№п./п.
|
Дата
|
Основное содержание
программного материала
|
Кол-во
часов
|
Основные знания,
умения, навыки
|
Теория литературы
|
Методические приёмы
|
Домашнее задание
|
1
|
|
Введение.
Литература и время.
История на страницах произведений различных жанров
|
1
|
Сформировать у
учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени
создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано
|
|
|
Конспект статьи «Литература и время», вопросы 1-4
|
|
ФОЛЬКЛОР - 3 ЧАСА
|
|
2
|
|
История в произведениях фольклора. Русская историческая
песня
|
1
|
Познакомить с жанровым своеобразием русской исторической
песни, основной тематикой песен и главными героями;
|
Истории-ческая песня
|
Лекция
чтение
|
Стр.19-21, вопросы 1-4, стр.22, вопросы 1-3
|
|
3-4
|
|
Народный театр. Драма «Как француз Москву брал»
|
2
|
Народный театр как жанр фольклора;
Раскрыть особенности содержания и художественной формы
народного театра
|
Народная драма
|
Работа с учебни-ком
беседа
|
Вопросы 1-9
|
|
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 5 ЧАСОВ
|
|
5
|
|
История на страницах произведений Древней Руси. Русская
летопись.
«Смерть Олега от своего коня»
|
1
|
Дать понятие о древнерусской литературе;
Помочь учащимся осмыслить закономерности её развития и роль в становлении отечественной классической
и современной литературы;
|
Духовная литература
Канонизация(причисление к лику святых)
|
Рассказ учителя с элементами беседы
|
Вопросы 1-5, пересказ
|
|
6
|
|
Русская воинская летопись.
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
|
1
|
Дать понятие воинской летописи;
Раскрыть историческую основу воинской повесть;
Работа над особенностями воинской повесть
|
Воинская повесть
Междуусо-бицы
|
Работа с текстом
беседа
|
Домашнее сочинение №5, стр.38
|
|
7-8
|
|
Жития святых как исторические повествования
«Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя
Александра»
«Преподобные Сергий Радонежский»
|
2
|
Дать понятие о жанре жития;
Раскрыть историческую основу ;
Работа над особенностями «Жития»
|
Духовная литература
Житийная литература
святые
|
Беседа
Работа над картиной М.В.Нес-терова «Видение отроку
Варфоломею»
|
Сочинение -миниатюра «Сергей Радонежский - воплощение
национального нравственного идеала»
Вопросы 1-6, стр. 50
|
|
9
|
|
Р.Р. Работа со словарями при
изучении литературы, связанной с историческим прошлым
|
1
|
Продолжит
работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым
|
|
|
План-конспект 53-54;
Сообщение о творчестве Н.
М.Карамзина
|
|
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА -
3 ЧАСА
|
|
10
|
|
История на страницах произведений XVIII века
|
1
|
Познакомить с этапами жизни Карамзина;
Дать понятие о сентиментализме как литературном
направлении
|
|
Сообще-ние учащихся
беседа
|
Прочитать «Марфа - посадница...»
|
|
11-12
|
|
Н.М.Карамзин «Марфа - посадница...».
Сопоставление
исторического труда и художественного текста.
Отличие героини повести и исторического персонажа
|
2
|
Понять о чем рассказывается в повести;
Проследить дух
сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести
|
|
Аналитическая беседа с чтением отдель-ных фрагментов
повести
|
№10, СТР.70
|
|
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА - 34 ЧАСА
|
|
13
|
|
Историческое прошлое в литературе XIX века.
Чувство времени как одно из важнейших свойств культурного человека
|
1
|
Расширить имеющиеся знания об историческом прошлом
|
|
|
Прочитать былины
|
|
14
|
|
Былины и их герои в произведениях XIX века как демонстрация связи веков
и прочности традиций русской литературы
|
1
|
Дать понятие о былинах;
Раскрыть связь былина с русской историей;
Вызвать желание
учащихся изучать историю Отечества
|
былина
|
Чтение былины с элементами беседы
|
Стр.80, вопросы 1-5
|
|
15-16
|
|
Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате»
Интерес автора и
переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.
Сюжет и герои «Песни...»
|
2
|
Познакомить с
жизнью и творчеством
Г.У.Лонгфелло;
Дать представление о романтическом герое и мире;
|
Трубка мира
|
|
Стр.92-93, вопросы 1-9
|
|
17
|
|
Жизнь и творчество В.Скотта «Айвенго».
