Поурочные планы "Культура Возрождения"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Возрождения"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5


Тема урока: 17.8. Высокий ренессанс в Венеции - 1 урок.

  • Расположение города на архипелаге, насчитывающем более ста островов.
  • Собор Святого Марка - символ города и центр общественной жизни. Площадь Святого Марка.
  • Провоцирование природой поисков художниками особого колорита.
  • Появление в Венеции масляных красок по рецепту Я. ван Эйка. Использование Джамбеллино сочетания масла и темперы для получения более глубокого и насыщенного колорита.
  • Окончательное освобождение масляной живописи от традиций темперы и фрески (Джорджоне, Тициан).
  • Многообразие таланта Тициана Вечеллио:
    • свежесть, прозрачность красок Тициана;
    • смелая пластическая лепка формы;
    • умелые прозрачные лессировки, не скрывающие подмалевка и местами обнажающие фактуру холста;
    • использование приема "косой перспективы" (резко смещенная от центра композиции точка схода);
    • смелое использование возможностей вертикального формата ("Вознесение");
    • становление исторической композиции ("Битва при Кадоре");
    • жизненно-полнокровная трактовка мифологических и религиозных сюжетов ("Даная", "Кающаяся Мария Магдалина");
    • тонкий психологизм в портретной живописи.
  • Соединение точности рисунка Микеланджело с колоритом Тициана в творчестве Тинторетто (Якопо Робусти).

Задания:

1.     Что, по-вашему, может служить символом города? Есть ли символ, воплощенный в реальных объектах, у вашего города? Если нет, то подумайте, что могло бы из реальных объектов служить таким символом?

2.     Подумайте, отличается ли колорит природы приморского города от колорита города, расположенного в глубине материка? А островного города? Какие проблемы ставят перед художником эти отличия?

3.     Как вы думаете, какая перспектива, "прямая" или "косая", лучше соответствует гармоничному состоянию души человека?

4.     О каких процессах в обществе может свидетельствовать усиленная разработка венецианскими художниками "косой" перспективы?

5.     С какими сложностями, по-вашему, столкнется художник, решивший показать мифологические персонажи реальными людьми с их человеческими чувствами?

6.     Попробуйте представить, как может развиваться живопись после художника, соединившего в своем творчестве "точность рисунка Микеланджело с колоритом Тициана"?


Тема урока: 17. 11. Музыка Возрождения - 1 урок.

  • Разнообразие (varietas) и гармоническое сочетание разнообразных элементов как основа музыкальных композиций Возрождения.
  • Появление новой среды бытования музыки (городской слушатель, любительское музицирование).
  • Средневековое compositio - составление произведения из готовых канонических элементов и возрожденческое inventio - изобретение совершенно нового произведения.
  • Гильом де Машо и течение "ars nova" ("новое искусство", XIV век) - активное взаимовлияние канонических церковных и народно-песенных музыкальных элементов.
  • Французская хоровая песня (shanson) как самый популярный жанр профессиональной музыки в XV - XVI веках. К. Жанекен и его изобразительные хоровые полотна.
  • Многообразие видов песен в итальянской музыке: каччия (охотничья песня), баллата (танцевальная песня), фротолла (городская песнь толпы), виланелла (крестьянская песня).
  • Мадригал - вершина хоровой песенности Возрождения.

Задания:

1.     Подумайте, появилась ли принципиально новая среда бытования для живописи, архитектуры, скульптуры в эпоху Возрождения?

2.     Для понимания музыки Возрождения необходимо умение слышать каждый голос в многоголосном произведении. Какому умению это может соответствовать в изобразительном искусстве?

3.     Прослушайте "Виреле" Г. де Машо и "Баллату" Ф. Ландино. Какое из этих произведений, по-вашему, ближе к Средневековой музыке?

4.     О картинах каких известных вам художников вы можете сказать как о "многоголосных"?

5.     С какими, изученными вами, картинами можно сравнить музыку К. Жанекена?

6.     Кого из художников можно назвать "выдающимся полифонистом"?

7.     Послушайте музыку К. Джезуальдо. Если бы вы попытались в красках передать гармонии этого композитора, то какие бы вы выбрали по составу краски (акварель, пастель, масло и т.д.)? Какую из трех техник наложения краски вы бы использовали? Какие бы тона выбрали? А для "Мадригала" Палестрины?


18. Культура "Северного Возрождения" в Германии и Нидерландах.

Тема урока: 18. 1. Искусство гравюры (техника и выразительные возможности) - 1 урок.

