Поурочное планирование по МХК "Культура Нового времени"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочное планирование по МХК "Культура Нового времени"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование

Культура Нового времени

22. Культура западноевропейского барокко

Тема урока: 22.1. Итальянское барокко (архитектура, интерьеры, скульптура, фонтаны) - 1 урок.

  • Барокко (итал. barocco - причудливый) - художественный стиль, зародившийся в конце XVI века в Италии и распространившийся по странам Западной Европы.
  • Контрастность и динамичность, напряженность и иллюзорность - черты, свойственные всем произведениям искусства стиля барокко.
    Основные особенности архитектурного барокко:
    • тяготение к большим синтетическим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура, живопись (площадь св. Петра в Риме, Версаль, Петергоф);
    • создание нарочито искривленного, почти иллюзорного пространства за счет текучести криволинейных форм и объемов;
    • пышная эффектность, представительность и театральная зрелищность архитектуры барокко;
    • яркое противопоставление конструкции и тектоники здания. Иллюзорное исчезновение стены в массе украшений, скульптур, зеркал, окон;
    • прихотливо изогнутая вертикаль - основа архитектурной тектоники стиля барокко;
    • проявление особой, легко узнаваемой Ћлинии бароккоЛ во внешнем виде и интерьерах зданий, в убранстве улиц и площадей;
    • свободная текучесть воды как естественная аналогия свободно текучей барочной линии и особое пристрастие к фонтанам в эпоху барокко (фонтан "Четыре реки" в Риме).
  • Архитектурное творчество Микеланджело как закат Возрождения и начало барокко.
  • Творчество Л. Бернини - вершина итальянского архитектурного барокко. Колоннада перед собором св. Петра в Риме и сформированная с ее помощью площадь. Превращение архитектурного сооружения Возрождения (собора св. Петра) в барочный ансамбль.

Задания:

1.     Как вы помните, уже в пещерах древнеиндийского комплекса Аджанта успешно осуществлялся принцип синтеза искусств. Можно ли, в связи с этим, говорить, что Аджанта - барочный комплекс?

2.     Какие элементы барокко можно увидеть в повседневной жизни и искусстве императорского Рима и Византии? А какие черты этих культур резко противоречат принципам барокко?

3.     Какого восприятия интерьерного пространства добивался архитектор барокко, иллюзорно "убирая" стену?

4.     Что, по-вашему, может символизировать фонтан, струя которого искусственно направлена в небо? Какие принципы искусства барокко здесь проявляются?

5.     Что сближает барочные здания и искусство скульптуры?

6.     Как вы думаете, почему барочному зданию "так хочется" организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?

Тема урока: 22.2. Возникновение оперы - 1 урок.

  • Действие как основной элемент музыкального и театрального искусств и как естественная основа их синтеза.
  • Эмоциональная насыщенность, приподнятость действия в музыкальном театре.
  • Историческая слитность музыкального и театрального действ (магические обряды древности, театральные действа Древнего мира и Средневековья).
  • Непосредственные предшественники европейской оперы - итальянская мадригальная комедия и английская маска.
  • Возникновение европейской оперы на рубеже XVI-XVII веков во Флоренции в кружке музыкантов и поэтов (Camerata) как реакция на сложность хоровой полифонии и как стремление возродить синтетичность античной драмы.
  • Попытки передать драматические коллизии именно средствами музыкального языка - dramma per musica ("Дафна" Пери, "Эвридика" Пери, "Эвридика" Каччини). Пышность обстановки спектаклей и скромность музыкального языка.
  • Простейшие оперные формы:
    • ария как представление действующего лица. Ария, обращенная к себе и ария, обращенная к другому действующему лицу, их смысловое различие;
    • ариозо, каватина, как небольшие разновидности виды арии;
    • оперные ансамбли - дуэт, трио, квартет. Согласие или несогласие их участников, выраженное музыкальными средствами.
  • Изысканность, утонченность и чрезмерная "ученость" первых оперных опытов.
  • Ориентация музыкантов барокко на искусство риторики (правильно построенной возвышенной речи).
  • Страстная музыкальная декламация как основа оперных произведений К. Монтеверди ("Орфей", "Коронация Поппеи"). Появление речитатива как проявления "страстной речи".
  • Основные певческие голоса в оперном искусстве (бас, баритон, тенор, контральто, меццо-сопрано, сопрано, сопрано лирическое, сопрано драматическое, сопрано колоратурное) и их выразительные возможности.

