тематическое планирование
11
класс
№
п/п
|
Система
уроков
|
Дидакти-
ческая
модель
обучения
|
Педаго-
гические
средства
|
Вид
деятель-
ности
учащихся
|
Задачи.
Планируемый результат и уровень усвоения
|
Информационно-
методическое
обеспечение
|
Компетенции
|
Учебно-познавательная
|
Информационная
|
Базовый
уровень
|
Продвинутый
уровень
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
общие сведения о языке (4
часа)
|
1
|
Язык
и общество.
Язык
и культура.
Цель:
дать понятие о связи происхождения языка с возникновением человеческого
общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры,
об отражении культуры в языке
|
Объяснительно-иллюстративная
|
Рассказ,
работа
с
книгой, беседа
|
Индивидуальная,
групповая
|
Знать о связи происхождения
языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении
языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.
Уметь работать с текстом
научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе
устное сообщение. (К)
Продуктивный
|
Уметь составлять устное
сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К)
Творческий
|
Извлечение
необходимой информации из источников различного типа, критическое оценивание
информации, умение развернуто обосновывать суждения
|
Власенков,
А. И., Рыбченкова, Л. М.
Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. Грамматика. Текст. Стили
речи". - М.: Просвещение, 2005
|
2
|
Язык
и история народа.
Цель:
дать понятие о взаимосвязи языка и истории народа, трех периодах в истории
русского языка, организовать самостоятельную работу учащихся с фрагментами
статьи В. В. Лопатина и И. С. Улуханова из энциклопедии "Русский язык"
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать о взаимосвязи языка и
истории народа.
Уметь составлять план,
тезисы статьи, готовить сообщение на их основе. (К)
Продуктивный
|
Уметь составлять устное
сообщение, требующее творческого осмысления текста. (К)
Творческий
|
Извлечение
необходимой информации из источника, критическое оценивание информации,
умение развернуто обосновывать суждения
|
Энциклопедия
"Русский язык". - М.: Аванта +, 1999
|
3
|
Русский
язык в современном мире - в международном и межнациональном общении.
|
Объяснительно-иллюстративная
|
Рассказ,
работа
с
книгой, беседа
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Знать понятие "мировой
язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как
государ-
|
|
Извлечение
необходимой информации из источников, умение
|
Власенков,
А. И., Рыбченкова, Л. М.
Методические рекомендации к
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Цель:
дать понятие "мировой язык", иметь представление о русском языке как родном и
русском языке как государственном; выявить значение функций русского языка
как государственного и его функций в школьном изучении
|
|
|
|
ственном,
понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в
школьном изучении
Уметь толковать слова и
обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. (К)
Продуктивный
|
|
развернуто
обосновывать суждения, давать определения
|
учебнику
"Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи". - М.: Просвещение, 2005
|
4
|
Активные
процессы в современном русском языке.
Цель:
дать понятие об активных процессах в современном русском языке, о проблемах
экологии языка в процессе работы с текстом из книги Л. И. Скворцова "Экология
слова, или Поговорим о культуре русской речи"
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать об активных процессах
в современном русском языке, о проблемах экологии языка.
Уметь делать краткую запись
основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора. (К)
Исследовательский
|
Уметь готовить устное
сообщение на предложенную тему по вопросам. (К)
Творческий
|
Извлечение
необходимой информации из текста, критическое оценивание информации, передача
содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать
суждения, создавать устный текст
|
Скворцов,
Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи
|
|
фонетика, орфоэпия, орфография (4 часа)
|
5
|
Обобщающее
повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Цель:
повторить понятия "фонема", "открытый и закрытый слоги", "логическое
ударение", познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью
ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографический
трудностей
|
Репродуктивная
|
Практикум
работа с книгой
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Знать понятия "фонема",
"открытый и закрытый слоги", "логическое ударение", познакомить с
особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной
речи.
Уметь производить анализ
орфографических трудностей. (Я)
Продуктивный
|
|
Извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица)
|
Гольдин,
З. Д. Русский язык в таблицах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
6
|
Основные
нормы современного литературного произношения
и
ударения в русском языке.
Цель:
закреплять навыки литературного произношения и ударения в русском языке,
преодолевать нарушения орфоэпической нормы, иметь понятие о выразительных
средствах русской фонетики
|
Репродуктивная
|
Практикум,
работа с книгой
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Знать основные нормы
современного литературного произношения и ударения в русском языке,
выразительные средства русской фонетики.
