Страница 3 из 5
Тема урока: 17.5. Многогранность таланта Леонардо да Винчи - 2 урока.
- Учеба Леонардо да Винчи в мастерской А. Верроккио и первые
самостоятельные работы.
- Использование движения фигур для выражения "страстей души".
- Научная разработка Леонардо да Винчи теории живописи для
преподавания в Миланской академии художеств, и выдвижение искусства
перспективы на первое место в обучении, как средства создания на плоскости
иллюзии пространства.
- Уточнение принципов линейной перспективы:
- уменьшение масштаба предметов по мере их
удаления от зрителя;
- сохранение отношения высоты предметов к их
ширине на любом расстоянии от зрителя;
- сокращение линий глубины предметов по мере их
удаления от зрителя;
- пересечение параллельных линий, идущих в глубину
картины, в одной точке на горизонте, называемой "точкой схода";
- "прямая перспектива" как один из вариантов
линейной перспективы с точкой схода в центре композиции.
- Открытие Леонардо да Винчи законов тональной и воздушной
перспективы:
- закон тональной перспективы - предметы, по мере
их удаления от зрителя, приобретают все более "холодный" (синеватый) тон;
- закон воздушной (световой) перспективы - по мере
удаления предметов от зрителя их контуры все более расплываются.
- Определение картинной "линии горизонта" как места геометрического
и тонального слияния линии земли и линии неба.
- Изучение в мастерской Леонардо особенностей человека и его движений:
- возрастных особенностей человеческих лиц и
изменения черт лица, в соответствии с эмоциональным состоянием. Попытки
передать различное восприятие события разными людьми ("Поклонение
волхвов");
- анатомии человека (метод "анатомических штудий"
в воспитании художника). "Святой Иероним" - синтез изучения анатомии и
движения человека;
- переосмысление горизонтально-симметричной
композиции картин раннего Возрождения и попытка построить смысловую
композицию ("Тайная вечеря");
- принцип естественной эмоциональной связи между
персонажами картины в мадоннах Леонардо ("святое собеседование");
введение в искусство эстетики безобразного ("карикатуры");
- отказ от изображения природы как фона и
наделение ее многозначным смыслом ("Мадонна в скалах", "Джоконда").
- Картины "Святая Анна", "Иоанн Креститель" и "Мона Лиза"
("Джоконда") как философский итог творчества Леонардо да Винчи. Выражение
леонардовского представления о мире в улыбке, "полной иронии и ума,
показывающей осознание границ доступного человеческому разуму".
Задания:
1.
Сравните
знаменитую улыбку "Джоконды" или "Иоанна Крестителя" с улыбками древнегреческих
куросов. Представьте, что эти персонажи могут говорить с вами. Что вы бы
услышали от куросов и что от персонажей Леонардо да Винчи?
2.
Какие
архитектурные памятники древнейшей культуры человечества напоминают вам глыбы
камня на картине Леонардо да Винчи ЋМадонна в скалахЛ? Чем это дополняет
понимание смысла картины?
3.
Попробуйте
рассказать о характере людей, изображенных на "карикатурах" Леонардо. Как вы
думаете, что давало Леонардо-ученому изучение человеческих уродств?
4.
Представьте себе,
что вы видите две похожие сцены: юноша и девушка разговаривают друг с другом.
Позы их одинаковы. Но одна пара равнодушна друг к другу, а другая нет. По каким
признакам вы различили бы эти ситуации? Можно ли увидеть подобные признаки в
"мадоннах" Леонардо да Винчи?
Тема урока: 17.6. Скульптура итальянского Возрождения - 1 урок.
- Постепенное вытеснение дерева мрамором и бронзой в искусстве
скульптора.
- Распространение терракотовой скульптуры в Северной Италии. Техника
расписной терракоты у Лоренцо Гиберти и семьи скульпторов делла Роббиа.
- Применение гипсовых отливок с античных статуй для обучения молодых
художников и для собрания коллекционеров.
- Бронза (смесь олова и меди) как материал скульптора. Особенности
бронзы:
- допускает свободную композицию, широкие движения
и далеко отступающие от основного массива части;
- реагирует на свет яркими бликами;
- у бронзовой скульптуры четко читается силуэт;
- воздействие времени на бронзу как достоинство
скульптуры ("благородная патина").
- Три основных метода бронзового литья:
- литье в пустую форму. Так отливали древних
идолов и предметы простой геометрической формы;
- литье "по земляной форме" позволяет получать
многочисленные копии (от Древнего мира до раннего Возрождения);
- литье "с потерянным воском" точно передает
мельчайшие детали модели.
- Холодная ковка как метод работы с бронзой, когда кованные и
чеканные пластины накладываются на каркас.
