Страница 2 из 5
Тема урока: 32.2. "Мир искусства" - 1 урок.
- Возникновение организации художников "Мир искусства" в Петербурге
в 1898 году.
- Противопоставление себя как официальной Академии художеств, так и
"неофициальным Передвижникам".
- Выпуск художественного журнала нового типа ("Мир искусства"),
знакомящего с современными художниками России и Запада, историей
искусства, репродукциями.
- Организация "мирискусниками" выставок искусства прошлого,
современного искусства и международных выставок.
- Постановка проблемы художественной формы как основной в
современной культуре. Поиски художественного и общественного идеала в
культуре разных времен и народов.
- А.Н. Бенуа - идейный и художественный центр "Мира искусства":
- семья Бенуа - плеяда выдающихся деятелей
русского искусства конца XVIII - начала XX века;
- множество сфер приложения таланта А. Бенуа
(живопись, графика, книжная иллюстрация, театральная декорация,
театральная режиссура, балетные либретто, теория и история искусства);
- "Версальские листы" А. Бенуа ("Прогулки короля")
- поиски идеала художественной формы в культуре XVIII века. Шествие как
устойчивая тема ЋВерсальских листовЛ. Парадоксальные противопоставления и
остановки времени, превращающие картины в символы.
- Противопоставление живого и мертвого, естественного и
искусственного, человека и куклы (скульптуры) как основной мотив
творчества К. Сомова:
- этикетное и естественное поведение в "галантных
сценах";
- ощущение жизни как игры, в которую включается и
природа ("Осмеянный поцелуй");
- фантастический портрет-символ ("Эхо прошедшего
времени").
- "Открытие" художниками "Мира искусства" красоты старого Петербурга
- попытка вернуться к идеалам XVIII века.
- Реальный город начала XX века в творчестве М. Добужинского.
Попытки "остановить время", сопоставив движущееся и неподвижное, глубинное
и плоскостное.
- Экзотический Восток и эгейское искусство в творчестве Л. Бакста.
Его театральные костюмы и декорации.
- "Вторая волна" объединения "Мир искусства":
- стилизация народного лубка и картин купеческого
быта (Б. Кустодиев);
- поиски совершенного художественного языка для
книжной графики (И. Билибин). Создание книги как единого произведения
искусства (Г. Нарбут);
- обращение к русскому и скандинавскому язычеству
(Н. Рерих);
- неоклассицизм З. Серебряковой.
Задания:
1. К каким бы культурам, эпохам обратились художники
"Мира искусства" сейчас, в начале XXI века?
2. Подумайте, какой бы фрагмент вашего города (здание,
площадь, улица, дворик и т.д.) мог выбрать А. Бенуа, чтобы показать
совершенство форм?
3. Что общего и в чем отличие судеб героев "галантных"
полотен К. Сомова и героев известной сказки А. Толстого "Золотой ключик"? А
свою судьбу вы отнесете к какой группе? Почему?
4. Подумайте, среди представителей каких искусств XX века
больше всего "последователей" М. Добужинского, воспринявших его видение мира?
5. Попытайтесь проследить, как художники "Мира искусства"
используют в своих полотнах маски. Какую роль выполняют они, например, у К.
Сомова и З. Серебряковой?
Тема урока: 32.3. Скульптура С.Т. Коненкова и А.С. Голубкиной - 1 урок.
- Преодоление академической статичности и реалистической
повествовательности в скульптуре рубежа веков.
- Три основных линии развития русской скульптуры в первой половине
XX века:
- импрессионистическая скульптура модерна.
Динамичность и незамкнутость скульптуры. Стремление скульптора слить
произведение с окружающим пространством;
- неоклассицистическая строгость и ясность формы,
переходящая в парадную ампирность в официальной скульптуре;
- возрождение русских национальных традиций и
обращение к языческой скульптуре.
- Органическое соединение русской и французской скульптурных школ в
творчестве А.С. Голубкиной:
- использование разных по стилистике техник при
обращении к различным материалам (эскизность в бронзе, классическая
ясность в мраморе);
- символика и экспрессионистичность в скульптурах
и рельефах периода модерна ("Пловец", "Волна", "Березка");
- острая психологичность и точное выявление
глубинных черт характера в портретах (А. Белого, А.Н. Толстого, Л.Н.
