Поурочные планы "Культура Возрождения"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочные планы "Культура Возрождения"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5


Тема урока: 17.2. Европейская картина. Ее особенности и построение - 2 урока.

  • Возникновение картины как особого типа изображения в Италии в начале XV века.
  • Основные отличия картины от иконы:
    • обращение иконы к внутреннему миру верующего и картины к глазу;
    • символизм иконы и повествовательность картины;
    • преобладание вертикальной композиции в иконе и горизонтально-глубинной в картине;
    • икона как завеса, отделяющая миры, и картина как окно, соединяющее миры;
    • символический характер изображения на иконе и иллюзорность изображения на картине.
  • Слои традиционной картины:
    • основа (дерево, холст, медная доска);
    • грунт для выравнивания поверхности и защиты основы (белый левкас, красно-коричневый болюс). Выразительные возможности грунта;
    • красочный слой или красочные слои (отражение света от красочных слоев разной глубины - внутренний и внешний свет в картине);
    • защитный слой (лаки и олифы).
  • Типы красок (по связующему веществу) и их основные живописные свойства:
    • пастель (богатство внешнего света, матовая поверхность, мягкая линия). Расцвет пастели в XVIII и во второй половине XIX века. Мастера пастели (Шарден, Ренуар, Дега);
    • акварель (прозрачность слоев, свежесть и беглость впечатления);
    • энкаустика - восковая живопись. Расцвет энкаустики в Древней Греции;
    • темпера и масляная краска. Прозрачность красочных слоев. Проблема "старения картины".
  • Три способа наложения краски на основу:
    • закраска локальными цветами замкнутых контуров (народная культура, живопись XX века);
    • наложение красочных слоев друг на друга так, чтобы нижние слои просвечивали сквозь верхние - лессировка (живопись Нового времени до конца XIX века);
    • наложение краски мелкими мазками с тем, чтобы они сливались в единство лишь в восприятии зрителя (импрессионисты).
  • Формат картины (горизонтальный, вертикальный, круглый) и его выразительные возможности.
  • Функции картинной рамы - замыкает пространство картины и отграничивает его от плоскости стены.

Задания:

1.     Подумайте, будет ли отличаться картина от иконы, если на обеих изображена Богоматерь с младенцем? Чем?

2.     Попробуйте сформулировать, почему в эпоху Возрождения стал возможен отход от иконописных канонов, которыми художники руководствовались почти тысячу лет?

3.     Подумайте, что общего у картины и витража с точки зрения световых эффектов?

4.     Представьте, что вы выбираете себе зеркало. В каких ситуациях вам будет необходим его вертикальный формат, в каких - горизонтальный, а в каких - круглый? Теперь сравните, совпадают ли ваши наблюдения с сюжетами картин соответствующих форматов? Часто ли вам встречалось идеально квадратное зеркало? Почему?

5.     Известно, что иногда раму к картине выполняет искусный резчик и сама рама тогда становится произведением искусства. Подумайте, как тогда взаимодействуют рама и картина?


Тема урока: 17.3. Живопись раннего Возрождения - 2 урока.

  • Тесная связь живописи раннего Возрождения с архитектурным пространством.
  • Готические традиции, в недрах которых формировалась живопись раннего Возрождения:
    • фреска как техника монументальной живописи;
    • замена шпалер, покрывавших стены готических храмов, живописными композициями (ковровая стенопись);
    • случайное добавление каждой следующей живописной композиции к уже существующим;
    • подчинение человеческих фигур в стенописи орнаментальным узорам;
    • усиление впечатления от архитектурных форм средствами росписи (архитектурные росписи);
    • использование реальных архитектурных мотивов в живописном образе;
    • фресковая техника al secco "по сухому".
  • Творчество Джотто - "почва, на которой выросло все европейское искусство нового времени":
    • фресковая техника Джотто buon fresco;
    • появление иллюзии глубины во фресках Джотто;
    • четкая расчлененность фрескового цикла на ярусы и отдельные клейма и прочная тематическая связь между ними;
    • единство композиции, но в пределах одной сцены.
  • Постепенное формирование основных принципов европейской картины в XV веке (кватроченто):
    • появление в XV веке отдельной, композиционно замкнутой, фресковой композиции, рассчитанной на строго фиксированное положение зрителя;
    • изобретение основ линейной перспективы как стремление познать и измерить пространство. Частое противоречие реального архитектурного пространства и иллюзорной перспективы фрески;
    • "Троица" Мазаччо как эталон монументального живописного панно раннего Возрождения (иллюзия глубины с помощью правильно построенной перспективы, пирамидальная композиция как передача идеи восхождения от земного к божественному);
    • окончательное устранение функции росписи как украшения стены в творчестве Филиппино Липпи - отделение процесса "проживания" архитектуры от процесса созерцания живописи;
    • появление новых тем в живописи раннего Возрождения (античные мифы, портреты) как отражение пристального внимания к "земной жизни";
    • активное возрастание роли контурного рисунка в творчестве С. Боттичелли.

