Примерное тематическое
планирование
преподавания русского языка для 10 и 11
классах на базовом уровне
к учебнику А.И.Власенкова и
Л.М.Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи »
с рекомендуемыми элементами подготовки к
сдаче ЕГЭ
10 класс
№ п/п
|
Название
раздела
|
Тема
учебного занятия
|
Кол-во
часов
|
Рекомендуемые
задания
для
подготовке к ЕГЭ (с указанием номера задания в ЕГЭ)
|
1
|
Вводный урок
|
Русский язык в Российской Федерации. Русский язык
сегодня. Проблемы «экологии языка». Взаимосвязь языка и культуры.
|
1
|
|
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других
народов.
Формы существования русского
национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго)
|
1
|
орфоэпические нормы - А2;
лексические нормы - А3, А12;
стили и типы речи - А30
|
2
|
Культура речи. Понятие о системе языка
|
Культура речи. Основные аспекты
культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды
языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические),
лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические)
нормы русского литературного языка
|
1
|
повторение: НЕ с различными частями речи, НЕ и НИ - А19;
части речи - А11, В2;
основа предложения - А9, В4
Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр. 29, 58
|
Понятие о системе языка, его уровнях и единицах, взаимосвязях и
отношениях единиц языка разных уровней. Совершенствование умений опознавать,
анализировать и классифицировать факты языка разных уровней. Орфоэпические
(произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении
|
1
|
фонетика, орфоэпические нормы -
А1, А2;
правописание приставок - А15;
Н и НН в различных частях речи
- А14
Т.Я. Фролова «Русский язык.
Практикум», стр.40, 46
|
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его
лексическим значением - важное условие речевого общения
Лексика, обозначающая
предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная
лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Лексика, заимствованная русским языком из других языков,
особенности ее освоения. Синонимы и речевая
культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его
значения и стилистических свойств.
Нарушения лексических норм, характерные для современной
речи
|
2
|
лексическое значение слова - А12;
состав слова - А13;
лексикология - А31;
паронимы - А3;
построение текста - А7, А8
|
Грамматические нормы.
Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по
типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе
словосочетаний. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные
принципы написания
|
3
|
грамматические нормы - А4, А5, А6;
правописание союзов, предлогов, частиц - А20;
словосочетание, связь
слов в словосочетании - В3;
правописание гласных в корнях и
приставках - А15, А16; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий - А16
Т.Я. Фролова «Русский язык.
Практикум», стр.102, 121,
62,65
|
Правильное построение предложений. Нормативное согласование
сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными
членами, придаточными частями.
Синонимия грамматических форм и их стилистические и
смысловые возможности. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы
русской пунктуации
|
2
|
союз И в простом и сложном предложениях - А21;
обособленные члены предложения - А22, В5
предложения с однородными членами, союзы при ОЧП - А24, В6
пунктуация в ССП и СПП - А26
Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.34, 38, 48,
105
|
Типичные нарушения орфоэпических, лексических,
грамматических норм, характерные для современной речи. Нормативные словари
современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь,
словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по
русскому правописанию. Использование нормативных словарей русского языка
|
2
|
фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2;
нарушения грамматических норм - А4, А5, А6;
повторение: Н и НН в
различных частях речи - А14
Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.40, 46
|
3
|
Культура речи. Речевое общение. Функциональные разновидности
языка
|
Язык
и речь. Речь устная и письменная. Текст и его место в системе языка и речи.
Речевое общение как форма взаимодействия людей в
процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и
неофициальное, публичное
и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты. Невербальные средства общения
|
3
|
средства связи предложений в тексте - В7;
стили и типы речи - А30;
повторение: правописание суффиксов глаголов - А18
Т.Я. Фролова «Русский язык. Практикум», стр.86
|
Функциональные
стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как
разновидности современного русского языка
|
1
|
стили и типы речи - А30;
тема и идея текста, смысловое содержание текста - А29
|
Культура
разговорной речи. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные
признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность,
автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.
Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические
особенности разговорной речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор,
спор, рассказать об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях
повседневного обиходно-бытового общения
|
2
|
фонетика, орфоэпические нормы - А1, А2;
тема текста и авторская позиция - А29;
элементы разговорной речи в художественном и
публицистическом тексте - А30
|
Культура научной
(учебно-научной) речи Научный стиль, сферы его использования, назначение.
Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлеченность и
обобщенность, объективность изложения. Лексические, морфологические,
синтаксические особенности научного стиля.
Интернациональная терминология
как результат взаимодействия национальных культур
|
3
|
паронимы - А3;
лексическое значение слова - А12;
состав слова - А13;
средства связи предложений в тексте - А8, В7;
синтаксис ССП и СПП - А26;
|
Разновидности научного стиля:
учебно-научный, научно-популярный. Их особенности. Основные жанры научного
(учебно-научного) стиля. Структура текстов разных жанров. Лингвистический
анализ текстов научного
(учебно-научного) стиля
|
2
|
особенности анализа текста учебного подстиля,
научно-популярного подстиля - С1 (К1-К3)
лексическое значение слова - А12;
задание по лексикологии - А31
|
Совершенствование умений восприятия устной научной речи
(монологической). Развитие умений написания конспектов лекции
|
1
|
связность текста - А7;
выделение основной мысли текста, абзаца - С1 (К1, К3); композиция
сочинения - С1 (К5)
|
Изучающее чтение научной, научно-популярной статьи.
Просмотровое и ознакомительное чтение справочной литературы, энциклопедий,
научно-популярной литературы
|
3
|
синтаксическая характеристика предложения - А10, А21, В6;
|
Подготовка доклада по учебно-научной проблеме, теме.
Редактирование. Использование синонимических замен как один из способов
редактирования.
Информационная переработка научных и учебно-научных
текстов. Написание аннотаций, рефератов, конспектов, тезисов
|
3
|
лексическое значение слова - А12;
задание по лексикологии - А31;
композиция сочинения - С1 (К5);
работа над
редактированием сочинения - С1 (К6);
аргументация собственной позиции - С1 (К4);
|
4
|
Контрольные
работы
|
|
3
|
|
Материал для сопутствующего повторения
и обобщения
Орфоэпия. Основные нормы современного
литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний
согласных. Произношение
некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и
отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и
ударения. Типичные ошибки в произношении и
ударении.
Орфография. Правописание морфем. Слитные, дефисные
и раздельные написания. Употребление
прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов.
Пунктуация. Знаки препинания в конце предложений.
Знаки препинания внутри простого
предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки
препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. Абзац
как пунктуационный знак, передающий смысловое
членение текста.
Для интенсивного повторения орфографических и
пунктуационных тем рекомендуем использовать пособие Т.Я.Фроловой «Русский язык.
Практикум» (10-11 классы).
11 класс[3]
№ п/п
|
Наименование
раздела
|
Тема
учебного занятия
|
Кол-во
часов
|
Рекомендуемые
задания
для подготовке
к ЕГЭ
|
1
|
Вводный урок
|
Русский язык в современном
мире. Взаимосвязь человека и культуры. Межкультурная коммуникация в
современных условиях
|
1
|
|
2
|
Культура речи. Функциональные
разновидности языка. Публицистический стиль
|
Публицистический стиль и сферы его использования,
назначение. Основные признаки публицистического стиля: сочетание
экспрессивности и стандарта, логичности и образности, эмоциональности, оценочности
|
1
|
анализ публицистического текста
- С1 (К1-К3); лексикология - А31; средства выразительности - В8
|
Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля
|
1
|
средства выразительности - В8; пунктуация в ССК - А27; смысловые связи
в предложении - А28
|
Основные жанры публицистического стиля: заметка,
репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк
|
1
|
стили и типы речи - А30;
средства связи предложений в
тексте - В7
|
Лингвистический анализ текстов публицистического стиля.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов
с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных
задач
|
1
|
аргументация собственного
мнения - С1 (К4);
связность текста - С1 (К5);
богатство речи - С1 (К6)
|
Совершенствование умений слушания (аудирования) текстов
массовой коммуникации. Культура публичной
речи
|
1
|
|
Публичное
выступление: выбор темы, определение цели, поиск
материала. Композиция публичного выступления.