Толстого, А. Ремезова, Ф. Эрна).
- Разнообразие творчества С.Т. Коненкова:
- увлечение искусством Микеланджело и архаическими
культурами;
- обобщенный символизм и стихийность как основные
стилистические черты работ скульптора;
- опора на сказочный фольклор при работе с
деревянной скульптурой. Бережное сохранение естественных форм корневищ и
стволов дерева. Прорастание образа;
- точность образного решения в скульптурных
портретах (С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Бах, А. Эйнштейн, Ф.
Достоевский);
- увлечение революционной романтикой и участие в
монументальной советской пропаганде;
- попытка создания кинетической и светозвуковой
скульптурной композиции "Космос".
Задания:
1.
Как вы думаете,
почему романтические и исторические тенденции XIX века почти не коснулись
искусства скульптуры?
2.
Если
импрессионизм в живописи - это, как правило, впечатление от пейзажа (сельского
или городского), то импрессионизм в скульптуре - это впечатление от чего?
3.
Представьте себе
скульптуру экспрессионистическую, конструктивистскую, абстрактную. Попробуйте
описать, нарисовать, хотя бы по одному произведению в этих стилях.
4.
Мы говорим о
"прорастании скульптурного образа" из ствола или корневища дерева. А может ли
образ "прорасти" из мрамора или бронзы?
5.
Какой
скульптурный образ вы бы создали, если бы вас попросили передать в скульптуре
образ всего XX века?
Тема урока: 32.4. Постимпрессионизм (П. Сезан, П. Гоген, В. Ван Гог, А.
Тулуз-Лотрек) - 1 урок.
- Постимпрессионизм как творчество отдельных художников, не
связанных идейно и организационно.
- Постижение "школы импрессионизма", с одной стороны, и резкое
отрицание светлых сторон в жизни современного общества, с другой. Ощущение
современного общества как угрозы "естественной человечности".
- Переход П. Сезанна и В. Ван Гога под влинием импрессионистов от
предметно-пространственной живописи (фиксация состояния) к
предметно-временной (фиксация процесса).
- Ощущение мира как драматического процесса, как арены для действия
"больших сил" и попытки выразить энергию этой борьбы в творчестве П.
Сезанна ("сфероидность" пространства картины, искривление пропорций и
форм, преувеличение второго плана картины, сознательное нарушение законов
линейной, воздушной и тональной перспектив).
- Зримое проявление жизненной энергии в полотнах В. Ваг Гога
(спиральное "завихрение небес", "непокорство растительной материи").
- Стремление П. Гогена "вернуть современного человека к ощущению тех
корней, которые связывают его с прошлым". Пристальный интерес Гогена к
средневековому патриархальному быту, искусству Бретани, перуанскому
прошлому Латинской Америки, "первобытности" Мадагаскара и Таити.
Возвращение Гогена к средневековому приему совмещения на одном полотне
разновременных событий. Перенесение художником в живопись техник
прикладного искусства (ковровая роспись, перегородчатая эмаль) и создание
полотен с плоскостными, равномерно окрашенными и четко оконтуренными,
изображениями.
- Разлад человека и мира - преобладающий мотив в творчестве А.
Тулуз-Лотрека. Несоответствие социальной роли и истинной сущности человека
в полотнах художника. Решающая роль Тулуз-Лотрека в восстановлении
искусства плаката в XX столетии (преобладание графичности; остановленность
движения, "кадровость" изображения; виртуозное использование ракурсов для
передачи характеров и ситуаций).
Задания:
1.
Можно ли
натюрморты П. Сезанна "расшифровать" по правилам классического натюрморта XVIII
века?
2.
Сравните героинь
полотен А. Тулуз-Лотрека и таитянских картин П. Гогена. Отличается ли,
увиденная вами на полотнах, жизнь на островах от парижской жизни, с точки
зрения взаимодействия сущности и роли играемой человеком в обществе? Как это
отражается в техниках, применяемых художниками?
