Страница 4 из 8
Тема урока: 26.6. Соната и симфония в творчестве Ћвенских классиковЛ
(Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен) - 3 урока.
- "Венская классическая школа" (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен)
как художественное направление в европейской музыке второй половины XVIII
- начала XIX века.
- Музыкальный быт Вены крупнейшего музыкального центра конца XVIII
века. Складывание классического состава симфонического оркестра в
музыкальном быту Вены.
- Принципиальное отличие оркестра от инструментального ансамбля - в
ансамбле каждый инструмент исполняет свою партию, в оркестре одну партию
исполняют группа инструментов.
- Группы симфонического оркестра и их состав:
- струнная группа (1-е и 2-е скрипки, альты,
виолончели, контрабасы), которой в классической музыке поручается, в
основном, исполнение мелодии;
- группа деревянных духовых инструментов (флейты,
гобои, кларнеты, фаготы), исполнявшая подголоски и гармоническую ткань в
произведении;
- группа медных духовых инструментов (трубы,
валторны, тромбоны, туба) укрепляла оркестр мощным звучанием;
- группа ударных инструментов (литавры, барабаны,
тарелки, колокольчики и т.д.), предназначенная для особых звуковых
эффектов.
- Постепенное расширение классического состава оркестра и усложнение
функций каждого из инструментов.
- Ясность и логичность музыкального мышления как основные черты
"венской классической школы", выразившиеся в тональном принципе
организации музыки и в простоте и гармоничности музыкальных форм.
- Основные понятия тональной организации музыки: устойчивость и
неустойчивость, тяготение, тоника.
- Восприятие музыкального произведения, организованного
гомофонно-гармонически как архитектурного сооружения:
- бас - опора, платформа классицистического
архитектурного сооружения;
- средние голоса, организованные в гармонически
связанные между собой аккорды - колонны в архитектуре;
- верхний мелодический голос - бсвободно
развивающийся скульптурный фриз.
- Соната, симфония и инструментальный концерт - основные формы,
построенные по принципу сонатно-симфонического цикла.
- Четыре части классической симфонии, способной воплощать различные
стороны человеческого бытия:
- Allegro, написанное в сонатной форме, где
основные темы произведения даны в столкновении или сопоставлении;
- медленная часть как отдых и созерцание после
борьбы тем в первой части;
- менуэт или скерцо как галантная или смысловая
подготовка к финалу;
- финал, написанный (чаще всего) в сонатной форме
и воплощающий примирение конфликта.
- Сонатная форма как основное завоевание "венских классиков" в
области музыкальной формы:
- две контрастные и конфликтующие музыкальные темы
как отражение диалектики мышления (тезис - антитезис) и основа
музыкальной драматургии в сонатной форме;
- экспозиция как демонстрация конфликта
контрастных тем ("главной" и "побочной" партий);
- разработка как взаимодействие и борьба элементов
тем;
- реприза как итог взаимодействия и временное
примирение тем.
- Постепенное формирование классической сонаты в 3-частный цикл:
сонатное Allegro - медленная часть - финал.
- Тематическое разнообразие в классических сонатах - сонаты
лирические и драматические.
Задания:
1.
На что,
по-вашему, больше похоже архитектурное сооружение - на орестр или на
инструментальный ансамбль?
2.
Давно замечено
сходство архитектурного и музыкального произведений. А живопись? Какие средства
этого вида искусства могут, по-вашему, соответствовать каким музыкальным
выразительным средствам?
3.
Подумайте,
существует ли в архитектуре, живописи, графике, скульптуре принцип тяготения? И
если существует, то где и как искать "тонику"?
4.
Подумайте, каким
жанрам живописи можно поставить в соответствие части сонатно-симфонического
цикла (сонатное Allegro, медленную часть, менуэт или скерцо, быстрый финал)?
5.
Вспомните, какой
тип иконы отвечает всем "требованиям" сонатной формы?
6.
Попробуйте
представить и описать картину, построенную по законам сонатной формы.
Тема урока: 26.7. Жанр портрета в живописи. Русский парадный и интимный
портрет (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский) - 3 урока.
- Происхождение портрета из ритуальной маски (театральной и
погребальной). Фаюмский портрет.
- "Личное" и "индивидуальное" в человеке и передача в портрете черт
личности портретируемого, его "социального лица".