Уметь использовать в
собственной речи. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь видеть
произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и
исправлять их. (Я), (К)
Продуктивный
|
Владение
культурой речи, навыками редактирования
|
|
7
|
Написания,
подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам
русской орфографии.
Цель:
дать понятие о морфологическом, фонетическом, традиционном принципах русской
орфографии
|
Репродуктивная
|
Практикум,
работа с книгой
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Знать морфологический,
фонетический, традиционный принципы русской орфографии.
Уметь комментировать
орфограммы, определять принципы написания. (Я)
Продуктивный
|
|
Извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица)
|
Гольдин,
З. Д. Русский язык в таблицах
|
8
|
Фонетический
разбор.
Цель:
производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических
трудностей
|
Репродуктивная
|
Практикум
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Знать порядок фонетического
разбора.
Уметь производить
фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. (Я)
Продуктивный
|
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
|
|
|
Лексика и фразеология (6 часов)
|
9
|
Повторение
ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.
Цель:
повторить и расширить ранее приобретенные знания о лексике русского языка,
углубить понятие об
|
Репродуктивная
|
Практикум
|
Индивидуальная,
групповая
|
Знать лексическое и
грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская
лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности
синонимов,
|
|
Умение
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение
навыками создания собственного текста
|
Горшков,
А. И. Русская словесность. - М.: Просвещение, 1996
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
изобразительных
возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов
|
|
|
|
Антонимов,
паронимов, омонимов.
Уметь видеть в тексте и
использовать изобразительные возможности лексики в речи. (Я), (К)
Продуктивный
|
|
|
|
10
|
Русская
лексика с точки зрения сферы ее употребления.
Цель:
углубить понятие о русской лексике с точки зрения сферы ее употребления, о
межстилевой лексике, лексике товарно-рыночных отношений, о способах
толкования слов, о группировке слов по тематическому признаку
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать русскую лексику с
точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику
товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по
тематическому признаку
Уметь видеть в тексте и
использовать данную лексику в собственной речи. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь сочинять тексты разговорного,
научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием.
(К)
Творческий
|
Умение
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение
навыками создания собственного текста
|
|
11
|
Активный
и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные
новообразования, использование их в художественной речи.
Цель:
углубить представление об активном и пассивном словарном запасе; архаизмах,
историзмах, неологизмах; индивидуальных новообразованиях, об использовании их
в художественной речи
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать активный и пассивный
словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные
новообразования, использование их в художественной речи.
Уметь видеть изобразительные
возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами
редактирования. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь создавать тексты
художественного стиля с использованием данных групп лексики, готовить
сообщения о значении, происхождении, употреблении конкретных слов.
(К)
Творческий
|
Извлечение
необходимой информации, критическое оценивание информации, передача
содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто обосновывать
суждения, создавать устный текст
|
Толковый,
лексикологический, этимологический словари
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
12
|
Русская
фразеология.
Цель:
углубить понятие о фразеологизме в его узком и широком значениях, о
происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном
употреблении, попутно совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки
|
Объяснительно-иллюстративная
|
Рассказ,
работа
с
книгой, беседа
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Знать о фразеологизме в его
узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической
окраске, нормативном употреблении.
Уметь правильно употреблять
в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими
свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки. (Я),
(К)
Продуктивный
|
|
Владение
культурой речи, навыками редактирования
|
Школьный
фразеологический словарь
|
13
|
Лексические
и фразеологические словари. Лексико-фразе-ологический разбор.
Цель:
закрепить умение пользоваться лексическими и фразеологическими словарями,
со-вершенствовать навыки лексико-фразеологического разбора
|
Репродуктивная
|
Практикум
|
Индивидуальная,
групповая
|
Знать строение словарной
статьи лексического и фразеологического словарей, порядок
лексико-фразеоло-гического разбора.
Уметь пользоваться
словарями и производить лексико-фразеологический разбор.
(Я) Продуктивный
|
Уметь создавать тексты
художественного стиля с использованием фразеологизмов, готовить сообщения об
их значении, происхождении, употреблении. (К)
Творческий
|
Извлечение
необходимой информации, критическое оценивание информации, передача
содержания адекватно поставленной цели
|
Лексические
и фразеологические словари
|
14
|
Контрольный
диктант с лексико-грамматическими заданиями.
Цель:
выявить уровень владения орфографическими, пунктуационными
лексико-грамматическими навыками
|
Репродуктивная
|
Контроль
|
Фронтальная
|
Владеть орфографическими,
пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)
Продуктивный
|
|
Отражение
в письменной форме результатов своей деятельности
|
Сборник
диктантов для 10-11 классов. - М., 1998
|
|
Морфемика и
словообразование (3 часа)
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
15
|
Обобщающее
повторение ранее изученного.
Цель:
закрепление понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной
синонимии и антонимии с попутным совершенствованием орфографических навыков
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать понятия морфемы,
морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.
Уметь выполнять проблемные
задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. (Я)
Исследовательский
|
|
Умение
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
|
|
16
|
Способы
словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Цель:
совершенствовать навыки словообразовательного анализа как одного из средств
овладения орфографическими нормами
|
Репродуктивная
|
Практикум
|
Индивидуальная,
групповая
|
Знать основные способы
словообразования.
Уметь производить
словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. (Я)
Продуктивный
|
|
Умение
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
|
|
17
|
Выразительные
словообразовательные средства.
Цель:
совершенствовать навыки художественно-стилисти-ческого анализа
изобразительно-выразительных свойств морфем
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать выразительные словообразовательные
средства.
Уметь подбирать тексты,
иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем,
производить их художественно-стилисти-ческий анализ.
(Я)
Исследовательский
|
Уметь выявлять авторскую
позицию, идейный смысл произведения, выражаемые
с
помощью использованных лексических и словообразовательных средств. (К)
Исследовательский
|
Извлечение
необходимой информации из текстов, критическое оценивание информации,
передача содержания адекватно поставленной цели, умение развернуто
обосновывать суждения, создавать устный текст
|
Тексты
изучаемых художественных произведений
|
|
Морфология и орфография (6 часов)
|
18
|
Обобщающее
повторение частей речи.
Цель:
обобщить знания о частях речи, их грамматических значениях, грамматических
формах и синтаксических функциях
|
Объяснительно-иллюстративная
|
Рассказ,
работа
с
книгой, беседа
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Знать грамматические
значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (Я)
Продуктивный
|
|
Извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица)
|
|
19
|
Морфологический
разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и
правописание.
Цель:
закрепить навык морфологического разбора знаменательных и служебных частей
речи, их словообразования и правописания
|
Репродуктивная
|
Практикум
|
Индивидуальная,
групповая
|
Уметь производить
морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать
их словообразование и правописание.
(Я)
Продуктивный
|
|
Умение
обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
|
|
20
|
Трудные
вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Цель:
самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность по
разрешению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей
речи
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Уметь самостоятельно и
мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных
вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
(Я),
(К)
Исследовательский
|
Уметь использовать КТ для
систематизации и информации о трудных вопросах правописания окончаний и
суффиксов разных частей речи.
(Я), (К)
Исследовательский
|
Использование
КТ для систематизации и информации, презентации результатов познавательной и
практической деятельности
|
Буланов,
В. К. Трудные вопросы морфоло-
гии.
- М., 1989
|
21-22
|
Обобщающее
повторение орфографических норм.
Цель:
обобщить знания об орфографических нормах и их группировке на основе
принципов правописания
|
Репродуктивная
|
Практикум
|
Индивидуальная,
групповая
|
Знать орфографические нормы
и их группировку на основе принципов правописания.
Уметь применять знания
на
практике. (Я)
Продуктивный
|
|
Объяснение
изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
|
|
23
|
Контрольный
диктант
с
грамматическим заданием.
Цель:
выявить уровень владения орфографическими,
|
Репродуктивная
|
Контроль
|
Фронтальная
|
Владеть орфографическими,
пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. (Я)
Продуктивный
|
|
Отражение
в
письменной форме результатов своей деятельности
|
Сборник
диктантов для 10-11 классов. - М., 1998
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
пунктуационными,
лексико-грамматическими навыками
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Речь, функциональные стили речи (6 часов)
|
24
|
Язык
и речь. Основные требования к речи.
Цель:
дать понятие об основных требованиях к речи: правильности, точности,
выразительности, уместности употребления языковых средств
|
Объяснительно-иллюстративная
|
Рассказ,
работа
с
книгой, беседа
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Знать об основных
требованиях к речи: правильности, точности, выразительности, уместности
употребления языковых средств.
