Гражданское воспитание на уроках литературы
08.09.2010 г.
Оглавление
Гражданское воспитание на уроках литературы
Страница 2

Делается следующий вывод: главная цель произведения - одного просвещения мало. Вывод подтверждается афоризмами из комедии:

«Просвещение возвышает одну добродетельную душу, а в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Вначале надо воспитать добродетель...».

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям».   К стихотворению ставится проблемный вопрос: какова гражданско-нравственная позиция поэта, нашедшая отражение в этом произведении? Делается вывод: в стихотворении автор напоминает властителям о долге и совести:

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

А.С.Грибоедов. «Горе от ума».  Исследовательская работа.

Тема. Нравственный идеал комедии.

Задание: исследовать  конфликт пьесы.  Работа с текстом. Заполнить таблицу, используя цитаты из текста.

Век «нынешний»                  Век «минувший» 

 

Чацкий                                  фамусовское общество

Молчалин

Софья

План исследования:

Отношение к богатству, чинам.

Отношение к службе.

Отношение к иностранному.

Отношение к образованию.

Отношение к времяпровождению.

Отношение к протекции.

Отношение к свободе суждения, к любви.

Сделать вывод по таблице и ответить на вопрос: каковы нравственные идеалы старшего поколения, молодого поколения, автора?  Вывод по комедии. А.С.Грибоедов рассуждает о разных видах ума. Ум, который лишь приспосабливается к стандартным стереотипам, и ум - противоборствующий приспособленцам: «Служить бы рад, прислуживаться тошно...».

А.С.Пушкин.  «Капитанская дочка».  Тема. Проблема долга и чести. Эпиграф урока «Береги честь смолоду...». Обсуждение вопроса: сумел ли главный герой Петр Гринев сохранить свою честь и выполнить наказ отца:  «Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников, за их лаской не гоняйся.... От службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги честь смолоду...»  и свой долг в тех страшных испытаниях, которые выпали на его долю? Докажите!

Вывод. Главный герой остался верен присяге, во время дуэли, на следствии. Понятия долга и чести распространяются и на его личную жизнь: несет ответственность за судьбу любимой девушки, в разговоре с Пугачевым. Общий вывод. Все герои (за редким исключением) это люди долга и чести: отец П.Гринева, капитан Миронов и его жена, Маша свой долг видит в том, чтобы отстоять  любовь.

Пугачев - помнит добро, верен людям, которые пошли за ним (во время казни).

При изучении лирики А.С.Пушкина отмечаю гражданскую позицию автора, о назначении поэта и поэзии в понимании автора, отмечаю о гражданской направленности его творчества:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

О гражданской направленности поэзии говорю и при изучении творчества М.Ю.Лермонтова.

При анализе стихотворения «Дума» обращаю на интонацию произведения. Это жалоба на поколение, дремлющее в бездействии:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто,  иль темно...

Проводится исследовательская работа по следующим стихотворениям: «Родина», «Прощай, немытая Россия...», «Бородино», «Спеша на север из далека...». Задание: какая общая тема отражена уже в названии этих стихотворений? Обоснуйте свой ответ.

И.С.Тургенев. «Отцы и дети».  Ставится перед классом проблемный вопрос: в чем же трагизм героя? Сделайте вывод.  /Драма в том, что Базаров, отрицая все, не может предложить ничего взамен. «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». В герое нет нравственного ориентира,  и будущее не принимает героя. В этом виноват он сам. Идеал писателя - жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них./

Н.А.Некрасов. Гражданская лирика. Подвожу к выводу, что роль поэта в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданского убеждения:

         Поэтом можешь ты не быть,

         Но гражданином быть обязан...

             ***

                 Не может сын глядеть спокойно

                                                           На горе матери родной,

                Не будет гражданин достойный

           К отчизне холоден душой...

Задание: выбрать и выразительно  прочитать стихотворения (2-3), в которых поэт пишет о назначении поэта и поэзии.