- Постепенное освоение живописцами цельности человеческого лица:
глаза - губы - нос и щеки - неподвижное целостное лицо - живое лицо в
движении (иконописные образы, портреты итальянского Возрождения).
- "Внутренний свет лица" в портрете и его передача в портретах
Рембрандта, английских художников XVIII века (Гейнсборо), русских
художников XIX века (Серов).
- Ракурсы портретного изображения (фас, профиль, полоборота) и их
выразительные возможности.
- Парсуна как завершение русской иконописной эпохи и начало русского
портрета. Иконописная техника и чисто светское содержание парсун.
- "Роль" (портретируемый), "актер" (художник) и зритель в портретном
искусстве театрализованного дворянского быта XVII - начала XIX веков.
- Место портрета в официальной живописной иерархии XVIII века "выше
натюрморта и ниже исторического полотна".
- Естественное бытование портрета в усадебном интерьере. Домашняя
портретная галерея как престижный элемент усадьбы. Портретная галерея
графа П.Б. Шереметева в подмосковной усадьбе Кусково.
- Создание эталонных изображений царствующих особ для частных
усадебных галерей ("тип Рослина-Рокотова" в изображении Екатерины II).
- Типы портрета конца XVIII - начала XIX века:
- парадный "портрет-демонстрация", где личность
полностью заслоняет индивидуальность;
- парадный "портрет-поза", где личность выступает
как набор деталей костюма и аксессуаров;
- интимный "портрет-жест", служивший украшением
личных покоев;
- "портрет-выражение", где самым значимым
становится лицо человека, и где ярче всего проявляется его
индивидуальность;
- портретная миниатюра, где личность показана с
наиболее интимной стороны.
- Интерес к истории в начале XIX века и показ портретируемого в
окружении вещей - "Ћинтерьерный портрет".
- Групповой портрет и его композиция по театральным законам.
- Внимание к внутреннему миру человека во второй половине XIX века и
"психологический портрет" (Серов, Суриков, Врубель).
Задания:
1.
Если с помощью
театральной маски актер (жрец, шаман) превращается в "другого", то какому
перевоплощению соответствует погребальная маска?
2.
Подумайте, каким
бы (какой бы) вы хотели выглядеть на портрете? Много ли на таком портрете,
выполненном по вашему заказу, будет истинных черт вашей индивидуальности? А
хотели бы вы иметь портрет, передающий абсолютно все черты вашей
индивидуальности? Почему?
3.
Если в людях есть
"свет", то, наверное, есть в людях и "тьма". Подумайте, как может художник
донести до нас эту "тьму", не вызвав неудовольствия заказчика?
4.
Вспомните, где
располагался портрет на иерархической лестнице живописных жанров. А где бы вы
разместили портрет сегодня? Почему именно здесь?
5.
Попробуйте
представить себе и описать личность знакомого всем человека (хотя бы вашего
школьного директора) во всех типах портрета. Что при этом меняется, а что
остается неизменным?
6.
Попробуйте сообща
сконструировать групповой портрет вашего класса. Найдите то общее, что вас всех
связывает и обозначьте это ясным символом.
Тема урока: 26.8. Мастера русского скульптурного портрета (Ф. Шубин, Э.
Фальконе, М. Козловский) - 2 урока.
- Традиционное восприятие круглой скульптуры на Руси как языческого
идола (болвана). Развитие в Перми, Вологде, Московском крае искусства
полихромной деревянной культовой скульптуры в XVII - XVIII веках.
- Активное знакомство с западноевропейской скульптурной техникой
после реформ Петра I:
- учеба за границей русских мастеров, прежде
всего, в Венеции;
- работа вместе с иностранными мастерами над
скульптурами Летнего сада;
- многочисленные закупки скульптурных произведений
за границей. В основном, античных скульптур и произведений позднего
барокко.
- Рождение на русской почве круглой скульптуры, монумента, конного
монумента (Б.-К. Растрелли). Барочные черты ранней русской скульптуры:
- динамическая композиция всей скульптуры,
особенно ярко подчеркивавшейся в одежде;
- расчет скульптора на динамическое сопоставление
разнообразных по фактуре поверхностей;
- сознательное формирование острых светотеневых
контрастов;
- живописные контуры, полные барочных волнистых
линий.
