоставные
|
Уметь писать
сочинения-миниатюры ("Прогулка") с употреблением односоставных и
|
Умение
развернуто обосновывать суждения, давать определения,
|
Богданова,
Г. А. Методика. Уроки русского языка в 8 классе. -
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
ми;
формирование умения выделять грамматические основы предложения, находить
двусоставные и односоставные предложения
|
|
демонстрация
|
|
Предложения
в тексте; находить главные члены предложения; делать синтаксический разбор
простого предложения. (Я), (К)
Продуктивный
|
двусоставных
предложений; работать с художественным текстом изучаемого произведения. (Я),
(К)
Продуктивный
|
приводить
доказательства
|
М.:
Просвещение, 2000
|
20
|
Порядок
слов в предложении. Логическое ударение.
Цель:
знакомство с прямым и обратным порядком слов, логическим ударением в
предложении; формирование умения находить примеры в тексте
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь с помощью логического
ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении;
выразительно читать текст. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь использовать
поэтические тексты, работать со стихотворением. (Я), (К)
Продуктивный
|
Использование
различных видов чтения (поисковая). Владение монологической и диалогической
речью
|
Симашко,
Т. В. Наблюдение над порядком слов при изучении синтаксиса. - РЯШ, № 2, 1997
|
21-
22
|
Повторим
орфографию. Орфограммы корня (текущий контроль).
Цель:
систематизация сведений о правописании глаголов; повторение правил и способов
действия по их применению
|
Поисковая.
Опорные записи, сводные таблицы, перфокарты
|
Организация
совместной деятельности учащихся
|
Групповая
|
Знать основные нормы
русского литературного языка (грамм. и орфограф.).
Уметь применять изученные
правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в
практике письма основные правила орфографии.
(Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь составлять словарный
диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные
орфограммы. (Я), (К)
Продуктивный
|
Умение
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры
|
Кастроль,
И. С. Скороход, Л. К. Сборник диктантов. 8-9 клас-
сы.
- М.: Просвещение, 1991
|
23
|
Подлежащее
и способы его выражения. Синтаксический разбор предложения.
Цель:
обобщение сведений
о
подлежащем и углубление материала; выделение главных членов предложения, а
именно подлежащего, определение способов его выражения; умение делать
синтаксический разбор предложения
|
Объяснительно-иллюстративная.
Опорные схемы
|
Лекция,
беседа, работа
с
книгой, демонстрация
|
Индивидуально-групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь находить подлежащее в
предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со
сказуемым. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь работать с текстом
изучаемого художественного произведения; выписывать из произведения
предложения с разными способами выражения подлежащего. (Я), (К)
Продуктивный
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
|
Жердеева,
Л. А. Дидактический материал.
8
класс. -
(с.
49-55);
Целикова,
М. П. Как устранить шаблон в изучении подлежащего. - РЯШ, № 1, 1993
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
24-
25
|
Сказуемое
и его основные типы. Синтаксический разбор (текущий контроль).
Цель:
знакомство со способами выражения подлежащего, видами сказуемого;
формирование умения делать синтаксический разбор простого предложения,
владеть приемами различения типов сказуемых
|
Репродуктивная
|
Упражнения,
тренинг, практикум, работа с книгой
|
Групповая
|
Знать основные признаки
выражения сказуемого.
Уметь различать сказуемые
по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического
значений; стилистически различать про-стые и составные глагольные сказуемые;
определять способы выражения именной части составного именного сказуемого. (Я),
(К)
Продуктивный
|
Уметь определять роль
сказуемых различных типов в изучаемом произведении, находить и выписывать
предложения с различными типами сказуемых. (Я), (К)
Продуктивный
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
|
Жердеева,
Л. А. Дидактический материал.
8
класс. -
(с.
57-71);
Соколова,
Г. П. Уроки углубленного изучения русского языка. 8 класс. - М., 1992
|
26
|
Тире
между подлежащим
и
сказуемым.
Цель:
углубление знаний об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым;
формирование навыка постановки тире в простом предложении
|
Поисковая.
Опорные записи
|
Организация
совместной учебной деятельности
|
Групповая
|
Знать основные нормы
русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).