  • Искусство графики как процесс художественной организации поверхности.
  • Принципиальная важность поверхности материала в графике, в отличие от иллюзорности поверхности в живописи.
  • Рельеф как исторически первое искусство, работающее с поверхностью и как промежуточное искусство между скульптурой и графикой.
  • Два типа графики: печатная графика (гравюра) и рисунок.
  • Три вида гравюры, в зависимости от материала поверхности:
    • выпуклая гравюра на дереве или линолеуме (ксилография, линогравюра);
    • углубленная гравюра на металле;
    • плоская гравюра на камне или алюминии (литография, альграфия).
  • Ксилография как древнейший вид гравюры, ее особенности:
    • формирование изображений из линий и пятен,
    • обобщенность изображения,
    • возможность получить множество оттисков.
  • Особые виды ксилографии:
    • кьяроскуро (светотень) - печать с нескольких досок, каждая из которых соответствует одной из градаций светотени. Активное использование пятна в этом виде ксилографии;
    • торцовая (или тоновая) гравюра, где изображение вырезается на поперечном спиле. Возможность активно использовать разнонаправленные линии, сливающиеся в пятна, для создания образа.
  • Основные разновидности углубленной гравюры на металле:
    • резцовая гравюра, выполняемая тонкими резцами (штихелями). Передача образов тончайшими перекрестными штрихами;
    • офорт, использующий химический способ воздействия на металл. Возможность наложения последовательных слоев рисунка для получения эффекта воздушной перспективы.
  • Особенности литографии:
    • рисование жирным карандашом на поверхности камня;
    • мягкие, бархатистые линии;
    • активное использование литографии для размножения образцов и печати.
  • Основные графические жанры: плакат, карикатура, книжная иллюстрация, экслибрис.

Задания:

1.     Представьте себе, что карандашный портрет хорошо знакомого вам человека художник выполнил на листе белой бумаги, полупрозрачной кальки, желтоватом шершавом картоне, блестящей поверхности белого мрамора. Какова будет разница в вашем восприятии этих одинаковых портретов? А как изменится ваше восприятие внутреннего мира портретируемого?

2.     Какую информацию о человеке можно передать одним контуром его фигуры или лица? А если использовать графическое пятно, чтобы получить его силуэт?

3.     Как вы думаете, почему в книжной иллюстрации чаще используется графический образ, чем живописный? С какими свойствами сказанного или написанного слова так хорошо соотносятся свойства графики?

4.     Подумайте, какую информацию от заказчика может потребовать художник, выполняющий экслибрис? Попробуйте придумать экслибрис для своих личных книг. Какие свои качества вы захотите отразить в нем?

5.     В каком случае мы говорим, что линия на гравюре (или рисунке) красива? Можно ли линией или их сочетанием выразить внутренний мир человека? Как?


Тема урока: 18. 2. Творчество А. Дюрера - 1 урок.

  • Воспитание Дюрера в семье золотых дел мастера.
  • Поездки в Италию и стремление овладеть новым, научным, видением мира. Изучение природы и человека. Освоение системы перспективной живописи. Внимание к пропорциям человеческого тела. Живописные полотна Дюрера как закономерный итог этих исканий (портреты и автопортреты).
  • Работа Дюрера над гравюрами.
  • Выражение рационалистического мировоззрения в гравюре.
  • Традиционное изготовление гравюр в два этапа художником и резчиком и потеря при этом авторского художественного стиля. Освоение Дюрером мастерства резчика и выполнение всей гравюры целиком.
  • Моделирование объема в графике с помощью светотени. Градации светотени: свет, полутень, тень, блик, рефлекс. Передача светотени в гравюре при помощи тесно или свободно расположенных линий.
  • Передача Дюрером в гравюре движения и действия. Графическая линия как указатель направления движения и его силы ("Всадники" из серии "Апокалипсис").
  • Повествовательность серии гравюр (серия "Большие страсти", "Жизнь Марии").
  • Три "Мастерские гравюры" - вершина графического творчества Дюрера:
    • крайняя символичность гравюр;
    • тема преодоления Смерти в графических листах - подвигами ("Рыцарь, Смерть и Дьявол"), трудом ("Святой Иероним"), размышлением о сути мира ("Меланхолия");
    • последовательное усиление небесного света в листах серии.

Задания:

1.     Попробуйте сформулировать, чем отличается графический образ от живописного?

2.     Как вы думаете, помогло ли Дюреру изучение итальянской живописи в работе над гравюрами? Как?

3.     Может ли сегодня один человек изготовить книгу с начала до конца (текст, иллюстрации, изготовление самого книжного блока и т.д.)? Если да, то почему сегодня это не практикуется?

4.     Подумайте, чем еще, кроме светотени, может художник передать объем на плоскости?

5.     Как передает художник-график свет и тьму на гравюре? А как это делают в своих произведениях живописец, скульптор, архитектор, композитор, поэт?

