Методика работы над социальным проектом |
08.09.2010 г. | |
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭТО: - социально-значимая деятельность, задуманная, проанализированная и осуществленная подростком; - деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с местным сообществом (социумом), с органами власти, местного самоуправления; - деятельность, результатом которой является создание реального результата, «продукта», имеющего для подростка практическое значение и имеющего качественно новое в его личном опыте; - деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка.
8 ЭТАПОВ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом На первом этапе педагогу предстоит рассказать о проекте «Гражданин», его возможностях в решении важных проблем в своей местности. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.). Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности, их представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области. В ходе беседы, организованной педагогом на занятии, актуализируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации. Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.). Чтобы сохранить динамизм работы над проектом его сроки не должны превышать двух месяцев. В этой непростой для школьников деятельности им могут оказать помощь и взрослые (родители, классные руководители, работники СМИ и др.), которые могут поделиться жизненным опытом, подсказать учащимся источники информации по проблеме, предоставить телефоны должностных лиц, помочь завязать контакты с компетентными людьми местного сообщества, экспертами. Однако взрослые добровольцы не должны писать за них письма, звонить от их имени, готовить за них материалы и иллюстрации по существу проекта. Педагог выступает в роли консультанта или арбитра при выборе учащимися альтернативных решений. Для того, чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан необходима целенаправленная "общественная политика", которая, прежде всего, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага. Важно, чтобы учащиеся, приступая к работе над проектом, поняли роль граждан в формировании общественной политики, которая представляет собой комплекс действий группы людей по отношению к государственным и местным органам власти по реализации какой-либо актуальной для них программы. 2 стадия. Выбор проблемы. Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения. Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут актуальные проблемы села, района, города, региона и школьники, перебирая каждый (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищенность различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование и т.д.) обсуждают их, осознавая сложность окружающего мира. На этой стадии можно также организовать игру - "ящик предложений". Это может быть коробка, около которой лежат листки бумаги и ручка для того, чтобы каждый из участников в любой удобный момент мог написать и положить в ящик свое предложение, высказать свое мнение или пожелание, а также поделиться тем, что не может или не хочет сказать всем. Затем в классе можно организовать дискуссию по широкому кругу предложений, собранных в этом ящике. После обсуждения спектра проблем характерных для конкретной местности можно разделить учащихся на малые группы (3-5 человек), каждая из которых должна представить свои аргументы относительно той или другой проблемы. В целях соотнесения своих представлений об актуальных проблемах конкретной территории возможно проведение социологического исследования определенного контингента респондентов. Можно провести также интервью с родителями, родственниками, соседями, чтобы узнать и зафиксировать, что они думают о проблемах местного сообщества и как они относятся к ним. При выборе проблемы можно также использовать и другие приемы, например, экскурсию учащихся по своему району или селу с фотоаппаратом или видеокамерой, которые будут фиксировать примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат и не затянется по времени. Другой формой выявления насущных проблем сообщества может быть анализ материалов средств массовой информации, который по обилию публикаций может сориентировать школьников на изучение серьезной задачи, которая до сих пор пока не решается на данной территории. При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как: - посильность задачи для осмысления и решения командой; - ее соответствие возрасту и возможностям участников; - сумма затрат на реализацию проекта; - ожидаемые результаты. 3 стадия. Сбор информации После того, как коллектив выбрал проблему для изучения, встает задача собрать наиболее полную информацию о ней. В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме. В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы.
Основанием для деления ребят по разным группам может быть направленность интересов конкретного подростка (что ему интересно делать) и конкретные навыки, которыми он владеет.
Одна группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос: насколько он важен и злободневен для этой местности. Другая - занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме: как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения на публикации. Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно при помощи администрации школы, родителей) для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет ответственность за его реализацию и каков механизм принятия конструктивного решения. Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
Примерный перечень источников информации: Средства массовой информации. Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующимися на конкретных темах, знакомясь с передачами местного радио и телевидения, можно сделать некоторую подборку материалов и документов по заданной проблематике. Библиотеки. Здесь на большом информационном массиве (КНИГ, ЖУРНАЛОВ, ГАЗЕТ, ИНТЕРНЕТ) нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках множительной техники сделать копии отдельных статей и материалов. Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя. Эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами. Юристы. Контакты с этой категорией специалистов помогут школьникам соотнести видение своего проекта с нормативной, законодательной базой, проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем. Административные органы. Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или региональном уровнях, ответственные за решение проблемы, которую избрал коллектив. Те или иные департаменты, отделы, комитеты могут дать учащимся объемную компетентную информацию.
