Тематическое планирование, 8 класс - 68 часов
29.08.2010 г.

I  ПОЛУГОДИЕ - 32 ЧАСОВ

 

 

№п./п.

 

 

Дата

Основное содержание программного материала

Кол-во

часов

 

Основные знания, умения, навыки

Теория литературы

Методические приёмы

Домашнее задание

1

 

Введение.

Литература и время.

История на страницах произведений различных жанров

1

Сформировать у  учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано

 

 

Конспект статьи «Литература и время», вопросы 1-4

 

 

                                                                                       ФОЛЬКЛОР - 3 ЧАСА

 

 

 

2

 

 

 

 

 

История в произведениях фольклора. Русская историческая песня

1

Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической песни, основной тематикой песен и главными героями;

 

Истории-ческая песня

Лекция

чтение

Стр.19-21, вопросы 1-4, стр.22, вопросы 1-3

 

3-4

 

 

 

 

 

Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»

 

2

Народный театр как жанр фольклора;

Раскрыть особенности содержания и художественной формы народного театра

Народная драма

Работа с учебни-ком

беседа

Вопросы 1-9

 

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 5 ЧАСОВ

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

История на страницах произведений Древней Руси. Русская летопись.

«Смерть Олега от своего коня»

1

Дать понятие о древнерусской литературе;

Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития  и роль в становлении отечественной классической и современной литературы;

Духовная литература

Канонизация(причисление к лику святых)

Рассказ учителя с элементами беседы

Вопросы 1-5, пересказ

 

6

 

Русская воинская летопись.

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

1

Дать понятие воинской летописи;

Раскрыть историческую основу воинской повесть;

Работа над особенностями воинской повесть

Воинская повесть

 

Междуусо-бицы

Работа с текстом

беседа

Домашнее сочинение №5, стр.38

 

7-8

 

Жития святых как исторические повествования

«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра»

«Преподобные Сергий Радонежский»

2

Дать понятие о жанре жития;

Раскрыть историческую основу ;

Работа над особенностями «Жития»

Духовная литература

Житийная литература

святые

Беседа

Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку Варфоломею»

Сочинение -миниатюра «Сергей Радонежский - воплощение национального нравственного идеала»

Вопросы 1-6, стр. 50

 

9

 

Р.Р. Работа со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым

1

Продолжит работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым                  

 

 

План-конспект 53-54;

Сообщение о творчестве Н. М.Карамзина

 

 

 

                                                                                                ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА - 3 ЧАСА

 

 

10

 

 

 

 

История на страницах произведений  XVIII века

1

Познакомить с этапами жизни Карамзина;

Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении

 

Сообще-ние учащихся

беседа

Прочитать «Марфа - посадница...»

 

11-12

 

 

 

 

Н.М.Карамзин «Марфа - посадница...».

Сопоставление  исторического труда и художественного текста.

Отличие героини повести и исторического персонажа

2

Понять о чем рассказывается в повести;

Проследить дух  сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести

 

Аналитическая беседа с чтением отдель-ных фрагментов повести

№10, СТР.70

 

 

ЛИТЕРАТУРА  XIX ВЕКА - 34 ЧАСА

 

 

 

13

 

Историческое прошлое в литературе XIX века. Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека

1

Расширить имеющиеся знания об историческом прошлом

 

 

Прочитать былины

 

14

 

Былины и их герои в произведениях XIX века как демонстрация связи веков и прочности традиций русской литературы

1

Дать понятие о былинах;

Раскрыть связь былина с русской историей;

Вызвать желание  учащихся изучать историю Отечества

былина

Чтение былины с элементами беседы

Стр.80, вопросы 1-5

 

15-16

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»

Интерес автора  и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

Сюжет и герои «Песни...»

2

Познакомить с  жизнью и  творчеством Г.У.Лонгфелло;

Дать представление о романтическом герое и мире;

 

Трубка мира

 

Стр.92-93, вопросы 1-9

 

17

 

 

 

 

 

 

Жизнь и творчество В.Скотта «Айвенго».

В.Скотт - создатель исторического романа

 

1

Познакомить с творчеством В.Скотта;

Помочь ученикам понять, каковы особенности исторического романа;

 

 

 

Стр.95, вопрос 6, 1-15

 

18

 

 

 

 

 

 

 

Отражение  истории во всех жанрах литературы.

Исторические басни И.А.Крылова «Волк на псарне».

1

Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях;

Повторить знание терминов

Аллегория

Басня

Иносказание

Эзопов язык

 

Чтение басни

беседа

Задания 1-7

Пересказ статей учебника стр.99-101

 

19

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина

1

Вспомнить  основные сведения о Пушкине,  о прочитанных ранее произведениях;

Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

 

 

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ статей учебника

Прочитать «Песнь о вещем Олеге»

 

20

 

«Песнь о вещем Олеге»

Сопоставление с историческим источником

1

Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть...»

