Поурочные планы "Культура Возрождения"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Возрождения"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5


19. Возрождение в Испании.

Тема урока: 19. 1. Мавританская культура - 1 урок.

  • Мавританский стиль как искусство стран Магриба (Северной и Северо-западной Африки) и Южной Испании, занятой мусульманами.
  • Прихотливое сочетание в мавританском стиле художественных традиций Арабского халифата, испанских и западноевропейских.
  • Абсолютное доминирование архитектуры в мавританской культуре.
  • Четко организованная декоративная система в мавританской архитектуре:
    • разнообразные формы арок, из которых самыми распространенными стали:
    • многолопастная, состоящая из нескольких меньших арочек;
    • подковообразная, очертанием напоминающая подкову;
    • декоративный "сталактитовый" свод;
    • декорирование стен поливными изразцами;
    • обильное украшение арабесками - сложным орнаментом, состоящим из геометрических фигур, стилизованных листьев и цветов, арабских надписей. Наложение нескольких сеток орнамента друг на друга;
    • свободное сочетание различных по цвету и фактуре материалов (поливные изразцы, резное дерево, фигурный кирпич, мрамор, фаянс, витражи, стеклянная мозаика и мозаика из мрамора, папье-маше, инкрустация из слоновой кости, ганч - разновидность гипса);
    • преобладание красного и голубого цветов в сочетании с белым и позолотой.
  • Выдающиеся памятники мавританской архитектуры - Соборная мечеть в Кордове и дворец Альгамбра в Гранаде.

Задания:

1.     Подумайте, можно ли, в принципе, говорить о существовании "чистых" национальных стилей, или все они являются результатом взаимодействия нескольких культур?

2.     Попробуйте представить себе, что в русской культуре сильно превалирует архитектура. Как в таком случае могла бы выглядеть русская дворянская усадьба?

3.     Как вы думаете, почему так много типов арок в мавританской архитектуре? Почему итальянским архитекторам эпохи Возрождения не пришла в голову мысль сконструировать множество типов арок и из их сочетания создавать архитектурные композиции?

4.     Вспомните, в каком из известных вам архитектурных стилей большая часть декоративного эффекта строится на сочетании арок?

5.     Почему именно в Испании рождается своеобразный "сталактитовый свод"?


20. Английское Возрождение.

Тема урока: 20. 1. Театр Возрождения в Англии (В. Шекспир) - 1 урок.

  • Необычайная популярность представлений моралитэ в Англии XIV - XV веков.
  • Появление в моралитэ светских персонажей (Ум, Наука, Природа, Гражданский порядок, Община, Узурпация и т.д.).
  • Появление интерлюдии - "игры между" любыми действующими лицами, как пьесы чисто светского характера.
  • Увлечение английской знати "античным репертуаром" в начале XVI века.
  • "Университетские умы" - лучшие актеры и драматурги английского возрожденческого театра.
  • Начало творческого пути В. Шекспира - актерство, переписывание ролей, переделка пьес.
  • Источники сюжетов в пьесах Шекспира: современная итальянская новелла, биографии греческих и римских деятелей, английские средневековые хроники.
  • Лондонский театр "Глобус", его устройство: гостиничный двор с галереями, двухэтажная сцена на столбах.
  • Четкое условное функциональное разделение пространства сцены:
    • просцениум - сцены на открытом воздухе, во дворцах или залах;
    • пространство п еред столбами, поддерживающими второй этаж - сцены внутри домов;
    • пространство между столбами - ночные или интимные сцены;
    • второй этаж - сцены в спальнях.
  • Крайняя условность декораций и тщательность дорогих костюмов.

Задания:

1.     Подумайте, а было ли в России что-то похожее на моралитэ?

2.     В каком веке в русском театре могли возникнуть такие персонажи, как "Гражданский порядок" или "Узурпация"?

3.     Известно, что во времена Шекспира в одном Лондоне было около двухсот театров и театриков, в то время как в Париже - только один. С чем может быть связано такое сильное различие?

