Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский» |
08.09.2010 г. | |||||||||||
Страница 3 из 9
Роман «Преступление и наказание»: особенности сюжета и композиции, система художественных образов, проблематика. Цели: учащиеся должны знать и понимать содержание изучаемого произведения; используя учебный материал, самостоятельно анализировать тематику, проблематику, особенности композиции и жанровые особенности романа; понимать специфику художественных образов, соотносить их с мировоззрением Достоевского. Ход урока.
I. Беседа по первичному восприятию романа. 1. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься? 2. На какие вопросы хотелось бы получить ответ? 3. Какие особенности романа затрудняли чтение? 4. На чьей стороне симпатии Достоевского в романе? 5. В чем причина преступления Раскольникова? (Домашние сочинения собрать и коротко проанализировать на следующих уроках. Учесть, что красота, о которой говорит писатель как о действенной силе, способной спасти человечество, не какая-то абстрактная гармония, а красота христианского учения и нравственного идеала). II. Вступительное слово учителя. Известно, что первоначально Достоевский хотел назвать роман «Пьяненькие», а главным героем должен был стать Мармеладов, уволенный со службы по «изменению в штатах». Он еще не пил тогда. Это потом он станет безвольным пьянчугой, доведет жену до чахотки, а дочь пустит «по желтому билету». Всем повествованием автор взывал защитить бесправного гибнущего человека. Замысел изменился. Лежа на нарах, «в тяжелую минуту скорби», писатель, сам прошедший путь от революционера до убежденного христианина, задумал написать историю человеческого крушения и воскресения через обретение Бога, любви и смирения. В « Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. (Записи в тетрадях). III. Самостоятельная работа с учебником. Замысел романа - с. 359-362 Жанровое своеобразие - 367-368 Смысл названия - 363-364 (Учебник под ред. А. Г. Кутузова для гуманитарных классов). IV. Беседа по изученному. О замысле: 1. Как и почему менялся замысел автора? 2. Почему повествование от 1-ого лица в романе невозможно? 3. Почему в преступники Достоевский выбирает молодого человека из разночинцев? Смысл названия: 1. Как связаны между собой преступление и наказание в названии и тексте романа? 2. Согласны ли вы с такой точкой зрения: В названии романа - 3 слова. Второе слово (союз «и») тоже может быть понято особым образом. Что следует непосредственно за преступлением? Еще не наказание. Что же? Страшный момент, когда преступление совершено, а преступник еще ничем не наказан... От Бога - призыв к покаянию, от человека - безумное его отвержение? Подумайте, что в художественном мире романа позволило исследователям прийти к такому выводу? Жанровое своеобразие: 1. В чем жанровое своеобразие романа? (Учащиеся отмечают психологизм, обилие философских споров, идей, фантастичность). «Преступление и наказание» - роман социально-политический, психологический, философский). Психологизм в романе особого рода (учитель помогает понять значение слова). Писатель изображает своих героев в кризисные минуты их жизни, в минуты катастрофы, когда их души обнажены, когда им открываются «две бездны разом», когда сердца их становятся полем битвы Бога и дьявола. Кто же эти герои? Беседа о героях произведения (хорошо назвать не только Раскольникова, Сеню, Мармеладовых, но и родных Родиона, Свидригайлова, Лужина. Отметить прием двойничества, использованный писателем). В чем особенности построения романа? Действие происходит в течение двух недель. Но сама категория времени в романе необычна - создается иллюзия либо стремительности событий, либо слишком долгого их течения. Роман состоит из 6 частей и эпилога. Часть 1 посвящена подготовке и совершения убийства. Все остальные главы - последствия преступления (см. материалы к вопросу. Приложение № 3). Эпилог - воскресение героя. Домашнее задание. 1. Подготовка к семинару (по вопросам - с. 365). 1гр.- 1,2 вопросы. 2гр.- 3,4 вопросы. 3гр.- 5 вопрос. Все - 6 вопрос. Индивидуально: 1. Пересказ сцены подготовки к убийству (ч. I, гл. 6-7). 2. Чтение и анализ сцены убийства.
Уроки 4-5
(семинар) |
« Пред. | След. » |
---|