Страница 1 из 5
МИРОВАЯ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование
Культура
Возрождения
17. Культура итальянского
Возрождения.
Тема урока: 17.1. Развитие
архитектуры итальянского Возрождения - 3 урока.
- Возрождение как новое художественное мировоззрение:
- формирование буржуазно-личностных идеалов;
- профессиональное искусство как идеальное
оформление светского образа жизни;
- формирование европейских наций и национальной
художественной культуры;
- восприятие Италии как наследницы "великого
Рима".
- Основные черты архитектуры итальянского Возрождения:
- смена готических вертикальных архитектурных
композиций горизонтальными;
- культивирование ощущения статичности за счет
ЋнаслоенияЛ друг на друга этажей;
- возвращение в архитектуру (после готики) стены
как необходимого конструктивного элемента;
- четкость и рациональность планов, фасадов и
интерьеров ренессансных зданий;
- квадрат, прямоугольник, куб и шар как основные
геометрические фигуры в архитектуре Возрождения.
- Обильное использование строительного раствора в строительстве:
- для скрепления рядов стенной кладки;
- в виде гладкой штукатурки;
- в виде декоративного сграффито - процарапанных
нескольких (часто цветных) слоев штукатурки;
- для имитации руста - грубо отесанных камней, из
которых складывают первый этаж;
- для создания обилия лепных украшений (вначале
белых, затем тонированных и золотых).
- Три основных периода Архитектуры итальянского Возрождения:
- I период - 1420 - 1500 годы: ведущий архитектор
Ф. Брунеллески, центр - Флоренция;
- II период - 1500 - середина XVI века: ведущий
архитектор Д. Браманте, центр - Рим;
- III период - вторая половина XVI века: ведущий
архитектор Микеланджело Буонаротти, центр - Рим.
- Здание Воспитательного дама во Флоренции (Ф. Брунеллески) - первая
ренессансная постройка. Ее гражданский, а не церковный характер. Горизонтальная
композиция фасада с легкой аркадой на колоннах - наиболее популярный прием
в архитектуре Возрождения.
- Сооружение Ф. Брунеллески купола собора Санта Мария дель Фьоре
(Флоренция) как возрождение древнеримского сводостроения (перекрытие
8-гранного объема барабана с диаметром в 42 метра). Купол собора св. Петра
Микеланджело.
- Окончательное складывание типа городского палаццо в конце XV века:
- оборонительные функции палаццо;
- простота композиции, создаваемой мощной
рустовкой стен и четким членением здания по горизонтали карнизами;
- создание замкнутого мира вокруг внутреннего
двора палаццо.
- Окончательное возрождение ордерной системы в конструкции (А.
Палладио) и в пластическом оформлении стен (Микеланджело).
- Тесная взаимосвязь конструкции с тектоникой в центрических зданиях
итальянского Возрождения ("Темпьетто" Д. Браманте, "Вилла-ротонда" А.
Палладио).
- Упорядочивание ренессансного города:
- создание симметричных площадей и целых
поселений;
- активное сознательное внесение цвета в городскую
композицию;
- организация площадей и улиц, путем связывания
фасадов расположенных на них зданий (улица Уффици во Флоренции, площадь
Сан-Марко в Венеции).
- Появление множества проектов идеальных городов и даже реальное
строительство некоторых из них (Пальма Нуово по проекту В. Скамоцци).
- Формирование в конце XVI века двух основных архитектурных школ:
- римская школа (основа будущей архитектуры
барокко) - тесное переплетение скульптурной и архитектурной пластики
(Микеланджело, Виньола);
- венецианская школа (основа будущей архитектуры
классицизма) - возрождение не только античных ордерных форм, но типов
античных зданий (Сансовино, Палладио).
Задания:
1. Представьте себе храм, у которого есть прочные мощные
стены и храм, у которого таких стен нет. Какое ощущение вы будете испытывать
при посещении этих храмов? Каким богам могут молиться в этих храмах? Символами
какого мировоззрения могут они служить?
2. В архитектуре Возрождения охотно пользовались
геометрическими фигурами куба, шара (квадрата, круга). В архитектуре
Средневековья - пирамиды (треугольника). Какими чертами мировоззрения этих эпох
можно объяснить такое различие?
3. Что бы вы могли сказать о характере итальянца, если бы
судили о нем лишь по его дому - палаццо?
4. Попробуйте сравнить конструктивную роль ордера в
древнегреческой архитектуре и в архитектуре итальянского Возрождения.
5. Подумайте, почему в Средневековье невозможно было
рациональное упорядочивание городов, а тем более создание городов по идеальным
проектам?
|