Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
08.09.2010 г.
Оглавление
Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Уроки 8 - 9.

 

Полифонизм романа. Столкновение разных точек зрения. Проблема нравственного выбора.

 Цели: учащиеся должны проанализировать жизненные позиции разных героев, разобраться в философском многоголосии романа и определить нравственную позицию автора.

Ход урока.

 

I.         Вступительное слово учителя.

Достоевский как писатель придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрой фабулы, захватывающий читателя. Никому прежде не удавалось соединить детективный сюжет с тончайшим психологизмом и глубиной философского смысла. В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого. Повествование построено, так что на всем его протяжении мы следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова. Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, разъясняли ту драму, которая развертывается  в душе Раскольникова - «единственный герой книги.  Все остальные - проекции его души». Знание жизненной позиции этих героев помогает читателю понять Раскольникова и услышать голос автора.

II.            Анализ отдельных глав произведения. Выступления заранее подготовленных учащихся.

1 ряд. Дмитрий Покофьевич Разумихин. Анализ ч. 1, гл. 4; ч. 3, гл. 5.

1. Кто такой Разумихин? Как в романе обыгрывается его фамилия?

2. Кто, как и почему именует героя?

3. Похож ли он на демократов 60-х гг.?

4. Разделяет ли Разумихин взгляды социалистов?

5. Какова теория Разумихина? Как к ней относится автор?

2 ряд. Андрей Семенович Лебезятников. Анализ ч. 5, гл. 1.

1. Кто такой Лебезятников?

2. С какой целью останавливается именно у него Лужин?

3. Каковы взгляды социалистов в подаче Лебезятникова?

4. О какой «новой, особой коммуне» он говорит?

III. ряд. Соня Мармеладова.

Анализ эпизодов: ч.4, гл. 4, ч 5, гл. 4, ч 1, гл. 2 (с элементами пересказа).

1.  В чем «правда» Сони?

2.  Что показалось «странным» Раскольникову у Сони и почему?

3.  Доказать, что автор утверждает «правду»  Сони Мармеладовой. Работа с ОСК «Две правды» в романе «Преступление и наказание» (приложение 6).

Вывод: Раскольников протестует, бунтует, он не хочет принять жизнь такой,  какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. Соня идет другой дорогой. Она смиряется, жертвует всем ради несчастных детей и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь насилия над собой. Это, по мнению Достоевского, и есть единственный путь обновления мира. Сопоставление двух "правд" - Раскольникова и Сони - заставляет задуматься над актуальной проблемой: как изменить мир, лежащий во зле (бунтом или смирением, состраданием?) Беседа.

III. Продолжение составления схемы «Полифонизм романа» (Приложение 5).

IV. Домашнее задание.

1.  В романе 3раза упоминается евангельский сюжет о воскрешении Лазаря. Где, при каких обстоятельствах, для чего?

2.  Почему воскреснет после преступления Раскольников и погибнет Свидригайлов?

3.  В чем суть христианского мировоззрения Достоевского?

4.   

Урок 10 - 11

 

Своеобразие воплощение православной концепции Достоевского в романе "Преступление и наказание".

Цели урока: анализ евангельских сюжетов, использованных в романе; умение объяснять философскую позицию автора, используя элементы анализа текста.

Ход урока.

В чем есть Православие? Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. - Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье и всегда страданием.

Ф.М. Достоевский

I.  Вступительное слово учителя.

«Русский народ весь в Православии, в идее его, потому что Православие все. Православие есть Церковь, а Церковь - Увенчание здания и уже навеки. Кто не понимает Православие - тот никогда и ничего не поймет в народе. Мало того: тот не может и любить русого народа».

Эти слова Достоевского - средоточие всего творческого осмысления им бытия. Достоевский отождествлял понятие русский и православный. Если в романе с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия цитируется священное Писание, то пренебречь этим - значит пренебречь правильным осмыслением художественного текста. В "Преступлении и наказании" Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, евангельский эпизод воскрешения Лазаря. Евангельское чтение о воскрешении четверодневного смердящего Лазаря есть смысловой энергетический узел романа.

II. Беседа с учащимися.

1.  Когда в романе впервые звучит упоминание о Лазаре? В связи с чем? Как можно объяснить это упоминание? (О воскрешенном Лазаре впервые напоминает Раскольникову следователь Порфирий Петрович, связывая вопрос об этом событии с вопросом о вере главного героя. Чтение и анализ эпизода диалога из Ч 3, гл. 5. В сознании Раскольникова брошено зерно. Недаром евангельский рассказ заканчивается словами: "Тогда многие... из видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него").

2.  Проанализируйте эпизод чтения Соней Евангелия.

Учащиеся читают весь сюжет. Целесообразно остановиться на понимании притчи.

- Почему Иисус Христос не сразу пошел в Иерусалим, когда узнал о болезни Лазаря?

- В чем смысл притчи?

Библейский сюжет - фактическое событие. Действительно был воскрешен четыре дня пролежавший Лазарь. Смысл - в силе веры в Господа. Даже уже Смердящий Господь может поднять от смерти и оживить (Лазарь потом служил епископом на Кипре). Тысячи иудеев уверовали во Христа тогда.

Раскольников требует от Сони прочесть ему Евангелие в решающий для себя момент, в созревающем стремлении объявить о своем преступлении и принять внешнее наказание по закону. Ибо герой романа и есть этот четверодневный смердящий Лазарь. («Это ты, брат, хорошо сделал, что очнулся, - говорит ему Разумихин, - Четвертый день едва ешь и пьешь»), жаждущий воскрешения.  Жаждущий веры и не могущий ее обрести. Пояснение учителя рекомендуются и даме:

Когда человек ощущает свою отъединенность от Бога, когда он остается наедине с собою и с миром без опоры на любовь Божию, тогда он сам возомневает себя всевластным господином над своей судьбой, тогда беда, тогда вся дурная бесконечность времени наполнена для него терзанием тщеславных вожделений. "Сатана нас в тщеславие ввергает, чтобы мы своей, а не Божьей славы искали", - писал св. Тихон Задонский.

3.  Когда вновь упоминается имя Лазаря? В эпилоге, но уже в связи с общим настроением очищения. Вся поэтика романа подчинена основной цели - воскрешению, преображению героя. (Читать картины природы: «облитая солнцем необозримая степь»). В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, «он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим».

4.  Почему не воскрес падший Свидригайлов? Почему возможно воскрешение Раскольникова?

Без опоры на веру воскрешение невозможно. Вера Свидригайловым утрачена полностью. А Раскольников верит (и Полечку просит молиться за него, и, заикаясь, но все же признается Порфирию Петровичу в вере в новый Иерусалим и в воскрешение Лазаря).

Путь Раскольникова - путь служения злу и победе над ним. Путь Свидригайлова - путь служения злу, отчаяния перед кажущимся всевластием зла, отказ от волевых усилий к преодолению зла в себе

5.  В чем же суть христианского мировоззрения Достоевского?

6.  Автор верит в «восстановление падшего человека» через приобщение к христианскому идеалу «великой общей гармонии, братского окончательного согласия всех по Христову евангельскому закону».

III. Домашнее задание.

Индивидуальные сообщения.

1.  История семьи Мармеладовых.

2.  Описание петербургских трущоб.

Класс.

1.  Рассказать о жизни семьи Раскольникова (мать, сестра).

2.  Каков характер социального протеста в романе?

3.   


 
« Пред.   След. »