- Основные черты монументальной скульптуры:
- монумент (лат. monumentum - пямятник) -
сооружение значительных размеров в честь каких-либо значительных событий
или исторических лиц;
- тесная связь монумента с архитектурой и
окружающим его ландшафтом. Активная роль архитектора в создании
монумента;
- античность, Позднее Возрождение, Барокко и
Классицизм как периоды расцвета монументальной скульптуры;
- высокая мера художественного обобщения в
монументе, придающая ему величие, общественную значимость;
- статичность и массивность классического
монумента, его Ћтяжелый ритмЛ как выражение внутренней мощи.
- Конные памятники Петру I (Б.-К. Растрелли и Э. Фальконе) как
различное понимание силы и мощи петровской России в первой и второй
половине XVIII века. Канонизированный образ императора-победителя,
достигшего вершины славы, родившийся в первой половине века (Б.-К.
Растрелли) и неуспокоенный образ-устремление второй половины века (Э.
Фальконе).
- Мраморные бюсты Ф. Шубина как тонкая разработка портретной
скульптуры. Человек во всем многообразии жизненного и духовного облика в
скульптурных портретах Ф. Шубина.
- Постоянная борьба и сочетание черт барокко и классицизма в
скульптуре М. Козловского. Преодоление сухой классицистической
рациональности в античных статуях Козловского.
Задания:
1. Подумайте, можно ли обнаружить "языческие черты" в
классицистической или барочной круглой скульптуре? Какие?
2. Внимательно посмотрите на скульптуры в своем родном
городе. Какие черты (народной скульптуры или классической западноевропейской) в
них сильнее выражены? Как вы думаете, почему?
3. Может ли быть монументальной небольшая статуэтка?
Почему?
4. Как известно архитектурный классицизм активно
использовал элементы античного ордера. А классицистическая скульптура
использовала ли скульптурные достижения античности? Какие?
5. Попробуйте четко сформулировать, как именно влияет на
монумент архитектура и ландшафт. А существует ли обратное влияние монумента на
окружающую его архитектуру и природу? Какое?
6. Что можно сказать о состоянии русского общества первой
половины XVIII века и второй его половины, судя по конным монументам Петру I?
Тема урока: 26.9. Русские столичные, провинциальные и крепостные театры
- 1 урок.
- Разнообразие форм театральной жизни в России XVIII века: театр
придворный, школьный, народный, университетский, государственный
публичный, театр частных антреприз, крепостной театр.
- Открытие в самом начале XVIII века "немецких театров" в Москве
(1702) и Петербурге (1719). Сложный для восприятия репертуар таких театров
- немецкие пьесы и пьесы Кальдерона и Мольера в плохих переводах.
- Школьный театр XVIII века. Резкое изменение тематики школьного
театра после реформ Петра I с религиозной на светскую (политические и
аллегорические спектакли).
- Народный театр XVIII века:
- многочисленность публики народных спектаклей на
городских и сельских площадях, в больших избах;
- исключительно устный, не фиксированный текст,
свободно импровизируемый актерами;
- параллельное существование множества сценических
вариантов одного сюжета;
- библейская драма "Царь Максимилиан" и ее
современное политическое звучание (конфликт Петра I с царевичем Алексеем)
- самая известная пьеса народного репертуара в начале века.
- Театр "охочих комедиантов" - основа будущего профессионального
театра. Актеры из приказных, слуг, ремесленников и школяров. Репертуар -
шутовские (пародийные) комедии и интермедии. Основное выразительное
средство - живая, бойкая речь.
- Оперно-балетные придворные театры середины века с иностранными
труппами (французские, немецкие, итальянские). Герои балетов и опер -
античные герои, пасторальные пастухи и пастушки. Первая в России
танцевальная школа (Петербург, 1738).
- Появление национальной драматургии в середине XVIII века.
Классицистическая драматургия, построенная по строгим законам
классицистического театра ("высокие" и "низкие" жанры, "классические
единства").
- Появление в середине века государственных публичных театров в
Петербурге (Русский публичный театр, театр на Царицыном лугу) и Москве
(Университетский театр с первой профессиональной труппой, Петровский
театр).
- Городские и загородные крепостные театры (Шереметева, Юсупова,
Воронцова).
- Появление первых выдающихся русских актеров из крепостных трупп
(П.И. Ковалева-Жемчугова) и трупп "охочих комедиантов" (Ф.Г. Волков).