Уметь находить подлежащее и
сказуемое; ставить знаки препинания между ними; со-ставлять предложения с грам-матическим
заданием. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь писать
сочинения-миниатюры с грамматическим заданием: использование тире
(сочинение-миниатюра "Родина моя"). (Я), (К)
Продуктивный
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
|
Богданова,
Г. А. Методика. Уроки русского языка в 8 классе. -
(с.
55). - М.: Просвещение, 2000
|
27
|
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Цель:
выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков постановки
тире в простом предложении
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Индивидуальная
|
Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь применять изученные
орфограммы и пунктограммы на письме. (Я), (Р)
Продуктивный
|
Уметь писать контрольный
диктант, выполнять грамматическое задание. (Я)
Продуктивный
|
Поиск
нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
|
Поурочное
планирование для
8
класса. -
(с.
249-250)
|
|
второстепенные члены предложения. Определение.
Дополнение
(10 часов)
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
28
|
Грамматические
значения второстепенных членов предложения, их роль
в
предложении.
Цель:
повторить и систематизировать изученный материал по теме; уметь определять
второстепенные члены по вопросам, делать синтаксический разбор простого
предложения
|
Поисковая.
Схемы
обозначения второстепенных членов, в\ф "Синтаксис и пунктуация", ч. 1
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать основные единицы языка,
их признаки.
Уметь находить в тексте
второстепенные члены предложения, ставить вопросы, определять роль
второстепенных членов
в
предложении. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь писать
сочинения-миниатюры с грамматическим заданием (сочинение-ми-ниатюра "Прелесть
осеннего дня").
Участвовать (выступления,
сообщения, анализ текста, обмен мнениями и т. п.) в интегрированном уроке
русского языка и литературы.
(Я), (К)
Продуктивный
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
|
Гольдин,
З. Д. Русский язык в таблицах. - М., 1998;
Дидактический
материал для
8
класса (сборник)
|
29
|
Согласованные
и несогласованные определения.
Цель:
обобщить и углубить сведения об определении:
1)
различать согласованные и несогласованные определения; 2) определять способы
их выражения
|
Объяснительно-иллюстративная.
В\ф
"Синтаксис и пунктуация", ч. 1, схема выделения причастно-го оборота
|
Лекция,
беседа, работа
с
книгой, демонстрация
|
Групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки, определения.
Уметь находить в тексте
согласованные и несогласованные определения; определять способы их выражения;
использовать в речи определения для характеристики предмета, явления. (Я),
(К)
Продуктивный
|
Уметь использовать текст
изученного литературного произведения; "собирать" эпитеты.
Подготовить индивидуальные
сообщения по теме "Стилистические возможности определений". (Я), (К)
Продуктивный
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
|
Громов,
И. В.
В согласии
с согласованными определениями.
- РЯШ, № 11, 1999
|
30
|
Приложение
как вид определения.
Цель:
знакомство с приложением как разновидностью определения; формирование умения
делать синтаксический разбор простого предложения
|
Объяснительно-иллюстративная.
В\ф
"Синтаксис и пунктуация", ч. 1
|
Лекция,
беседа, работа
с
книгой, демонстрация
|
Индивидуально-групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки, определения.
Уметь распознавать
приложения среди других членов предложения; использовать приложение как
средство выразительности речи; правильно ставить знаки препинания при
|
Уметь выполнять выборочную
работу с текстами художественных произведений. (Я), (К)
Продуктивный
|
Подбор
конкретных примеров на изученное правило. Свободная работа с текстами
художественных произведений
|
Еськова,
Н. А.
О
написании сочинений с при-ложениями. - РЯШ, № 6, 1998
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
|
приложениях.
(Я), (К)
Продуктивный
|
|
|
|
31-
32
|
Дополнение.
Основные виды обстоятельств (урок проводится в сопоставлении этих членов
предложений). Синтаксический разбор предложений.
Цель:
путем сопоставления провести анализ двух второстепенных членов предложения
|
Проблемное
изложение.
Таблица
"Синтаксическая роль инфинитива"; тести-рование
|
Проблемная
лекция, беседа, проблемные задачи
|
Групповая
|
Знать определения всех
членов предложения, их признаки, отличия.
Уметь отличать
второстепенные члены предложения друг от друга, ставить вопрос, находить в
тексте; определять способ выражения и роль в предложении. (Я) (К)
Продуктивный
|
Контрольный
зачет по теме "Двусоставные предложения" (ИКТ - проводится на уроке
информатики). (Я) (К)
Продуктивный
|
Извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
(таблица, схема, текст)
|
Жердеева,
Л. А. Дидактический материал для
8
класса. -
(с.
