Поурочное планирование по МХК "Культура Нового времени"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочное планирование по МХК "Культура Нового времени"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8


Тема урока: 22.2. Архитектура русского барокко (Д. Трезини, Б. Растрелли, Д. Ухтомский и др.) - 2 урока.

  • Прославление монархического государства - главная тема русского архитектурного барокко. Государство как главный заказчик грандиозных строительных проектов.
  • Создание государственных учреждений, ведающих плановым строительством (Комиссия Санкт-Петербургского строения и Московская сенатская контора).
  • Формирование профессии архитектора и организация архитектурного образования в России. Обязательные знания и навыки архитектора: грамота, арифметика и геометрия, история и гражданское право, механика и иностранный язык, рисование, живопись и скульптура.
  • Причисление древних (средневековых) архитектурных памятников к отечественным святыням и организация их обмеров.
  • Метод проектирования "снаружи внутрь", когда сначала задаются очертания здания и его общая композиция, а потом уже решаются все вопросы внутренней организации. Мощная фасадная стена - основной объект декорационной работы архитектора.
  • Ордер как основной инструмент декорирования фасадов. Создание разнообразной ритмики с помощью расстановки колонн ордера. Передача движения в архитектуре барокко за счет разнообразной ритмики колонн, скульптур, украшений, текучих форм.
  • Общая традиционная композиция городского дома, дворца, загородной усадьбы - П-образное или Н-образное симметричное здание с вестибюлем и главным залом в центре, двор-курдонер как парадная часть здания.
  • Коридор и анфилада как основные композиционные приемы организации внутреннего пространства здания.
  • Д. Трезини как главный помощник Петра I в строительстве начального Петербурга:
    • восприятие его современниками как специалиста по строительству крепостей (фортификатора);
    • разработка "образцовых проектов" трех типов - "для именитых", "для зажиточных", "для подлых";
    • возведение "образцовых" петербургских зданий: собора св. Петра и Павла, Летнего дворца Петра, здание Двенадцати коллегий.
  • Б. Растрелли - выдающийся архитектор русского барокко середины XVIII века:
    • формирование вкуса архитектора под влиянием русской национальной культуры и народного зодчества;
    • строительство собора Смольного монастыря в Петербурге в духе традиционного 5-купольного храма с ярусной колокольней. Барочное оформление постройки с помощью внешних атрибутов ордера и плавно перетекающих друг в друга объемов зданий;
    • начало формирования в Петербурге ансамбля центральной площади (Зимний дворец);
    • попытка создать "русский Версаль" - Большой дворец в Царском Селе. Типичная П-образная композиция Большого дворца. Парадный и парковый фасады.
  • Д. Ухтомский - бвыдающийся архитектор московского барокко:
    • руководство "архитектурной командой" - группой архитекторов, выполнявших практически все проектные работы в Москве;
    • древнерусская башенная ярусная конструкция колокольни Троице-Сергиева монастыря. Ее барочное оформление четко выстроенными по ярусам ордерными деталями (колоннами, арками, карнизами);
    • Красные ворота в Москве как реминисценция древнеримских триумфальных ворот с духе барокко. Скульптура и скульптурные детали - основное обновление древней конструкции.

Задания:

1.     Как выдумаете, почему именно в первой половине XIX века понадобилось так тщательно сохранять отечественные средневековые памятники, ведь для "представления" России на международной арене строились дворцы во французском духе?

2.     Попробуйте представить, что может означать метод проектирования здания "снаружи внутрь" применительно к облику человека?

3.     Почему русской (и французской) знати так необходимы были элементы ордера в современных им барочных зданиях? Согласились бы они убрать их со своих дворцов?

4.     Вспомните, в какой культуре вы встречались с коридором, как основополагающим архитектурным принципом. Что общего у русского барокко с той культурой?

5.     "Западную" или "восточную" направленность русской культуры отражает, по-вашему, разработка 3-х типовых "образцовых проектов"?

6.     Воспринимается ли сегодня гармония Смольного монастыря в Петербурге как чисто русская? Почему?


24. Классицизм в культуре Западной Европы

Тема урока: 24.1. Принципы классицистической архитектуры - 1 урок.

