Страница 1 из 3
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование
Культура Древнего мира
1. Понятие художественной культуры.
Тема урока:
1. Понятие художественной культуры - 1 урок.
- Возникновение слова культура (лат. возделывание).
- Культура и натура. Натура как мир природный, не
зависимый от человека. Культура как воздействие человека на натуру
(природу).
- Материальная культура (техника), усиливающая
телесные способности человека.
- Интеллектуальная культура (наука) как приложение
умственных способностей человека.
- Художественная культура (искусство) как выражение
эмоциональных переживаний человека.
- Разнообразие мира искусства (архитектура,
скульптура, живопись, графика, музыка, танец, театр, кино, фото, дизайн).
- Изобразительные виды искусства (архитектура,
скульптура, живопись, графика).
Задания:
1. Найти представителей натуры в современной городской
квартире.
2. Только ли эмоции человек выражает в искусстве? А что
еще может увидеть (услышать) зритель в произведении искусства?
3. Попробовать найти отличия художественного текста от
текста научного (можно попробовать найти элементы того и другого в одном и том
же тексте).
4. Может ли помочь искусство технике? А техника
искусству?
5. Можно ли представить себе научную живопись? А
техническую живопись?
6. А как бы могла выглядеть научная скульптура?
7. Можно ли вообще определить точные границы между
материальной, интеллектуальной и художественной культурами?
2.
Материальная и художественная культура
первобытного человека
Тема урока:
2.1. Наскальная живопись - 1 урок.
- Изготовление орудий труда как граница между
животным и человеком.
- Название археологических эпох по материалу
орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый
век.
- Особенность пещерных изображений палеолита:
- первые наскальные изображения - штрихи,
красочные пятна, контуры рук.
- освоение приемов графики (контурный рисунок,
передача объема штриховкой и тенями);
- передача в рисунке действия и силы (важнее, чем
передача формального сходства);
- точность в передаче признаков животного и его
движений палеолитическим художником;
- изображение животного как удостоверение родства
с ним (тотемическое родство).
- Составные части краски:
- красящее вещество (пигмент), сделанное из отвара
растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и
минеральные;
- жидкий разбавитель (основание краски) - вода или
масло;
- клейкое связующее вещество (в древности: яичный
желток, мед, кровь).
- Охра - естественные минеральные краски (желтые,
оранжевые, красные, коричневые, зеленые).
- Изменение мировоззрения в неолите - человек
становится центром мира.
- Центральное положение человека в неолитических
пещерных рисунках.
- Использование рисунков для передачи целых
сообщений (пиктография).
Задания:
1. Почему изображения животных натуралистичны, а
изображение человека схематично?
2. Как могла появиться идея создания краски?
3. Используем ли мы сегодня рисунки для передачи
сообщений?
4. А какими бы изображениями вы украсили бы пещеры, если
бы вам пришлось в них жить?
Тема урока: 2.2. Мегалитическая архитектура - 1 урок.
- Жилище человека как область "своего" в окружении
"чужого".
- Палеолитическое жилище из природных материалов:
- пещера с выходами на поверхность земли и к воде;
- жилище из шкур и костей животного.
- Появление в позднем неолите искусственных
сооружений из кирпича-сырца и мегалитов (геч. megas - большой и litos -
камень).
- Три типа мегалитов:
- менгиры (бретонск. мэн - камень и хир - длинный)
- одиноко стоящие каменные глыбы до 20 метров высотой (Бретань, Франция).
Назначение: погребальные сооружения, памятные столбы, пограничные знаки);
- кромлехи (бретонск. кром - кург и лех - камень)
- концентрические круги столбов-менгиров, иногда соединенных каменными
балками (Стоунхендж, Англия). Назначение: храмы Солнца и Луны,
календарные сооружения, древние обсерватории;
- дольмены (бретонск. толь - стол и мэн - камень)
- перекрытые большим плоским камнем сооружения. Назначения: жилища,
храмы.
- Круг и квадрат как основные фигуры планов
мегалитических сооружений.
- Стоечно-балочная конструкция, ее составные части
и распределение в ней силы тяжести. Важность точного расстояния между
опорами.
Задания:
1. Есть ли в России какие-либо камни-памятники? Связаны
ли они с какими-либо языческими преданиями и обрядами?
2. В каких произведениях художественной литературы
встречаются магические круги? Какую функцию они выполняют? (См., напр. "Вий" Н.
Гоголя)
3. Попробуйте сравнить дольмен и греческий портик, дом с
плоской крышей, автобусную остановку. Изменилось ли что-нибудь в этой
конструкции? Чем объяснить такую "живучесть" этой конструкции? Какова она в
плане?
4. Какие два основных плана конструкций проявились в
мегалитических постройках? Что могут символизировать эти фигуры в планах
зданий?
3.
Художественная культура Древнего мира
Культура Древнего Египта
Тема урока:
3.1. Погребальные комплексы (комплекс пирамид в Гизе) - 2 урока.
- Представления египтян о загробной жизни (Египет
земной и Дуат).
- Ориентирование всей египетской культуры по солнцу
и Нилу (западный и восточный берега, плодородная долина и пустыня как
царство жизни и царство смерти).
- Принцип коридора в географическом положении
Египта и в его архитектуре (улицы городов, дороги процессий, путь умершего
к гробнице, путь солнечного божества навстречу верующим в храме).