79-87);
Богданова,
Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-
се.
- М.: Просвещение, 2000
|
33-
34
|
Повторим
орфографию (текущий контроль).
Цель:
систематизировать сведения о правописании причастий и деепричастий; повторить
правила и способы действия по их применению
|
Поисковая.
Перфокарты, в/ф "Секреты орфографии"
|
Организация
совместной учебной деятельности
|
Групповая
|
Знать основные нормы
русского литературного языка (грамматические, орфографические,
пунктуационные).
Уметь применять изученные
правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в
практике письма основные правила орфографии.
(Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь составлять словарный
диктант на данные орфограммы; находить примеры в тексте художественных
произведений.
(Я),
(К)
Продуктивный
|
Умение
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, примеры
|
Селезнева,
Л. Б. Русская орфография. Алгоритмизированное обучение. - СПб., 1997
|
35
|
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Цель:
выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного
письма
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Индивидуальная
|
Знать основные нормы
русского литературного языка (орфография, пунктуация).
Уметь применять изученные
орфограммы и пунктограммы на письме. (Я), (Р)
Продуктивный
|
Уметь писать контрольный
диктант, выполнять грамматическое задание, применяя изученные орфограммы и
пунктограммы на письме. (Я)
Продуктивный
|
Поиск
нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
|
Развитие
речи. Поурочное планирование.
8
класс. - (с. 255)
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
36-
37
|
Развитие
речи: изложение
с
элементами сочинения "Обыкновенный человек".
Цель:
совершенствовать навыки подробного изложения текста; определить тему и
основную мысль текста
|
Поисковая
|
Организация
совместной учебной деятельности
|
Групповая
|
Знать признаки текста и его
функционально-смысловых типов; основные нормы русского литературного языка
(орфографические
и
пунктуационные).
Уметь определять тему, основную мысль текста,
функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста; свободно излагать свои мысли в письменной форме,
соблюдать нормы построения текста. (Я), (Р)
Продуктивный
|
Уметь писать сочинение на
морально-этическую тему по материалам прослушанного текста.
(Я),
(Р)
Продуктивный
|
Способность
передавать содержание прослушанного текста
в
развернутом виде
|
Развитие
речи. поурочное планирование.
8
класс. -
(с.
245-247)
|
|
Односоставные предложения (11 часов)
|
38
|
Понятие
об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Цель:
знакомство с особенностями смысловых значений односоставных предложений в
сопоставлении с двусоставными; формирование умения различать типы
односоставных предложений, делать синтаксический разбор односоставных
предложений, активно использовать их в речи
|
Объяснительно-иллюстративный.
В/ф
"Синтаксис и пунктуация", ч. 1, схема
|
Лекция,
беседа, работа с книгой, демонстрация
|
Индивидуально-групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различные виды анализа; уметь различать виды односоставных
предложений.
(Я),
(К)
Продуктивный
|
Интеграция
с уроками литературы.
Уметь проводить наблюдение:
стилистические возможности односоставных предложений (тексты).
(Я),
(К)
Продуктивный
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
|
Дручинина,
Т.
К
вопросу об односоставных предложениях. - РЯШ, № 1, 1993
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
39
|
Неопределенно-личные
предложения.
Цель:
знакомство с особенностями неопределенно-личных предложений как
разновидностями односоставных; формирование умения находить
неопределенно-личные предложения по их значению
и
структурным особенностям
|
Поисковая.
Опорные записи
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать различие между
односоставными и двусоставными предложениями; признаки неопределенно-личных
предложений.
Уметь находить
неопределенно-личные предложения в тексте; использовать неопределенно-личные
предложения в различных стилях речи; заменять двусоставные предложения
аналогичными односоставными определенно-личными.
(Я),
(К)
Продуктивный
|
Интеграция
с уроком литературы.
Рассуждения
на тему "Почему в рассказах И. С. Тургенева много неопределенно-личных
предложений?".
(Я),
(К)
Продуктивный
|
Извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых
системах.
Владение
монологической и диалогической речью
|
Гольдин,
З. Д. Русский язык в таблицах;
Богданова,
Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-
се
- М.: Просвещение, 2000
|
40-41
|
Безличные
предложения.