В.Скотт - создатель исторического романа
|
1
|
Познакомить с творчеством В.Скотта;
Помочь ученикам понять, каковы особенности исторического
романа;
|
|
|
Стр.95, вопрос 6, 1-15
|
|
18
|
|
Отражение истории
во всех жанрах литературы.
Исторические басни И.А.Крылова «Волк на псарне».
|
1
|
Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях;
Повторить знание терминов
|
Аллегория
Басня
Иносказание
Эзопов язык
|
Чтение басни
беседа
|
Задания 1-7
Пересказ статей учебника стр.99-101
|
|
19
|
|
А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве
А.С.Пушкина
|
1
|
Вспомнить основные
сведения о Пушкине, о прочитанных
ранее произведениях;
Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы
считаем вечным спутником?
|
|
Аналитическая беседа
Сжатый пересказ статей учебника
|
Прочитать «Песнь о вещем Олеге»
|
|
20
|
|
«Песнь о вещем Олеге»
Сопоставление с историческим источником
|
1
|
Познакомить с сюжетом летописного сказания «Смерть...»
Обратить внимание учащихся на таинственность и мрачность
колорита, употреблением торжественной лексики;
|
Хазары
Перун
Цареград
Пращ
Сеча
|
Комментированное чтение
беседа
|
Вопросы 1-4,7, 8
|
|
21
|
|
«Полтава»
Общий обзор произведений Петра I автором
|
1
|
Познакомить с многоплановостью героической поэмы;
Раскрыть историческую значимость двух
монархов - полководцев - Петра I и Карла, на примере контраста эти образы рассмотреть;
|
Паладин
|
Комментированное чтение
|
Задание 8, 3, 4, 5
|
|
22-23
|
|
«Борис Годунов»
Роль и судьба летописца Пимена в пьесе.
Тема власти и неизбежной расплаты за преступление
|
2
|
Выяснить, какие эпизоды положены в основу трагедии;
Показать значимость конфликта между Годуновым и Отепьевым
|
|
Аналитическая беседа
|
Наизусть отрывок из лирического и драматичес-кого
произведений Пушкина
|
|
24
|
|
Р.Р. Исполнение лирических и
драматических произведений Пушкина
|
1
|
Проверить, как учащиеся владеют
навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина
|
|
Выступление учащихся
|
Прочитать «Капитанскую дочку»
|
|
25
|
|
Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»
|
1
|
Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская
дочка»
|
Роман
Семейные записи
Хроника
Прототип
Прообраз
Мятеж
восстание
|
Сообщение уч-ся
Аналитическая беседа
Сжатый пересказ статей учебника
|
Написать сочинение-миниатюру «Мои первые впечатления о
повести «Капитанская дочка»
Сообщение по подгруппам
|
|
26
|
|
Тема народного восстания в повести. Лирический сюжет
произведения
|
1
|
Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного
восстания;
|
|
беседа
|
Повторить
6 главу
«Пугачев-щина»
|
|
27
|
|
Роль Пугачева в развитии сюжета
|
1
|
Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева и Пугачева позволяет
повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами;
Продолжить работу над художественными особенностями
повести
|
Благородство
Великоду-шие
безразличие
|
Аналитическая беседа
Чтение эпизодов
|
Ответить на вопрос: Как проявился характер Маши Мироновой
в заточении у Швабрина?
|
|
28
|
|
Герой повести и рассказчик. Петр Гринев и Маша Миронова
|
1
|
Систематизация изученного материала по образу Маши
Мироновой;
Продолжить работу над смыслом названия повести;
Обобщить и систематизировать знания по образу Петра
Гринёва;
Входе работы увидеть те изменения, которые происходят в
душе героя
|
|
Сообщение
Аналитическая беседа
|
ИНД СООБЩЕНИЕ:выделить
уроки отца, которые он получает в родит. доме.
|
|
29-30
|
|
Историческая повесть и исторический труд.
Пейзаж, интерьер, манера повествования
|
2
|
Обобщение и систематизация материала;
|
|
|
|
|
31
|
|
Р.Р. Сочинение на одну из тем
|
1
|
Развитие связной речи учащихся;
Умение выразить своё отношение к
предложенным темам сочинения
|
|
|
Написать сочинение
|
|
32
|
|
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе
|
1
|
Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта;
Вывить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой
А.С.Пушкина;
|
опричник
|
|
Прочитать «Песню...»
