Поурочные планы "Культура Средневековья"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Средневековья"
Страница 2
Страница 3
Страница 4

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование


Культура Средневековья


10. Культура Византии в IV - XI веках.

Тема урока: 10.1. Типы византийских храмов и их структура - 1 урок.

  • Обзор типов византийских храмов: базилика, центрический храм, крестово-купольный храм, скальный храм.
  • Развитие базилики из здания римского суда (архива).
  • Основные части плана базилики:
    • открытый дворик-атриум с фонтаном для ритуального омовения;
    • продольный коридор основного помещения - неф (корабль) и его символика как Ноева Ковчега;
    • появление боковых продольных нефов и поперечного нефа (трансепта) в связи с увеличением числа молящихся;
    • завершение нефов полукруглым помещением - апсидой с полукупольным перекрытием (конха);
    • символика креста и человеческой фигуры в плане базилики.
  • Проблема освещения центра базилики и решение ее с помощью увеличения высоты центрального нефа по сравнению с боковыми нефами.
  • Центрический византийский храм (круглый или восьмиугольный, перекрытый куполом) как архитектурное наследие римской культуры.
  • Первые шаги крестово-купольного храма в Византии. Его план: нефы в виде равновеликого (греческого) креста, башенка или купол над средокрестием.
  • Увеличение пространства крестово-купольного храма за счет столпов, поддерживающих свод. Храмы бесстолпные, двухстолпные и четырехстолпные.
  • Скальные и пещерные храмы для монахов отшельников и особо строгих монастырей.

Задания:

1.     Как вы думаете, почему основным языком Византийской империи был греческий язык?

2.     К какому храму ближе базилика по своей структуре и назначению - к греческому или египетскому? Почему?

3.     Человек - мера греческого ордера. Но человек и мера пространства христианского храма. Какова разница в отношении к человеку в Древней Греции и в Византии и как это отношение воплотилось в архитектуре храмов?

4.     Почему древним грекам не пришло в голову строить трансепты в своих храмах?

5.     Как мог бы выглядеть христианский храм, если бы его заставили строить древнегреческого архитектора?

Тема урока: 10.3. Иконоборчество и теория иконописи - 2 урока.

  • Политические причины иконоборчества во второй половине VIII - начале IX века в Византии.
  • Рождение в борьбе за икону и против нее стройной теории иконописи.
  • Иоанн Дамаскин. Его жизнь и основной принцип творчества - компилятивность.
  • Главные доводы противников икон:
    • "Бог есть дух и его никто никогда не видел";
    • заповедь Моисея: "Не делай себе кумира и никакого изображения...".
  • Споры вокруг возможности изображения Христа как богочеловека.
  • Четкое различение изображения ("отражения видимого") и образа ("показание скрытого") в теории И. Дамаскина.
  • Создание образов духовных сущностей так, как их видели достойные люди, находясь в состоянии "умной молитвы".
  • Назначение иконы в православной культуре:
    • икона дает созерцающему информацию, "заменяя неграмотным книги";
    • икона - есть напоминание об изначальной духовной чистоте и красоте человека;
    • икона является лишь поводом для размышления о духовном мире, но не конечной целью созерцания;
    • икона, как и другие предметы православного культа, наполнена "Божественной благодатью" (понимание "благодати" как особой духовной энергии);
    • икона служит поклонным образом, помогая смирить гордыню человека.
  • "Византийский стиль" иконописи - изобразительный канон православного мировоззрения:
    • ракурс фигур на иконе, в зависимости от их духовного наполнения (наиболее важные фигуры располагаются фронтально, отрицательные персонажи - в профиль, остальные вполоборота);
    • величина фигур в зависимости от их духовного уровня;
    • треугольная композиция иконы;
    • обратная перспектива как способ передачи особого духовного пространства, которое все время раскрывается и позволяет видеть вещи со всех сторон одновременно;
    • одновременный показ событий прошлого, настоящего и будущего как передача не времени, но вечности на иконе;
    • условное изображение архитектуры, интерьеров, пейзажа;
    • особая система света на иконе, иконные источники света (золотой фон, нимбы над головами святых и лики святых).
  • Условная система цвета в иконе:
    • пурпур - цвет божественного и императорского достоинства;
    • красный - цвет карающего и очищающего пламени и цвет крови;
    • белый - символ божественного света, чистоты;
    • черный - символ адской пещеры, смерти;
    • зеленый - цвет земли, юности и цветения;
    • синий - символ духовного мира.
  • Икона как предмет ритуала, молитвы, но не любования. Участие иконы в стройной синтетической системе православного храмового действа, вместе с пением хора, речитацией священника, светом свечей и запахом ладана.

Задания:

1.     Применяется ли сейчас передача информации в рисунках? Почему такие произведения нельзя назвать иконами?

2.     Во все времена люди пытались тем или иным способом получать духовную энергию. Всегда ли это было получением Благодати?

3.     Как наша современная культура относится к гордыне? Есть ли для нее сегодня другие названия? Почему именно для христианства так важна борьба с этим качеством человека?

4.     Используем ли мы в обыденной жизни особенности своего внутреннего, духовного видения пространства? В каких ситуациях?

5.     В каких формах культуры сегодня встречается передача одновременного существования прошлого, настоящего и будущего?

6.     Сохранилась ли сегодня христианская (иконная) символика цвета? Где она встречается?

Тема урока: 10.5. Реформа церковной музыки, ее жанры - 1 урок.

  • Светская музыка в Византии. Страстная и импровизационная народная музыка и строго регламентированная и пышная придворная музыка.
  • Борьба православной церкви со светской музыкой двумя способами: запрещением и созданием церковных песнопений.
  • Постепенное складывание основной формы православной службы - литургии, ядро которой составляет обряд причастия.
  • Создание и канонизация системы октоиха (осмогласия). Особенности октоиха:
    • канонические мелодические обороты (ихосы, гласы);
    • группировка ихосов в восемь групп (ладов), каждую из которых исполняли определенное время.
  • Основные жанры византийской культовой музыки:
    • псалмы и особая манера их исполнения - псалмодирование, Псалтырь;
    • канон как музыкально-поэтическая композиция, исполняемая во время утренней службы;
    • тропарь как короткая молитва и как праздничное сочинение;
    • стихира - композиция из псалмов и тропарей.
  • Антифонное (двухорное) исполнение духовных песнопений.
  • Руководитель церковного хора (каннонарх) и его помощники (доместики).
  • Появление знаковой (византийской, невменной) нотации для напоминания характера мелодии певчим. Относительный характер невменной нотации.

Задания:

1.     Прослушайте отрывок из византийской церемониальной музыки и древнерусский псалом. Попробуйте описать театральную сценку или кинофрагмент, созданные по этой музыке. В каком случае вам понадобилось бы больше актеров?

2.     Как вы думаете, к какой византийской музыке (светской или духовной) ближе современная поп-музыка и почему?

3.     Подумайте, почему нужно было обязательно антифонное (двухорное) пение в церкви? А в каких случаях сегодня мы встречаемся с подобным способом исполнения музыки?

4.     Попробуйте придумать знаки современной нелинейной нотации, которую мог бы легко понять любой, даже музыкально неподготовленный, человек.


 
« Пред.   След. »