Обратить внимание учащихся на таинственность и мрачность колорита, употреблением торжественной лексики;

 

Хазары

Перун

Цареград

Пращ

Сеча

Комментированное чтение

беседа

Вопросы 1-4,7, 8

 

21

 

«Полтава»

Общий обзор произведений Петра I автором

1

Познакомить с многоплановостью героической  поэмы;

Раскрыть историческую значимость  двух  монархов - полководцев - Петра I и Карла, на примере контраста эти образы рассмотреть;

 

Паладин

Комментированное чтение

Задание 8, 3, 4, 5

 

22-23

 

«Борис Годунов»

Роль и судьба летописца Пимена в пьесе.

Тема власти и неизбежной расплаты за преступление

 

2

Выяснить, какие эпизоды положены в основу трагедии;

Показать значимость конфликта между Годуновым и Отепьевым

 

Аналитическая беседа

Наизусть отрывок из лирического и драматичес-кого произведений Пушкина

 

24

 

Р.Р. Исполнение лирических и драматических произведений Пушкина

1

Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина

 

Выступление учащихся

Прочитать «Капитанскую дочку»

 

25

 

Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»

1

Познакомить  с творческой  историей написания повести «Капитанская дочка»

Роман

Семейные записи

Хроника

Прототип

Прообраз

Мятеж

восстание

Сообщение уч-ся

Аналитическая беседа

Сжатый пересказ статей учебника

Написать сочинение-миниатюру «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка»

Сообщение по подгруппам

 

26

 

Тема народного восстания в повести. Лирический сюжет произведения

1

Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного восстания;

 

 

 

беседа

Повторить

 6 главу «Пугачев-щина»

 

27

 

Роль Пугачева в развитии сюжета

1

Проследить по тексту, как каждая  встреча Гринева и Пугачева позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами;

Продолжить работу над художественными особенностями повести

Благородство

Великоду-шие

безразличие

Аналитическая беседа

Чтение эпизодов

Ответить на вопрос: Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?

 

28

 

Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова

1

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой;

Продолжить работу над смыслом названия повести;

Обобщить и систематизировать знания по образу Петра Гринёва;

Входе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя

 

Сообщение

Аналитическая беседа

ИНД СООБЩЕНИЕ:выделить  уроки отца, которые он получает в родит. доме.

 

29-30

 

 

 

 

 

 

 

Историческая повесть и исторический труд.

Пейзаж, интерьер, манера повествования

2

Обобщение и систематизация материала;

 

 

 

 

 

31

 

 

 

 

 

Р.Р. Сочинение на одну из тем

1

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

 

 

Написать сочинение

 

32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе

1

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта;

Вывить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина;

 

опричник

 

Прочитать «Песню...»

План-конспект учебника, пересказ

 

Вопросы 1-9

 

 

 

                                                                                        II  ПОЛУГОДИЕ - 36 ЧАСОВ

 

 

 

33

 

 

 

 

 

Герои поэмы и их судьбы

1

Дать характеристику героям поэмы;

Проникнуть в замысел автора;

Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы

Образ в литературе

Беседа комм.чтение

Сообщение о Гоголе;

 

 

34

 

 

 

 

 

 

Н.В.Гоголь. Слово о творчестве Н.В.Гоголя.

Сюжет повести «Тарас Бульба»

1

Повторить  известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;

Дать понятие о романтической повести;

Раскрыть сюжет и идейный замысел повести

Романтичес-кая повесть

История

Сюжет пейзаж

Сообщение

Лекция

беседа

Гл 1-2

Вопросы после глав

Гл 3-6

 

35

 

Сопоставительная характеристика образов  и судеб двух братьев

1

Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель;

 

 

 

беседа

Гл 8-11

 

36

 

Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер)

1

Показать роль художественной детали;

Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя

гипербола

героическая личность

Беседа

Комментирован-ноечтение

Подготовиться к сочинению, вопросы стр.225-226

 

37

 

Творчество Александра Дюма. «Три мушкетёра».

Сюжет. Герои.

1

Дать общую характеристику произведению;

Выяснить причину популярности и авторскую позицию

 

Пересказ

Беседа

 

Вопросы 1-17

План-конспект стр.260

 

38

 

 

 

 

 

Р.Р. Сочинение  по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Развивать  связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

 

Сочине-ние

Написать сочинение

 

39

 

А.К.Толстой

.Слово о писателе.

Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои.

 

1

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»;

Представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в  истории и балладе

 

 

Баллада

 

Беседа

чтение

 Задание №8, 7

Прочитать «Князь Серебряный»

 

40

 

Роман «Князь Серебряный»

Сюжет и герои романа

1

Помочь учащимся  раскрыть особенности романа и писательский замысел;

Познакомить с  историческими лицами на страницах романа

Реализм

Романтическое повествова-ние

Аналитическая беседа

Стр.280, №4

 

41-42

 

 

 

 

 

 

Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой

2

Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие внутренних и внешних качеств человека или, наоборот, контраст;

Раскрыть значение событий, которые стремительно приближаются к развязке;

фольклор

 

Стр.306, вопросы,

№18 письменно

 

43

 

 

 

 

 

 

 

Историческое прошлое в русской лирике XIX века.

Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова...

