№
п/п
|
Тема урока
|
Дата
|
Теория литературы
|
Основное содержание
|
Развитие речи
|
Региональный компонент
|
≈ срок
|
про
вела
|
Введение. Устное народное творчество (2 часа)
|
1
|
Русская
народная песня
|
|
|
Развитие
понятия об УНТ
Жанровые
особенности народных песен. Общность сюжетов и тем в песнях народов России
|
Песни
крестьянских праздников, о рекрутской доле солдат-новобранцев, о казацкой и
солдатской службе, о любви и семейной жизни
|
|
|
2
|
Народные
песни
|
|
|
Башкирские, татарские песни
|
Выучить
одну песню наизусть
|
Конкурс
на лучшую народную песню
|
Из древнерусской литературы (1 час)
|
3
|
Житие
Преподобного Сергия Радонежского
|
|
|
Жанр
жития святых как один из распространённых жанров древнерусской литературы..
Жития
святых как произведения древнерусской литературы. Особенности литературного
жанра жития: неторопливое повествование от 3-го лица, композиция из трёх
частей; традиционные признаки: раннее благочестие героя, дар чудотворения,
подвиги, посмертные чудеса.
|
Крепкая
вера, кротость, трудолюбие, жертвенность, беззаветная любовь к родине,
присущие Преподобному Сергию Родонежскому - защитнику Земли Русской.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя, об истории создания произведения. Выразительное
чтение произведения.
|
|
Русская литература XIX века (39 часов)
|
4
|
Иван
Андреевич Крылов «Лжец», «Лисица и виноград»
|
|
|
Аллегория.
Её роль в изображении жизни
|
Осмеяние
человеческих пороков. Иносказательный сюжет, условные действующие лица.
Поучительное значение и сатирическая направленность басни.
|
|
Конкурс
на лучший рисунок
|
5
|
Василий
Андреевич Жуковский Баллада «Светлана».
|
|
|
Баллада
Олицетворение.
Понятие
о возвышенной лексике
|
Таинственное
и романтическое в балладах
|
Рассказ
о жизненном пути поэта, об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведений.
|
|
6
|
Василий
Андреевич Жуковский «К ней», «Вечер»
|
|
|
7
|
Александр
Сергеевич Пушкин «Полтавский бой».
|
|
|
Метафора
|
Изображение
Полтавской битвы. Мастерство поэта. Прославление русского оружия, отваги
русских солдат. Сопостовительная характеристика Петра I и
Карла XII. Авторское отношение к героям.
|
Рассказ
о жизненном пути поэта, об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведений.
Выучить
отрывок. Характеристика персонажей.
|
Книжная
выставка.
|
8
|
«Дубровский».
|
|
|
Особенности
композиции. Роль диалогов в раскрытии характеров героев.
|
Сокращённое
изучение отдельных глав повести. Критическое изображение барства.
Сочувственное отношение к крестьянам. Сравнительная характеристика Троекурова
и Дубровского. Молодой Дубровский, его благородство по отношению к Маше,
протест против беззакония и несправедливости
|
Рассказ
об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведения.
Изложение
отдельного эпизода.
Сочинение
|
|
9
|
|
|
10
|
|
|
11
|
|
|
12
|
Урок
развития речи по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
|
|
|
13
|
Михаил
Юрьевич Лермонтов «Узник»,
«Парус»
|
|
|
Своеобразие
поэтического языка лермонтовских стихов. Стихотворная речь. Стихотворные
размеры. Двусложные размеры стиха.
|
Мотив
одиночества, стремления к свободе. Сказочные мотивы в стихотворении.
Содержание стихотворения и биография поэта.
Поэтическая
картина природы. Жажда борьбы и свободы. Желания поэта.
|
Рассказ
о жизненном пути поэта, об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведений.
Выучить
отрывок.
|
|
14
|
М.Ю.Лермонтов
«Кавказ»
|
|
|
Любовь
поэта к горному краю. Образная система стихотворения. Кавказ в жизни
Лермонтова.
|
Выразительное
чтение произведения.
|
|
15
|
М.Ю.Лермонтов
«Песня про царя Ивана Васильевича...»
|
|
|
Картины
русской жизни II половины XVI века.
Изображение кулачного боя на Москве-реке. Отношение Лермонтова к героям.
Иван-Грозный - царь-самодержец. Особенность названия произведения. Женский
образ в «Песне...» Судьба женщин.
|
|
|
16
|
Николай
Васильевич Гоголь «Тарас Бульба»
|
|
|
Характеристика
персонажа произведения. Способы раскрытия характера литературного героя
|
Изображение
картин жизни казачества. Отдельные главы. Героизм Тараса Бульбы и его
товарищей-запорожцев. Остап и Андрий. Судьба женщины-матери.
|
Работа
по картине Репина «Письмо турецкому султану». Характеристика персонажей.
|
|
17
|
|
|
18
|
|
|
19
|
Иван
Сергеевич Тургенев «Записки охотника»
|
|
|
Композиция
рассказа. Пейзаж.
|
Из
«Записок охотника». Духовный мир крестьянских детей, имх отношение к природе.