Цель:
знакомство с безличными предложениями, с общими и отличительными признаками
двусоставных и безличных предложений; синонимичных по значению; со способами
выражения сказуемых в безличных предложениях
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать различие между типами
односоставных предложений; признаки безличного предложения.
Уметь находить безличные
предложения в тексте по значению и структурным особенностям; употреблять
безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды;
использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными. (Я),
(К)
Продуктивный
|
Уметь писать
сочинения-миниатюры с использованием безличных предложений
(сочинение-миниатюра "Осенний дождь"). (Я), (К)
Продуктивный
|
Выбор
и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной
задачей. Свободная работа с текстами художественных произведений
|
Калинин,
А. Ф. Двучленные безличные предложения. - РЯШ, № 4, 1993
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
42
|
Назывные
предложения.
Цель:
знакомство с назывными предложениями и их особенностями; формирование умения
находить их в тексте
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать различие между типами
односоставных предложений; признаки назывных предложений.
Уметь находить назывные
предложения в текстах художественных произведений; определять роль назывных
предложений в художественной литературе,
в
газетных и журнальных очерках; пользоваться в описании для обозначения места
и времени. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь использовать
поэтические тексты; писать сочинения-миниатюры с использованием назывных
предложений ("Русское поле"). (Я), (К)
Продуктивный
|
Свободная
работа с текстами художественных произведений
|
Шанский,
Н. М. Школьный фразеологический словарь. - М., 1998;
Блинов,
Г. И. Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 клас-
сы.
- М.: Просвещение, 1992
|
43
|
Развитие
речи: словесное рисование. Определение понятия.
Цель:
знакомство с элементами портретного очерка путем словесного рисования; формирование
навыков связной речи и правильного, стилистически целесообразного
употребления различных ИВС
|
Исследовательская
|
Самостоятельное
планирование и проведение исследования
|
Индивидуально-групповая
|
Знать признаки текста и его
функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
особенности понятия "словесное рисование".
Уметь осуществлять выбор и
организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и
ситуацией общения; свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста; совершенствовать и редактировать
собственный текст. (К), (ЛС) Продуктивный
|
Уметь применять в
сочинениях-миниатю-рах словесное рисование с использованием портретов А. С.
Пушкина, И. С. Тургенева (сочинение-миниатюра "Мой любимый литературный
герой"). (К), (ЛС) Продуктивный
|
|
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
44
|
Обобщение
по теме "Односоставные предложения".
Цель:
систематизировать сведения о структуре односоставных предложений и их роли в
текстах художественных произведений; отличать от двусоставных предложений
|
Поисковая
|
Организация
совместной учебной деятельности
|
Групповая
|
Знать различие между типами
односоставных предложений; признаки каждого из них.
Уметь определять тип
односоставного предложения, находить в тексте, составлять предложения по
схемам.
(Я), (К)
Продуктивный
|
ИКТ:
контрольный зачет по теме (совмещен с уроком информатики).
Уметь составлять текст по
теме. (Я), (К)
Продуктивный
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Свободная
работа с текстами художественных произведений
|
Богданова,
Г. А. Уроки русского языка в 8 клас-
се
- М.: Просвещение, 2000
|
45
|
Особенности
строения полных и неполных предложений. Синтаксический и пун-ктуационный
разбор.
Цель:
знакомство с неполными предложениями, сферой их употребления; формирование
умения определять роль неполных предложений в тексте художественного
произведения, проводить синтаксический и пунктуационный разборы
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать особенности и функции
неполных предложений.
Уметь находить их в тексте;
заменять неполные предложения синонимичными полными, различать назывные
предложения и неполные двусоставные предложения; проводить синтаксический и
пунктуационный разборы предложений. (Я), (К)
Продуктивный
|
Интеграция
с уроком литературы.
Уметь проводить наблюдение:
стилистические возможности неполных предложений. (Я), (К)
Продуктивный
|
Умение
развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить
доказательства
|
Гольдин,
З. Д. Русский язык в таблицах. - М., 1998
|
46-
47
|
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием и его анализ. Тема "Односоставные предложения".
Цель:
выявить уровень усвоения темы, продолжить формирование навыков грамотного
письма
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Индивидуальная
|
Знать основные нормы
русского литературного языка.
