Страница 1 из 8
МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование
Культура
Нового времени
22. Культура западноевропейского
барокко
Тема урока: 22.1. Итальянское барокко
(архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны) - 1 урок.
- Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль,
зародившийся в конце XVI века в Италии и распространившийся по странам
Западной Европы.
- Контрастность и динамичность, напряженность и иллюзорность -
черты, свойственные всем произведениям искусства стиля барокко.
Основные особенности архитектурного барокко:
- тяготение к большим синтетическим городским и
садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура,
живопись (площадь св. Петра в Риме, Версаль, Петергоф);
- создание нарочито искривленного, почти
иллюзорного пространства за счет текучести криволинейных форм и объемов;
- пышная эффектность, представительность и
театральная зрелищность архитектуры барокко;
- яркое противопоставление конструкции и тектоники
здания. Иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур,
зеркал, окон;
- прихотливо изогнутая вертикаль - основа
архитектурной тектоники стиля барокко;
- проявление особой, легко узнаваемой Ћлинии
бароккоЛ во внешнем виде и интерьерах зданий, в убранстве улиц и
площадей;
- свободная текучесть воды как естественная аналогия
свободно текучей барочной линии и особое пристрастие к фонтанам в эпоху
барокко (фонтан "Четыре реки" в Риме).
- Архитектурное творчество Микеланджело как закат Возрождения и
начало барокко.
- Творчество Л. Бернини - вершина итальянского архитектурного барокко.
Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с ее помощью
площадь. Превращение архитектурного сооружения Возрождения (собора св.
Петра) в барочный ансамбль.
Задания:
1. Как вы помните, уже в пещерах древнеиндийского
комплекса Аджанта успешно осуществлялся принцип синтеза искусств. Можно ли, в
связи с этим, говорить, что Аджанта - барочный комплекс?
2. Какие элементы барокко можно увидеть в повседневной
жизни и искусстве императорского Рима и Византии? А какие черты этих культур
резко противоречат принципам барокко?
3. Какого восприятия интерьерного пространства добивался
архитектор барокко, иллюзорно "убирая" стену?
4. Что, по-вашему, может символизировать фонтан, струя
которого искусственно направлена в небо? Какие принципы искусства барокко здесь
проявляются?
5. Что сближает барочные здания и искусство скульптуры?
6. Как вы думаете, почему барочному зданию "так хочется"
организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?
Тема урока: 22.2. Возникновение оперы
- 1 урок.
- Действие как основной элемент музыкального и театрального искусств
и как естественная основа их синтеза.
- Эмоциональная насыщенность, приподнятость действия в музыкальном
театре.
- Историческая слитность музыкального и театрального действ
(магические обряды древности, театральные действа Древнего мира и
Средневековья).
- Непосредственные предшественники европейской оперы - итальянская
мадригальная комедия и английская маска.
- Возникновение европейской оперы на рубеже XVI-XVII веков во
Флоренции в кружке музыкантов и поэтов (Camerata) как реакция на сложность
хоровой полифонии и как стремление возродить синтетичность античной драмы.
- Попытки передать драматические коллизии именно средствами
музыкального языка - dramma per musica ("Дафна" Пери, "Эвридика" Пери,
"Эвридика" Каччини). Пышность обстановки спектаклей и скромность
музыкального языка.
- Простейшие оперные формы:
- ария как представление действующего лица. Ария,
обращенная к себе и ария, обращенная к другому действующему лицу, их
смысловое различие;
- ариозо, каватина, как небольшие разновидности
виды арии;
- оперные ансамбли - дуэт, трио, квартет. Согласие
или несогласие их участников, выраженное музыкальными средствами.
- Изысканность, утонченность и чрезмерная "ученость" первых оперных
опытов.
- Ориентация музыкантов барокко на искусство риторики (правильно
построенной возвышенной речи).
- Страстная музыкальная декламация как основа оперных произведений
К. Монтеверди ("Орфей", "Коронация Поппеи"). Появление речитатива как
проявления "страстной речи".
- Основные певческие голоса в оперном искусстве (бас, баритон,
тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано, сопрано лирическое, сопрано
драматическое, сопрано колоратурное) и их выразительные возможности.