План-конспект учебника, пересказ
Вопросы 1-9
|
|
II ПОЛУГОДИЕ - 36 ЧАСОВ
|
|
33
|
|
Герои поэмы и их судьбы
|
1
|
Дать характеристику героям поэмы;
Проникнуть в замысел автора;
Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
|
Образ в литературе
|
Беседа комм.чтение
|
Сообщение о Гоголе;
|
|
34
|
|
Н.В.Гоголь. Слово о творчестве Н.В.Гоголя.
Сюжет повести «Тарас Бульба»
|
1
|
Повторить известные
сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;
Дать понятие о романтической повести;
Раскрыть сюжет и идейный замысел повести
|
Романтичес-кая повесть
История
Сюжет пейзаж
|
Сообщение
Лекция
беседа
|
Гл 1-2
Вопросы после глав
Гл 3-6
|
|
35
|
|
Сопоставительная характеристика образов и судеб двух братьев
|
1
|
Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба,
Запорожская сечь, бой, погибель;
|
|
беседа
|
Гл 8-11
|
|
36
|
|
Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер)
|
1
|
Показать роль художественной детали;
Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера
автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя
|
гипербола
героическая личность
|
Беседа
Комментирован-ноечтение
|
Подготовиться к сочинению, вопросы стр.225-226
|
|
37
|
|
Творчество Александра Дюма. «Три мушкетёра».
Сюжет. Герои.
|
1
|
Дать общую характеристику произведению;
Выяснить причину популярности и авторскую позицию
|
|
Пересказ
Беседа
|
Вопросы 1-17
План-конспект стр.260
|
|
38
|
|
Р.Р. Сочинение по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
|
1
|
Развивать связную речь учащихся;
Уметь выразить своё отношение к
предложенным темам сочинения
|
|
Сочине-ние
|
Написать сочинение
|
|
39
|
|
А.К.Толстой
.Слово о писателе.
Баллада «Василий Шибанов». Сюжет баллады, её герои.
|
1
|
Познакомить с основными биографическими сведениями
писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»;
Представить Василия Шибанова как лицо историческое и
показать его значимость в истории и
балладе
|
Баллада
|
Беседа
чтение
|
Задание №8, 7
Прочитать «Князь Серебряный»
|
|
40
|
|
Роман «Князь Серебряный»
Сюжет и герои романа
|
1
|
Помочь учащимся
раскрыть особенности романа и писательский замысел;
Познакомить с
историческими лицами на страницах романа
|
Реализм
Романтическое повествова-ние
|
Аналитическая беседа
|
Стр.280, №4
|
|
41-42
|
|
Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя
Серебряного и Елены Морозовой
|
2
|
Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие
внутренних и внешних качеств человека или, наоборот, контраст;
Раскрыть значение событий, которые стремительно
приближаются к развязке;
|
фольклор
|
|
Стр.306, вопросы,
№18 письменно
|
|
43
|
|
Историческое прошлое в русской лирике XIX века.
Стихотворения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова...
|
1
|
Проследить за
основной тематикой стихотворений;
Повторить знание особенностей ритмической организации
стиха;
|
|
Чтение наизусть
анализ
|
Прочитать «После бала»
|
|
44
|
|
Л.Н.Толстой. Сюжет и композиция «После бала»
|
1
|
Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и
писательский замысел
|
|
Аналитическая беседа с чтением эпизодов
|
Вопросы в тетрадях под запись
|
|
45
|
|
Роль контраста при
создании образа героя
|
1
|
Понять главную мысль рассказа: личная ответственность
человека за всё, что совершается в жизни
|
|
Элементы диспута
тест
|
Конспект стр.340, 338-339
Вопросы стр 338
|
|
46
|
|
Р.Р. Сочинение-миниатюра с
использованием контраста на тему
«Полковник на балу и после бала»
|
1
|
Развивать связную речь учащихся;
Уметь выразить своё отношение к
предложенным темам сочинения
|
|
|
|
|
РУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА - 22 ЧАСА
|
|
47
|
|
История на станицах художественной литературы XX века
|
1
|
Выявить исторические особенности литературы XX века;
Сформировать первоначальное представление о взгляде писателей на родную историю через
судьбы людей эпохи;
Раскрыть проблему исторической личности, зримые черты
живого облика известного человека;
|
|
Лекция
беседа
|
Сообщение о Бунине
|
|
48
|
|
Былины и их герои на страницах поэзии XX века
|
1
|
Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина, его
обращением к истории и русскому фольклору (былинному эпосу)
|
Былинный эпос
|
Чтение
Анализ
|
Наизусть «На распутье»
Закончить анализ
былины «Святогор»
|
|
49-50
|
|
Ю.Н.Тынянов. Тема истории
на страницах произведений Тынянова
«Подпоручик Киже» и тема деспотизма
|
2
|
Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова;
Помочь увидеть анекдотичную основу исторического рассказа;
Раскрыть трагическое одиночество Петра 1
|
|
Чтение беседа
|
Прочитать «Восковая персона». Пересказ,
План-конспектстр.356-357
|
|
51
|
|
Образ Петра и его окружения на страницах исторического
повествования
|
1
|
Показать своеобразие
рассказа «Восковая персона;
Выявить авторскую позицию
|
|
Аналитическая беседа
|
Стр.387, подготовиться к анализу эпизода
Подготовить пересказ «Чертов мост»
|
|
52-53
|
|
Марк Алданов. Тема героического прошлого России. Тетралогия «Мыслитель».
