Поурочное планирование "Культура 20 века"
29.08.2010 г.
Оглавление
Поурочное планирование "Культура 20 века"
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Поурочное планирование

Культура XX века




30. Архитектура XX века

Тема урока: 30.1. Стиль модерн (Ф. Шехтель) - 2 урока

  • Два ведущих направления в искусстве начала XX века - конструктивизм и модерн в архитектуре, живописи, музыке, театре.
  • Символизм как мировоззренческое основание искусства модерна:
    • только художнику доступно приоткрытие подлинной сути вещей и явлений мира и только в символах (В.С. Соловьев);
    • увлечение символами в искусстве (символизм иконы, символы средневековья и классицизма);
    • расширение влияния мистического антропософского учения на рубеже веков (Р. Штайнер) и практические попытки "пробудить в человеке исконное чувство ритма".
  • Распределение обязанностей при создании архитектурного образа между строительными фирмами (отвечают за "прочность"), заказчиком-промышленником (требует "пользы") и архитектором (своевольно выявляет "красоту"). Культ авторского начала в искусстве модерна.
  • Движение "Искусство и ремесло" в Англии (Д. Рескин и У. Моррис) и требование возрождения художественных народных ремесел.
  • Синтетичность культуры модерна. Слияние архитектуры, живописи, графики, прикладного искусства, театра в единый образ. Ведущая роль театрального образа в этом синтезе ("жизнь как игра", "на виду у публики").
  • Новое понимание архитектуры как создание "среды обитания", которая активно преобразует самого человека.
  • "Лепка" архитектурных объемов в противоположность складыванию здания из конструкции. Метод проектирования Ћизнутри наружуЛ и "выплескивание интерьера на фасады здания". Испанский модерн (А. Гауди).
  • Противоречие конструкции и тектоники в архитектуре модерна.
  • Элитарность стиля модерн.
  • Ф. Шехтель - выдающийся мастер московского модерна:
    • целостная скульптурная трактовка всего здания в особняке С.Т. Морозова на Спиридоновке;
    • активная работа над эскизами театральных костюмов и декораций, графическая разработка книг и буклетов - освоение графического языка модерна;
    • графичность в архитектурном решении здания Художественного театра в Камергерском переулке;
    • водно-растительная символика в оформлении и трактовке всех форм здания в особняке Рябушинского у Никитских ворот. Попытка вернуть орнаменту символическую природу.

Задания:

1.     "Польза", "прочность" и "красота" иногда составляли заботу одного человека, а иногда распределялись между разными исполнителями. Подумайте, кто мог взять на себя ответственность за каждый из этих классических компонентов архитектурного сооружения при строительстве древнерусского храма, готического собора, итальянского палаццо, барочного дворца, классицистического особняка?

2.     Попробуйте определить, в чем модерн повторяет романтизм, и что их различает?

3.     Чем, по-вашему, понимание роли архитектуры в искусстве модерна отличается от роли архитектуры в ритуальной практике православной церкви?

4.     Как вы думаете, можно ли говорить о "тектонике" и "конструкции" в скульптуре? Если да, то возникают ли там между ними противоречия?

5.     Попробуйте сравнить пластическое оформление особняка Рябушинского (Ф. Шехтель) и росписи Кносского дворца. Как вы думаете, могли бы древние жители Крита воспринять особняк Рябушинского как "свою среду обитания"?


Тема урока: 30.2. Конструктивизм в архитектуре (Ле Корбюзье, Советская архитектура) - 2 урока.

  • Ощущение мира как структуры (структурализм) - мировоззренческое основание архитектурного конструктивизма.
  • Новые материалы (железо, сталь, железобетон, стекло) в архитектуре и накопившиеся в XIX веке приемы работы с ними - технологическое основание конструктивизма.
  • Стремительное сокращение реального строительства в годы первой мировой войны и появление множества теоретических направлений в мировой архитектуре: итальянский футуризм, советский конструктивизм, немецкий и голландский экспрессионизм, неопластицизм.
  • Футуризм (от лат. futurum - будущее) как реакция на манерность искусства модерна и как восторженное преклонение перед технической цивилизацией:
    • решительное отрицание ценности художественного наследия прошлого как "нетехнологичного";
    • разработки планов "футуристического города" в виде огромной верфи и "футуристического дома" в виде гигантской машины;
    • первые попытки функционально выстроить современный город по вертикали;
    • "бумажная архитектура" витебской школы (супрематизм К. Малевича) и поиски новых решений в бумажных моделях - "архитектонах";
    • активное выявление и подчеркивание конструкции и отказ от тектонического образа.
  • Архитектурный экспрессионизм как продолжение "скульптурной" линии модерна:
    • нарочитое упрощение архитектурной формы;
    • активное выявление эмоционального начала простейших архитектурных форм;
    • сведение образа сооружения к элементарной системе кубов, призм, цилиндров, шаров и конусов в архитектуре ЋпуризмаЛ (от лат. purus - чистый) как "очищение природы от иллюзорного многообразия" (П. Мондриан).
  • Конструкция как самостоятельный архитектурный символ в искусстве конструктивизма:
    • слияние всех архитектурных принципов 20-х годов в единое движение ("Интернациональный стиль") на основе функционализма ("форма следует за функцией");
    • пять принципов функциональной архитектуры Ле Корбюзье:
      • вертикальное распределение функций (здание должно возвышаться над землей на колоннах, между которыми должно быть оставлено свободное пространство, засаженное зеленью);
      • функциональное распределение частей здания (на плоской крыше должен располагаться сад);
      • функциональное распределение частей здания в плане (свободный план самого здания);
      • функциональность окон (горизонтальные ленточные окна, тянущиеся по всему фасаду и обеспечивающие наибольшее освещение);
      • основная функция стен - выгораживание пространств, а не несение перекрытий (стены, навешиваемые на железобетонную конструкцию).