1

Проследить  за основной тематикой стихотворений;

Повторить знание особенностей ритмической организации стиха;

 

 

Чтение наизусть

анализ

Прочитать «После бала»

 

44

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н.Толстой. Сюжет и композиция «После бала»

1

Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел

 

Аналитическая беседа с чтением эпизодов

Вопросы в тетрадях под запись

 

45

 

 

 

 

 

Роль контраста  при создании образа героя

1

Понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни

 

Элементы диспута

тест

Конспект стр.340, 338-339

Вопросы стр 338

 

46

 

Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему  «Полковник на балу и после бала»

1

Развивать  связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX  ВЕКА - 22 ЧАСА

 

 

 

47

 

История на станицах художественной литературы XX века

1

Выявить исторические особенности литературы XX века;

Сформировать первоначальное представление  о взгляде писателей на родную историю через судьбы людей эпохи;

Раскрыть проблему исторической личности, зримые черты живого облика известного человека;

 

 

 

 

 

Лекция

беседа

Сообщение о Бунине

 

48

 

Былины и их герои на страницах  поэзии XX века

1

Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина, его обращением к истории и русскому фольклору (былинному эпосу)

Былинный эпос

Чтение

Анализ

 

Наизусть «На распутье»

Закончить анализ  былины «Святогор»

 

49-50

 

 

 

 

 

 

 

Ю.Н.Тынянов. Тема истории  на страницах произведений Тынянова

«Подпоручик Киже» и тема деспотизма

2

Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова;

Помочь увидеть анекдотичную основу исторического рассказа;

Раскрыть трагическое одиночество Петра 1

 

 

Чтение беседа

Прочитать «Восковая персона». Пересказ,

План-конспектстр.356-357

 

51

 

 

 

 

 

 

 

 

Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования

1

Показать своеобразие  рассказа «Восковая персона;

Выявить авторскую позицию

 

 

Аналитическая беседа

Стр.387, подготовиться к анализу эпизода

Подготовить пересказ «Чертов мост»

 

52-53

 

Марк Алданов. Тема героического прошлого  России. Тетралогия «Мыслитель».

«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.

2

Познакомить с творчеством М.Алданова;

Увидеть в авторе человека, который сопереживает события и беды сегодняшнего дня;

Обратиться  к его философским позициям, понять, как он воспринимает ход истории;

тетралогия

Лекция

Аналитическая беседа

Сообще-ние

Подготовиться к обсуждению романов «Мария Стюарт», «Магеллан»

 

54

 

С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр

1

Помочь учащимся увидеть в творчестве С.Цвейга обращение  к  судьбам известных исторических лиц  (Бальзак, Диккенс, Ницше, Стендаль, Толстой);

Раскрыть тему человеческой разобщенности;

Познакомить с теорией  «животного магнетизма»

 

 

6, стр.394

 

Прочитать «Невозврати-мое мгновение»

 

55

 

«Невозвратимое мгновение»

Роль мгновение в судьбе человека и исторического события

1

Определить понимание проблемы;

Вдохновиться пафосом веры в силы человека;

Помочь увидеть более широкий и полный взгляд на проблему роли человека в истории

 

Беседа

пересказ

Стр.394, вопросы 1-6

 

56

 

Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали...» как роман  о судьбах властителей и простых людей на страницах истории

1

Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева;

Показать взаимоотношение власти и народа;

Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого

 

Лекция

беседа

 

 

57

 

 

 

 

 

 

Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина, Иван Каляев

1

Продолжить знакомство с героями романа;

Выявить своеобразие повествования

 

 

1-8, стр.416

 

58-59

 

 

 

 

Великая Отечественная война в русской лирике.

(урок-концерт)

 

2

Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей

 

 

Прочитать «Золотая карета»

 

60

 

Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии

1

Познакомить учащихся с творчеством Л.Леонова;

Провести обзор содержания рассказа;

Определить «внутренний, скрытый рисунок жизни»;

Обучение учащихся аналитическому пересказу

 

Комментированное чтение

Индивид.вопросы, стр.451

 

61

 

Судьбы героев пьесы и их идеалы

1

Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»;

Научить видеть позицию автора в пьесе;

Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации;

 

 

План-конспект стр.452-453

 

62

 

Р.Р.Сочинение на тему «Мой любимый исторический герой»

1

Развивать  связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

 

 

 

 

63-65

 

История на страницах поэзии XX века.

Интерес к темам прошлого в лирике

3

Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов;

Помочь осмыслить прочитанное

Звукопись

Аллитерация

Ассонанс

 

анализ

Наизусть (по выбору) 2 стихот.

 

66

 

Р.Р. Сочинение на тему»Изображение истории на страницах художественных произведений и позиция автора»

1

Развитие письменной и устной речи учащихся;

Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;

 

 

 

 

67-68

 

Обсуждение работ учащихся и повторение по теме «История и литература»

2

 

 

 

 

 

 

 

Всего уроков - 68 часов

 

I  Полугодие - 32 часов

 

II Полугодие - 36 часов

 

Из них на развитие речи - 7 часов

 

Сочинений - 5

 

 

 

 

                                  

 
« Пред.   След. »