Поурочные планы "Культура Возрождения"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Возрождения"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5


Тема урока: 17.5. Многогранность таланта Леонардо да Винчи - 2 урока.

  • Учеба Леонардо да Винчи в мастерской А. Верроккио и первые самостоятельные работы.
  • Использование движения фигур для выражения "страстей души".
  • Научная разработка Леонардо да Винчи теории живописи для преподавания в Миланской академии художеств, и выдвижение искусства перспективы на первое место в обучении, как средства создания на плоскости иллюзии пространства.
  • Уточнение принципов линейной перспективы:
    • уменьшение масштаба предметов по мере их удаления от зрителя;
    • сохранение отношения высоты предметов к их ширине на любом расстоянии от зрителя;
    • сокращение линий глубины предметов по мере их удаления от зрителя;
    • пересечение параллельных линий, идущих в глубину картины, в одной точке на горизонте, называемой "точкой схода";
    • "прямая перспектива" как один из вариантов линейной перспективы с точкой схода в центре композиции.
  • Открытие Леонардо да Винчи законов тональной и воздушной перспективы:
    • закон тональной перспективы - предметы, по мере их удаления от зрителя, приобретают все более "холодный" (синеватый) тон;
    • закон воздушной (световой) перспективы - по мере удаления предметов от зрителя их контуры все более расплываются.
  • Определение картинной "линии горизонта" как места геометрического и тонального слияния линии земли и линии неба.
  • Изучение в мастерской Леонардо особенностей человека и его движений:
    • возрастных особенностей человеческих лиц и изменения черт лица, в соответствии с эмоциональным состоянием. Попытки передать различное восприятие события разными людьми ("Поклонение волхвов");
    • анатомии человека (метод "анатомических штудий" в воспитании художника). "Святой Иероним" - синтез изучения анатомии и движения человека;
    • переосмысление горизонтально-симметричной композиции картин раннего Возрождения и попытка построить смысловую композицию ("Тайная вечеря");
    • принцип естественной эмоциональной связи между персонажами картины в мадоннах Леонардо ("святое собеседование");
      введение в искусство эстетики безобразного ("карикатуры");
    • отказ от изображения природы как фона и наделение ее многозначным смыслом ("Мадонна в скалах", "Джоконда").
  • Картины "Святая Анна", "Иоанн Креститель" и "Мона Лиза" ("Джоконда") как философский итог творчества Леонардо да Винчи. Выражение леонардовского представления о мире в улыбке, "полной иронии и ума, показывающей осознание границ доступного человеческому разуму".

Задания:

1.     Сравните знаменитую улыбку "Джоконды" или "Иоанна Крестителя" с улыбками древнегреческих куросов. Представьте, что эти персонажи могут говорить с вами. Что вы бы услышали от куросов и что от персонажей Леонардо да Винчи?

2.     Какие архитектурные памятники древнейшей культуры человечества напоминают вам глыбы камня на картине Леонардо да Винчи ЋМадонна в скалахЛ? Чем это дополняет понимание смысла картины?

3.     Попробуйте рассказать о характере людей, изображенных на "карикатурах" Леонардо. Как вы думаете, что давало Леонардо-ученому изучение человеческих уродств?

4.     Представьте себе, что вы видите две похожие сцены: юноша и девушка разговаривают друг с другом. Позы их одинаковы. Но одна пара равнодушна друг к другу, а другая нет. По каким признакам вы различили бы эти ситуации? Можно ли увидеть подобные признаки в "мадоннах" Леонардо да Винчи?


Тема урока: 17.6. Скульптура итальянского Возрождения - 1 урок.

  • Постепенное вытеснение дерева мрамором и бронзой в искусстве скульптора.
  • Распространение терракотовой скульптуры в Северной Италии. Техника расписной терракоты у Лоренцо Гиберти и семьи скульпторов делла Роббиа.
  • Применение гипсовых отливок с античных статуй для обучения молодых художников и для собрания коллекционеров.
  • Бронза (смесь олова и меди) как материал скульптора. Особенности бронзы:
    • допускает свободную композицию, широкие движения и далеко отступающие от основного массива части;
    • реагирует на свет яркими бликами;
    • у бронзовой скульптуры четко читается силуэт;
    • воздействие времени на бронзу как достоинство скульптуры ("благородная патина").
  • Три основных метода бронзового литья:
    • литье в пустую форму. Так отливали древних идолов и предметы простой геометрической формы;
    • литье "по земляной форме" позволяет получать многочисленные копии (от Древнего мира до раннего Возрождения);
    • литье "с потерянным воском" точно передает мельчайшие детали модели.
  • Холодная ковка как метод работы с бронзой, когда кованные и чеканные пластины накладываются на каркас.
  • Особенности взаимодействия скульптуры Возрождения с архитектурой:
    • отделение памятника от стены здания (Донателло "Конная статуя Гатамелаты");
    • осознание независимости памятника от архитектуры (Верроккио "Конная статуя Коллеони");
    • скульптура как центр архитектурного пространства (Микеланджело "Статуя Марка Аврелия" в центре Капитолийской площади);
    • возвышение скульптуры постаментами.
  • Экспрессивная драпировка тела одеждой как отражение не эмоционального состояния, а драматического события (Гиберти, Донателло, Верроккио).