  • Классицизм - стиль в искусстве, точно отражающий процесс четкой регламентации жизни в больших национальных абсолютистских государствах.
  • Римская античность как идеал для классицистического мировоззрения (в устройстве государства, в стиле жизни и в искусстве), дух которого необходимо воскресить.
  • "Отрешенность" от течения реального времени как основа для создания "надбытового" искусства в классицизме.
  • Параллельное сосуществование ему художественных стилей, предполагающих активное "проживание" реальных событий (барокко, рококо, ампир).
  • Понятие "меры" - основное в классицистическом искусстве. Строгая соразмерность частей здания, их пропорциональность друг другу - основная забота архитектора ("величавая простота").
  • Построение классицистического здания из параллелепипедов и сферических объемов. Типизация строительства в классицизме.
  • Использование ордерной системы лишь в качестве украшения и членения фасадов.
  • Членение цельного здания по горизонтали (рустовка, карнизы) и вертикали (колонны, ризалиты).
  • Пятичастная горизонтальная структура типичного классицистического особняка: центральная часть (вход и два фасада, оформленные портиками), две сходящиеся к центру анфилады и два боковых флигеля.
  • Фасад как "лицо здания".
  • Символический ярусный принцип вертикального построения сооружения:
    • первый, служебный, этаж - "подножье Олимпа";
    • второй, парадный, этаж - "мир героев";
    • третий, спальный, этаж - "жилище богов".
  • Организация внутреннего пространства при помощи анфилады небольших помещений. Парадный зал как архитектурная "кульминация" такой анфилады. Выделение комнат анфилады (их архитектурная акцентировка) при помощи высоты потолка, устройства печей и каминов, колонн и колоннад, арок, сводов и ниш.

Задания:

1.     Попробуйте представить, какие ощущения может вызвать у человека длительное пребывание (а тем более выполнение какой-либо работы) в "надбытовом" классицистическом особняке?

2.     Вспомните, в какой еще культуре здание строилось из кубов, параллелепипедов и сферических объемов? Что у той культуры общего с русской культурой?

3.     Может ли существовать классицистическое здание без элементов ордера? Почему?

4.     Вертикальная структура сооружений ярко символична практически во всех культурах. А возможен ли символизм в горизонтальных структурах? Как бы вы, например, символически обозначили здание, состоящее из пяти рядом расположенных объемов?

5.     Употребляется ли сегодня современными архитекторами анфиладный принцип организации интерьера? Что в нем осталось от классицистического мировоззрения?


Тема урока: 24.2. Особенности живописи классицизма и рококо (Н. Пуссен, А. Ватто) - 2 урока.

  • Формирование единого французского государства и возникновение во второй половине XVII века могущественной абсолютистской державы. Классицизм как выражение абсолютистских идеалов в художественной культуре. Основание французской Академии литературы в 1635 году и превращение классицизма в официальную идеологию.
  • Развитие французской живописи в XVII веке под влиянием маньеризма, итальянского, фламандского и голландского барокко, караваджизма.
  • Н. Пуссен - создатель классицистического направления во Французской живописи:
    • учеба Пуссена в Венеции и практически вся жизнь в Риме. Изучение им античного искусства;
    • активное использование мифологических, религиозных, литературных и исторических сюжетов для показа классицистических добродетелей - гражданского мужества, героизма, все побеждающей силы разума, возвышенной красоты, мудрого принятия смерти;
    • мера и порядок, композиционная уравновешенность полотен Пуссена как основа живописного произведения классицизма;
    • построение колорита на созвучии сильных, глубоких тонов. Использование больших локальных цветовых пятен (например, желтого, красного и синего) для создания сильных эффектов;
    • поиски гармонии человека и природы. Пантеистичность пейзажей Пуссена.
  • Духовный кризис французского общества в последние голы царствования Людовика XIV. "Регенство" как символ легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений и роскоши.
  • Возникновение стиля рококо в первой половине XVIII века как выражение ценностей светской культуры (двора, аристократии).
  • Камерность, интимность стиля рококо. Большая связь его с бытом.
  • Основное выражение стиля в прикладном искусстве, мебели, интерьере, костюме.
  • Дробность прихотливо изогнутых форм, ажурность, сложность орнамента, асимметрия - основные черты формы в искусстве рококо.
  • Появление пристального интереса к изображению тонких интимных переживаний, к любовным, эротическим сюжетам.
  • А. Ватто - яркий представитель живописи рококо:
    • "галантные картины" Ватто как Ћживопись нюансов:
      • воплощение в полотнах сложных и утонченных вариаций душевных переживаний;
      • пластические вариации в полотнах Ватто (изображение одной и той же фигуры в различных позах, поворотах, или с различных точек зрения);
      • отсутствие чистых ракурсов фигуры и обилие взглядов "немного снизу, немного сверху или сбоку";
      • построение колорита на тонкой игре нюансов серых, коричневых, желто-розовых тонов;
    • "размышления" о недолговечности или недостижимости земного счастья в творчестве Ватто:
      • одиночество Пьеро, переданное с помощью низкого горизонта ("Жиль");
      • смена декораций и кумиров в "Вывеске лавки Жерсена";
      • композиционное противопоставление маленьких фигурок увлеченных любовью людей и огромного неба.