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание».  Выделяем  главную проблему романа. Проблема выбора пути.  Исследуем эту проблему, и приходим к выводу: никто, кроме Достоевского, не поставил вопрос выбора с такой ясностью,  не доказал, что, лишь осознав эту проблему, приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Подвожу к мысли, что стремление перешагнуть через общепринятые нормы во имя «высоких» целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, напрасно прожитой.

Л.Н.Толстой. «Война и мир».   Круг проблем по роману очень много. Но больше уделяем времени следующим темам:  нравственные искания главных героев;  жизненный путь главных героев. Толстой обнажает внутреннюю жизнь героев, т.к. его интересует путь, ведущий к нравственному идеалу. Мы проводим обсуждение проблемы, поставленной автором в романе: « О личности истинного гражданина Родины».  Обсуждать проблему  начинаем с наказа отца А.Болконского: « Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно...».  На доске 2 вопроса:

1. Какими качествами обладает герой?

2. Что он делает для родных, близких, и государства?

Затем группы по 5-6 человек  самостоятельно ищут ответы в течение 5-7 минут и выбирают один общий ответ от группы. Отобранные ответы записывают на доске и в тетради.

Далее идет беседа о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье... .

Рассмотрим более подробно проблемы нравственного и гражданского воспитания на произведении Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Н.В.Гоголь. «Мертвые души». Главная художественная задача автора - Чичиков. Проблема: как человек становится подлецом? Рассматриваем галерею человеческих типажей: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - Чичиков.

Форма работы -  в группах. Каждой группе дана схема зарисовки персонажей:

приезд;

    описание;

                      авторское суждение;

                        разговор с читателем;

         диалог- торг;

        расставание.

Вступительное слово учителя. В поэме представлена галерея человеческих типажей. Они так же любили жизнь. Как ее воспринимали? Чем была для них жизнь?  Попробуем рассмотреть проблемы, которые поставил  в поэме автор.   Попробуем понять их характеры и поступки. Далее идет работа в группах. После выступления представителя каждой группы идет обобщение учителя.

Манилов. Вывод. Плохо не то, что он слащав и любитель помечтать. А плохо то, что ничего не делает. Это состояние человека, когда труд, работу признает ненужным для себя. Счастливый человек! Распространенное на Руси явление- главное начать, а потом мысли сами витают. Какой же русский не любит с утра и до вечера по-маниловски праздно предаваться размышлениям: как бы хорошо было бы жить... Пустое! Отсюда и зависть к соседу.

Коробочка. Дополнительные вопросы.

1. С какой стороны интересует Настасья Петровна Гоголя?

2. Когда она начинает раздражать Чичикова?

Ответ дает сам автор: «Иной и почтенный человек....» (чтение текста).

Вывод. Вот где ее реальное прегрешение, вот в чем истинная причина, по какой ей дают характеристику и дубиноголовость, и креколобость. Такие люди есть и среди нас. Их ничем не пересилишь, сколько не представляй доводов.

Ноздрев. Вывод.(Долго еще не выведутся).  Характеристика. Азартный, буян. Карты, врет, любитель погулять, часто бывал бит.

Маленькая страсть! Любил нагадить ближнему, иногда без причины.

Большая страсть! В любую минуту, без причины, ехать куда угодно, войти в «предприятие», менять все, что ни есть. «Таких людей приходится встречать немало...Может быть назовут его характер избитым...»

Афера Чичикова построена на пробеле закона, и крахом Чичикова станет любовь Ноздрева - гадить. Гадить - дошло до наших дней: отношение к ближнему - кляузы, доносы.

А наше отношение к ним?

Или мы равнодушны! Он ничего, и мы ничего! Стараемся нагадить или нести добро людям?  Как герой стал таким?

Можно лишь догадываться. Эволюционный рассказ: Ноздрев, возможно, будучи молодым впервые сел за карты - выиграл, но затем не повезло, а он азартный, и все пытается доказать себе и другим, что ему улыбнется удача.