Задания:
1. Подумайте, в каких музыкальных формах Средневековья и
Возрождения легко выделить действие, а в каких тяжело? Что, например,
"действует" в григорианском хорале?
2. Попробуйте представить себе средневековую
литургическую драму лишенной музыки. На какую современную форму искусства будет
походить такое действо?
3. Какая особенность музыкальной ткани оперы уже была
заложена в мадригальной комедии Возрождения?
4. С какими жанрами живописи можно сравнить оперную арию,
обращенную к себе, и арию, обращенную к другому действующему лицу?
5. В чем, по-вашему, отличие одного певческого голоса от
другого? С какими характеристиками краски можно сравнить отличительные
особенности голосов?
Тема урока: 22.3. Оратория, кантата,
ЋстрастиЛ (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель) - 1 урок.
- Одновременное зарождение оперы, оратории и кантаты в начале XVII
века.
- Основное различие оперы и оратории - опера показывает событие,
оратория рассказывает о нем.
- Предшественники оратории: литургические драмы, аллегорические
Ћсвященные представленияЛ.
- "Простонародная" (volgare) и "латинская" (latino) оратории в
Италии.
- Основные источники сюжетов ораторий XVII века: библейские тексты,
житийная литература.
- Типичные музыкальные формы в оратории (ария da capo, речитатив,
ансамбли, хоры).
- Оратории Г.Ф. Генделя как яркий образец жанра ("Мессия",
"Самсон").
- "Страсти" как храмовое действо на сюжет страданий и смерти Христа.
- Постепенное развитие жанра "страстей" (пассионов) от небольших
вставок в мессу на страстной неделе до огромных сочинений ораториального
типа.
- "Страсти" И.С. Баха как вершина развития немецких ораториальных
страстей:
- развитие сюжета в речитативах secco и
речитативных диалогах;
- арии как эмоциональная реакция свидетелей
событий;
- религиозно-философское обобщение в форме
традиционного протестантского хорала;
- целостная сцена как структурная единица
музыкальной композиции (например, "Сцена отречения Петра" или хор
"Шествие на Голгофу").
- Возникновение в XVII веке термина "кантата" в противоположность
"сонате" для отличия вокальной музыки от инструментальной.
- Кантата как "небольшая оратория", повторяющая практически все
формы последней (ария, речитатив, ансамбль, хор).
- Большая свобода в тематике кантаты (как духовные, так и светские
кантаты).
- "Stabat mater" Дж.Б. Перголези как ярчайший образец гармонично
построенной духовной кантаты.
Задания:
1. Сможете ли вы найти среди архитектурных форм аналоги
оратории? Какие?
2. К какому типу оратории можно отнести русскую
(православную) литургию ("простонародной" или "латинской")? О каком свойстве
православной литургии это говорит?
3. Представьте, что вам предложили найти текст для
оратории, посвященной встрече нового XXI века. Что бы вы предложили?
4. Чем, по-вашему, отличаются процессы восприятия
зрителем оперы и оратории? Какое восприятие ближе к восприятию иконы, а какое -
картины? Почему?
Тема урока: 22.4. Музыкальные инструменты барокко (орган, клавесин).
Фуга - 2 урока.
- Звучание органа и клавесина - две стороны звукового мира барокко
(монументально-величественная и изысканно-прихотливая).
- Этапы развития западноевропейского органа:
- античный гидравлос - водяной орган, в котором
необходимое давление воздуха в трубах поддерживалось столбом воды (III
век до н.э.);
- пневматический орган, применявшийся в театрах,
цирках и во дворцах в Древнем Риме и Византии, где воздух поступает от
мехов непосредственно в трубы (с IV века н.э.);
- появление регистров (XII век). Регистр - это
группа труб одной конструкции и тембра;
- появление особой педальной (ножной) клавиатуры у
органа (XIV век). "Органная педаль" (органный пункт) как особый вид
музыкальной выразительности;
- приобретение органом современного вида в XVI
веке.
- Расцвет органного искусства в XVI - XVII веках. Национальные
органные школы.
- Основные органные жанры: органная прелюдия, токатта, фуга,
фантазия.
- Естественность звучания на органе полифонических произведений.
- Фуга - наиболее совершенная полифоническая форма как выражение
единства мира.