Задания:

1.     Есть ли плакаты, рисунки на стенах вашего классного кабинета? Присмотритесь к ним! Связано ли ЋпространствоЛ такого рисунка (плаката) с пространством класса? Попробуйте придумать роспись стены вашего класса, персонажи которого не мешали бы занятиям и взаимодействовали каким-то образом с вами.

2.     Подумайте, как можно было бы с помощью росписи изменить (усилить, украсить) впечатление от различных архитектурных элементов вашего классного кабинета (входа, окон, классной доски, стыка стен с потолком и т.д.)?

3.     Если бы могла ожить роспись, в которой человеческие фигуры переплетаются с растительным орнаментом, то какие бы взаимоотношения между ними возникли? По каким законам мог бы жить такой мир?

4.     Попробуйте сравнить цикл фресок Джотто и православный иконостас. Что в них общего и чем они различаются?

5.     Постарайтесь придумать такую фресковую композицию, которая ЋвзламывалаЛ стену какого-нибудь официального кабинета, например, кабинета вашего школьного директора. Обратите внимание на размеры вашей композиции относительно стены и на ее формат.


Тема урока: 17.4. Поиски идеала в творчестве Рафаэля - 2 урока.

  • Рождение Рафаэля в семье художника Джованни Санти. Обучение профессии у отца и работа с ним в качестве подмастерья. Частое изображение мадонн в работах Д. Санти.
  • Учеба у Пьетро Ваннуччи (Перуджино):
    • понятие композиции как гармоничного сочетания частей целого;
    • принцип упрощения композиции и построение картин по геометрической схеме в мастерской Перуджино;
    • основные композиционные фигуры, применявшиеся в живописи Возрождения (на примерах полотен Рафаэля): крест ("Сон рыцаря"); треугольник ("Обручение Марии"); круг или овал ("Мадонна Конестабиле");
    • чуткость Перуджино к настроению ландшафта и архитектуры, тесная связь с ними фигур персонажей.
  • Флорентийский период в творчестве Рафаэля ("Период мадонн"):
    • подмалевок (рисунок углем на грунте) как начальный этап и конструктивная основа живописного полотна;
    • выработка графической четкости и гармоничности в линиях картины;
    • принцип уравновешенности масс в композиции картины;
    • уравновешенность масс на картинах Рафаэля;
    • статичная и динамичная композиция в живописи;
    • поиски Рафаэлем приемов динамизации композиции ("Положение во гроб") и противоречие динамичной композиции с квадратным форматом холста;
    • "тондо" как наиболее уравновешенный и гармоничный формат полотен в эпоху Возрождения.
  • Римский период творчества Рафаэля. Работа по заказу пап в Сикстинской капелле Ватикана (фреска "Афинская школа"). Решение здесь специфических задач движения изобразительного пространства:
    • стремительное расширение замкнутости изобразительного пространства вширь и вглубь;
    • преодоление "неприкасаемости" переднего плана изобразительного пространства;
    • движение всего иллюзорного пространства навстречу зрителю вместе с Платоном и Аристотелем (точкой схода).
  • Выявление внутреннего мира персонажа в портретах и сопоставление его с внешним видом ("Портрет кардинала", "Портрет графа Бальтасаре Кастильоне", "Донна Велата").
  • Работа над "Сикстинской мадонной" по заказу монастыря св. Сикста в Пьяченце:
    • идея жертвенного несения божественного сына из мира абсолютного света в земной мир;
    • вертикально-глубинная композиция картины;
    • реальность мира зрителя (ветер, дующий с переднего плана картины);
    • замкнутость композиции (фигуры ангелочков на переднем плане);
    • символика цветового решения полотна.

Задания:

1.     Попробуйте сформулировать ряд признаков, по которым вы могли бы отличить гармоничную композицию от негармоничной, например в мозаике с орнаментальным рисунком?

2.     Подумайте, в чем сходство картин Перуджино с орнаментом с точки зрения композиции?

3.     Какой символический смысл обязательно будет привноситься в сюжет картины, построенной по одной из композиционных фигур (крест, треугольник, круг овал)?

4.     В каких отношениях на картине могут находиться люди и архитектура (подавление одного другим, независимость, взаимное дополнение по смыслу или настроению, контраст по смыслу или настроению)? Подберите примеры таких взаимодействий.

5.     В классической живописи конструктивный рисунок подмалевка постепенно превращается в живописную форму. Подумайте, как происходит такой же процесс в скульптуре, архитектуре, музыке?

6.     Можно ли говорить о статичной и динамичной композиции в архитектуре Возрождения?

7.     Мир художественного произведения и мир зрителя. Как происходит их взаимодействие? Часто ли мир зрителя ЋврываетсяЛ в мир произведения? А как может произведение "выйти" из своих рамок в мир зрителя?


 
« Пред.   След. »