Задания:

1.     Подумайте, в каких музыкальных формах Средневековья и Возрождения легко выделить действие, а в каких тяжело? Что, например, "действует" в григорианском хорале?

2.     Попробуйте представить себе средневековую литургическую драму лишенной музыки. На какую современную форму искусства будет походить такое действо?

3.     Какая особенность музыкальной ткани оперы уже была заложена в мадригальной комедии Возрождения?

4.     С какими жанрами живописи можно сравнить оперную арию, обращенную к себе, и арию, обращенную к другому действующему лицу?

5.     В чем, по-вашему, отличие одного певческого голоса от другого? С какими характеристиками краски можно сравнить отличительные особенности голосов?

Тема урока: 22.3. Оратория, кантата, ЋстрастиЛ (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель) - 1 урок.

  • Одновременное зарождение оперы, оратории и кантаты в начале XVII века.
  • Основное различие оперы и оратории - опера показывает событие, оратория рассказывает о нем.
  • Предшественники оратории: литургические драмы, аллегорические Ћсвященные представленияЛ.
  • "Простонародная" (volgare) и "латинская" (latino) оратории в Италии.
  • Основные источники сюжетов ораторий XVII века: библейские тексты, житийная литература.
  • Типичные музыкальные формы в оратории (ария da capo, речитатив, ансамбли, хоры).
  • Оратории Г.Ф. Генделя как яркий образец жанра ("Мессия", "Самсон").
  • "Страсти" как храмовое действо на сюжет страданий и смерти Христа.
  • Постепенное развитие жанра "страстей" (пассионов) от небольших вставок в мессу на страстной неделе до огромных сочинений ораториального типа.
  • "Страсти" И.С. Баха как вершина развития немецких ораториальных страстей:
    • развитие сюжета в речитативах secco и речитативных диалогах;
    • арии как эмоциональная реакция свидетелей событий;
    • религиозно-философское обобщение в форме традиционного протестантского хорала;
    • целостная сцена как структурная единица музыкальной композиции (например, "Сцена отречения Петра" или хор "Шествие на Голгофу").
  • Возникновение в XVII веке термина "кантата" в противоположность "сонате" для отличия вокальной музыки от инструментальной.
  • Кантата как "небольшая оратория", повторяющая практически все формы последней (ария, речитатив, ансамбль, хор).
  • Большая свобода в тематике кантаты (как духовные, так и светские кантаты).
  • "Stabat mater" Дж.Б. Перголези как ярчайший образец гармонично построенной духовной кантаты.

    Задания:

1.     Сможете ли вы найти среди архитектурных форм аналоги оратории? Какие?

2.     К какому типу оратории можно отнести русскую (православную) литургию ("простонародной" или "латинской")? О каком свойстве православной литургии это говорит?

3.     Представьте, что вам предложили найти текст для оратории, посвященной встрече нового XXI века. Что бы вы предложили?

4.     Чем, по-вашему, отличаются процессы восприятия зрителем оперы и оратории? Какое восприятие ближе к восприятию иконы, а какое - картины? Почему?


Тема урока: 22.4. Музыкальные инструменты барокко (орган, клавесин). Фуга - 2 урока.

  • Звучание органа и клавесина - две стороны звукового мира барокко (монументально-величественная и изысканно-прихотливая).
  • Этапы развития западноевропейского органа:
    • античный гидравлос - водяной орган, в котором необходимое давление воздуха в трубах поддерживалось столбом воды (III век до н.э.);
    • пневматический орган, применявшийся в театрах, цирках и во дворцах в Древнем Риме и Византии, где воздух поступает от мехов непосредственно в трубы (с IV века н.э.);
    • появление регистров (XII век). Регистр - это группа труб одной конструкции и тембра;
    • появление особой педальной (ножной) клавиатуры у органа (XIV век). "Органная педаль" (органный пункт) как особый вид музыкальной выразительности;
    • приобретение органом современного вида в XVI веке.
  • Расцвет органного искусства в XVI - XVII веках. Национальные органные школы.
  • Основные органные жанры: органная прелюдия, токатта, фуга, фантазия.
  • Естественность звучания на органе полифонических произведений.
  • Фуга - наиболее совершенная полифоническая форма как выражение единства мира.
  • Основные композиционные элементы фуги:
    • "тема" - выражение основной единой идеи произведения;
    • "ответ" - отражение, отклик темы в других голосах;
    • "противосложение" - противопоставление теме, звучащее одновременно с "ответом";
    • "интермедия" - часть композиции, свободной от звучания "темы", как временный "отдых";
    • "стретта" - сжатое (динамизированное) звучание "темы".
  • Отрывистое звучание клавесина как противоположность и дополнение к "бесконечно продолжающемуся" звучанию органа.
  • Механизм звукообразования клавесина, подражание в механизме струнным щипковым инструментам. Клавесин и клавикорд, различие в их механизмах и звучании.
  • Национальные школы клавесинной игры (английская, итальянская, французская).

