Тематическое планирование по литературе, 7 класс - 68 часов
29.08.2010 г.

п/п

Тема урока

Дата

Теория литературы

Основное содержание

Развитие речи

Региональный компонент

≈ срок

про

вела

Введение. Устное народное творчество (2 часа)

1

Русская народная песня

 

 

Развитие понятия об УНТ

Жанровые особенности народных песен. Общность сюжетов и тем в песнях народов России

Песни крестьянских праздников, о рекрутской доле солдат-новобранцев, о казацкой и солдатской службе, о любви и семейной жизни

 

 

2

Народные песни

 

 

Башкирские, татарские песни

Выучить одну песню наизусть

Конкурс на лучшую народную песню

Из древнерусской литературы (1 час)

3

 

 

 

 

 

Житие Преподобного Сергия Радонежского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жанр жития святых как один из распространённых жанров древнерусской литературы..

Жития святых как произведения древнерусской литературы. Особенности литературного жанра жития: неторопливое повествование от 3-го лица, композиция из трёх частей; традиционные признаки: раннее благочестие героя, дар чудотворения, подвиги, посмертные чудеса.

Крепкая вера, кротость, трудолюбие, жертвенность, беззаветная любовь к родине, присущие Преподобному Сергию Родонежскому - защитнику Земли Русской.

Рассказ о жизненном пути писателя, об истории создания произведения. Выразительное чтение произведения.

 

Русская литература XIX века (39 часов)

4

Иван Андреевич Крылов «Лжец», «Лисица и виноград»

 

 

Аллегория. Её роль в изображении жизни

Осмеяние человеческих пороков. Иносказательный сюжет, условные действующие лица. Поучительное значение и сатирическая направленность басни.

 

Конкурс на лучший рисунок

5

Василий Андреевич Жуковский Баллада «Светлана».

 

 

Баллада

Олицетворение.

Понятие о возвышенной лексике

Таинственное и романтическое в балладах

Рассказ о жизненном пути поэта, об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведений.

 

6

Василий Андреевич Жуковский «К ней», «Вечер»

 

 

7

Александр Сергеевич Пушкин «Полтавский бой».

 

 

Метафора

Изображение Полтавской битвы. Мастерство поэта. Прославление русского оружия, отваги русских солдат. Сопостовительная характеристика Петра I и Карла  XII. Авторское отношение к героям.

Рассказ о жизненном пути поэта, об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведений.

Выучить отрывок. Характеристика персонажей.

Книжная выставка.

8

«Дубровский».

 

 

 

 

Особенности композиции. Роль диалогов в раскрытии характеров героев.

Сокращённое изучение отдельных глав повести. Критическое изображение барства. Сочувственное отношение к крестьянам. Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского. Молодой Дубровский, его благородство по отношению к Маше, протест против беззакония и несправедливости

Рассказ об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведения.

Изложение отдельного эпизода.

Сочинение

 

9

 

 

10

 

 

11

 

 

12

Урок развития речи по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

 

 

13

 

Михаил Юрьевич Лермонтов «Узник»,

 

«Парус»

 

 

Своеобразие поэтического языка лермонтовских стихов. Стихотворная речь. Стихотворные размеры. Двусложные размеры стиха.

Мотив одиночества, стремления к свободе. Сказочные мотивы в стихотворении. Содержание стихотворения и биография поэта.

Поэтическая картина природы. Жажда борьбы и свободы. Желания поэта.

Рассказ о жизненном пути поэта, об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведений.

Выучить отрывок.

 

14

 

М.Ю.Лермонтов «Кавказ»

 

 

Любовь поэта к горному краю. Образная система стихотворения. Кавказ в жизни Лермонтова.

Выразительное чтение произведения.

 

15

 

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...»

 

 

Картины русской жизни II половины XVI века. Изображение кулачного боя на Москве-реке. Отношение Лермонтова к героям. Иван-Грозный - царь-самодержец. Особенность названия произведения. Женский образ в «Песне...» Судьба женщин.

 

 

16

Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба»

 

 

Характеристика персонажа произведения. Способы раскрытия характера литературного героя

Изображение картин жизни казачества. Отдельные главы. Героизм Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Остап и Андрий. Судьба женщины-матери.

Работа по картине Репина «Письмо турецкому султану». Характеристика персонажей.

 

17

 

 

18

 

 

19

Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника»

 

 

 

 

Композиция рассказа. Пейзаж.

Из «Записок охотника». Духовный мир крестьянских детей, имх отношение к природе. Образ автора.