Образ автора.
Вера
писателя в талант русского народа. Состязание в пении двух певцов. Образ
певца Якова. Отношение автора.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведения. Сравнительная характеристика подростков
|
|
20
|
|
|
21
|
Иван
Сергеевич Тургенев «Певцы»
|
|
|
22
|
Фёдор
Иванович Тютчев «Ещё шумел весёлый день»
|
|
|
Закрепление
понятия об эпитете
|
Связь
человека с природой. Мастерство поэта, певца русской природы при передаче
всех звуков «жизни благодатной»
|
Рассказ
о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведения.
|
|
23
|
Александр
Николаевич Островский «Свои люди - сочтёмся»
|
|
|
Первоначальное
знакомство с жанром драмы. Комедия. Комическое и смешное. Диалоги, монологи,
реплика.
|
Изображение
быта и нравов купцов Замоскворечья первой половины XIX века. Критика низких чувств и поступков. Своеобразие
сюжета комедии. Разрушительная сила денег. Образ купца С.С.Большова,
стряпчего Рисположенского, приказчика Подхалюзина. Женские образы. Сложность
композиционной структуры пьесы.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.
|
|
24
|
|
|
25
|
|
|
26
|
Николай
Алексеевич Некрасов «Мороз, Красный нос»
|
|
|
Понятие
о поэме. Развитие понятия о стихотворной речи. Трёхсложные размеры стиха.
|
Крестьянская
жизнь. Поэтический образ русской женщины. Картины природы. Особенности
композиции. Близость к фольклору.
|
Рассказ
об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведения наизусть (отрывок).
Образы
Прокла и Дарьи.
|
Конкурс
чтецов. Книжная выставка.
|
27
|
|
|
28
|
|
|
29
|
|
|
30
|
Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
|
|
|
Развитие
понятия о литературной сказке
|
Аллегорический
смысл
|
Рассказ
о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведения.
|
Р.Максютов
«Любовь моя, цвет зелёный...»
|
31
|
|
|
Выразительное
чтение произведения.
|
32
|
Михаил
Евграфович Салтыков-Щедрин «Коняга»
|
|
|
|
Рассказ
о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.
|
|
33
|
|
|
Выразительное
чтение произведения.
|
34
|
Афанасий
Афанасьевич Фет «Это утро, радость эта»
|
|
|
Закрепление знаний о метафоре в поэтическом произведении.
Цветовые эпитеты и их роль в создании лирического настроения.
|
Красота
русского пейзажа. Лирическое настроение. Метафоричность и музыкальность
стихотворения
|
Рассказ
о жизненном пути писателя, об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведения. Заучивание наизусть
Мой
родной край
|
А.Игебаев
«Стихи»
|
35
|
Афанасий
Афанасьевич Фет «Вечер»
|
|
|
Настроение
поэта. Связь времен суток. Быстро меняющееся состояние природы.
|
36
|
Лев
Николаевич Толстой «Детство», «Отрочество»,»Юность»
|
|
|
Жанр
автобиографической повести
|
Автобиографические
повести в сокращении. Нравственный рост Николеньки Иртеньева, его способность
к самоанализу и самооценке. Психологизм автора. Внутренний монолог героя.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения
Характеристика Иртеньева .
|
|
37
|
|
|
38
|
|
|
39
|
|
|
40
|
Антон
Павлович Чехов «Хамелеон»
|
|
|
Понятие
о юморе. Развитие понятия о композиции. Понятие о сюжете.
|
Очумелов
и Хрюкин. Угодничество и самоуправство. Диалог и художественные детали в
раскрытии характеров. Особенности развития действия. Смысл названия.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя. Рассказ об истории создания произведения.
Выразительное
чтение произведения. Сочинение.
|
|
41
|
|
|
42
|
Внеклассное
чтение. Антон Павлович Чехов «Степь»
|
|
|
|
|
Рассказ
о жизненном пути поэта. Выразительное чтение произведения наизусть
(«Россия»).
|
|
Из русской литературы XX века (17 часов)
|
43
|
Владимир
Галактионович Короленко «Слепой музыкант»
|
|
|
Развитие
понятия о литературном герое.
|
Становление
личности, его сложность. Поиски своего предназначения. Искусство в жизни
человека. Любовь - основа отношений между людьми. Проблемы счастья,
актуальность событий.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения (отрывок по
выбору учащихся)
|
Характеристика
главного героя.
|
44
|
|
|
45
|
|
|
46
|
Максим
Горький «В людях»
|
|
|
Понятие
об автобиографической повести
|
Становление
личности Алёши. Отдельные фрагменты из жизни героя. Действенный гуманизм
произведения. Жизнь Алёши.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя, об истории создания произведения. Выразительное
чтение произведения.