Задания:

1.     Подумайте, почему классицизм так "любит" античность? Какие "античные добродетели" необходимы для идеологии абсолютистского государства и почему?

2.     Попробуйте ощутить, как на ваше восприятие влияет внутренняя уравновешенность и упорядоченность полотен Пуссена? Смогли бы вы подобрать похожую по ощущению музыку?

3.     Что общего между характерными чертами произведений в стиле рококо и интимными человеческими переживаниями?

4.     Вспомните, где еще в мире искусства вы встречались с одновременным изображением одной и той же человеческой фигуры в разных ракурсах? О чем может говорить такое сходство?

5.     Ватто и Веласкес используют в своем творчестве тончайшие колористические нюансы. Значит ли это, что эти художники решают с помощью колорита одни и те же задачи? Попробуйте сравнить (по произведениям) взгляды этих художников на назначение искусства?


Тема урока: 24.4. Классицистический театр (Корнель, Расин, Мольер) - 1 урок.

  • Возникновение классицистического театра в учебных заведениях, где стремились воссоздать античные пьесы.
  • Определение достоинства новых произведений не успехом у публики, но единственно мнением избранных ценителей ("исправление народного вкуса по древним образцам").
  • Резкое противопоставление трагедии и комедии (по Аристотелю) и четкое определение основных жанров по степени их воздействия на зрителей - жанры "высокие", "средние" и "низкие".
  • Сближение классицистической трагедии с древним эпосом (события не происходят на сцене, о них только рассказывается).
  • Выбор между личным и общественным, между страстью и долгом - основа классицистической трагедии.
  • Принцип "меры" в симметричной структуре трагедии - "правильном чередовании частей, по контрасту".
  • Классицистические "единства" как мера зрительского восприятия: единство действия, единство времени, единство места.
  • Стремление Корнеля и Расина превратить театр в "школу нравов".
  • Актерская игра как "искусство декламации", при котором нет места переживаниям (они подробно выписаны драматургом в тексте). Главное для актера - суметь донести текст драматурга.
  • Возникновение актерских типов - амплуа. Условная типизированная жестикуляция, типизированные костюмы.
  • Преодоление Мольером классицистических условностей и создание ярких характеров, действующих в реальных жизненных современных ситуациях.

Задания:

1.     Какие события из русской истории напоминает вам "исправление народного вкуса по древним образцам"?

2.     Может ли, на ваш взгляд, комедия стать "высокой" и в каком случае?

3.     Что, по-вашему, меняется в восприятии зрителя, если действие "разрывается" по времени, месту или действию? Почему такие "разрывы" недопустимы, если у театра стоит цель быть школой нравов?

4.     Существуют ли амплуа в современной повседневной жизни? Какие? А какие амплуа предпочитаете вы?

5.     Какие сюжеты из жизни современной России могли бы привлечь Мольера?


Тема урока: 24.5. Рождение и основные принципы сценического балета (Новер, Люлли) - 1 урок.