Вера писателя в талант русского народа. Состязание в пении двух певцов. Образ певца Якова. Отношение автора.

Рассказ о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведения. Сравнительная характеристика подростков

 

 

20

 

 

 

21

Иван Сергеевич Тургенев «Певцы»

 

 

22

Фёдор Иванович Тютчев «Ещё шумел весёлый день»

 

 

 

 

 

 

Закрепление понятия об эпитете

Связь человека с природой. Мастерство поэта, певца русской природы при передаче всех звуков «жизни благодатной»

Рассказ о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведения.

 

 

23

Александр Николаевич Островский «Свои люди - сочтёмся»

 

 

Первоначальное знакомство с жанром драмы. Комедия. Комическое и смешное. Диалоги, монологи, реплика.

Изображение быта и нравов купцов Замоскворечья первой половины XIX века. Критика низких чувств и поступков. Своеобразие сюжета комедии. Разрушительная сила денег. Образ купца С.С.Большова, стряпчего Рисположенского, приказчика Подхалюзина. Женские образы. Сложность композиционной структуры пьесы.

Рассказ о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.

 

24

 

 

25

 

 

26

Николай Алексеевич Некрасов «Мороз, Красный нос»

 

 

Понятие о поэме. Развитие понятия о стихотворной речи. Трёхсложные размеры стиха.

Крестьянская жизнь. Поэтический образ русской женщины. Картины природы. Особенности композиции. Близость к фольклору.

Рассказ об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведения наизусть (отрывок).

Образы Прокла и Дарьи.

Конкурс чтецов. Книжная выставка.

27

 

 

28

 

 

29

 

 

30

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

 

 

Развитие понятия о литературной сказке

Аллегорический смысл

Рассказ о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведения.

 

 

Р.Максютов «Любовь моя, цвет зелёный...»

31

 

 

Выразительное чтение произведения.

32

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Коняга»

 

 

 

Рассказ о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.

 

33

 

 

Выразительное чтение произведения.

34

Афанасий Афанасьевич Фет «Это утро, радость эта»

 

 

Закрепление знаний о метафоре в поэтическом произведении. Цветовые эпитеты и их роль в создании лирического настроения.

Красота русского пейзажа. Лирическое настроение. Метафоричность и музыкальность стихотворения

Рассказ о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведения. Заучивание наизусть

Мой родной край

 

 

 

А.Игебаев «Стихи»

35

Афанасий Афанасьевич Фет «Вечер»

 

 

 

Настроение поэта. Связь времен суток. Быстро меняющееся состояние природы.

36

Лев Николаевич Толстой «Детство», «Отрочество»,»Юность»

 

 

Жанр автобиографической повести

Автобиографические повести в сокращении. Нравственный рост Николеньки Иртеньева, его способность к самоанализу и самооценке. Психологизм автора. Внутренний монолог героя.

Рассказ о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения 

 Характеристика Иртеньева  .

 

37

 

 

38

 

 

39

 

 

40

Антон Павлович Чехов «Хамелеон»

 

 

Понятие о юморе. Развитие понятия о композиции. Понятие о сюжете.

Очумелов и Хрюкин. Угодничество и самоуправство. Диалог и художественные детали в раскрытии характеров. Особенности развития действия. Смысл названия.

Рассказ о жизненном пути писателя. Рассказ об истории создания произведения.

Выразительное чтение произведения. Сочинение.

 

41

 

 

42

Внеклассное чтение. Антон Павлович Чехов «Степь»

 

 

 

 

Рассказ о жизненном пути поэта. Выразительное чтение произведения наизусть («Россия»).

 

Из русской литературы XX века (17 часов)

43

Владимир Галактионович Короленко «Слепой музыкант»

 

 

Развитие понятия о литературном герое.

Становление личности, его сложность. Поиски своего предназначения. Искусство в жизни человека. Любовь - основа отношений между людьми. Проблемы счастья, актуальность событий.

Рассказ о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения (отрывок по выбору учащихся)

Характеристика главного героя.

44

 

 

45

 

 

46

Максим Горький «В людях»

 

 

Понятие об автобиографической повести

Становление личности Алёши. Отдельные фрагменты из жизни героя. Действенный гуманизм произведения. Жизнь Алёши.

Рассказ о жизненном пути писателя, об истории создания произведения. Выразительное чтение произведения.

Сочинение.

 

 

 

 

 

М.Карим «Долгое-долгое детство»

47

 

 

48

 

 

49

Максим Горький «Челкаш»

 

 

 

Челкаш и Гаврила - антиподы и единомышленники. Ответственность человека за выбор жизненного пути.