«Чертов мост» как один из романов о славе русского оружия.
|
2
|
Познакомить с творчеством М.Алданова;
Увидеть в авторе человека, который сопереживает события и
беды сегодняшнего дня;
Обратиться к его
философским позициям, понять, как он воспринимает ход истории;
|
тетралогия
|
Лекция
Аналитическая беседа
Сообще-ние
|
Подготовиться к обсуждению романов «Мария Стюарт»,
«Магеллан»
|
|
54
|
|
С.Цвейг. События и герои исторических миниатюр
|
1
|
Помочь учащимся увидеть в творчестве С.Цвейга
обращение к судьбам известных исторических лиц (Бальзак, Диккенс, Ницше, Стендаль,
Толстой);
Раскрыть тему человеческой разобщенности;
Познакомить с теорией
«животного магнетизма»
|
|
|
6, стр.394
Прочитать «Невозврати-мое мгновение»
|
|
55
|
|
«Невозвратимое мгновение»
Роль мгновение в судьбе человека и исторического события
|
1
|
Определить понимание проблемы;
Вдохновиться пафосом веры в силы человека;
Помочь увидеть более широкий и полный взгляд на проблему
роли человека в истории
|
|
Беседа
пересказ
|
Стр.394, вопросы 1-6
|
|
56
|
|
Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя
печали...» как роман о судьбах
властителей и простых людей на страницах истории
|
1
|
Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева;
Показать взаимоотношение власти и народа;
Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого
|
|
Лекция
беседа
|
|
|
57
|
|
Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня
повести Наденька Олексина, Иван Каляев
|
1
|
Продолжить знакомство с героями романа;
Выявить своеобразие повествования
|
|
|
1-8, стр.416
|
|
58-59
|
|
Великая Отечественная война в русской лирике.
(урок-концерт)
|
2
|
Познакомить учащихся с героическими страницами Руссой
поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей
|
|
|
Прочитать «Золотая карета»
|
|
60
|
|
Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в
послевоенной драматургии
|
1
|
Познакомить учащихся с творчеством Л.Леонова;
Провести обзор содержания рассказа;
Определить «внутренний, скрытый рисунок жизни»;
Обучение учащихся аналитическому пересказу
|
|
Комментированное чтение
|
Индивид.вопросы, стр.451
|
|
61
|
|
Судьбы героев пьесы и их идеалы
|
1
|
Вовлечь учащихся в размышления о «назначении жизни»;
Научить видеть позицию автора в пьесе;
Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на
сложные жизненные ситуации;
|
|
|
План-конспект стр.452-453
|
|
62
|
|
Р.Р.Сочинение на тему «Мой
любимый исторический герой»
|
1
|
Развивать связную речь учащихся;
Уметь выразить своё отношение к
предложенным темам сочинения
|
|
|
|
|
63-65
|
|
История на страницах поэзии XX века.
Интерес к темам прошлого в лирике
|
3
|
Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских потов;
Помочь осмыслить прочитанное
|
Звукопись
Аллитерация
Ассонанс
|
анализ
|
Наизусть (по выбору) 2 стихот.
|
|
66
|
|
Р.Р. Сочинение на
тему»Изображение истории на страницах художественных произведений и позиция
автора»
|
1
|
Развитие письменной и устной
речи учащихся;
Формирование умений логически
строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;
|
|
|
|
|
67-68
|
|
Обсуждение работ учащихся и повторение по теме «История и
литература»
|
2
|
|
|
|
|
|
Всего уроков - 68 часов
I Полугодие - 32 часов
II Полугодие
- 36 часов
Из них на развитие речи - 7 часов
Сочинений - 5
|
|