Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский» |
08.09.2010 г. | |||||||||||
Страница 7 из 9
Урок 12 (анализ эпизодов произведения).
Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание». Цели: анализировать текст романа, обобщать, используя дополнительные учебные материалы, объяснять позицию автора.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя (о суровой правде писателей - реалистов XIX века в изображении безысходности жизни обездоленных людей. Можно использовать репродукции художников - передвижников) II. Выступление учащихся. Беседа. 1. Описание петербургских трущоб (будничные кошмары, описание - дворов-«колодцев», домов, комнат-«гробов»). 2. История семьи Мармеладовых. 3. Как живут родные Раскольникова? 4. Каков характер социального протеста в романе и как он связан с авторской позицией? Пояснения. Писатель сочувствует «маленьким людям». Его роман наполнен болью за поруганное человеческое достоинство. Он сам прошел путь бунта, борьбы за лучшую долю для народа (вспомним биографию). В каторге и страданиях обрел другое осмысление мира. III. Работа с учебным материалом (приложения 7 и 8). Выводы (беседа по отрывкам из статьи). Герои Достоевского несут свой тяжкий крест смиренно, исключая Раскольникова и его бунт. Сам же писатель, отвечая на вопрос, что же делать несчастным, забитым обстоятельствами жизни людям, призывает измученное человечество к самосовершенствованию и религиозному смирению. IV. Домашнее задание Найти в тексте: 1. Описание улиц и домов Петербурга 2. Каковы интерьеры комнат? 3. Как выглядят прохожие? 4. Сцены уличной жизни. Урок 13 (анализ)
Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»). Цель: анализировать сцены, изображающие город, понять стремление автора передать ситуацию социального и духовного тупика в художественных зарисовках. Оборудование: фотографии Петербурга 19 в. (Приложение №9) Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. «Преступление и наказание», Свидригайлов I. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом, оформление записей в тетрадях. С первых страниц романа читатель попадает в мир несчастья, человеческих мук, мир ненависти и картины нищеты и страданий проникнуты больно автора о человеке. Велико художественные совершенство этих сцен, убеждающие нас в том, что не мы душевно чуткий Раскольников оставаться спокойным и равнодушным на улицах и в комнатах этого города. II. Анализ эпизодов романа и оформление схемы на доске и в тетрадях: Петербург Достоевского Пейзажи Сцены уличной жизни Интерьеры Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть» Пейзаж: ч.1,гл.1(«отвратительный и грустный колорит «городского дня); ч.2,гл.1; ч.2, гл.2; ч.2; гл.6; ч.4, гл.5 (вид из окна Раскольникова); ч.4, гл.6. Сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной); ч.5, гл.3 (смерть Катерины Ивановны) Интерьер: ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл.2 (кабак); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (угол Мармеладовых); ч.4, гл.4 (комната-сарай Сони). III. Выводы: Город враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Домашнее задание: 1. Прочитать и принести на урок критические статьи. 2. Н.Страхов, Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». 3. Д. Писарев «Борьба за жизнь» 4. Урок 14.
Роман "Преступление и наказание" в русской критике. Цели: читать и анализировать части статей Н. Страхова и Д. Писарева; видеть различия в трактовке образа Раскольникова. Ход урока. Анализ по теме урока проходит по записанным на доске вопросам. Разумным считается работа в парах с материалом обеих статей. Вопросы записываются в тетрадь. Тут же - ответы (либо путем косвенного цитирования, либо прямыми цитированиями частей текста). 1. В чем видят авторы статей главную причину преступления? 2. Для чего нужна была Раскольникову теория? 3. Боится ли Раскольников наказания? 4. Раскольников и его преступление - объект духовного или медицинского аспекта? 5. Общее отношение к роману. Домашнее задание: Прочитать очерк "Пушкин" и отчеркнуть в нем основные идеи.
Урок № 15.
Очерк «Пушкин» как размышление об исторических судьбах русской литературы 19 века. Цель: знать взгляды Ф. М, Достоевского на особенности развития русской литературы 19 века, понимать связь их с мировоззрением писателя; уметь выборочно читать и конспектировать материал.
Ход урока.
I. Оформление записей в тетради (тема, эпиграф). Не было бы Пушкина, не определились бы с такой непоколебимой силой наша вера в нашу русскую самостоятельность, надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущие самостоятельные назначения в семье европейских народов. Ф.М. Достоевский. Очерк «Пушкин» Работа с эпиграфом. ü Как вы думаете, о чем очерк, чему посвящен? ü С какими нравственными ценностями связывает Достоевский судьбу русской литературы? II. Вступительное слово учителя. Первоначально очерк прозвучал как речь писателя на открытии памятника Пушкину в Москве 8 июня 1860 года. Затем был напечатан в «Московских ведомостях». С именем Пушкина Достоевский вслед за Гоголем связывает пути развития русской литературы. Наша задача - проанализировать очерк. III. Анализ очерка (учащиеся в качестве ответа читают цитаты). 1. Почему так важно сегодня, по мнению автора, обращение к Пушкину? 2. Как формулирует Достоевский своеобразный эталон русского идеала, отвечая на «проклятый» вопрос современной литературы? 3. Кого в произведениях Пушкина Достоевский называет скитальцем? Что за тип скитальца? 4. Какие качества подчеркивает автор в главных героях «решающего» произведения Пушкина «Евгений Онегин»? 5. Каково представление о счастье в творчестве великого поэта? (на примере «Онегина») 6. Что значит, по мнению Достоевского. Стать вполне русским? 7. К чему призывает Достоевский русских писателей, в чем видит конечный этап развития русской литературы? (Рекомендуется вопросы вывесить на учебном стенде заранее). «Узловые» моменты очерка, на которые при анализе следует обратить внимание: 1.«Пушкин есть пророчество и указание». Он «способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом». 2,3 вопрос. Эталон русского идеала - идеал христианский. В пример приводится Татьяна - «апофеоз русской женщины», тип, твердо стоящий на национальной почве. Онегин же - скиталец в родной земле, оторван от народных основ. 4 вопрос. Онегин «умный, искренний, чужой в земле родной» скиталец. Татьяна - истинная героиня романа, воплощение нравственного достоинства русского народа. 5 вопрос. Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа. (Татьяна не могла опозорить мужа, и на слезах обесчещенного старика возвести здание собственного счастья). Татьяна, даже если бы стала свободной, не пошла бы за Онегина. Для него идеал - свет. Нет никакой почвы (у Онегина). 6 вопрос. Тут соприкосновение с народом, его святынею. Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в духовную мощь народа. 7 вопрос. Стать настоящим русским, стать вполне русским, значит, стать братом всех людей, всечеловеком. 8 вопрос. Звучит призыв к общей гармонии, к братскому окончательному согласию всех племен по Христову евангельскому закону.
IV. Дома: конспект очерка. |
« Пред. | След. » |
---|