Страница 2 из 5
Тема урока: 17.2. Европейская картина. Ее особенности и построение - 2
урока.
- Возникновение картины как особого типа изображения в Италии в
начале XV века.
- Основные отличия картины от иконы:
- обращение иконы к внутреннему миру верующего и
картины к глазу;
- символизм иконы и повествовательность картины;
- преобладание вертикальной композиции в иконе и
горизонтально-глубинной в картине;
- икона как завеса, отделяющая миры, и картина как
окно, соединяющее миры;
- символический характер изображения на иконе и
иллюзорность изображения на картине.
- Слои традиционной картины:
- основа (дерево, холст, медная доска);
- грунт для выравнивания поверхности и защиты
основы (белый левкас, красно-коричневый болюс). Выразительные возможности
грунта;
- красочный слой или красочные слои (отражение
света от красочных слоев разной глубины - внутренний и внешний свет в картине);
- защитный слой (лаки и олифы).
- Типы красок (по связующему веществу) и их основные живописные
свойства:
- пастель (богатство внешнего света, матовая
поверхность, мягкая линия). Расцвет пастели в XVIII и во второй половине
XIX века. Мастера пастели (Шарден, Ренуар, Дега);
- акварель (прозрачность слоев, свежесть и
беглость впечатления);
- энкаустика - восковая живопись. Расцвет
энкаустики в Древней Греции;
- темпера и масляная краска. Прозрачность
красочных слоев. Проблема "старения картины".
- Три способа наложения краски на основу:
- закраска локальными цветами замкнутых контуров
(народная культура, живопись XX века);
- наложение красочных слоев друг на друга так,
чтобы нижние слои просвечивали сквозь верхние - лессировка (живопись
Нового времени до конца XIX века);
- наложение краски мелкими мазками с тем, чтобы
они сливались в единство лишь в восприятии зрителя (импрессионисты).
- Формат картины (горизонтальный, вертикальный, круглый) и его
выразительные возможности.
- Функции картинной рамы - замыкает пространство картины и
отграничивает его от плоскости стены.
Задания:
1. Подумайте, будет ли отличаться картина от иконы, если
на обеих изображена Богоматерь с младенцем? Чем?
2. Попробуйте сформулировать, почему в эпоху Возрождения
стал возможен отход от иконописных канонов, которыми художники
руководствовались почти тысячу лет?
3. Подумайте, что общего у картины и витража с точки
зрения световых эффектов?
4. Представьте, что вы выбираете себе зеркало. В каких
ситуациях вам будет необходим его вертикальный формат, в каких - горизонтальный,
а в каких - круглый? Теперь сравните, совпадают ли ваши наблюдения с сюжетами
картин соответствующих форматов? Часто ли вам встречалось идеально квадратное
зеркало? Почему?
5. Известно, что иногда раму к картине выполняет искусный
резчик и сама рама тогда становится произведением искусства. Подумайте, как
тогда взаимодействуют рама и картина?
Тема урока: 17.3. Живопись раннего Возрождения - 2 урока.
- Тесная связь живописи раннего Возрождения с архитектурным
пространством.
- Готические традиции, в недрах которых формировалась живопись
раннего Возрождения:
- фреска как техника монументальной живописи;
- замена шпалер, покрывавших стены готических
храмов, живописными композициями (ковровая стенопись);
- случайное добавление каждой следующей живописной
композиции к уже существующим;
- подчинение человеческих фигур в стенописи
орнаментальным узорам;
- усиление впечатления от архитектурных форм
средствами росписи (архитектурные росписи);
- использование реальных архитектурных мотивов в
живописном образе;
- фресковая техника al secco "по сухому".
- Творчество Джотто - "почва, на которой выросло все европейское
искусство нового времени":
- фресковая техника Джотто buon fresco;
- появление иллюзии глубины во фресках Джотто;
- четкая расчлененность фрескового цикла на ярусы
и отдельные клейма и прочная тематическая связь между ними;
- единство композиции, но в пределах одной сцены.
- Постепенное формирование основных принципов европейской картины в
XV веке (кватроченто):
- появление в XV веке отдельной, композиционно
замкнутой, фресковой композиции, рассчитанной на строго фиксированное
положение зрителя;
- изобретение основ линейной перспективы как
стремление познать и измерить пространство. Частое противоречие реального
архитектурного пространства и иллюзорной перспективы фрески;
- "Троица" Мазаччо как эталон монументального
живописного панно раннего Возрождения (иллюзия глубины с помощью
правильно построенной перспективы, пирамидальная композиция как передача
идеи восхождения от земного к божественному);
- окончательное устранение функции росписи как украшения
стены в творчестве Филиппино Липпи - отделение процесса "проживания"
архитектуры от процесса созерцания живописи;
- появление новых тем в живописи раннего
Возрождения (античные мифы, портреты) как отражение пристального внимания
к "земной жизни";
- активное возрастание роли контурного рисунка в
творчестве С. Боттичелли.