"Органическая архитектура" как стремление максимально слить здание с окружающей средой.

Задания:

1.     Попробуйте представить себе, какие структуры выделяет в окружающем его мире в качестве основных древний грек, средневековый рыцарь, придворный Людовика XIV, немецкий романтик XIX века? Появляется ли что-нибудь принципиально новое в структурах XX века?

2.     Вспомните, в каких еще культурах принципиально отсутствует тектонический образ сооружения? Можно ли назвать такую архитектуру конструктивистской?

3.     Как вы думаете, существует ли функционализм в поэзии?

4.     Попробуйте придумать архитектурные символы для Античности, готического Средневековья, классицизма, архитектуры XXI века.

5.     Какими чертами, по-вашему, должна обладать цивилизация, чтобы полностью воплотить принцип "органической архитектуры"?


32. Изобразительное искусство XX века

Тема урока: 32.1. Разнообразие в русской живописи начала века: христианская живопись, реализм, жанровая живопись, мифологическая живопись - 4 урока.

  • Расширение средств портретной живописи в творчестве В. Серова:
    • принципиальный поворот в русской живописи от решения морально-политических проблем к чистому созерцанию красоты в "Девочке с персиками" В. Серова. Стирание жанровых границ в картине, соединение черт пейзажа, интерьера, натюрморта, портрета;
    • импрессионистические приемы в "Девочке с персиками" и преодоление их в "Девушке, освещенной солнцем";
    • новая трактовка парадного портрета в "артистических портретах" В. Серова (портреты А.М. Горького, Ф.И. Шаляпина, М.Н. Ермоловой). Проявление внутреннего мира модели в парадном портрете;
    • элементы гротеска и парадокса в "светских" парадных портретах, где фальшь и неестественность модели подчеркивается окружающими их животными и обстановкой;
    • исторический портрет (Петр I). Мотив "шествия истории".
  • "Вечные темы", мифология и фольклор в творчестве М. Врубеля:
    • оформление индивидуального стиля художника в ранних акварельных эскизах ("Надгробный плач", "Воскресение") - скульптурно объемный рисунок, дробление поверхности на множество граней;
    • "художественные цитаты" в цикле картин на тему поэмы М. Лермонтова "Демон" - "микеланджеловская" лепка тела Демона, использование цветов венецианской живописи, витражность света на полотнах;
    • воплощение природных сил в полотнах М. Врубеля ("Царевна-Лебедь", "Царевна Волхова", "Пан", "Сирень").
  • Особый жанр картины-элегии в творчестве В. Борисова-Мусатова:
    • учеба в Париже и освоение импрессионистической и постимпрессионистической техник живописи;
    • создание художником на полотнах мира "вне времени и пространства";
    • попытка передать в живописи музыку как "первооснову жизни и искусства" ("Мелодия без слов", "Гармония"). Попытки строить картину по законам музыкального контрапункта ("Реквием");
    • подчеркивание условности картины в технике Борисова-Мусатова: нанесение на холст жидкой темперы, чтобы сквозь нее просвечивали нити холста;
    • изысканная декоративность "элегического мира" Борисова-Мусатова ("Гобелен");
    • условность композиции и колорита "главного полотна" художника "Водоем": несколько точек зрения, почти вертикальный второй план, "уход" линии горизонта за пределы холста, использование цветовых пятен как музыкальных созвучий, голубой цвет как символ чистоты, духовности, мечты.
  • Импрессионистические пейзажи К. Коровина "Парижские огни".
  • Попытки передать различные стороны русского духовного идеала в творчестве М. Нестерова:
    • образ русской природы как идеальной среды обитания, наполненной особой духовностью ("Окрестности Абрамцева", "Осенний пейзаж", "Философы", "Молчание");
    • жизнь Сергия Радонежского в полотнах Несетрова как пример духовного пути ("Юноша со свечой", "Видение отроку Варфоломею", "Юность преподобного Сергия"). "Церковный модерн";
    • духовная "связь поколений" в портретах советского времени ("Портрет С.С. Юдина", "Портрет И.П. Павлова", "Портрет В.И. Мухиной", "Художники П.Д. и А.Д. Корины").

Задание:

1.     Попробуйте сформулировать, что принципиально общего в творчестве В. Серова, М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова?

2.     Присмотритесь к полотнам В. Серова. Можно ли сказать, что его творчество "близко" к академизму? А романтизму или реализму? Почему?

3.     Попробуйте обнаружить общие принципы в живописи В. Борисова-Мусатова и древнерусской иконописи.

4.     Как по-вашему, есть ли что-нибудь общее в произведениях М. Врубеля и древнегреческой трагедии?

5.     Подумайте, почему русскому живописцу К. Коровину стало "тесно" в рамках французской импрессионистической живописи? Какими чертами русского характера это обусловлено?

6.     Как вы думаете, удалось ли М. Нестерову выразить русский духовный идеал?


 
« Пред.   След. »