  • Балет (от лат. ballare - танцевать) как вид театрального искусства, сочетающий хореографию, музыку и драматургический замысел.
  • Танец бытовой, бальный и театральный. Различная степень их сюжетности.
  • Постепенное ЋоблагораживаниеЛ бытового народного танца. Формирование последовательности бальных танцев, различной для разных стран и эпох.
  • Придворные балы как эталон для дворянских балов вообще. Становление на них бального танцевального этикета. Исключительная роль Франции в формировании общеевропейского танцевального вкуса.
  • Придворный балет XVI века. Маска и полумаскарадный костюм как непременный атрибут придворного балета. Исполнение буффонных антре (фр. entree) - отдельных танцевальных выходов - профессиональными танцовщиками (баладенами) и "серьезных танцев" всей знатью. Особая роль "Большого балета" (королевского), где профессионалы вовсе не принимают участие.
  • Широкое распространение любительских танцев в Париже середины XVII века (около 200 танцевальных залов для обучения танцам). Учреждение в 1661 году Людовиком XIV Академии танца.
  • Постепенное формирование трех основных сторон классического балета (хореографии, музыки и драматургии) в творчестве П. Бошана, Ж.-Б. Люлли и Ж.Ж. Новера.
  • Пьер Бошан - легендарный балетмейстер Людовика XIV:
    • создание способа записи танца;
    • окончательное формирование 5-ти основных позиций ног;
    • понимание "динамичности" позиций ног как начала или конца шага;
    • разработка движений и позиций рук танцующего как своеобразной "рамки для тела".
  • Разработка в конце XVII века музыкальной основы балета Ж.-Б. Люлли. Превращение бального танца в танец сценический.
  • Претворение Ж.Ж. Новером в XVIII веке просветительских идей о "действенном танце" и о "возврате театра к природе" в балете. Введение в балет серьезной драматургии и превращение его в самостоятельный театральный жанр.
  • Объединение в конце XVIII века О. Вестрисом трех резко до того разграниченных танцевальных сфер: благородного танца, характерного танца и комического танца в единый жанр, ставший основой танцевальной техники XIX - XX веков.

Задания:

1.     Какие еще синтетические виды искусства вы знаете, объединяющие, по крайней мере, три различных самостоятельных искусства?

2.     Как выдумаете, мог ли танец, бытовавший в дворянском быту, стать простонародным? Если да, то попробуйте привести примеры?

3.     Подумайте, зачем нужны были маска и полумаскарадный костюм на придворных балетах? Что они скрывали?

4.     Как выдумаете, почему на Большой (королевский) балет не пускали профессиональных танцовщиков?

5.     Попробуйте сами придумать способ записи современного танца. Что можно зафиксировать в такой записи, а что принципиально не фиксируется?

6.     Понаблюдайте за своими движениями. Есть ли у вас предпочтительные (привычные) позы и движения? Что они обычно выражают? Можно ли на их основе построить танец?


25. Культура русского классицизма

Тема урока: 25.1. Мастера русского архитектурного классицизма (В. Баженов, М. Казаков, К. Росси) - 2 урока.

  • Активная урбанизация России во второй половине XVIII века и появление новых типов общественных зданий (присутственные места, суды, казначейства, дворянские и купеческие собрания).
  • Рост российского образования и культуры и необходимость в возведении театров, музеев, университетов.
  • Основные заказчики архитектора: государство, Синод, царская фамилия, богатые вельможи.
  • Рост числа помещиков среднего достатка и появления множества крепостных архитекторов.
  • Новые идеалы архитекторов классицизма, сформулированные В. Баженовым в надписи на закладной доске Кремлевского дворца: "К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа".
  • Архитектурная среда Петербурга как модель для подражания всей России. Военизированный и придворно-официальный характер жизни Петербурга, жизнь в Москве как постоянный отдых и развлечение и полусельский характер большинства провинциальных русских городов.
  • Попытки классицистической реконструкции Москвы:
    • устройство Бульварного кольца на месте старых стен Белого города по примеру парижских бульваров;
    • проект и начало строительства большого классицистического Кремлевского дворца на месте двух стен Кремля (В. Баженов);
    • строительство здания сената в Московском Кремле (М. Казаков). Применение классицистических принципов к реальной планировке территории (треугольный план);
    • освобождение территории от старой застройки в результате пожара 1812 года и организация московских площадей О. Бове (Красная площадь, Театральная площадь, проект Манежной площади);
    • строительство зданий, доминирующих в московской городской застройке и служащих классицистическим образцом (дом Пашкова, арх. В. Баженов; дом Благородного собрания, арх. М. Казаков);
    • создание классицистического "архитектурного ожерелья" вокруг Москвы: Петровский (Путевой) дворец, арх. М. Казаков; Царицино, арх. В. Баженов и М. Казаков.
  • Формирование крупных городских ансамблей в Петербурге:
    • официальный центр города - Дворцовая площадь (К. Росси): Зимний дворец, здание Главного штаба с триумфальной аркой, Александрийский столп;
    • торговый центр города - ансамбль стрелки Васильевского острова (Т. де Томон): здание Биржи, ростральные колонны, спуск к Неве;
    • мемориальный центр города - площадь Казанского собора (А. Воронихин);
    • городской центр искусств - ансамбль улицы Зодчего Росси (К. Росси).