6.     Рассмотрите внимательно графические листы "Мастерских гравюр". Какие символы, кроме разобранных в классе, вы можете найти на этих листах? Помогают ли они понять смысл гравюр?


Тема урока: 18.3. Протестантский хорал и нидерландские полифонисты - 1 урок.

  • Школа хоровой полифонии строгого стиля как кульминация музыкального искусства Нидерландов.
  • Традиционное исполнение религиозных песнопений в сопровождении труб, тромбонов или органа.
  • Установление традиции хорового четырехголосия (кантус - триплум - тенор - контратенор). Основная мелодия мессы в теноре - cantus firmus (прочный голос), изложенная большими длительностями.
  • Имитация (повтор или измененный повтор) как основной композиционный прием в строгой полифонии. Ткань произведения, состоящая из простых коротких имитаций.
  • Простейшая имитационная форма - канон (последовательное повторение во всех голосах одной мелодии).
  • Строгие правила соотношения голосов в строгой полифонии.
  • Практическая невозможность различить текст и выдвижение на первый план музыкальной стороны сочинения.
  • Возникновение протестантского хорала в XVI веке в Германии.
  • Простые немецкие народные песни на родном языке, составляющие основу хорала.
  • Обработка текстов псалмов и народной музыки группой музыкантов с И. Вальтером во главе и под руководством М. Лютера.
  • Резкое сокращение латинских номеров в протестантской мессе и замена их протестантскими хоралами.
  • Музыкальный стиль протестантского хорала - строгое четырехголосное аккордовое изложение с хоральной мелодией в верхнем голосе.

Задания:

1.     Часто об архитектуре говорят как о "застывшей музыке". Как, по-вашему, используется в архитектуре принцип имитации? Что там имитируется и какими способами?

2.     Что, по-вашему, в архитектуре является ЋтекстомЛ, а что музыкой?

3.     Подумайте, какая из музыкальных культур Возрождения по эмоциональному восприятию ближе к русской музыке - итальянская или нидерландская?

4.     Представьте себе, что папа Григорий I Великий, официально узаконивший григорианский хорал как музыкальное выражение католического мировоззрения, чудесным образом перенесся в XVI век и услышал протестантский хорал. Какие выводы об изменении христианского мировоззрения он мог бы сделать?


Тема урока: 18. 5. Протестантский настольный алтарь, его мастера. П. Брейгель Старший - 1 урок.

  • Упразднение в протестантизме большинства внешних атрибутов религиозного культа (иконы, алтарь, крест, священство) и требование личного общения верующего с богом.
  • Домашние и церковные молельные алтари - небольшие деревянные складни.
  • Повседневное (закрытое) состояние алтаря и праздничное (открытое).
  • Ярусная композиция закрытого алтаря ("Гентский алтарь" Я. ван Эйка):
    • средний ярус - сцена Благовещения;
    • верхний ярус - персонажи священной истории (пророки Захария и Михей, сивиллы), которые предсказали появление Христа;
    • нижний ярус -- заказчики, предстоящие перед Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом.
  • Ярусная композиция открытого (праздничного) алтаря ("Гентский алтарь" Я. ван Эйка):
    • верхний ярус - изображение Бога-отца в центре, справа и слева от него - Мария и Иоанн Креститель;
    • нижний ярус - панорама поклонения Агнцу.
  • Символичная и экспрессивная живопись "Изенгеймского алтаря" М. Грюневальда.
  • Алтарь И. Босха "Сады земных наслаждений" как священная сатира на греховность человеческого существования.
  • Трехчастная композиция внутренних створок алтаря: слева - Рай, справа - Ад, в центре - искушения земной жизни.
  • Человек как малая и неразумная часть природы в пейзажах и бытовых картинах П. Брейгеля Старшего (Мужицкого).
  • Картина "Слепые" как символ земного пути человека.

Задания:

1.     Попробуйте сформулировать правила, по которым северные мастера отбирали сюжеты для закрытых и открытых створок алтаря.

2.     Как вы думаете, почему в "Гентском алтаре" у ног Бога-отца стоит корона? Чья это может быть корона, и что такое ее положение символизирует?

3.     Подумайте, почему у итальянских художников даже в самых драматических полотнах нет такой экспрессии, как у М. Грюневальда или И. Босха? Чем отличается эмоциональное восприятие евангельских сюжетов у итальянских художников и северных мастеров?

4.     Есть ли, по-вашему, что-либо общее у М. Грюневальда и И. Босха в их отношении к людям и к устройству мира?

5.     Внимательно рассмотрите картину П. Брейгеля "Слепые". Какие выводы о разнице взглядов на человека и его земной путь можно сделать из живописи П. Брейгеля и итальянских художиков?


 
« Пред.   След. »