Задания:
1.
Какие формы
театральной жизни современной России вы знаете?
2.
Как вы думаете,
почему пьесы, игравшиеся немецкими труппами, плохо воспринимались? Есть ли
сейчас не русские пьесы, которые, тем не менее, воспринимаются как родные?
Какие?
3.
Подумайте, что
общего у народного театра с народными языческими обрядами? Мог ли народный
театр взять на себя функции языческого обряда?
4.
Какой из
театральных форм XVIII века ближе всего современная журналистика и почему?
5.
Русские
крепостные театры, несмотря на отдельные яркие актерские таланты, представляли
все же довольно убогое зрелище. Почему? Какое глубинное противоречие не
позволяло крепостному театру рождать настоящие явления искусства?
Тема урока: 26.10. Русская музыка конца XVIII века - 2 урока.
- Основные музыкальные события и тенденции в России в XVIII
столетии:
- сохранение своей национальной характерности при
очень активном заимствовании общеевропейских форм и жанров музыки;
- постепенное формирование своей национальной
композиторской школы;
- тесная связь развития русского музыкального
искусства с литературой XVIII века.
- Утверждение бытовой великосветской музыки, берущей начало в быту
петровского времени: музыка торжественных обедов, балов, маскарадов,
шествий и фейерверков. Прославительные (виватные) канты - многоголосные
светские песни.
- Активная деятельность иностранных музыкантов в России XVIII века:
- возникновение иностранных капелл
(инструментальных и хоровых) при императорском дворе и дворах вельмож и
помещиков;
- создание придворной итальянской оперы и
иностранных оперных антреприз;
- приезд в Россию выдающихся иностранных
музыкантов (Ф. Арайя, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза и
др.);
- знакомство русской аристократической публики с
итальянской оперой-seria и оперой-buffo. Формирование вкуса к оперной
музыке.
- Открытие оперных театров в Петербурге и Москве. Смешанный
репертуар театров (драматические, балетные и оперные спектакли).
- Широкое распространение любительского домашнего музицирования.
- Формирование национальной исполнительской школы в крепостных
капеллах и театрах. Театр Н.П. Шереметева под Москвой.
- Первые шаги русской национальной оперы (Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич,
Д.С. Бортнянский) - отражение воздействия на русскую культуру западной
комической оперы (западные музыкальные формы при сохранении русских
персонажей и сюжетов).
- Развитие школы русского хорового пения в XVIII веке:
- партесное пение (от лат. partes - голоса) в
первой половине века - многоголосное (до 24 голосов) пение аккордового
склада, где основной знаменный напев помещается в теноре;
- развитие на базе партесного пения хорового
концерта, где пение солистов (ансамбля) чередуется с пением всего хора;
- преимущественное духовное содержание хорового
концерта и предназначенность его для реальной церковной службы (отсюда
название "духовный концерт");
- выдающиеся мастера русского духовного концерта
XVIII века М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский. Попытки передачи русского
духовного мировоззрения в полифонических и гомофонно-гармонических формах
западной музыки.
- активное собирание музыкального фольклора в
конце XVIII века. Первые сборники русских песен. Многообразие
музыкального народного творчества: песни обрядовые, календарные, былины,
исторические, лирические и т.д. Вхождение их в любительский и
профессиональный музыкальный обиход:
многочисленные инструментальные вариации на темы народных песен;
- активное использование народных песен в русском
оперном искусстве.
- Первые шаги профессиональной "русской песни" - русского романса.
Его близость народной песне.
Задания:
1.
Попробуйте себе
представить, какая музыка могла звучать в царском быту до реформ Петра I?
2.
Как вы думаете,
какие положительные и какие отрицательные стороны можно найти в исполнении
драматических, оперных и балетных спектаклей одними и теми же актерами?
3.
Что, по-вашему,
может дать для развития искусства развитие любительства? А какие опасные
стороны для искусства можно обнаружить в этом явлении?
4.
Какие изменения в
отношении к религии, к Богу можно увидеть в замене знаменного одноголосного
песнопения на многоголосное партесное?
5.
Что такое
"концерт"? Почему богослужебные сочинения русских композиторов конца XVIII века
носят название "хорового концерта"?
6.
Подумайте, есть
ли, на ваш взгляд, различия между песней и романсом? Какие?
|