Выразительное чтение произведения. Сравнительная характеристика

50

Максим Горький «Песня о Соколе»

 

 

Понятие о символе.

Композиция «Песни». Красочность, эмоциональность языка, особенности ритма. Образы-символы (Сокол и Уж)

Выразительное чтение

 

 

 

 

51

Владимир Владимирович Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Владимировичем Маяковским на даче»

 

 

Особые лексические средства ритма в поэзии Маяковского

Маяковский - выдающийся поэт. Тема поэта и поэзии в стихотворении.

Рассказ о жизненном пути поэта. Выразительное чтение произведения.

 

52

Андрей Платонович Платонов «Неизвестный цветок»

 

 

Развитие понятия о языке художественного произведения

Тревога за судьбу цветка, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за всесущее на земле. Особенности языка. Восхищение силой жизни цветка.

 

 

 

53

 

 

54

Сергей Александрович Есенин «Край любимый, сердцу снятся...»

 

 

 

Любовь к Родине, к природе родного края.

 

 

Сострадание и милосердие «ко всему живому» на земле

 

Фарит Исангулов «Погожие дни»

55

Сергей Александрович Есенин  «Песнь о собаке»

 

 

 

 

56

Сергей Александрович Есенин «Спит ковыль. Равнина дорогая».

 

 

 

Выучить наизусть

 

57

Анна Андреевна Ахматова «Мужество», «Клятва»

 

 

Развитие понятий о ритме, рифме, сравнении, метафоре

Поэт, его вера в русский народ и его культуру. Масштабность и человечность подвига простого солдата.

Выучить наизусть

Ибрагим Абдуллин «Иду по млечному пути»

Конкурс рисунков

58

Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского»

 

 

Развитие понятия о литературном герое.

Роль детства в жизни человека. Отношения между поколениями. Трудная жизнь села в годы войны. Образ учительницы Лидии Михайловны. Уроки нравственности.

Моя первая учительница

59

Внеклассное чтение Платонов «На заре туманной юности»

 

 

 

 

 

 

Из литературы народов России (3 часа)

60

«Нарты»

 

 

Элементы мифологического и мифического в «Нартах»

Эпические сказания народов Кавказа. Изображение их быта, характеров, реальных событий.

Выразительное чтение произведения.

 

61

Коста Хетагуров «Охота на туров», «Перед памятником»

 

 

 

Изображение природы и обычаев осетинцев.

Тема поэта и поэзии. История создания стихотворения. Ответственность человека за свои поступки.

Выразительное чтение произведения.

 

62

Габдулла Тукай «Шурале», «Пушкину»

 

 

 

Гуманистические идеи в творчестве поэта. Любовь к традициям, обычаям и культуре своего родного народа. Фольклорная основа поэмы.

Славные, умные, трудолюбивые люди родины.

Рассказ о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения.

 

Из зарубежной литературы (6 часов)

63

Гомер «Илиада»

 

 

Закрепление знаний о жанре поэмы.

Боги, люди, фантастические элементы в поэме. Отношение к воинскому долгу, товарищам, семье.

Рассказ о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения.

 

64

Гомер «Одиссей»

 

 

 

 

Выразительное чтение произведения.

 

65

Жан-Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»

 

 

Классицизм. Жанр комедии.

Высокая комедия классицизма. Сатирическое в изображении аристократов. Характер героя, его своеобразие. Образы Журдена, Клеонта.

Рассказ о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения.

Сочинение.

 

66

 

 

67

Фридрих Шиллер «Перчатка»

 

 

 

Сюжет баллады. Образ молодого рыцаря. Роль заключительной фразы. Перевод Жуковского

Рассказ о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения.

 

68

Сервантес «Дон Кихот»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

планирование составлено на основе  программы по русскому языку и литературе, авторы: С.К.Бирюкова, Р.З.Хайруллин, Н.Н.Вербовая, С.К.Нартов, Н.С.Русина. издательство «Просвещение», Санкт-Петербургский филиал, 2005;

учебник-хрестоматия для национальных общеобразовательных учреждений  «Русская литература.       7 класс» Под редакцией профессора М.В.Черкезовой ДРОФА Москва 2003; 

«Литература» учебник-хрестоматия для 7 класса национальных школ в двух частях под редакцией К.М.Нартова Санкт-Петербург Отделение издательства «Просвещение» 2000 четвёртое издание;

дополнительная литература  Б.И.Турьянская «Литература в 7 классе. Урок за уроком» Москва «Русское слово» 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »