Методика работы над социальным проектом
08.09.2010 г.

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ.

 

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭТО:

- социально-значимая деятельность, задуманная, проанализированная и осуществленная подростком;

- деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с местным сообществом (социумом), с органами власти, местного самоуправления;

- деятельность, результатом которой является создание реального результата, «продукта», имеющего для подростка практическое значение и имеющего качественно новое в его личном опыте;

- деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка.

 

8 ЭТАПОВ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом

На первом этапе педагогу предстоит рассказать о проекте «Гражданин», его возможностях в решении важ­ных проблем в своей местности. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.).

Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений школьников, необходимых для соци­ально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области.

В ходе беседы, организованной педагогом на занятии, ак­туализируются знания учащихся о структуре органов государст­венной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на поли­тику администрации.

Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформи­рованные представления учащихся о деятельности различных вет­вей власти, сферах их ответственности, специфике работы и пол­номочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).

Чтобы сохранить динамизм работы над проектом его сроки не должны превышать двух месяцев.

В этой непростой для школьников деятельности им могут оказать помощь и взрослые (родители, классные руководители, работники СМИ и др.), которые могут поделиться жизненным опытом, подсказать учащимся источники информации по проблеме, предоставить телефоны должностных лиц, помочь завязать кон­такты с компетентными людьми местного сообщества, экспертами.

Однако взрослые добровольцы не должны писать за них письма, звонить от их имени, готовить за них материалы и иллюст­рации по существу проекта. Педагог выступает в роли консультанта или арбитра при выборе учащимися альтернативных решений.

Для того, чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан необходима целенаправленная "общественная политика", которая, прежде всего, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага.

Важно, чтобы учащиеся, приступая к работе над проектом, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реа­лизации какой-либо актуальной для них программы.

2 стадия. Выбор проблемы.

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализи­ровать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут актуальные проблемы села, района, города, регио­на и школьники, перебирая каждый (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование и т.д.) обсуждают их, осознавая сложность окружающего мира.

На этой стадии можно также организовать игру - "ящик предложений". Это может быть коробка, около которой лежат ли­стки бумаги и ручка для того, чтобы каждый из участников в лю­бой удобный момент мог написать и положить в ящик свое пред­ложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поде­литься тем, что не может или не хочет сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике.

После обсуждения спектра проблем характерных для кон­кретной местности можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно той или другой проблемы.

В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории  возможно проведение социологического исследова­ния определенного контингента респондентов.

Можно провести также интервью с родителями, родствен­никами, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества и как они относятся к ним.

При выборе проблемы можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району или селу с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксиро­вать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени.

Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов средств массовой информации, ко­торый по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решает­ся на данной территории.

При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:

- посильность задачи для осмысления и решения командой;

- ее соответствие возрасту и возможностям участников;

- сумма затрат на реализацию проекта;

- ожидаемые результаты.

3 стадия. Сбор информации

После того, как коллектив выбрал проблему для изучения, встает задача собрать наиболее полную информацию о ней.

В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

В силу того, что она может быть разноуровневой, целесо­образно разделить коллектив на исследовательские группы.

 

Основанием для деления ребят по разным группам может быть направленность интересов конкретного подростка (что ему интересно делать) и конкретные навыки, которыми он владеет.

 

Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос: насколько он важен и злободневен для этой ме­стности.

Другая - занимается изучением материалов средств массо­вой информации по этой теме: как они на протяжении определен­ного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и насе­ления на публикации.

Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно при помощи админист­рации школы, родителей) для получения взвешенной, аналитиче­ской информации о состоянии дел на территории по этому кон­кретному вопросу, кто несет ответственность за его реализацию и каков механизм принятия конструктивного решения.

Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.

 

Примерный перечень источников информации:

Средства массовой информации.

Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специа­лизирующимися на конкретных темах, знакомясь с передачами местного радио и телевидения, можно сделать некоторую подбор­ку материалов и документов по заданной проблематике.

Библиотеки.

Здесь на большом информационном массиве (КНИГ, ЖУРНАЛОВ, ГАЗЕТ, ИНТЕРНЕТ) нетрудно собрать необходимую информа­цию, а при помощи имеющейся в библиотеках множительной тех­ники сделать копии отдельных статей и материалов.

Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя.

Эта категория специалистов сможет дать компетентную ин­формацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами.

Юристы.

Контакты с этой категорией специалистов помогут школь­никам соотнести видение своего проекта с нормативной, законо­дательной базой, проконсультироваться по вопросам конституци­онности и правомерности действий властных структур по реализа­ции отдельных проблем.

Административные органы.

Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или региональном уровнях, ответ­ственные за решение проблемы, которую избрал коллектив. Те или иные департаменты, отделы, комитеты могут дать учащимся объемную компетентную информацию.

 

Законодательные, правоохранительные  органы.

Представители законодательной власти в областном центре, городе или рай­оне достаточно активно изучают насущные общественные про­блемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных вет­вей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Здесь можно получить информацию по широкому спектру вопросов.

 

Рекомендации по сбору документальной информации.