- Представление о сущностях человека (душах) в
земной и загробной жизни (САХ - тело; ИБ - сердце; ШУ - тень; РЕН - имя;
АХ - сияние, появляющееся после смерти человека; БА - мысль, энергия
человека; КА - двойник человека).
- Сохранение личности в заупокойном культе Древнего
Египта (бальзамирование, портретная статуя - вместилище КА, портретная
запасная голова, живописные изображения на пеленах мумии, портретные
изображения на дощечках (фаюмский портрет). Суд Осириса.
- Абидос, Саккара, Гизе - основные районы
захоронений.
- Основные элементы заупокойного комплекса и их
назначение:
- нижний храм для мумификации;
- дорога восхождения;
- комплекс гробницы (пирамида): пирамиды-спутники;
верхний (заупокойный) храм; захоронения кораблей фараона.
- Сфинкс, его облик и назначение.
- Этапы развития формы пирамиды в Древнем царстве:
- мастаба и ее части (узкий коридор с ложным
сводом, молельня, жертвенный алтарь, ложная дверь, статуя - вместилище
КА, засыпанная подземная шахта, погребальная камера, саркофаг, ушебти,
"запасная голова");
- усеченная и ступенчатая пирамиды. Комлекс
пирамиды Джосера (ступенчатая пирамида, заупокойный храм, колонный
зал-вестибюль, дворы, молельни, Северный и Южный дома). Повторение в
комплексе Джосера планировки Мемфиса.
- Комплекс Великих пирамид Гизе (Хеопса, Хефрена и
Микерина). Их расположение и ориентация.
• Задания:
1. Подумайте, есть ли у Вас самих те сущности, о которых
говорили древние египтяне?
2. Попробуйте сравнить древнеегипетские представления о
загробном мире с любыми другими, известными Вам.
3. Сравните структуру мастабы с известными Вам
современными захоронениями.
4. Подумайте, какому элементу древнеегипетского
заупокойного комплекса могут соответствовать современные часовня, склеп?
Тема урока: 3.2. Храмовые комплексы - 2 урока.
- Материал древнеегипетского храма (тростник,
дерево, кирпич-сырец, камень) и трудности воссоздания его облика сегодня.
- Ориентация храмов Солнца относительно движения солнца
и течения Нила (вход на западе, святилище на востоке).
- Структура храмов Нового царства: аллея сфинксов,
входные пилоны со статуями и обелисками, перистильный (открытый
внутренний) двор, гипостильный (закрытый колонный) зал, святилище.
- Коридор как основной принцип построения храма.
- Виды египетских колонн: пальмовидная,
папирусовидная, лотосовидная).
- Колонный зал как священная роща.
- Символическое движение Амона-Ра из святилища к
выходу и вокруг храма. Росписи храма, соответствующие этому движению.
- Реальное движение в храме молящегося навстречу
солнцу как переживание приближения к божеству.
Задания:
1.
Попробуйте
представить свое движение по коридору (ровному, расширяющемуся, суживающемуся).
В каком случае Вы будете лучше готовы к встрече с божеством?
2.
Вспомните, где в
современной жизни мы сталкиваемся с коридорами? Как расположены относительно
них помещения? Связано ли сегодняшнее ощущение коридора с какой-либо идеей?
3.
В чем сходство и
различие (по смыслу и оформлению) современных обелисков и древнеегипетских?
4.
Представьте, что
в Вашей школе решили создать храм Мудрости. На каком этаже вы бы расположили
главный зал? Как устроили бы подходы к нему? Каким образом расписали бы
коридоры?
Тема урока:
3.4. Развитие скульптуры в Древнем Египте - 1 урок.
- Рельеф и его виды: плоский, углубленный,
выпуклый, барельеф, горельеф.
- Древнеегипетский рельеф как грань между миром
живых и миром мертвых.
- "Архаический способ" обработки материала в
Древнем Египте (скалывание прямыми гранями). Кубическая статуя.
- Взаимодействие скульптуры и архитектуры:
зависимость статуи от масштаба архитектуры, место скульптуры и ее
освещение.
- Основные места расположения скульптуры в храме
(аллея сфинксов, пилоны, гипостильный зал, святилище, сераб - молельня,
погребальная камера). Понятие монументальной скульптуры и колоссы Нового
царства.
- Древнеегипетский скульптурный канон.
- Влияние скульптуры на организацию пространства
вокруг нее. Фронтальное выстраивание пространства в Древнем Египте.
- Цвет в древнеегипетской скульптуре (инкрустация
глаз, тонирование фигур).
Задания:
1. Вспомните какую-либо площадь в Вашем городе, на
которой есть скульптурный памятник (иногда памятниками считаются стелы,
обелиски и т.д.). Попробуйте вспомнить, а как вы предпочитаете стоять на этой
площади относительно памятника?
2. Кого чаще всего можно видеть около памятников? Почему,
по вашему мнению, именно там?
3. Если бы вам предложили решать, где в школе поставить
памятник вашему любимому литературному герою, то какое бы место вы предложили?
Почему?
4. Сравните свои ощущения от камня со сколотыми краями и
полузасохшей глины. Из какого материала вы предпочли бы видеть скульптурный
портрет любимой учительницы, диктатора?
|