Задания:

1.     Подумайте, в чем могли различаться интерьеры "петербургского" и "московского" домов одного и того же человека? А какие варианты "московского интерьера" и "петербургского интерьера" могли бы предложить вы?

2.     Как связана идея Бульварного кольца в Москве с основными идеями классицизма?

3.     Попробуйте представить Москву человеком. Что она потеряла бы с осуществлением баженовского проекта строительства Кремлевского дворца? Какое качество, свойственное классицистической архитектуре, придал бы этот Дворец всему городу?

4.     Как вы думаете, треугольный план здания Сената в Московском Кремле увеличивает степень гармонии сооружения или нет? Почему все-таки большинство классицистических зданий прямоугольны в плане?

5.     Подумайте, в чем выражается отличие русского понимания классицистической красоты от французского? Как это связано с национальными особенностями характеров?


Тема урока: 25.4. Дворянский бал - 2 урока.

  • Противопоставление двух форм жизни (служба государю и частная жизнь) в дворянском быту. Ослабление этого противопоставления в "дворянском собрании". Дворянский бал - одна из немногих дозволенных форм коллективного времяпровождения.
  • Дворянский бал как целостное театрализованное представление с четким сценарием и репертуаром танцев. Программы и эмблемы балов.
  • Танец как основной элемент бала.
  • Обязательное обучение танцам в дворянском быту XVIII - XIX века. ЋДетские балыЛ, устраивавшиеся для светского общения детей и обучения их поведению на балу.
  • Основные особенности светского общения на балу:
    • правильная постановка корпуса и головы у кавалеров и дам;
    • этикет приглашения на танец и окончания танца;
    • обращение с аксессуарами (перчатки, веер, цветы и т.д.).
  • Основные танцы бального репертуара конца XVIII - начала XIX века (полонез, вальс, мазурка, котильон). Организация бального насторения при помощи смены танцев. "Приличные" темы разговоров во время того или иного танца.
  • Полонез (польский танец) как торжественное шествие, открывающее бал:
    • полонез как "постоянная выставка блеска, славы значения дворянства";
    • основа полонеза - ритмически четкий, плавный и мягкий, неизменяющийся шаг;
    • особое приседание-поклон на третьей музыкальной доле полонеза;
    • отсутствие сложных хореографических украшений, замысловатых движений и поз;
    • обязательная строгость осанки и горделивость поз во время полонезного шествия;
    • исполнение полонеза строго по рангам;
    • повторение танцующими всех тонкостей движений первой пары.
  • Проникновение вальса (weller - кружиться, скользить) в бальный быт в середине XVIII века. Долгое существование вальса на "границе допустимых приличий".
  • Особенности вальсового этикета:
    • основа вальса - вращательные движения, кружения;
    • интимность вальса, удобство объяснений во время танца;
    • противопоставление вальса как романтического другим танцам.
  • Мазурка и "мазурочная болтовня". Происхождение мазурки из польского "мазура". Бравурная шляхетская мазурка при польском дворе.
  • Строгая упорядоченность фигур мазурки и свобода (особенно у кавалера) в их варьировании. Мазурочный распорядитель, устанавливающий порядок фигур.
  • Выбор пары как этикетная основа мазурки.
  • "Изысканный" столичный и "бравурный" провинциальный стили исполнения мазурки.
  • Легкая "французская" манера исполнения мазурки, изобилующая прыжками (антраша) и томная, меланхоличная "английская" манера.
  • Котильон - массовая танцевальная сюита, состоящая из нескольких самостоятельных танцев и танцевальных игр (фр. сotillons - конфети, серпантин, маски; courir le сotillons - бегать за женщинами).
  • Отдельные танцевальные фигуры котильона - вальс, мазурка, полька и т.д.
  • Отдельные танцевальные игры котильона: "платок", "убегающая шляпа", "беседка" и др.

