Поурочные планы "Культура Возрождения"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Возрождения"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование

Культура Возрождения

17. Культура итальянского Возрождения.

Тема урока: 17.1. Развитие архитектуры итальянского Возрождения - 3 урока.

  • Возрождение как новое художественное мировоззрение:
    • формирование буржуазно-личностных идеалов;
    • профессиональное искусство как идеальное оформление светского образа жизни;
    • формирование европейских наций и национальной художественной культуры;
    • восприятие Италии как наследницы "великого Рима".
  • Основные черты архитектуры итальянского Возрождения:
    • смена готических вертикальных архитектурных композиций горизонтальными;
    • культивирование ощущения статичности за счет ЋнаслоенияЛ друг на друга этажей;
    • возвращение в архитектуру (после готики) стены как необходимого конструктивного элемента;
    • четкость и рациональность планов, фасадов и интерьеров ренессансных зданий;
    • квадрат, прямоугольник, куб и шар как основные геометрические фигуры в архитектуре Возрождения.
  • Обильное использование строительного раствора в строительстве:
    • для скрепления рядов стенной кладки;
    • в виде гладкой штукатурки;
    • в виде декоративного сграффито - процарапанных нескольких (часто цветных) слоев штукатурки;
    • для имитации руста - грубо отесанных камней, из которых складывают первый этаж;
    • для создания обилия лепных украшений (вначале белых, затем тонированных и золотых).
  • Три основных периода Архитектуры итальянского Возрождения:
    • I период - 1420 - 1500 годы: ведущий архитектор Ф. Брунеллески, центр - Флоренция;
    • II период - 1500 - середина XVI века: ведущий архитектор Д. Браманте, центр - Рим;
    • III период - вторая половина XVI века: ведущий архитектор Микеланджело Буонаротти, центр - Рим.
  • Здание Воспитательного дама во Флоренции (Ф. Брунеллески) - первая ренессансная постройка. Ее гражданский, а не церковный характер. Горизонтальная композиция фасада с легкой аркадой на колоннах - наиболее популярный прием в архитектуре Возрождения.
  • Сооружение Ф. Брунеллески купола собора Санта Мария дель Фьоре (Флоренция) как возрождение древнеримского сводостроения (перекрытие 8-гранного объема барабана с диаметром в 42 метра). Купол собора св. Петра Микеланджело.
  • Окончательное складывание типа городского палаццо в конце XV века:
    • оборонительные функции палаццо;
    • простота композиции, создаваемой мощной рустовкой стен и четким членением здания по горизонтали карнизами;
    • создание замкнутого мира вокруг внутреннего двора палаццо.
  • Окончательное возрождение ордерной системы в конструкции (А. Палладио) и в пластическом оформлении стен (Микеланджело).
  • Тесная взаимосвязь конструкции с тектоникой в центрических зданиях итальянского Возрождения ("Темпьетто" Д. Браманте, "Вилла-ротонда" А. Палладио).
  • Упорядочивание ренессансного города:
    • создание симметричных площадей и целых поселений;
    • активное сознательное внесение цвета в городскую композицию;
    • организация площадей и улиц, путем связывания фасадов расположенных на них зданий (улица Уффици во Флоренции, площадь Сан-Марко в Венеции).
  • Появление множества проектов идеальных городов и даже реальное строительство некоторых из них (Пальма Нуово по проекту В. Скамоцци).
  • Формирование в конце XVI века двух основных архитектурных школ:
    • римская школа (основа будущей архитектуры барокко) - тесное переплетение скульптурной и архитектурной пластики (Микеланджело, Виньола);
    • венецианская школа (основа будущей архитектуры классицизма) - возрождение не только античных ордерных форм, но типов античных зданий (Сансовино, Палладио).

Задания:

1.     Представьте себе храм, у которого есть прочные мощные стены и храм, у которого таких стен нет. Какое ощущение вы будете испытывать при посещении этих храмов? Каким богам могут молиться в этих храмах? Символами какого мировоззрения могут они служить?

2.     В архитектуре Возрождения охотно пользовались геометрическими фигурами куба, шара (квадрата, круга). В архитектуре Средневековья - пирамиды (треугольника). Какими чертами мировоззрения этих эпох можно объяснить такое различие?

3.     Что бы вы могли сказать о характере итальянца, если бы судили о нем лишь по его дому - палаццо?

4.     Попробуйте сравнить конструктивную роль ордера в древнегреческой архитектуре и в архитектуре итальянского Возрождения.

5.     Подумайте, почему в Средневековье невозможно было рациональное упорядочивание городов, а тем более создание городов по идеальным проектам?


 
« Пред.   След. »