Выбор языковых средств оформления
публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и
сферы общения
|
2
|
композиция речевого
произведения - С1 (К5);
культура речи, орфоэпические
нормы - А2;
грамматические нормы - А4, А6
|
Учебно-речевая практика участия в диспутах и дискуссиях
|
2
|
|
Чтение. Изучающее чтение текстов
массовой коммуникации различных жанров. Просмотровое, ознакомительное, ознакомительно-реферативное
чтение текстов определенной тематики
|
1
|
повторение: правописание гласных и согласных в корнях слов
- А15[4];
анализ текста - С1 (К1, К3)
|
Письмо. Письменное изложение прослушанного
текста публицистического стиля. Написание тезисов
выступления, доклада; написание рецензии
|
1
|
построение связного текста - С1
|
3
|
Культура речи. Функциональные
разновидности языка. Культура официально-деловой речи
|
Официально-деловой стиль, сферы его
использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля:
точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения
текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические,
синтаксические особенности делового стиля. Структура официально-деловых текстов
разных жанров
|
1
|
грамматические нормы - А5, А6;
лексические нормы - А12;
правописание служебных частей речи - А20
|
Формы деловых документов. Лингвистический анализ текстов
официально-делового стиля.
Написание заявления, доверенности,
расписки, резюме, делового письма, объявления. Особенности составления
делового письма, объявления на электронном носителе (электронная почта)
|
1
|
повторение пунктуация при однородных членах предложения -
А21, А24;
|
Редактирование собственных текстов официально-делового
характера.
Развитие языковой рефлексии по отношению к собственной
речи в официально-деловой сфере общения, а также умений осуществлять самоконтроль,
самооценку, самокоррекцию.
|
1
|
повторение: вводные слова и конструкции - А23
|
Совершенствование умений оценивать
устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления и
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Применение орфографических и пунктуационных норм при
создании и воспроизведении текстов официально-делового стиля
|
1
|
повторение: обособленные члены предложения - А22; пунктуация
в ССП и СПП - А26; тире и двоеточие в предложениях - А25
|
4
|
Культура речи. Функциональные
разновидности языка. Язык художественной литературы
|
Язык
художественной литературы и его отличия от других разновидностей
современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых
средств других функциональных разновидностей языка
|
3
|
языковые особенности текста, выразительные средства - В8;
средства связи предложений в тексте - В7;
состав слова - А12;
особенности анализа текста художественного стиля речи - С1
(К1, К3)
|
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из
основных элементов художественного произведения
|
1
|
словообразование - В1;
языковые особенности текста, выразительные средства - В8
|
Источники богатства и выразительности
русской речи. Общее представление о тропах и стилистических фигурах, их использовании мастерами
русского слова. Синонимия как источник
средств художественной выразительности
|
3
|
словообразование - В1;
языковые особенности текста, выразительные средства - В8;
лексикология - А31
|
Индивидуально-авторский стиль
писателя. Повседневный, обиходный, «практический» язык и язык художественной
литературы, поэтический язык
|
2
|
повторение: морфология - А11, В2;
|
Роль мастеров художественного слова и
лингвистов в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм
(В.Г.Белинский. Л.В.Щерба. В.В.Виноградов. Н.М.Шанский)
|
1
|
|
Анализ текста художественного
произведения - прозаического, стихотворного (произведения малой формы или
отрывка из произведения крупной формы)
|
3
|
анализ исходного текста - С1 (К1-К3);
аргументация собственного мнения - С1 (К4);
построение текста - С1 (К5)
|
5
|
Повторение
|
Повторение
|
4
|
|
Материал для сопутствующего повторения (см. 10
класс)
Примерное тематическое планирование по программе
А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой для 11 класса
(из пособия Е.А.Влодавской, М.: Экзамен, 2006)[5]
Изучаемый раздел
|
№ урока
|
Тема урока
|
Повторение и разбор заданий
ЕГЭ по русскому языку
|
Синтаксис и пунктуация - 8 часов
|
1-2
|
Роль пунктуации в
письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы
постановки знаков препинания
|
Правописание приставок
- А7; союз И в простом и сложном предложении - А22
|
3
|
Нормативное построение
словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской
речи
|
Речевые нормы - А17,
тема текста и авторская позиция - А29; словосочетания и типы связи в словосочетаниях
- ВЗ
|
4
|
Систематизация сведений
о пунктуации простого осложнённого предложения. Виды синтаксического разбора.
Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого
|
Речевые нормы А19. Знаки препинания при однородных членах
предложения (А25) и обособленных членах предложения (А23, А29)
|
5
|
Систематизация сведений
о видах сложного предложения и пунктуации в них
|
А24, А26, А27, А28,
А29; В6
|
6
|
Синтаксическая
синонимия и её роль для создания выразительности речи
|
А14, А15, А26
|
7
|
Анализ синтаксической
структуры и средств выразительности художественного и публицистического
текстов
|
Средства художественной
выразительности в текстах различных стилей - А32; В8
|
8
|
Контрольная работа по
теме
|
|
Речь. Функциональные стили речи - 16 часов
|
9-10
|
Обобщающее повторение.
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из
стилей, сфера использования
|
A3, А4, А5, А30
|
11-12
|
Официально-деловой
стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования,
своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления
деловых бумаг, официальных документов
|
А6, А8
|
13-14
|
Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной
выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля:
устное выступление, доклад
|
Средства художественной выразительности в текстах
различных стилей - А32; В8
|
15
|
Жанры публицистического стиля: очерк
|
Задание части С (жанры сочинения-рассуждения)
|
16
|
Жанры публицистического
стиля: путевой очерк, портретный очерк
|
Задание части С -
анализ авторской позиции
|
17
|
Жанры публицистического
стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера
|
Задание части С -
анализ языковых средств
|
18
|
Жанры публицистического
стиля: эссе
|
Задание части С -
сочинение по данному тексту в жанре эссе
|
19
|
Контрольная работа по теме «Публицистический стиль речи»
|
|
20
|
Художественный стиль
речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование
изобразительно-выразительных средств
|
Средства художественной
выразительности в текстах различных стилей - А8, А32;В8
|
21
|
Язык художественной литературы.
Источники богатства и выразительности русской речи
|
А9, А13, А14
|
22
|
Изобразительно-выразительные
возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного
текста
|
А11;В2
|
23
|
Основные виды тропов,
их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста
|
Средства художественной
выразительности в текстах различных стилей -А 7, А27, А32; В8
|
24
|
Практическая работа.
Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической
литературы
|
Задание части С
|
25
|
Контрольная работа по теме «Художественный стиль речи»
|
Задание части С
|
Общие сведения о языке - 3 часа
|
26-27
|
Культура речи и
языковая норма
|
Языковые нормы:
А17.А19, А20, А21
|
28
|
Функции языка.
Выдающиеся учёные-русисты
|
Морфология: А16, А28;В2
|
Повторение- 7 часов
|
29
|
Систематизация знаний и
умений по фонетике, графике и орфографии
|
А1.А2, А6.А12; В1
|
30-31
|
Повторение и
систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи
правописания
|
А10, А18, А31
|
32
|
Трудные случаи
пунктуации. Цитирование
|
В4, В5
|
33
|
Лингвистический анализ
текста
|
В2, В7;С
|
34
|
Итоговая контрольная работа
|
|
[1] Примерное планирование
носит рекомендательный характер и оставляет за учителем право самостоятельно
строить систему занятий в рамках учебной программы.
[2] Примерное планирование составлено на основе
ориентировочного планирования из «Методических рекомендаций к учебнику «Русский
язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл.» авторов Власенкова А.И.,
Рыбченковой Л.М.», опубликованных в 2004 году.
[3] Возможно планирование
учебных занятий на основе материалов пособия: Влодавская, Е.А. ЕГЭ 2006.
Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков
подготовки к экзамену / Е.А.Влодавская. М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 190
с. (см. ниже)
[4] При повторении
орфографических и пунктуационных правил рекомендуется использовать также
пособие: Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум для 10-11 классов. - Симферополь:
Таврида, 2006. - 144 с.
[5] Материал планирования
может быть использован для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
|