4.     В первой половине XVI века при дворе Генриха VIII любили разыгрывать "античный" репертуар, либо пьесы на сюжеты "Артуровского цикла". Что общего между этими двумя направлениями?

5.     Подумайте, откуда может брать свое начало такой стиль театрального исполнения, при котором игра и декорации предельно условны, а костюмы необычайно дороги и тщательно выполнены?

6.     Как вы думаете, были ли английские хроники про Ричарда III "средневековыми" для Шекспира?


Тема урока: 20. 2. Музыка английского Возрождения (Г. Пёрселл) - 1 урок.

  • Расцвет городской музыкальной жизни в Англии на рубеже XVI - XVII веков (музицирование на скрипках, гитарах, цитрах, организация городских клубов хорового пения).
  • Народный музыкальный быт Англии:
    • английская народная баллада как основной лирический музыкальный жанр (цикл баллад о Робин Гуде). Ее исполнение хором и с танцами;
    • рождественские и лирические святочные песни (carols);
    • народные полифонические песни (round), где один напев передавался от исполнителя к исполнителю по кругу;
    • бытовые песни catches, где каждый голос хорового ансамбля должен был успеть вовремя вступить, часто с комическим эффектом;
    • пентатоника как основа большинства старинных английских напевов.
  • Вёрджинал (миниатюрная разновидность клавесина) - основной инструмент профессиональной музыки. У. Бёрд - видный композитор-вёрджиналист. Блестящая разработка регистров вёрджинала у У. Бёрда. Звукоподражание в его пьесах.
  • Сочинения для театра - кульминация английского музыкального Возрождения:
    • устойчивая традиция вставлять в драмы небольшие музыкальные номера (песни, баллады, танцы, шествия, фанфары);
    • маска - развлекательное музыкальное представление при дворе аристократа. Мифологические или пасторальные сюжеты маски. Богатство костюмов, сложность декорации, обилие сценических эффектов;
    • музыкальный театр Г. Пёрсела. Опера "Дидона и Эней" - первая английская национальная опера. Трагический сюжет.
    • умелое сочетание мрачной фантастики с юмором, гротеском и лирикой. Обилие хоров в опере.

Задания:

1.     Попробуйте представить русскую историческую песню про Стеньку Разина, исполняемую с танцами. Получилось? А почему в Англии про английского исторического героя такое исполнение было традиционным?

2.     Рождество и святки - праздники календарно очень близкие друг другу. Должны ли, по-вашему, различаться тексты рождественских и святочных песен? А музыка?

3.     Попробуйте сравнить английский round и русский хоровод. Если вы встанете в центр круга, то будет ли ваше восприятие того и другого одинаково?

4.     Что, по-вашему, общего у вёрджинала с современным синтезатором? В чем преимущества и недостатки того и другого?

5.     Как вы думаете, почему именно в Англии эпохи Возрождения жанр "маски" достигает наивысшего расцвета?

6.     Чем так близка известная комедия В. Шекспира "Сон в летнюю ночь" сердцу английского музыканта, что к ней обращаются на протяжении всей истории английской музыки от Г. Пёрселла до Б. Бриттена?


21. Русская культура в XVI - XVII веках.

Тема урока: 21. 1. Расцвет в русском каменном зодчестве (шатровые и столпные храмы, палаты, русское узорочье) - 2 урока.