Законодательные, правоохранительные органы. Представители законодательной власти в областном центре, городе или районе достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные дни в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Здесь можно получить информацию по широкому спектру вопросов.
Рекомендации по сбору документальной информации. Общение с представителями властных структур требует особой подготовки. В силу того, что их сотрудники очень занятые люди. Общение с ними должно быть четко спланировано. Необходимо: - позвонить в приемную или непосредственно специалисту и грамотно и четко представиться и изложить просьбу - вопрос; - если достаточно общения по телефону - внимательно выслушать собеседника и подробно записать представленные сведения по проблеме; - если общения по телефону недостаточно и сотрудник не имеет времени общаться в данный момент, школьник должен вежливо попросить назначить удобное время. После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать в классе редакционную группу, которая осуществила бы первичную обработку всего собранного массива данных по проблеме. 4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы. Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта. Продолжается обработка и компоновка материалов проекта по разделам: • актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области; • информация о различных подходах к решению данной проблемы, юридическая база решения проблемы; • программа действий, которую избрал класс; • разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной властной структурой. На этой стадии школьники представляют органам управления данной территории свою версию, свой проект преодоления трудной проблемы.
5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся. Данная стадия, предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения разработанной проблемы. Здесь важно реализовать принцип самостоятельности и продуктивности социального проектирования. Подросток обязательно САМ должен продумать и предложить, ЧТО он будет делать, и ЧТО в результате его совместной деятельности получится, что может быть оформлено, рассмотрено, показано. Так как ученики работают с информацией, то продуктом может быть использование этой информации: - обращение (например, в газету, в администрацию), петиция, заявление, круглый стол, пресс-конференция; - материальный носитель информации (аналитическая справка, материал для печати, для вэб-сайта, CD) Возможны самые различные акции учащихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.). С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др. Школьники, разрабатывая разнообразные проекты, одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России, своим неравнодушием и энергией демонстрируют лучшие патриотические качества. 6 стадия. Подготовка к защите проекта. Для того, чтобы компетентно оценить качество подготовленных проектов следует подготовить их документальную базу. Весь собранный материал необходимо сгруппировать в портфель документации. Он состоит из двух разделов: демонстрационного и документального, каждый из которых является воплощением деятельности четырех творческих групп команды. Демонстрационный раздел. Он состоит из четырех стендов из ватмана, наклеенного на картон или планшетов размером 80 х 100 см. Стенды нужно сделать так, чтобы их можно было поставить на стол или повесить на стену. Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые образно и наглядно на расстоянии представляют окружающим суть данного проекта. В это же время тщательно готовится папка документов (портфолио), документальный раздел в котором логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь собранный материал трудно разместить на выносных стендах. Четыре раздела - это отражение 2-5 этапов работы над проектом: 1 раздел - отражает материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта; 2 раздел - демонстрирует имевшиеся попытки, а также варианты альтернативных программ, решения назревшей проблемы, используя наиболее яркие информационные материалы; 3 раздел - поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками; 4 раздел - представляет реализацию плана действий учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры. Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 4 - 5 человек, которые используя материалы стендов для показа, а также, возможно, и видеоматериалы, представят свой взгляд на злободневную проблему. Проводится отбор материала для прослушивания, организуются тренировочные упражнения по ораторскому мастерству, отрабатывается сценарий выступления учащихся, их умение коротко, точно и тактично отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.
7 стадия. Презентация проекта. В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта. Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри. Сюда могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители правоохранительных, законодательных органов, общественности. На презентации жюри суммарно оценивает папку документов (порфолио), выставочный стенд и устное выступление команды. Для более объективной оценки результата работы над проектом важно выделить наиболее существенные критерии: Убедительность: - Пакет документов действительно убеждает, что выбранная ребятами проблема актуальна? - Напрямую ли предлагаемая программа связана с решением насущной проблемы? - Объясняется ли в представленном портфолио, почему общественность может поддержать этот проект? Практичность: - Насколько предлагаемая программа реалистична? - Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы? Координация: - Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию? - Как документы портфолио подтверждают логику материалов стендов для показа и устное выступление? 8 стадия. Рефлексия. Главная цель этого этапа - анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по вопросу их отношения к организации и презентации проекта. Возможен такой перечень вопросов учащимся: 1. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта? 2. Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта и составления портфолио? 3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту? 4. Каковы преимущества работы команды? 5. Что вами сделано хорошо? 6. В чем вы видите недоработки команды? 7. Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?
|
« Пред. | След. » |
---|