Собакевич. Вывод. Консерватор. Грубый, неотесанный, ничего не смущает. Вот сцена купли-продажи. Схватка 2 -х достойных противников. Чичиков изощряется - Собакевич - в лоб, деловой. Собакевич преображается, и преображается красноречие: речь о еде, о выгодном деле. Здесь он настоящий поэт, как описывает достоинства мертвых душ. Он глубоко уверен, что на свете все продается, и из всего можно и нужно извлекать выгоду.

А можно ли  оставаться при этом человеком?

Плюшкин. «Съежился» - характеристика самого автора. Он исключение. Дополнительные вопросы.

Как Плюшкин стал Плюшкиным?

Как он дошел  до жизни такой?

Как могло такое случиться?  «Прореха на человечестве...»

С чего все началось?

Вывод. А было время... Ум, опытность (характеристика автора). Он был не таким. Был хлебосольным, приветливым. Начало- смерть жены. «Но добрая хозяйка умерла...». Гоголь. К нему  перешли ключи от хозяйства.  Горе сломило его, он растерялся.  Поступок дочери- наступила пустота, сына отправили на службу, дочь последняя умерла.  «Одинокая жизнь...» Гоголь.

Каждый день что-нибудь утрачивалось: сын проигрался в карты...  Окна в его доме с каждым годом притворялись. Он позабывал все. Даже внуки не всколыхнули его.

Драма обернулась трагедией. Виноват ли Плюшкин? Или слаб? «Должно сказать -что подобное явление редко...» Гоголь.

Внутренняя незащищенность, тревожность, неуверенность в окружающем сломило Плюшкина.

Как сохранить себя в трудные минуты? Что стоит за этими героями?

Чичиков. Вывод.

Чичиков вбирает в себя черты этих помещиков:

Душка Манилова ( не озабоченного делами, мечта о деньгах и доме);

Куча Плюшкина (дорожная шкатулка);

Обмены Ноздрева (все дерзкое предприятие)

Себе на уме Собакевича (под стать);

От Коробочки -  простодушие (Чичиков не понимает, как это с ним торгуются из-за мертвых душ).

 

А мы сами?

У нас в душе что? Д/З. Поразмышлять над вопросами, поставленными в поэме.

  1. Как человек становится подлецом?
  2. Как долго мы в большинстве своем будем с детства впитывать состояние человека, когда он работу, труд признает для себя ненужным, необязательным, мешающим ему жить и предаваться пустопорожним размышлениям?
  3. Почему мы порой, если уж вбили себе в голову, то уж ничем не выбьешь и не пробьешь?
  4. Как остаться людьми чести и совести,  на что направить и на что тратить свою энергию, если хотим быть человечными?
  5. Всегда ли собственная выгода превыше всего? Все ли на свете продается?
  6. Как в моменты, казалось бы, все против тебя и все рухнуло - сохранить в себе человека?

Мини- сочинение. Как жить? Нести добро людям или...

Превозносить собственную выгоду или...

 

Задача гражданского воспитания реализуется и в процессе внеклассной работы с учащимися, и во время внешкольных занятий. Мы уже участвовали в конкурсе сочинений (городском, областном): «Мое родное Подмосковье»,  «Моя будущая профессия», « Я гражданин России», участвовали в конкурсе стихотворений  « Я люблю тебя, Россия», в областном конкурсе рисунков по произведениям литературы, писали сочинения  на тему «Моей школе - 40 лет», участвовали в защите проектов по русскому языку и литературе. Цель  участия -  научить учащихся компетентному и активному участию в жизни школы, города, области, государства. Именно активное участие в жизни школы, города, области позволяют учащемуся включиться в жизнь общества, как жителей области, формирует у учащегося гражданскую позицию.  Именно  в школьные годы формируется гражданин!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 
« Пред.   След. »