- Особенности взаимодействия скульптуры Возрождения с архитектурой:
- отделение памятника от стены здания (Донателло
"Конная статуя Гатамелаты");
- осознание независимости памятника от архитектуры
(Верроккио "Конная статуя Коллеони");
- скульптура как центр архитектурного пространства
(Микеланджело "Статуя Марка Аврелия" в центре Капитолийской площади);
- возвышение скульптуры постаментами.
- Экспрессивная драпировка тела одеждой как отражение не
эмоционального состояния, а драматического события (Гиберти, Донателло,
Верроккио).
Задания:
1.
Попробуйте
сравнить дерево, бронзу и мрамор по внешним признакам. Подумайте, почему дерево
активно использовали скульпторы Средневековья и практически перестали
использовать скульпторы Возрождения?
2.
Почему
Возрождение стало активно пользоваться терракотовой скульптурой?
3.
Подумайте, для
создания какого памятника лучше всего подошла бы бронза: видному партийному или
политическому деятелю, народному герою, народному артисту, популярному певцу,
маститому писателю? Почему?
4.
Представьте себе,
что вдруг ожили статуи Гатамелаты (Донателло), Коллеони (Верроккио) и Марка Аврелия
(Микеланджело) и стоящие рядом с ними дома и дворцы. Кто бы, по вашему,
оказался из них начальником, а кто подчиненным? Почему?
Тема урока: 17.7. Творчество Микеланджело - 2 урока.
- Многогранность таланта Микеланджело (скульптор, живописец,
архитектор, поэт). Скульптурное, объемно-пластическое, дарование как
ведущее в его творчестве.
- Знакомство в юности с античными скульптурами, работами Джотто,
Донателло, Мазаччо.
- Выявление уже в юношеских работах основных художественных черт
стиля Микеланджело: монументальности и пластической мощи, внутренней
напряженности и драматизма образов.
- Принципиально новый метод работы Микеланджело с каменной глыбой
(метод ванны) и необходимость ясного внутреннего видения будущего
произведения при работе этим методом.
- Освоение Микеланджело новых типов движения в скульптуре:
- преувеличенное, часто спиральное, движение,
выявляющее глубокий душевный конфликт ("Победа");
- зарождающееся движение как передача внезапно
родившегося внутреннего стремления ("Моисей", "Давид");
- задержанное, подавленное движение, уводящее
внешнее воздействие во внутренний мир ("Скованные рабы" для гробницы папы
Юлия II).
- Выявление в скульптуре борьбы воли с внутренними подсознательными
импульсами (скульптуры-аллегории для капеллы Медичи во Флоренции).
- Работа Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы в Ватикане:
- торжественность и гимничность целостной
композиции фрески;
- ветхозаветные сюжеты росписи;
- четкость пластической лепки фигур;
- напряженная выразительность рисунка;
- преобладание в красочной гамме приглушенных
изысканных цветов;
- размышления о тщете человеческой жизни во фреске
"Страшный суд".
- Отход от скульптуры и живописи в поздний период и обращение к
архитектуре. Основные черты архитектурного стиля Микеланджело:
- повышенная пластичность, динамизм и напряженность
масс;
- частое рельефное оформление стены;
- сознательная организация восприятия зрителем
светотени в архитектуре при помощи пилястр, объемных карнизов, конных
наличников и порталов;
- сочетание в одном здании барочных динамичных и
классически строгих интерьеров (библиотека Лауренциана);
- создание первого ренессансного единого
градостроительного ансамбля (площадь Капитолия).
- Сочетание глубокой мысли, трагической эмоции и небольшой формы в
мадригалах и сонетах Микеланджело.
Задания:
1.
Подумайте, что
общего у архитектуры, скульптуры, живописи и поэзии? Какими способностями
должен обладать человек, чтобы одинаково талантливо работать в этих областях?
2.
Как вы думаете,
откуда в ЋгармоничномЛ итальянском Возрождении такая напряженность и драматизм
образов Микеланджело?
3.
Можно ли античную
скульптуру назвать монументальной? Откуда у скульпторов Возрождения столь
сильная тяга к монументальности?
4.
Подумайте, в
какой степени архитектору, живописцу, скульптору, музыканту необходимо четкое
видение будущего произведения в начале работы?
5.
Почему именно
спиральные формы в скульптуре лучше всего выявляют внутренний душевный
конфликт? А какова, по-вашему, символика вообще любой спирали?
6.
Представьте себе
скульптора в роли знаменитого папы Карло, который вырезает Буратино из "живого
материала". Есть ли у такого материала свои "желания", "предпочтения", словом,
своя "внутренняя жизнь"? Приходится ли мастеру ее учитывать в процессе работы?
7.
Попробуйте
представить, как бы выглядела центральная площадь вашего города, если бы ее
планировал и оформлял Микеланджело?
8.
Каких вы знаете
поэтов (зарубежных и русских), умеющих выразить глубокую мысль и сильное
чувство в кратких стихотворных строчках?
|