3.
Можно ли считать
постимпрессионистом М. Врубеля? Почему?
4.
Какие из полотен
В. Серова на ваш взгляд близки к постимпрессионизму и почему?
5.
Можно ли считать
И. Стравинского музыкальным двойником П. Гогена? Почему?
Тема урока: 32.5. Основные направления зарубежного модернизма в начале
века (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм) - 2 урока.
- Понятие "авангарда" в искусстве как "школы духа", в которой
передовая художественная мысль активно ищет новое ("если так никогда не
делалось, то это необходимо сделать").
- Естественность авангардных направлений для всей культуры XX века,
вырабатывающей новое ощущение мира (открытия в физике, биологии,
психологии). Близость искусства авангарда к научному и философскому
познанию. Искусство как особый способ познания мира.
- Постановка авангардом вопроса о произведении искусства вообще:
"что можно считать произведением искусства?".
- Постепенная "потеря сюжетности" и "нарастание условности" в
авангардной живописи века от первых опытов импрессионистов до попытки
создания "антиискусства" в дадаизме.
- Три больших этапа художественного авангарда в XX веке:
- символический этап - попытки и эксперименты
аллегорически переосмыслить мир (от модерна к дадаизму);
- поиски "своего специфического языка" и попытки
превратить эксперименты в искусство (от дадаизма к поп-арту);
- осмысление и логическое завершение (от поп-арта
к неоавангардизму).
- Модерн как мировоззренческий исток авангарда XX века.
- Фовизм (дикие) как решительное отрицание живописных приемов XIX
века:
- эмоциональное преувеличение - образная и
технологическая основа фовизма;
- увлечение негритянской скульптурой, ее упрощенными
формами, резким контрастом света и теней;
- выборочное освоение художественного наследия
Востока: японская ксилография, исламский орнамент, чувственные буддийские
скульптуры;
- экзальтация яркого локального цвета и жирной
линии.
- А. Матисс - "мастер цвета" в живописи XX века.
- Экспрессионизм как "искусство кричать":
- больная, израненная человеческая душа -
единственный объект экспрессионистической живописи;
- специальная организация "напряженной формы"
("перспектива, пропорции, цвет - все может произвольно меняться ради
повышения экспрессии");
- альманах "Синий всадник", созданный Ф. Марком и
В. Кандинским как манифест экспрессионизма.
- Кажущееся "разрушение реальности" в живописи кубизма:
- замена изображения мира созданием художником на
полотне своего собственного;
- предельное обобщение изображения, вплоть до
простых геометрических форм ("анатомизация формы");
- согласование первичных живописных форм друг с
другом при помощи ритма;
- попытка передачи на полотне движения наблюдателя
вокруг формы (изображение нескольких ракурсов одновременно);
- коллаж как искусство составления произведения из
данных художнику начальных форм. Создание своего мира с помощью
фрагментов реальности (обрывки газет, куски рекламы, цифры и знаки,
детали предметов).
- Футуризм как искусство, принципиально направленное в будущее:
- понимание искусства как поля для борьбы будущего
с прошлым;
- попытки передать энергию действия и упоение
скоростью в футуристических полотнах;
- живописное футуристическое полотно как составная
часть синтетического звуковизуального искусства - футуристические вечера.
Задания:
1. С какой культурной эпохой вы сравнили бы ощущение мира
и места в нем искусства в начале XX века?
2. Как вы думаете, был в эпоху Средневековья актуален
вопрос: "Что можно считать произведением искусства?" Подумайте, а можно ли так
уж бесспорно считать произведением искусства средневековый собор или гобелен на
его стене?
3. Подумайте, к какому направлению архитектуры ближе
всего "беспредметная живопись"?
4. К какому, на ваш взгляд, из авангардных направлений
ближе всего гравюра?
5. Можно ли современный хард-рок считать экспрессионизмом
в музыке? А с каким бы направлением в живописи XX века вы соотнесли бы рэп?
6. С каким жанром литературы, специфическим для XX века,
вы могли бы сравнить кубизм?
|