Общение с представителями властных структур требует особой подготовки. В силу того, что их сотрудники очень занятые люди. Общение с ними должно быть четко спланировано. Необходимо:

- позвонить в приемную или непосредственно специалисту и грамотно и четко представиться и изложить просьбу - вопрос;

- если достаточно общения по телефону -  внимательно выслушать собеседника и подробно записать представленные сведения по проблеме;

-  если общения по телефону недостаточно и сотрудник не имеет времени общаться в данный момент, школьник должен вежливо попросить назначить удобное время.

После проведения широкомасштабной работы по сбору ин­формации целесообразно создать в классе редакционную группу, которая осуществила бы первичную обработку всего собранного массива данных по проблеме.

4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Главной задачей этого этапа деятельности является обработ­ка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

Продолжается обработка и компоновка материалов проекта по разделам:

  актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области;

информация о различных подходах к решению данной про­блемы, юридическая база решения проблемы;

  программа действий, которую избрал класс;

  разработка варианта реализации своей программы с элемен­тами моделирования принятия позитивного решения конкрет­ной властной структурой.

На этой стадии школьники представляют органам управления данной территории свою версию, свой проект преодо­ления трудной проблемы.

 

5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся.

Данная стадия, предполагает, что школьники сделают по­пытку реализовать на практике полностью или частично свой ва­риант решения разработанной проблемы. Здесь важно реализовать принцип самостоятельности и продуктивности социального проектирования. Подросток обязательно САМ должен продумать и предложить, ЧТО он будет делать, и ЧТО в результате его совместной деятельности получится, что может быть оформлено, рассмотрено, показано.

Так как ученики работают с информацией, то продуктом может быть использование этой информации:

 - обращение (например, в газету, в администрацию), петиция, заявление, круглый стол, пресс-конференция;

- материальный носитель информации (аналитическая справка, материал для печати, для вэб-сайта, CD)

Возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные ор­ганы, передача своих предложений в СМИ, общественные органи­зации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих струк­тур и различных фондов и т.д.).

С другой стороны, школьники могут осуществлять реализа­цию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.

Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одно­временно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энер­гией демонстрируют лучшие патриотические качества.

6 стадия. Подготовка к защите проекта.

Для того, чтобы компетентно оценить качество подготов­ленных проектов следует подготовить их документальную базу.

Весь собранный материал необходимо сгруппировать в портфель документации. Он состоит из двух разделов: демонстра­ционного и документального, каждый из которых является вопло­щением деятельности четырех творческих групп команды.

Демонстрационный раздел.

Он состоит из четырех стендов из ватмана, наклеенного на картон или планшетов размером 80 х 100 см. Стенды нужно сделать так, чтобы их можно было по­ставить на стол или повесить на стену.

Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые об­разно и наглядно на расстоянии представляют окружающим суть данного проекта.

В это же время тщательно готовится папка документов (портфолио), документальный раздел в котором логика работы над про­ектом представлена более полно и доказательно, так как весь соб­ранный материал трудно разместить на выносных стендах.

Четыре раздела - это отражение 2-5 этапов работы над проектом:

1 раздел - отражает материалы, демонстрирующие аргумен­ты учащихся в выборе проблемы проекта;

2 раздел - демонстрирует имевшиеся попытки, а также вари­анты альтернативных программ, решения назревшей проблемы, используя наиболее яркие информационные материалы;

3 раздел - поясняет специфику программы действий, разра­ботанную школьниками;

4 раздел - представляет реализацию плана действий уча­щихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры.

Параллельно ведется работа по подготовке устного выступ­ления команды из 4 - 5 человек, которые используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, пред­ставят свой взгляд на злободневную проблему.

Проводится отбор материала для прослушивания, организу­ются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, от­рабатывается сценарий выступления учащихся, их умение корот­ко, точно и тактично отвечать на самые каверзные вопросы оппо­нентов.

 

7 стадия. Презентация проекта.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффектив­ность своего проекта.

Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. Сюда могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители право­охранительных, законодательных органов, общественности.

На презентации жюри суммарно оценивает папку докумен­тов (порфолио), выставочный стенд и устное выступление коман­ды. Для более объективной оценки результата работы над проек­том важно выделить наиболее существенные критерии:

Убедительность:

- Пакет документов действительно убеждает, что выбранная ребя­тами проблема актуальна?

- Напрямую ли предлагаемая программа связана с решением на­сущной проблемы?

- Объясняется ли в представленном портфолио, почему обществен­ность может поддержать этот проект?

 Практичность:

- Насколько предлагаемая программа реалистична?

- Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы?

Координация:

- Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дуб­лируя информацию?

- Как документы портфолио подтверждают логику материалов стендов для показа и устное выступление?

8 стадия. Рефлексия.

Главная цель этого этапа - анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.

При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вкла­да микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен ва­риант проведения анкетирования участников по вопросу их отноше­ния к организации и презентации проекта.

Возможен такой перечень вопросов учащимся:

1. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?

2. Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта и составления портфолио?

3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?

4. Каковы преимущества работы команды?

5. Что вами сделано хорошо?

6. В чем вы видите недоработки команды?

7. Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?

 

 

 
« Пред.   След. »