Сочинение.
|
М.Карим
«Долгое-долгое детство»
|
47
|
|
|
48
|
|
|
49
|
Максим
Горький «Челкаш»
|
|
|
|
Челкаш
и Гаврила - антиподы и единомышленники. Ответственность человека за выбор
жизненного пути.
|
Выразительное
чтение произведения. Сравнительная характеристика
|
50
|
Максим
Горький «Песня о Соколе»
|
|
|
Понятие
о символе.
|
Композиция
«Песни». Красочность, эмоциональность языка, особенности ритма.
Образы-символы (Сокол и Уж)
|
Выразительное
чтение
|
|
51
|
Владимир
Владимирович Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Владимировичем Маяковским на даче»
|
|
|
Особые
лексические средства ритма в поэзии Маяковского
|
Маяковский
- выдающийся поэт. Тема поэта и поэзии в стихотворении.
|
Рассказ
о жизненном пути поэта. Выразительное чтение произведения.
|
|
52
|
Андрей
Платонович Платонов «Неизвестный цветок»
|
|
|
Развитие
понятия о языке художественного произведения
|
Тревога
за судьбу цветка, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за
всесущее на земле. Особенности языка. Восхищение силой жизни цветка.
|
|
|
53
|
|
|
54
|
Сергей
Александрович Есенин «Край любимый, сердцу снятся...»
|
|
|
|
Любовь
к Родине, к природе родного края.
Сострадание
и милосердие «ко всему живому» на земле
|
|
Фарит
Исангулов «Погожие дни»
|
55
|
Сергей Александрович Есенин «Песнь о собаке»
|
|
|
|
|
56
|
Сергей Александрович Есенин
«Спит ковыль. Равнина дорогая».
|
|
|
|
Выучить
наизусть
|
|
57
|
Анна
Андреевна Ахматова «Мужество», «Клятва»
|
|
|
Развитие
понятий о ритме, рифме, сравнении, метафоре
|
Поэт,
его вера в русский народ и его культуру. Масштабность и человечность подвига
простого солдата.
|
Выучить
наизусть
|
Ибрагим
Абдуллин «Иду по млечному пути»
Конкурс
рисунков
|
58
|
Валентин
Григорьевич Распутин «Уроки французского»
|
|
|
Развитие
понятия о литературном герое.
|
Роль
детства в жизни человека. Отношения между поколениями. Трудная жизнь села в
годы войны. Образ учительницы Лидии Михайловны. Уроки нравственности.
|
Моя
первая учительница
|
59
|
Внеклассное
чтение Платонов «На заре туманной юности»
|
|
|
|
|
|
|
Из литературы народов России (3 часа)
|
60
|
«Нарты»
|
|
|
Элементы
мифологического и мифического в «Нартах»
|
Эпические
сказания народов Кавказа. Изображение их быта, характеров, реальных событий.
|
Выразительное
чтение произведения.
|
|
61
|
Коста
Хетагуров «Охота на туров», «Перед памятником»
|
|
|
|
Изображение
природы и обычаев осетинцев.
Тема
поэта и поэзии. История создания стихотворения. Ответственность человека за
свои поступки.
|
Выразительное
чтение произведения.
|
|
62
|
Габдулла
Тукай «Шурале», «Пушкину»
|
|
|
|
Гуманистические
идеи в творчестве поэта. Любовь к традициям, обычаям и культуре своего
родного народа. Фольклорная основа поэмы.
Славные,
умные, трудолюбивые люди родины.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения.
|
|
Из зарубежной литературы (6 часов)
|
63
|
Гомер
«Илиада»
|
|
|
Закрепление
знаний о жанре поэмы.
|
Боги,
люди, фантастические элементы в поэме. Отношение к воинскому долгу,
товарищам, семье.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения.
|
|
64
|
Гомер
«Одиссей»
|
|
|
|
|
Выразительное
чтение произведения.
|
|
65
|
Жан-Батист
Мольер «Мещанин во дворянстве»
|
|
|
Классицизм.
Жанр комедии.
|
Высокая
комедия классицизма. Сатирическое в изображении аристократов. Характер героя,
его своеобразие. Образы Журдена, Клеонта.
|
Рассказ
о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения.
Сочинение.
|
|
66
|
|
|
67
|
Фридрих
Шиллер «Перчатка»
|
|
|
|
Сюжет
баллады. Образ молодого рыцаря. Роль заключительной фразы. Перевод Жуковского
|
Рассказ
о жизненном пути писателя. Выразительное чтение произведения.
|
|
68
|
Сервантес
«Дон Кихот»
|
|
|
|
|
|