Тематическое планирование 10-11 класс - по 34 часа (Власенков)
29.08.2010 г.

Примерное тематическое планирование

преподавания русского языка для 10 и 11 классах на базовом уровне

к учебнику А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи »

с рекомендуемыми элементами подготовки к сдаче ЕГЭ

10 класс

№ п/п

Название

раздела

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Рекомендуемые задания

для подготовке к ЕГЭ (с указанием номера задания в ЕГЭ)

1

Вводный урок

Русский язык в Российской Федерации. Русский язык сегодня. Проблемы «экологии языка». Взаимосвязь языка и культуры.

1

 

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)

1

орфоэпические нормы - А2;

лексические нормы - А3, А12;

стили и типы речи - А30

2

Культура речи. Понятие о системе языка

Культура речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка

1

повторение: НЕ с различными частями речи, НЕ и НИ - А19;

части речи - А11, В2;

основа предложения - А9, В4

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 29, 58

Понятие о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать, анализировать и классифицировать факты языка разных уровней. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении

 

1

фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2;

правописание приставок - А15;

Н и НН в различных частях речи - А14

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.40, 46

 

Лексические нормы. Употребление   слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения

Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Нарушения лексических норм, характерные для современной речи

2

лексическое значение слова - А12;

состав слова - А13;

лексикология - А31;

паронимы - А3;

построение текста - А7, А8

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания

3

грамматические нормы - А4, А5, А6;

правописание союзов, предлогов, частиц - А20;

словосочетание, связь слов в словосочетании - В3;

правописание гласных в корнях и приставках - А15, А16; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий - А16

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.102, 121,

62,65

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.

Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации

2

союз И в простом и сложном предложениях - А21;

обособленные члены предложения - А22, В5

предложения с однородными членами, союзы при ОЧП - А24, В6

пунктуация в ССП и СПП - А26

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.34, 38, 48, 105

Типичные нарушения орфоэпических, лексических, грамматических норм, характерные для современной речи. Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка

2

фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2;

нарушения грамматических норм - А4, А5, А6;

повторение: Н и НН в различных частях речи - А14

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.40, 46

3

Культура речи. Речевое общение. Функциональные разновидности языка

Язык и речь. Речь устная и письменная. Текст и его место в системе языка и речи.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Невербальные средства общения

3

средства связи предложений в тексте - В7;

стили и типы речи - А30;

повторение: правописание суффиксов глаголов - А18

Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.86

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка

 

1

стили и типы речи - А30;

тема и идея текста, смысловое содержание текста - А29

Культура разговорной речи. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор, рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения

 

2

фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2;

тема текста и авторская позиция - А29;

элементы разговорной речи в художественном и публицистическом тексте - А30

Культура научной (учебно-научной) речи Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

Интернациональная терминология как результат взаимодействия национальных культур

 

3

паронимы - А3;

лексическое значение слова - А12;

состав слова - А13;

средства связи предложений в тексте - А8, В7;

синтаксис ССП и СПП - А26;

Разновидности научного стиля: учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного (учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Лингвистический анализ текстов научного (учебно-научного) стиля

2

особенности анализа текста учебного подстиля, научно-популярного подстиля - С1 (К1-К3)

лексическое значение слова - А12;

задание по лексикологии - А31

Совершенствование умений восприятия устной научной речи (монологической). Развитие умений написания конспектов лекции

1

связность текста - А7;

выделение основной мысли текста, абзаца - С1 (К1, К3); композиция сочинения - С1 (К5)

Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи. Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий, научно-популярной литературы

3

синтаксическая характеристика предложения - А10, А21, В6;

 

Подготовка доклада по учебно-научной проблеме, теме. Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов редактирования.

Информационная переработка научных и учебно-научных текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов

3

лексическое значение слова - А12;

задание по лексикологии - А31;

композиция сочинения - С1 (К5);

работа над редактированием сочинения - С1 (К6);

аргументация собственной позиции - С1 (К4);

 

4

Контрольные

работы

 

3

 

Материал для сопутствующего повторения и обобщения

Орфоэпия. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Типичные ошибки в произношении и ударении.

Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.

Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Для интенсивного повторения орфографических и пунктуационных тем рекомендуем использовать пособие Т.Я.Фроловой «Русский язык. Практикум» (10-11 классы).


11 класс[3]

п/п

Наименование раздела

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

Рекомендуемые задания

для подготовке к ЕГЭ

1

Вводный урок

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь человека и культуры. Межкультурная коммуникация в современных условиях

 

1

 

2

Культура речи. Функциональные разновидности языка. Публицистический стиль

Публицистический стиль и сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности

1

анализ публицистического текста - С1 (К1-К3); лексикология - А31; средства выразительности - В8

 

Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля

1

средства выразительности - В8; пунктуация в ССК - А27; смысловые связи в предложении - А28

Основные жанры публицистического стиля: заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк

1

стили и типы речи - А30;

средства связи предложений в тексте - В7

Лингвистический анализ текстов публицистического стиля. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач

1

аргументация собственного мнения - С1 (К4);

связность текста - С1 (К5);

богатство речи - С1 (К6)

Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов массовой коммуникации. Культура публичной речи

1

 

Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения

 

2

композиция речевого произведения - С1 (К5);

культура речи, орфоэпические нормы - А2;

грамматические нормы - А4, А6

Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях

2

 

Чтение. Изучающее чтение текстов массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное чтение текстов определенной тематики

1

повторение: правописание гласных и согласных в корнях слов - А15[4];

анализ текста - С1 (К1, К3)

Письмо. Письменное изложение прослушанного текста публицистического стиля. Написание тезисов выступления, доклада; написание рецензии

1

построение связного текста - С1

3

Культура речи. Функциональные разновидности языка. Культура официально-деловой речи

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Структура официально-деловых текстов разных жанров

1

грамматические нормы - А5, А6;

лексические нормы - А12;

правописание служебных частей речи - А20

Формы деловых документов. Лингвистический анализ текстов официально-делового стиля.