Задания:

1.     Некоторое соотношение "службы" и "развлечения" сохранялось в русском быту и во время бала. Подумайте, одинаково ли воспринималось такое соотношение дамами и кавалерами?

2.     Бал - "праздное времяпровождение, выстроенное по жесткому сценарию". Что хорошего и что плохого в таком проведении времени?

3.     Почему "правильная постановка корпуса и головы" возводится в ранг этикетного закона? Разве это не личное дело каждого человека?

4.     С какими типами классицистических зданий или сооружений вы могли бы сравнить полонез? А с какими - вальс?

5.     Существовала "французская" и "английская" манеры исполнения мазурки. А какой должна была бы быть "русская" манера, если бы она все-таки сформировалась?


Тема урока: 25.5. Русская классическая дворянская усадьба - 1 урок.

  • Создание личного "идеального" уголка в строго регламентированном мире дворянского государства - основная цель усадебного строительства.
  • Продуманность и аллегоричность усадебного мира:
    • цветовые аллегории: желтое - богатство хозяина, белое - свет, серое - удаленность от общественной жизни, красное - внутренняя деятельность;
    • парковые аллегории: белые березы - образ Родины, цветущие липы - райский эфир, акация и плющ - символы бессмертия, камыши у воды - уединение.
  • Парадная (крайне "театральная") и повседневная жизнь усадьбы. Четкое разделение усадебных построек на "парадные апартаменты" и "комнаты для фамилии".
  • Мужской кабинет как интеллектуальный и хозяйственный центр усадьбы:
    • мода на "голанскый" и "английскый" кабинеты;
    • мода на чтение и библиотеки дворянских усадеб (календари, архитектурные труды, русские и французские стихи, романы А. Лафонтена, г-жи Жанлис и Коцебу);
    • оборудование для "естественных опытов" (пневматических, электрических, биологических) и астрономических наблюдений;
    • курение в кабинете среди натюрмортов "Vanitas" как символический ритуал, напоминающий о бренности жизни.
  • Гостиная или зал - холодно-парадный, официальный, центр усадьбы:
    • функционирование зала лишь в дни приемов;
    • ориентированность больших окон зала на парадный двор - курдонер и на центральную аллею парка ("парадный просек");
    • украшение потолка зала пышным плафоном, пола - наборным паркетом, многочисленными светильниками и торжественной мебелью в холодных тонах;
    • обязательный парадный портрет царствующей особы в зале.
  • Общее "потепление" гостиных в начале XIX века:
    • преобладание мягких розоватых или теплых охристых тонов;
    • семья теперь проводит здесь каждый вечер;
    • парадные портреты заменяются интимными портретами членов семьи.
  • Появление в усадьбах особого "женского кабинета" в конце XVIII века:
    • "деловое утро" хозяйки кабинета и "салонный вечер";
    • развлечения дворянки в усадьбе (заполнение альбомов, чтение, рисование, рукоделие). Расцвет русского бисера на рубеже XVIII-XIX веков;
    • изящная обстановка кабинета, обилие мягких тканей.
  • "Театральная зала" как особое и отдельное помещение в дворянской усадьбе.
  • Усадебная столовая как помещение, где семья ощущала себя единством. Обязательная церемония общей трапезы:
    • обед как театрализованный ритуал (начиная с обедов Людовика XIV);
    • различные способы парадной сервировки стола (французский, английский, русский).
  • "Парадные" и приватные спальные комнаты в усадьбах. Драпировки и иконы в приватных спальнях.

Задания:

1.     Подумайте, сильно ли различались личные "идеальные уголки" разных дворян? В каких элементах усадебного быта это различие обязательно проявлялось, а каких - нет?

2.     В каких элементах вашей квартиры вы или ваши родители выражают свои идеалы?