Задания:

1.     Попробуйте сравнить дерево, бронзу и мрамор по внешним признакам. Подумайте, почему дерево активно использовали скульпторы Средневековья и практически перестали использовать скульпторы Возрождения?

2.     Почему Возрождение стало активно пользоваться терракотовой скульптурой?

3.     Подумайте, для создания какого памятника лучше всего подошла бы бронза: видному партийному или политическому деятелю, народному герою, народному артисту, популярному певцу, маститому писателю? Почему?

4.     Представьте себе, что вдруг ожили статуи Гатамелаты (Донателло), Коллеони (Верроккио) и Марка Аврелия (Микеланджело) и стоящие рядом с ними дома и дворцы. Кто бы, по вашему, оказался из них начальником, а кто подчиненным? Почему?


Тема урока: 17.7. Творчество Микеланджело - 2 урока.

  • Многогранность таланта Микеланджело (скульптор, живописец, архитектор, поэт). Скульптурное, объемно-пластическое, дарование как ведущее в его творчестве.
  • Знакомство в юности с античными скульптурами, работами Джотто, Донателло, Мазаччо.
  • Выявление уже в юношеских работах основных художественных черт стиля Микеланджело: монументальности и пластической мощи, внутренней напряженности и драматизма образов.
  • Принципиально новый метод работы Микеланджело с каменной глыбой (метод ванны) и необходимость ясного внутреннего видения будущего произведения при работе этим методом.
  • Освоение Микеланджело новых типов движения в скульптуре:
    • преувеличенное, часто спиральное, движение, выявляющее глубокий душевный конфликт ("Победа");
    • зарождающееся движение как передача внезапно родившегося внутреннего стремления ("Моисей", "Давид");
    • задержанное, подавленное движение, уводящее внешнее воздействие во внутренний мир ("Скованные рабы" для гробницы папы Юлия II).
  • Выявление в скульптуре борьбы воли с внутренними подсознательными импульсами (скульптуры-аллегории для капеллы Медичи во Флоренции).
  • Работа Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы в Ватикане:
    • торжественность и гимничность целостной композиции фрески;
    • ветхозаветные сюжеты росписи;
    • четкость пластической лепки фигур;
    • напряженная выразительность рисунка;
    • преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов;
    • размышления о тщете человеческой жизни во фреске "Страшный суд".
  • Отход от скульптуры и живописи в поздний период и обращение к архитектуре. Основные черты архитектурного стиля Микеланджело:
    • повышенная пластичность, динамизм и напряженность масс;
    • частое рельефное оформление стены;
    • сознательная организация восприятия зрителем светотени в архитектуре при помощи пилястр, объемных карнизов, конных наличников и порталов;
    • сочетание в одном здании барочных динамичных и классически строгих интерьеров (библиотека Лауренциана);
    • создание первого ренессансного единого градостроительного ансамбля (площадь Капитолия).
  • Сочетание глубокой мысли, трагической эмоции и небольшой формы в мадригалах и сонетах Микеланджело.

Задания:

1.     Подумайте, что общего у архитектуры, скульптуры, живописи и поэзии? Какими способностями должен обладать человек, чтобы одинаково талантливо работать в этих областях?

2.     Как вы думаете, откуда в ЋгармоничномЛ итальянском Возрождении такая напряженность и драматизм образов Микеланджело?

3.     Можно ли античную скульптуру назвать монументальной? Откуда у скульпторов Возрождения столь сильная тяга к монументальности?

4.     Подумайте, в какой степени архитектору, живописцу, скульптору, музыканту необходимо четкое видение будущего произведения в начале работы?

5.     Почему именно спиральные формы в скульптуре лучше всего выявляют внутренний душевный конфликт? А какова, по-вашему, символика вообще любой спирали?

6.     Представьте себе скульптора в роли знаменитого папы Карло, который вырезает Буратино из "живого материала". Есть ли у такого материала свои "желания", "предпочтения", словом, своя "внутренняя жизнь"? Приходится ли мастеру ее учитывать в процессе работы?

7.     Попробуйте представить, как бы выглядела центральная площадь вашего города, если бы ее планировал и оформлял Микеланджело?

8.     Каких вы знаете поэтов (зарубежных и русских), умеющих выразить глубокую мысль и сильное чувство в кратких стихотворных строчках?


 
« Пред.   След. »