  • Превращение Руси в могущественное централизованное государство со столицей в Москве.
  • Государственное строительство больших пятиглавых храмов как демонстрация могущества.
  • Строительство на посадские средства небольших одноглавых храмов (без внутренних столбов).
  • Строительство каменных храмов на месте бывших деревянных, и перенесение в них форм, свойственных деревянному зодчеству (формирование объемов из четвериков и восьмериков, обнесение храма галереями-гульбищами, шатровое покрытие). Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.
  • Перенесение в храмовую архитектуру приемов крепостного строительства и возникновение столпных храмов. Церковь Иоанна предтечи в селе Дьякове под Москвой.
  • Сочетание шатровой и столпной конструкции в композиции Покровского собора (Москва, Красная площадь). Отражение в постройке идеи Небесного Иерусалима (или легендарного Китежа).
  • Черты резного деревянного строительства в гражданской каменной архитектуре (Теремной дворец Московского Кремля):
    • использование первых этажей для подклета;
    • характерный теремок в качестве верхнего этажа;
    • прямоугольные, одного размера, внутренние помещения, расположенные по одной прямой (анфилада);
    • наличники и крыльца, покрытые обильной резьбой.
  • Обилие декоративных резных каменных украшений в храмах, выстроенных в стиле "русского узорочья" (церковь Троицы в Никитниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве).
  • Привнесение черт западноевропейской архитектуры в культовое строительство во второй половине XVII века ("голицынское барокко", "нарышкинское барокко"):
    • обилие скульптурного декора,
    • украшение храмов статуями,
    • использование элементов ордеров,
    • ярусная композиция храмов.

Задания:

1.     Централизация государства оказала сильное влияние на формы архитектуры. А какое влияние она оказала на живописные формы? Изменилось ли что-нибудь в живописи с возникновением централизованной Московской Руси?

2.     Подумайте, что из русского деревянного строительства не могло быть перенесено в каменное зодчество?

3.     Сравните крепостные башни и столпные храмы. Разве храм и крепость чем-то похожи, что допускают одни и те же архитектурные формы? Если похожи, то чем (по смыслу, по назначению)?

4.     Небесный Иерусалим пребывает на небесах. Легендарный русский город Китеж ушел под воду. Какую разницу можно увидеть в этих образах, порожденных различными культурами? Чем, судя по этим образам, отличаются эти культуры друг от друга? Что в них общего? К какому образу, по-вашему, ближе реальный Покровский собор?

5.     Вспомните, что конкретно перешло в русскую архитектуру из западноевропейского барокко? Почему из множества черт архитектуры западноевропейского барокко в русское искусство перешли именно эти черты?


Список литературы
для учителя МХК
по культуре Возрождения

1. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. М., 1936.
2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983 гл. 9, 13.
3. Бех Н.И. и др. Мир художественного литья: История технологии. М., 1997.
4. Боттичелли. Сборник, сост. О. Сугробова. М., 1993.
5. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000.
6. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.
7. Гартман К.О. Стили. Часть 2, глава "Стиль Ренессанса". М., 2000.
8. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. М., 1994.
9. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. М., 1960.
10. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. Гл.3. М., 1984.
11. Данилова И.Е. Брунеллески и Флоренция. М., 1991.
12. Данилова И.Е. Судьба картины в европейской живописи. М., 1996.
13. Джевилегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. М., 1998.
14. Ильина Т.В. История искусств: западноевропейское искусство. М., 1983, раздел "Искусство Возрождения".
15. Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1998.
16. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976, гл. 3.
17. Леонардо до Винчи. Избранные произведения в 2-х томах. М.-Л., 1935, 1995.
18. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.
19. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. М., 1986. Раздел "Эпоха Возрождения".
20. Материалы и техники рисунка. Под. ред. В.А. Королева. М., 1984.
21. Муратов П.П. Образы Италии. Любое издание.
22. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. М., 1994.
23. Поплавский В.С. Архитектурно-строительный словарь. М., 1993.
24. Прилуцкая Т.И. Живопись итальянского Возрождения. М., 1995.
25. Пэрриш К., Оул. Дж. Образцы музыкальных форм от григоианского хорала до Баха. Л., 1975.
26. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М., 1994.
27. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы. М., 1986.
28. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. Составители Н.Н. Ростовцев и др. М., 1989.
29. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. М., 1969, вып. 1, гл. 3.
30. Санти Бруно. Леонардо да Винчи. М., "Слово", 1998.
31. Соболев Н.Н. Стили в мебели. М., 1995, гл. 9-10.
32. Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. М., 1997, кн. 1, статьи 9-10.

 



 
« Пред.   След. »