3.     Что общего, по принципу организации, у дворянского бала и дворянской усадьбы? Знаете ли вы в современной жизни подобные ситуации?

4.     Присмотритесь к вашей квартире. Что в ней является центром? Что можно сказать о стиле жизни вашей семьи по этому "центру квартирного мира"?

5.     Что в современной квартире может служить аналогом натюрморта Vanitas? Обязательно ли присутствие такого объекта в доме? Почему?

6.     Представьте себе, что вы - управляющий русской усадьбой XVIII века. Вам поручили расставить по помещениям усадьбы большие скульптуры и небольшие статуэтки античных богов. Кого из богов, куда бы вы поставили?


26. Культура эпохи Просвещения

Тема урока: 26.2. Расцвет английской живописи (У. Хогарт, Т. Гейнсборо) - 2 урока.

  • Начало XVIII века - "золотой век" Великобритании. Установление прочного мира и процветание нации после революции 1688 года. Возвышение Лондона как главного торгового центра Европы. Невиданный прежде экономический рост и сопровождавший его расцвет культуры.
  • Улучшение общественного положения британских художников. Формирование национальной школы живописи. Включение творчества У. Хогарта, Т. Гейнсборо, Дж. Ромни и Дж. Рейнольдса в общеевропейский поток развития живописного искусства.
  • Юность Уильяма Хогарта: сын школьного учителя, ученик гравера-серебряника, первые работы - затейливые узоры на кружках и гравюры на меди для печати.
  • Первые карикатуры и реалистические гравюры Хогарта ("Переулок Джина", "Улица пива").
  • Изучение живописи в школе живописца Королевского Двора Джеймса Торнхилла.
  • Создание иллюстраций к театральным постановкам ("Опера нищих" Дж. Гея) и мысль придумывать собственные сценки для изображения на полотнах и гравюрах. Серии "До и После", посвященная теме обольщения; "Путь распутника"; "Прилежание и леность" о судьбах хорошего и плохого мальчиков.
  • Активное тиражирование гравюр Хогарта. Борьба за авторство и принятие закона об авторском праве ("Акт Хогарта").
  • Реорганизация Академии Торнхилла и создание Королевской Академии во главе с Хогартом (1768).
  • Циклы картин "Модный брак" и "Выборы парламента". Последовательное разворачивание сюжета и авторский комментарий к нему, раскрывающийся в выборе эпизодов, композиции, колорите.
  • Издание в 1735 году труда по теории живописи "Анализ красоты", где утверждается барочная эстетика извилистой, волнистой линии.
  • Юность Томаса Гейнсборо. Увлечение рисованием и учеба граверному ремеслу.
  • Реставрация старых картин и изучение, в связи с этим, различных техник живописи (особенно голландских художников XVII века).
  • Первые эксперименты по соединению портрета с пейзажем ("Супруги Эндрюс"). Почти фотографическая точность первых портретов.
  • Переезд в Бат - модный зимний курорт ("город наслаждений"). Изучение картин А. Ван Дейка, Мурильо и Рембрандта. Создание нового, "элегантного стиля" в искусстве портрета: изменение пропорций, утончение черт лица и увеличение высоты прически для придания большей стройности модели как отражения благородства происхождения. "Очарование Англии XVIII века" в портретах Гейнсборо.
  • Приглашение Гейнсборо в члены-учредители Королевской Академии и переезд в Лондон.
  • Эксперименты Гейнсборо в области колорита:
    • начало работы в полумраке при свечах, позволявшем четче выявить главное;
    • расчет художника на мерцание красок картин в полумраке;
    • поиски техники, сочетавшей тонкий и крупный мазок;
    • создание декораций для концертного зала К.Ф. Абеля и И.Х. Баха прозрачными красками, подсвечиваемыми сзади свечами;
    • пробы живописи по стеклу с последующим показом картин по принципу Ћволшебного фонаряЛ.
  • Разработка нового типа пейзажа с человеческими фигурами, где человек из декоративного элемента становится личностью. "Пасторальные фантазии" Гейнсборо.

Задания:

1.     Какой бы увидел современную Москву, Лондон, Петербург, ваш родной город сатирический взгляд Хогарта?

