Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
08.09.2010 г.
Оглавление
Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

 

Теория Раскольникова и ее развенчание.

Цели: учащиеся должны: знать суть теории Раскольникова, разбираться в ведущих мотивах преступления; понимать мировоззрение Достоевского, предупреждавшего о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление идей и теорий; уметь анализировать художественный текст.

Оборудование: (см. приложение №4).

Ход урока.

 

I.               Беседа. Вопросы на первое восприятие теории Раскольникова.

1.  Как родилась у Раскольникова идея убийства и на чем она основана?

2.  Ваша версия по поводу главной причины преступления Раскольникова. Мотивы преступления. (Нищета, желание помочь матери, сестре, другим людям, «зрелище бедствий народных»: Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей; у Раскольникова возникла идея, мысль об особых людях, которые смогут всех несчастных вывести на правильный путь, ради этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников пытается причислить себя к особым людям).

II.            Выступление подготовленных групп учащихся. Комментированное чтение отрывков и анализ. Оформление записей в тетрадях.

1 группа: 1. Почему главный герой носит такую фамилию? Как она помогает понять его характер? Как вы считаете, прав ли исследователь, обративший внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: «Одно - исходит из толкования семантической части, как раскол - раздвоение, другое - выдвигает связь корня с расколом - раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством»? Приведите аргументы в пользу каждого из возможных толкований.

2. Восстановите последовательность событий (удаленных по времени в том числе), которые предшествовали преступлению Раскольникова.

2 группа: 1. Какие чувства испытывает Раскольников к Мармеладову, Соне, матери, сестре, девочке на бульваре (ч. 1, гл. 2-4).

2. Почему убийству предшествует сон героя (ч. 1, гл. 5).

3 группа: Вспомните содержание статьи Раскольникова (ч. 3. гл.5). В чем суть теории "двух разрядов"? Что побудило героя создать такую теорию? Как монолог Разумихина помогать понять идею Раскольникова?

Вопросы 3 группы, анализирующей отрывок (ч. 3, гл. 5), в котором Раскольников излагает содержание своей статьи («Это совсем как у меня... и те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать»).

-       К какому выводу пришел герой, размышляя над историей (Исторический процесс всегда осуществлялся на чьих-то странностях).

-       В чем суть теории героя, в которую он верит? (Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи. Другие же должны стать своеобразным материалом).

-       К какому разряду людей принадлежит сам герой? (Поделив людей на 2 категории, Раскольников сам не может определить, «тварь он дрожащая» или «право имеет»).

Выступление подготовленных учащихся (индивидуальное задание)

1.  Сжатый пересказ сцены подготовки к убийству (ч. 1, гл. 6-7).

2.   Чтение и анализ сцены убийства старухи-процентщицы и Лизаветы.

-    Что несет обездоленным теория Раскольникова? (Уже в сцене убийства появляются своеобразные противоречия теории, развенчивающие ее. Убивает Лизавету, т. е. тех, ради кого задумана теория. Стихийность, неуправляемость).

Каковы же истинные причины преступления? (Весь класс анализирует отрывок из критических статей Н.Н. Страхова, Д.И. Писарева, В.В. Кожинова, В.Я. Кирпотина, В.В. Набокова о причинах преступления. Какая из этих точек учения более точно интерпретирует авторскую концепцию). Стр. 365 (учебник). Точка зрения Страхова Н.Н. и частично Набокова В.В.: " Распространение материалистических идей нравственно опустошает молодого человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так как он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств".

III.        Итоговая беседа. Закрепление.

1. Назовите социальные, мировоззренческие и психологические причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.

2.Сжато сформулируйте идею Раскольникова о праве сильной личности.

Обращаемся к опорным схемам: различные мотивы подтолкнули разночинца Раскольникова к убийству (назовите их). Но главной причиной была духовная незащищенность, атеизм, увлечение новым материалистическим взглядом на жизнь и стремление с этих новых позиций решать все социальные и нравственные проблемы. Но Раскольников, по словам следователя, натуру не сумел рассчитать, т. е. душу свою (а ее разночинцы во внимание не принимают) забыл, не учел, что не сможет жить спокойно с содеянным. Надеялся, что сможет, что «право имеет», но не смог. Бедность как причину убийства старухи отвергаем сразу, т.к. герой не воспользовался украденными вещами и деньгами. Да и сам он говорит: «Знаешь, Соня, ... что я тебе скажу, если б только я зарезал из того, что голоден был, ... то я бы теперь... счастлив был! Знай ты это!» «Не для того, чтобы матери помочь я убил - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества». Что же привело героя к убийству? Мысль о праве сильной личности, «право имеющей», вершить суд над остальными, перекраивать жизнь человечества, делая ее по своему усмотрению более справедливый. И он решил проверить себя - кто он? Убийство - проба, самопроверка героя, способен ли он «переступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через «кровь по совести». Теория Раскольникова, его преступление - бунт потерявшего духовную опору человека против несправедливо устроенного мира. Раскольников думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник. Какие же муки больной совести обрушиваются на преступника? (работа со схемой). Да, страшные последствия. Он болен, выброшен из жизни, не может обнять мать, сестру, просто радоваться человеческим радостям. Все изломано в преступнике задолго до уголовного наказания, хотя никто в убийстве его не подозревает. Родион стал злым, раздражительным, подозрительным. Духовный мир его обезображен грехом. Кто может сказать, забегая вперед, когда прекратятся его муки? (На каторге, через 1,5 года, в слезах понятия очистит себя несчастный убийца). Как опасны для людей и общества такие идеи, и такие безумцы, решающиеся на «пробу». Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее бы дело сделали».

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшимися в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей. (Пример: революция 1917 г). Как же относится ко злу, несправедливости, бедам людским?

Здесь можно несколько слов сказать о сочинениях-миниатюрах «Согласны ли вы с утверждением Достоевского, что красота спасет мир?» Достоевский был убежден в том, что истинная нравственная гармония возможна только в христианском обществе, живущем по заповедям. Это и есть истинная красота.

Домашнее задание:

1.  Сочинение-миниатюра «Почему терзается и страдает Раскольников?» (Обратить внимание на двойственность мучений: терзается из-за теории, страдает - душа болит, разъединен с людьми).

2.  Подготовить рассказ о двойниках Раскольникова (по плану, помещенному на учебном стенде).

1 ряд. Пересказ эпизода о Лужине.

Ч. 1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери);

Ч. 2, гл. 5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым);

Ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина и Дуней в Петербурге);

Ч. 5, гл. 1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, поминки)

2 ряд. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым:

Ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);

Ч. 4, гл. 1,2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым). Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым? (выписать).

3 ряд. В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Уроки 6 -7 (уроки исследования).


 
« Пред.   След. »