- Основные композиционные элементы фуги:
- "тема" - выражение основной единой идеи
произведения;
- "ответ" - отражение, отклик темы в других
голосах;
- "противосложение" - противопоставление теме,
звучащее одновременно с "ответом";
- "интермедия" - часть композиции, свободной от
звучания "темы", как временный "отдых";
- "стретта" - сжатое (динамизированное) звучание
"темы".
- Отрывистое звучание клавесина как противоположность и дополнение к
"бесконечно продолжающемуся" звучанию органа.
- Механизм звукообразования клавесина, подражание в механизме
струнным щипковым инструментам. Клавесин и клавикорд, различие в их
механизмах и звучании.
- Национальные школы клавесинной игры (английская, итальянская,
французская).
Задания:
1. Подумайте, какие архитектурные формы или их элементы
соответствуют звучанию клавесина, а какие - органа?
2. Что общее у фуги и орнамента? Что их различает?
3. Какому структурному элементу орнамента соответствует
"тема" фуги? Подумайте, какие элементы фуги обязательны при перенесении их в
орнамент, а какие могут появляться случайно? Может быть, вы нарисуете фугу, как
это сделал литовский художник и композитор М.К. Чюрлёнис?
4. Попробуйте свою жизнь увидеть как фугу. Какие события
будут "темой", "ответом", "противосложением", а какие - "интермедией"? С какими
явлениями в жизни человека можно сравнить "стретту"?
5. Представьте себе, что вы - инопланетянин, который
обладает только слухом, но не зрением. Какое бы представление о законах нашего
мира вы составили бы, опираясь лишь на звучание органа? А клавесина?
6. Если представить себе, что живописный прием лессировки
соответствует принципу органного звучания, то как бы могла выглядеть живопись,
соответствующая звучанию клавесина?
Тема урока: 22.5. Садово-парковое искусство (парки, итальянские,
французские, английские) - 1 урок.
- Садово-парковое творчество как стремление человека окружить себя
искусственной (безопасной) природой.
- Священные рощи в Древнем мире (Египте, Древней Греции).
- Тесная связь основных типов садово-парковых ансамблей с
ландшафтом.
- Возникновение "итальянского парка" на гористом западном побережье
Аппенинского полуострова. Характерные черты такого парка - многоярусные
террасы и объединяющий их поток воды, стекающий каскадами.
- Монастырские и замковые сады в средневековой Европе: небольшие
размеры, плодовые, огородные и лекарственные растения, колодец в центре на
пересечении дорожек.
- "Райские" сады цветов (гюлистан) на Ближнем Востоке. Регулярные
геометрические сады "чор-бак" (четыре сада). Центральное положение воды в
таких садах: каналы, бассейны, небольшие ручейки (арыки).
- Канонизация природных ландшафтов на Дальнем Востоке. Искусно
обработанный естественный парк. Идеи миниатюризации и символизма в парках
и садах Японии. "Сад камней".
- Барочное садово-парковое искусство во Франции. "Французский"
регулярный парк, расположенный на большой ровной площадке перед окнами
короля. Ансамбль Версаля (А. Ленотр).
- "Английский" пейзажный парк. Средства выразительности в
садово-парковом искусстве: аллеи, перспективы, беседки, сюрпризы,
"античные гроты и развалины", "средневековые руины" и "китайские пагоды".
- Объединение различных типов парков в русской классической усадьбе
(регулярный сад перед парадным входом и пейзажный парк, часто переходящий
в лес, за домом).
Задания:
1.
Какие еще усилия,
кроме устройства парков, предпринимает человек, чтобы "окружить себя
искусственной безопасной природой"?
2.
Зачем, по-вашему,
могли устраиваться священные рощи в древних культурах?
3.
Что, по-вашему,
связывает в единое целое самые разнообразные "парковые затеи", иногда отстоящие
друг от друга весьма далеко?
4.
Скульптура в
выставочном зале, в дворянском особняке, в парке. Как влияет на восприятие
скульптуры ее местоположение? А как скульптура влияет на восприятие образа
выставочного зала, гостиной в особняке или парка?
5.
Подумайте, какой
тип парка лучше соответствует вашему родному городу? Почему именно такой парк
вы считаете наиболее характерным для вашей родной природы?
|