2.     Попробуйте сравнить серии картин Хогарта и современные "мыльные оперы". В чем они похожи? В чем различие?

3.     Хогартовский цикл о судьбе хорошего и плохого мальчиков и комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума". У кого, по-вашему, больше черт "хорошего мальчика" - у Чацкого или Молчалина? Совпадает ли отношение Хогарта к хорошему и плохому в человеке с современными взглядами на людей?

4.     Посмотрите вокруг! Часто ли в архитектуре, скульптуре, бытовых вещах встречается волнистая линия? В каких случаях без нее не обойтись и почему?

5.     Представьте, что вы - художник. И вам заказали картину, основные черты которой должны проявиться лишь при тусклом освещении свечей. Как бы вы подбирали краски для полотна?

6.     Эксперименты Гейнсборо в области колорита и русское гадание с зеркалом и свечей. Что в них общего? Какая особенность человеческой психики здесь используется?


Тема урока: Опера Просвещения (К. Глюк, В. Моцарт) - 2 урока.

  • Старания либреттистов (А. Дзено и П. Метастазио) внести в оперу барокко строгость и упорядоченность. Возникновение классицистической оперы-сериа в XVIII веке.
  • Форма классической арии da capo: 1 часть - предъявление образа, 2 часть - развитие образа, 3 часть - буквальное повторение первой (реприза).
  • Строгая регламентация арий по характеру, по времени их появления в опере, по инструментам сопровождения в неаполитанской оперной школе (выходные арии, арии-жалобы, бравурные арии, арии патетические, арии характерные).
  • Строгое разделение функций музыки и слова в опере-сериа. Речитатив (secco и accompagniato), в котором развивалось действие и музыкальные номера (арии и ансамбли), в которых выражались чувства по поводу событий.
  • Искусство bel canto (прекрасное пение) как особая забота певцов о чисто вокальной (но не смысловой) стороне оперной музыки.
  • Оперная реформа К.В. Глюка ("Ифигения в Авлиде", ОрфейЛ):
    • стремление освободить оперу от напыщенной риторики и стремление привнести в нее глубокое содержание;
    • разрушение номерного принципа построения оперы и попытка выстроить единое "театральное действо" с непрерывным сюжетом;
    • упразднение речитативов secco;
    • повышение драматургической роли оркестра. Оркестр как комментатор действия;
    • непосредственное включение в действие хоровых и балетных номеров.
  • Оперное творчество В. Моцарта как вершина оперы Просвещения:
    • реалистическая музыкальная комедия характеров - "Свадьба Фигаро";
    • музыкальная философская сказка - "Волшебная флейта;
    • синтез всех оперных форм и жанров в "Дон Жуане";
    • ясная драматургическая направленность в оперных ариях Моцарта. "Ария-размышление" (каватина Фигаро или ария Керубино из 1 действия "Свадьбы Фигаро") и "ария-воздействие" (ария Фигаро из 1 действия "Свадьбы Фигаро");
    • блестящее решение чисто музыкальными средствами драматургических задач в ансамблях. Взаимодействие между персонажами с помощью тем, мотивов, темпов, тембров оркестра (ария Сюзанны из 1 (2) действия "Свадьбы Фигаро");
    • превращение оперных финалов в грандиозные театрально-музыкальные действа ("Свадьба Фигаро").

Задания:

1.     Попробуйте сформулировать общий принцип оперы-seria и классицистического здания. В каком еще виде искусства вплоть до XX века сохраняется тот же принцип?

2.     Попробуйте спроектировать (нарисовать, описать) классицистическое здание в форме оперной арии da capo. Почему это возможно?

3.     Знаете ли вы какого-либо живописца (или графика), мастерство которого можно сравнить с мастерством певца bel canto?

4.     Известно, что Глюк своей реформой нарушил один из основных законов классицистического искусства. Какой?

5.     "Свадьба Фигаро" Моцарта построена, в основном, как музыкальная "комедия характеров". А что еще, кроме характера персонажа, можно взять за основу комедийного сюжета?

6.     Можно ли представить себе развитие сюжета "Свадьбы Фигаро" в современном быту? Как вы думаете, стоит ли сохранять музыку Моцарта для такого осовременивания или нужно написать другую?


 
« Пред.