Уметь применять изученный
материал при решении грамматических задач; осуществлять самоконтроль;
находить грамматические ошибки. (Я), (Р)
Продуктивный
|
|
Поиск
нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
|
Русский
язык. Поурочное планирование.
8
класс. -
(с.
267)
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
48
|
Развитие
речи: микротема, микротекст.
Цель:
иметь общее представление о понятиях; формировать навыки построения текста,
определения в тексте микротем
|
Исследовательская
|
Самостоятельное
планирование и проведение исследования
|
Индивидуально-групповая
|
Знать признаки текста и его
функционально смысловых типов.
Уметь строить микротекст в
соответствии с заданной темой; свободно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, совершенствовать и редактировать собственный текст. (К),
(ЛС)
Продуктивный
|
Уметь писать сочинение по
картине (сочинение по картине Левитана "Золотая осень").
(К), (ЛС)
Продуктивный
|
Владение
монологической и диалогической речью, навыками редактирования текста
|
Никитина,
Е. И. Русская речь. Развитие речи.
8
класс. - М.: Дрофа, 2001
|
|
Предложения с однородными членами (13 часов)
|
49
|
Осложненное
предложение. Углубление понятия об однородных членах предложения.
Цель
(на всю тему): знакомство с однородными членами предложения, союзами,
обобщающими словами при однородных членах; формирование умения видеть в
предложениях однородные члены (в т. ч. распространенные однородные члены и
разные ряды однородных членов); распознавать обобщающие слова в предложении с
однородными членами; правильно строить предложения с однородными членами,
расставлять знаки препинания при однородных членах, делать синтаксический и
|
Объяснительно-иллюстративная.
Схемы,
таблицы
|
Лекция,
беседа, работа
с
книгой, демонстрация
|
Групповая
|
Знать основные единицы
языка, их признаки.
Уметь опознавать языковые
единицы, проводить различные виды их анализа; правильно ставить знаки
препинания; соблюдать перечислительную интонацию. (Я), (К)
Продуктивный
|
Интеграция
с уроком литературы.
Уметь "видеть" однородные
члены предложения в рассказе (рассказ Л. Н. Толстого "После бала"),
определять их роль. (Я), (К)
Продуктивный
|
Извлекать
информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими
словарями, справочной литературой
|
Гольдин,
З. Д. Русский язык в таблицах. - М., 1998;
Костяева,
Т. А. Тесты. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 класс. -
М.: Просвещение, 1999
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
пунктуационный
разбор, уместно использовать предложения с однородными членами
в
тексте
|
|
|
|
|
|
|
|
50-
52
|
Союзы
при однородных членах предложения (текущий контроль).
Цель:
различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и,
и сложные с этим же союзом; составлять схемы предложений с однородными
предложениями
|
Поисковая.
Схемы
расстановки знаков препинания при однородных членах
|
Организация
совместной учебной деятельности
|
Групповая,
индивидуальная
|
Знать правила постановки
знаков препинания при однородных членах, связанных союзами.
Уметь правильно ставить
знаки препинания при однородных членах, связанные союзами; определять
стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.
(Я),
(К)
Продуктивный
|
Уметь писать сочинения-миниатюры
с использованием предложений с однородными членами (написание
сочинения-миниатюры "Все в лесу может обернуться сказкой").
(Я), (К)
Продуктивный
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных примерах.
Владение
монологической и диалогической речью
|
Парубченко,
Л. Б. Знаки препинания при одиночном союзе "и". - Русская словесность, № 3,
1999
|
53-54
|
Обобщающие
слова при однородных членах предложения.
Цель:
отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; правильно
ставить знаки препинания при обобщающих словах; составлять схемы предложений
с обобщающими словами при однородных членах
|
Объяснительно-иллюстративная.
Схемы
постановки знаков препинания при обобщающих словах при однородных членах
|
Лекция,
беседа, работа
с
книгой, демонстрация
|
Индивидуально-групповая
|
Знать правила постановки
знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами.
Уметь правильно ставить
знаки препинания; составлять схемы предложений с обобщающими словами при
однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных
членах и предложениях с именными составными сказуемыми. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь раскрывать содержание
обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены (составить предложение).
(Я), (К)
Продуктивный
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
|
Гольдин,
З. Д. Русский язык в таблицах. - М., 1998;
Блинов,
Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9
классы. - М.: Просвещение, 1992
|
|