Задания:
1. Есть ли плакаты, рисунки на стенах вашего классного
кабинета? Присмотритесь к ним! Связано ли ЋпространствоЛ такого рисунка
(плаката) с пространством класса? Попробуйте придумать роспись стены вашего
класса, персонажи которого не мешали бы занятиям и взаимодействовали каким-то
образом с вами.
2. Подумайте, как можно было бы с помощью росписи
изменить (усилить, украсить) впечатление от различных архитектурных элементов
вашего классного кабинета (входа, окон, классной доски, стыка стен с потолком и
т.д.)?
3. Если бы могла ожить роспись, в которой человеческие
фигуры переплетаются с растительным орнаментом, то какие бы взаимоотношения
между ними возникли? По каким законам мог бы жить такой мир?
4. Попробуйте сравнить цикл фресок Джотто и православный
иконостас. Что в них общего и чем они различаются?
5. Постарайтесь придумать такую фресковую композицию,
которая ЋвзламывалаЛ стену какого-нибудь официального кабинета, например,
кабинета вашего школьного директора. Обратите внимание на размеры вашей
композиции относительно стены и на ее формат.
Тема урока: 17.4. Поиски идеала в творчестве Рафаэля - 2 урока.
- Рождение Рафаэля в семье художника Джованни Санти. Обучение
профессии у отца и работа с ним в качестве подмастерья. Частое изображение
мадонн в работах Д. Санти.
- Учеба у Пьетро Ваннуччи (Перуджино):
- понятие композиции как гармоничного сочетания
частей целого;
- принцип упрощения композиции и построение картин
по геометрической схеме в мастерской Перуджино;
- основные композиционные фигуры, применявшиеся в
живописи Возрождения (на примерах полотен Рафаэля): крест ("Сон рыцаря");
треугольник ("Обручение Марии"); круг или овал ("Мадонна Конестабиле");
- чуткость Перуджино к настроению ландшафта и
архитектуры, тесная связь с ними фигур персонажей.
- Флорентийский период в творчестве Рафаэля ("Период мадонн"):
- подмалевок (рисунок углем на грунте) как
начальный этап и конструктивная основа живописного полотна;
- выработка графической четкости и гармоничности в
линиях картины;
- принцип уравновешенности масс в композиции
картины;
- уравновешенность масс на картинах Рафаэля;
- статичная и динамичная композиция в живописи;
- поиски Рафаэлем приемов динамизации композиции
("Положение во гроб") и противоречие динамичной композиции с квадратным
форматом холста;
- "тондо" как наиболее уравновешенный и
гармоничный формат полотен в эпоху Возрождения.
- Римский период творчества Рафаэля. Работа по заказу пап в
Сикстинской капелле Ватикана (фреска "Афинская школа"). Решение здесь
специфических задач движения изобразительного пространства:
- стремительное расширение замкнутости
изобразительного пространства вширь и вглубь;
- преодоление "неприкасаемости" переднего плана
изобразительного пространства;
- движение всего иллюзорного пространства навстречу
зрителю вместе с Платоном и Аристотелем (точкой схода).
- Выявление внутреннего мира персонажа в портретах и сопоставление
его с внешним видом ("Портрет кардинала", "Портрет графа Бальтасаре
Кастильоне", "Донна Велата").
- Работа над "Сикстинской мадонной" по заказу монастыря св. Сикста в
Пьяченце:
- идея жертвенного несения божественного сына из
мира абсолютного света в земной мир;
- вертикально-глубинная композиция картины;
- реальность мира зрителя (ветер, дующий с
переднего плана картины);
- замкнутость композиции (фигуры ангелочков на
переднем плане);
- символика цветового решения полотна.
Задания:
1. Попробуйте сформулировать ряд признаков, по которым вы
могли бы отличить гармоничную композицию от негармоничной, например в мозаике с
орнаментальным рисунком?
2. Подумайте, в чем сходство картин Перуджино с
орнаментом с точки зрения композиции?
3. Какой символический смысл обязательно будет
привноситься в сюжет картины, построенной по одной из композиционных фигур
(крест, треугольник, круг овал)?
4. В каких отношениях на картине могут находиться люди и
архитектура (подавление одного другим, независимость, взаимное дополнение по
смыслу или настроению, контраст по смыслу или настроению)? Подберите примеры
таких взаимодействий.
5. В классической живописи конструктивный рисунок подмалевка
постепенно превращается в живописную форму. Подумайте, как происходит такой же
процесс в скульптуре, архитектуре, музыке?
6. Можно ли говорить о статичной и динамичной композиции
в архитектуре Возрождения?
7. Мир художественного произведения и мир зрителя. Как
происходит их взаимодействие? Часто ли мир зрителя ЋврываетсяЛ в мир
произведения? А как может произведение "выйти" из своих рамок в мир зрителя?
|