Уметь применять их в
собственной речи. (Я), (К)
Продуктивный
|
Уметь отбирать материал из
разных источников, связанный с культурой речи, и презентовать его, используя
КТ
(К)
Творческий
|
Использование
КТ для систематизации и информации, презентации результатов познавательной
и
практической деятельности
|
Использование
материалов из курса "Правильно ли мы говорим? (Культура устной речи.)"
|
25
|
Текст,
его строение. Типы речи.
Цель:
углубить понятие о тексте, его строении, типах речи: повествовании, описании,
рассуждении; производить речеведческий анализ художественного и
научно-популярного текстов
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать текст, его строение,
типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.
Уметь производить
речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов. (Я),
(К)
Исследовательский
|
Уметь создавать тексты разных
типов речи, редактировать написанное.
(К)
Творческий
|
Свободная
работа с текстами художественного и научно-популяр-ного стилей, понимание их
специфики, владение навыками редактирования текста
|
|
26-27
|
Виды
преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация
Цель:
дать представление об основных видах преобразования текста, познакомить с
отличительными чертами тезисов, конспекта, выписок, реферата, аннотации,
упражняться в создании данных видов текстов
|
Репродуктивная
|
Практикум
|
Индивидуальная,
групповая
|
Знать об основных видах
преобразования текста, отличительных чертах тезисов, конспекта, выписок,
реферата, аннотации.
Уметь создавать данные виды
текстов, самостоятельно редактировать. (Я), (К)
Продуктивный
|
|
Владение
навыками редактирования текста, создания собственного текста
|
|
28-
29
|
Функциональные
стили речи.
Цель:
углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном,
официально-деловом, публи-
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать о функциональных
стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом,
художественном), их
|
|
Свободная
работа с текстами художественного и научно-популярного сти-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
цистическом,
художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования,
речевых жанрах,
стилевых
особенностях
|
|
|
|
общей
характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых
особенностях.
Уметь определять стиль
текста, производя частичный речеведческий анализ. (Я), (К)
Исследовательский
|
|
лей,
понимание их специфики
|
|
30
|
Назначение,
стилевые признаки, разновидности (подстили) научного стиля речи.
Цель:
углубить представление о назначении, стилевых признаках, разновидностях
(подстилях) научного стиля речи, ознакомиться с материалами учебника и
изложить их в виде тезисов (устно и письменно)
|
Объяснительно-иллюстративная
|
Рассказ,
работа с книгой, беседа
|
Индивидуальная,
фронтальная
|
Знать о назначении,
стилевых признаках, разновидностях (подстилях) научного стиля речи.
Уметь излагать материал
учебника в виде устных и письменных тезисов. (Я), (К)
Продуктивный
|
|
Передача
содержания информации адекватно поставленной цели
|
|
|
Научный стиль речи (3 часа)
|
31
|
Лексика
научного стиля.
Цель:
познакомиться с основными словарными пластами научного стиля, научиться
разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной
лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться
со
справочной литературой
по
научной лексике и нау-
читься
пользоваться ей
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Знать разновидности лексики
научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная.
Уметь разграничивать их,
наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях
художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной
лексике и научиться пользоваться ей. (Я), (К)
Исследовательский
|
Уметь производить
речеведческий анализ текстов научного стиля речи с точки зрения лексики.
(Я)
Исследовательский
|
Поиск
нужной информации по заданной теме в справочной литературе, свободная работа
с текстами научного и художественного стилей
|
Справочная
литература по научному стилю речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Окончание
табл.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
32
|
Морфологические
и синтаксические особенности научного стиля.
Цель:
исследовать морфологические и синтаксические особенности текстов научного
стиля, участвовать в диалоге, дискуссии
|
Поисковая
|
Проблемные
задания
|
Групповая
|
Уметь исследовать
морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля,
участвовать в диалоге, дискуссии.
(Я),
(К)
Исследовательский
|
|
Владение
такими видами публичных выступление, как диалог, дискуссия, следование
этическим нормам и правилам их ведения
|
|
33-
34
|
Изложение
с элементами комплексного анализа текста.
Цель:
совершенствовать навыки подробного изложения текста с высказыванием суждений
по теме и элементами комплексного анализа
|
Поисковая
|
Проблемные
задания, работа с книгой
|
Индивидуальная
|
Уметь подробно излагать
текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.
(К), (ЛС)
Творческий
|
Уметь самостоятельно
редактировать и творчески перерабатывать собственный текст.
(К), (ЛС)
Творческий
|
Владение
навыками редактирования текста, создания собственного текста
|
Рыбченкова, Л. М. Тексты для изложений. - М., 1999 (с. 140-142)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|