Задания:

1.     Подумайте, какие архитектурные формы или их элементы соответствуют звучанию клавесина, а какие - органа?

2.     Что общее у фуги и орнамента? Что их различает?

3.     Какому структурному элементу орнамента соответствует "тема" фуги? Подумайте, какие элементы фуги обязательны при перенесении их в орнамент, а какие могут появляться случайно? Может быть, вы нарисуете фугу, как это сделал литовский художник и композитор М.К. Чюрлёнис?

4.     Попробуйте свою жизнь увидеть как фугу. Какие события будут "темой", "ответом", "противосложением", а какие - "интермедией"? С какими явлениями в жизни человека можно сравнить "стретту"?

5.     Представьте себе, что вы - инопланетянин, который обладает только слухом, но не зрением. Какое бы представление о законах нашего мира вы составили бы, опираясь лишь на звучание органа? А клавесина?

6.     Если представить себе, что живописный прием лессировки соответствует принципу органного звучания, то как бы могла выглядеть живопись, соответствующая звучанию клавесина?


Тема урока: 22.5. Садово-парковое искусство (парки, итальянские, французские, английские) - 1 урок.

  • Садово-парковое творчество как стремление человека окружить себя искусственной (безопасной) природой.
  • Священные рощи в Древнем мире (Египте, Древней Греции).
  • Тесная связь основных типов садово-парковых ансамблей с ландшафтом.
  • Возникновение "итальянского парка" на гористом западном побережье Аппенинского полуострова. Характерные черты такого парка - многоярусные террасы и объединяющий их поток воды, стекающий каскадами.
  • Монастырские и замковые сады в средневековой Европе: небольшие размеры, плодовые, огородные и лекарственные растения, колодец в центре на пересечении дорожек.
  • "Райские" сады цветов (гюлистан) на Ближнем Востоке. Регулярные геометрические сады "чор-бак" (четыре сада). Центральное положение воды в таких садах: каналы, бассейны, небольшие ручейки (арыки).
  • Канонизация природных ландшафтов на Дальнем Востоке. Искусно обработанный естественный парк. Идеи миниатюризации и символизма в парках и садах Японии. "Сад камней".
  • Барочное садово-парковое искусство во Франции. "Французский" регулярный парк, расположенный на большой ровной площадке перед окнами короля. Ансамбль Версаля (А. Ленотр).
  • "Английский" пейзажный парк. Средства выразительности в садово-парковом искусстве: аллеи, перспективы, беседки, сюрпризы, "античные гроты и развалины", "средневековые руины" и "китайские пагоды".
  • Объединение различных типов парков в русской классической усадьбе (регулярный сад перед парадным входом и пейзажный парк, часто переходящий в лес, за домом).

Задания:

1.     Какие еще усилия, кроме устройства парков, предпринимает человек, чтобы "окружить себя искусственной безопасной природой"?

2.     Зачем, по-вашему, могли устраиваться священные рощи в древних культурах?

3.     Что, по-вашему, связывает в единое целое самые разнообразные "парковые затеи", иногда отстоящие друг от друга весьма далеко?

4.     Скульптура в выставочном зале, в дворянском особняке, в парке. Как влияет на восприятие скульптуры ее местоположение? А как скульптура влияет на восприятие образа выставочного зала, гостиной в особняке или парка?

5.     Подумайте, какой тип парка лучше соответствует вашему родному городу? Почему именно такой парк вы считаете наиболее характерным для вашей родной природы?


 
« Пред.