Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
08.09.2010 г.
Оглавление
Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

 

«Двойники» Раскольникова. «Сильные мира сего» в романе.

Цели: уметь анализировать заданные сцены романа, объяснять их связь с проблематикой произведения; знать мировоззрение писателя; понимать значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова.

 

Ход урока.

I.         Вступительное слово учителя.

Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально-философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Точнее понять авторское отношение к ним поможет сопоставление образа Раскольникова с образами Лужина и Свидригайлова, «сильными мира сего». По ходу этого и следующего уроков мы будем составлять вместе опорную схему «Полифонизм романа: столкновение разных точек зрения и проблема нравственного выбора». Составление схемы - это приём «свёртывания» знаний, т.е. их выражения в предельно-сжатой форме для более прочного запоминания, а затем, когда потребуется, для воспроизведения в «развёрнутом» виде.

(Опорная схема  в готовом виде дана в приложении №5. Составляется в 3 этапа).

Оформляется запись в тетради, под схему отводится двойной листок.

II.                       Беседа (вопросы к анализу текста).

1.  Кто такой Лужин? Что мы знаем о нём?

2.  Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки  его теории («а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...»)

Согласны ли вы с ним? (ч. 2, гл. 5)

3.  Какие рассуждения из письма  матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?

4.  Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери? («Умный и, кажется, добрый», «положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля». Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей, что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст...» усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном и расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою).

5.  Впечатление о Лужине усугубляется при анализе сцены «объяснения» между ними Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни. (Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви и уважения к своей невесте, способность оскорбить и унизить ее. Докажите текстом. В поведении Дуни - искренность, большое чувство такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «... если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уважение к человеку, которому дано было «великое обещание», чувство собственного достоинства).

6.  Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней? («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его»). (Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично... владычествовать...»).

7.  Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (Сцена с Соней на поминках у Мармеладова). (Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «переступить все препятствия», живет по принципу «все дозволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина - деньги. Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысли Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).

8.   Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его персонажи в романе? (Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, что он шулер и что нет такого порока, который не гнездился бы в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. От природы имеет совесть. Это человек без убеждений и без деятельности жить не может. Потеряв Дуню, кончает свою жизнь самоубийством. В Бога Свидригайлов не верит, а Царство Божие в его воображении - какая-то баня с пауками.

9.   Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»? (Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, запретов, живет по принципу «все дозволено: Раскольников, разрешая себе «кровь по совести», тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей, - «тварей дрожащих»).

10.    В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

(1)     Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живут по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего», ему неприятны люди, живущие по его теории. Это сопоставление возвышает человека в Раскольникове.

(2)     Сталкивая этих двух героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее бесчеловечность.

III.        Оформляем схему. Запись названия.

Опорная схема заполняется постепенно по ходу следующих уроков.

IV.         Работа с учебником (стр. 376).

На какие вопросы вы затрудняетесь ответить?

В чем различия между Раскольниковым и Лужиным, Раскольниковым и Свидригайловым?

Почему невозможно воскрешение Свидригайлова? (Нравственный нигилизм Свидригайлова, потеряны ориентиры между добром и злом, омертвение души, паралич духовный).

V.            Домашнее задание.

1 ряд. Рассказать о Разумихине. Как в романе обыгрывается его фамилия? Разделяет ли взгляды социалистов? (ч. 3, гл. 5). Стр. 377.

2 ряд. Лебезятников. Его теория. Смысл образа. Стр. 377. (ч. 5, гл.1).

3 ряд. Рассказать о Соне (ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4; ч. 1, гл. 2). В чем «правда» Сони?

Всем: доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.

 



 
« Пред.   След. »