Написание заявления, доверенности, расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта)

1

повторение пунктуация при однородных членах предложения - А21, А24;

 

Редактирование собственных текстов официально-делового характера.

Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной речи в официально-деловой сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

1

повторение: вводные слова и конструкции - А23

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов официально-делового стиля

1

повторение: обособленные члены предложения - А22; пунктуация в ССП и СПП - А26; тире и двоеточие в предложениях - А25

4

Культура речи. Функциональные разновидности языка. Язык художественной литературы

Язык художественной литературы и его  отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка

3

языковые особенности текста, выразительные средства - В8;

средства связи предложений в тексте - В7;

состав слова - А12;

особенности анализа текста художественного стиля речи - С1 (К1, К3)

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов художественного произведения

1

словообразование - В1;

языковые особенности текста, выразительные средства - В8

Источники богатства и выразительности русской речи. Общее представление о тропах и стилистических фигурах, их использовании мастерами русского слова. Синонимия как источник средств художественной выразительности

3

словообразование - В1;

языковые особенности текста, выразительные средства - В8;

лексикология - А31

Индивидуально-авторский стиль писателя. Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной литературы, поэтический язык

2

повторение: морфология - А11, В2;

 

Роль мастеров художественного слова и лингвистов в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм (В.Г.Белинский. Л.В.Щерба. В.В.Виноградов. Н.М.Шанский)

1

 

Анализ текста художественного произведения - прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы)

3

анализ исходного текста - С1 (К1-К3);

аргументация собственного мнения - С1 (К4);

построение текста - С1 (К5)

5

Повторение

Повторение

4

 

 

Материал для сопутствующего повторения (см. 10 класс)

 

 


Примерное тематическое планирование по программе А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой для 11 класса

(из пособия Е.А.Влодавской, М.: Экзамен, 2006)[5]

 

Изучаемый раздел

урока

Тема урока

Повторение и разбор заданий

ЕГЭ по русскому языку

Синтаксис и пунктуация - 8 часов

1-2

Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания

Правописание приставок - А7; союз И в простом и сложном предложении - А22

3

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи

Речевые нормы - А17, тема текста и авторская позиция - А29; словосочетания и типы связи в словосочетаниях - ВЗ

4

Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Речевые нормы  А19. Знаки препинания при однородных членах предложения (А25) и обособленных членах предложения (А23, А29)

5

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них

А24, А26, А27, А28, А29; В6

6

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи

А14, А15, А26

7

Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текстов

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей - А32; В8

8

Контрольная работа по теме

 

Речь. Функциональные стили речи - 16 часов

9-10

Обобщающее повторение. Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования

A3, А4, А5, А30

11-12

Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов

А6, А8

13-14

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей - А32; В8

15

Жанры публицистического стиля: очерк

Задание части С (жанры сочинения-рассуждения)

16

Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк

Задание части С - анализ авторской позиции

17

Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера

Задание части С - анализ языковых средств

18

Жанры публицистического стиля: эссе

Задание части С - сочинение по данному тексту в жанре эссе

19

Контрольная работа по теме «Публицистический стиль речи»

 

20

Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей - А8, А32;В8

21

Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи

А9, А13, А14

 

22

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста

А11;В2

23

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста

Средства художественной выразительности в текстах различных стилей -А 7, А27, А32; В8

24

Практическая работа. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы

Задание части С

25

Контрольная работа по теме «Художественный стиль речи»

Задание части С

Общие сведения о языке - 3 часа

 

26-27

Культура речи и языковая норма

Языковые нормы: А17.А19, А20, А21

28

Функции языка. Выдающиеся учёные-русисты

Морфология: А16, А28;В2

Повторение- 7 часов

29

Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии

А1.А2, А6.А12; В1

30-31

Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания

А10, А18, А31

32

Трудные случаи пунктуации. Цитирование

В4, В5

33

Лингвистический анализ текста

В2, В7;С

34

Итоговая контрольная работа

 

 



[1] Примерное планирование носит рекомендательный характер и оставляет за учителем право самостоятельно строить систему занятий в рамках учебной программы.

[2] Примерное планирование составлено на основе ориентировочного планирования из «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» авторов Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.», опубликованных в 2004 году.

[3] Возможно планирование учебных занятий на основе материалов пособия: Влодавская, Е.А. ЕГЭ 2006. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену / Е.А.Влодавская. М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 190 с. (см. ниже)

[4] При повторении орфографических и пунктуационных правил рекомендуется использовать также пособие: Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум для 10-11 классов. - Симферополь: Таврида, 2006. - 144 с.

[5] Материал планирования может быть использован для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

 
« Пред.   След. »