Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
08.09.2010 г.
Оглавление
Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

Урок 12 (анализ эпизодов произведения).

 

Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание».

Цели: анализировать текст романа, обобщать, используя дополнительные учебные материалы, объяснять позицию автора.

 

Ход урока.

 

I.          Вступительное слово учителя (о суровой правде писателей - реалистов XIX века в изображении безысходности жизни обездоленных людей. Можно использовать репродукции художников - передвижников)

II.      Выступление учащихся. Беседа.

1.        Описание петербургских трущоб (будничные кошмары, описание - дворов-«колодцев», домов, комнат-«гробов»).

2.        История семьи Мармеладовых.

3.        Как живут родные Раскольникова?

4.        Каков характер социального протеста в романе и как он связан с авторской позицией?

Пояснения. Писатель сочувствует «маленьким людям». Его роман наполнен болью за поруганное человеческое достоинство. Он сам прошел путь бунта, борьбы за лучшую долю для народа (вспомним биографию). В каторге и страданиях обрел другое осмысление мира.

III.  Работа с учебным материалом (приложения 7 и 8).

Выводы (беседа по отрывкам из статьи).

Герои Достоевского несут свой тяжкий крест смиренно, исключая Раскольникова и его бунт. Сам же писатель, отвечая на вопрос, что же делать несчастным, забитым обстоятельствами жизни людям, призывает измученное человечество к самосовершенствованию и религиозному смирению.

IV.   Домашнее задание

Найти в тексте:

1.              Описание улиц и домов Петербурга

2.              Каковы интерьеры комнат?

3.              Как выглядят прохожие?

4.              Сцены уличной жизни. 

Урок 13 (анализ)

 

Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).

Цель: анализировать сцены, изображающие город, понять стремление автора передать ситуацию социального и духовного тупика в художественных зарисовках.

Оборудование: фотографии Петербурга 19 в. (Приложение №9)

Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.

«Преступление и наказание», Свидригайлов

         I.   Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом, оформление записей в тетрадях.

С первых страниц романа читатель попадает в мир несчастья, человеческих мук, мир ненависти и картины нищеты и страданий проникнуты больно автора о человеке. Велико художественные совершенство этих сцен, убеждающие нас в том, что не мы  душевно чуткий Раскольников оставаться спокойным и равнодушным на улицах и в комнатах этого города.

      II.   Анализ эпизодов романа и оформление схемы на доске и в тетрадях:

Петербург Достоевского

Пейзажи

Сцены уличной жизни

Интерьеры

Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть»

Пейзаж: ч.1,гл.1(«отвратительный и грустный колорит «городского дня); ч.2,гл.1; ч.2, гл.2; ч.2; гл.6; ч.4, гл.5 (вид из окна Раскольникова); ч.4, гл.6.

Сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге); ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной); ч.5, гл.3 (смерть Катерины Ивановны)

Интерьер: ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл.2 (кабак); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (угол Мармеладовых); ч.4, гл.4 (комната-сарай Сони).

  III.   Выводы:

Город враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

 Домашнее задание:

1.        Прочитать и принести на урок критические статьи.

2.        Н.Страхов, Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

3.        Д. Писарев «Борьба за жизнь»

4.         

Урок 14.

 

Роман "Преступление и наказание" в русской критике.

Цели: читать и анализировать части статей Н. Страхова и Д. Писарева; видеть различия в трактовке образа Раскольникова.

Ход урока.

Анализ по теме урока проходит по записанным на доске вопросам. Разумным считается работа в парах с материалом обеих статей. Вопросы записываются в тетрадь. Тут же - ответы (либо путем косвенного цитирования, либо прямыми цитированиями частей текста).

1.  В чем видят авторы статей главную причину преступления?

2.  Для чего нужна была Раскольникову теория?

3.  Боится ли Раскольников наказания?

4.  Раскольников и его преступление - объект духовного или медицинского аспекта?

5.  Общее отношение к роману.

Домашнее задание:

Прочитать очерк "Пушкин" и отчеркнуть в нем основные идеи.

 

Урок № 15.

 

Очерк «Пушкин» как размышление об исторических судьбах русской литературы 19 века.

Цель: знать взгляды Ф. М, Достоевского на особенности развития русской литературы 19 века, понимать связь их с мировоззрением писателя; уметь выборочно читать и конспектировать материал.

 

Ход урока.

 

I. Оформление записей в тетради (тема, эпиграф).

Не было бы Пушкина, не определились бы с такой непоколебимой силой наша вера в нашу русскую самостоятельность, надежда на наши народные силы, а затем и вера в грядущие самостоятельные назначения в семье европейских народов.

Ф.М. Достоевский. Очерк «Пушкин»

Работа с эпиграфом.

ü Как вы думаете, о чем очерк, чему посвящен?

ü С какими нравственными ценностями связывает Достоевский судьбу русской литературы?

II. Вступительное слово учителя.

 Первоначально очерк прозвучал как речь писателя на открытии памятника Пушкину в Москве 8 июня 1860 года. Затем был напечатан в «Московских ведомостях». С именем Пушкина Достоевский вслед за Гоголем связывает  пути развития русской литературы.

Наша задача - проанализировать очерк.

III. Анализ очерка (учащиеся в качестве ответа читают цитаты).

1.  Почему так важно сегодня, по мнению автора, обращение к Пушкину?

2.  Как формулирует Достоевский своеобразный эталон русского идеала, отвечая на «проклятый» вопрос современной литературы?

3.  Кого в произведениях Пушкина Достоевский называет скитальцем? Что за тип скитальца?

4.  Какие качества подчеркивает автор в главных героях «решающего» произведения Пушкина «Евгений Онегин»?

5.  Каково представление о счастье в творчестве великого поэта? (на примере «Онегина»)

6.  Что значит, по мнению Достоевского. Стать вполне русским?

7.  К чему призывает Достоевский русских писателей, в чем видит конечный этап развития русской литературы? (Рекомендуется вопросы вывесить на учебном стенде заранее).

«Узловые» моменты очерка, на которые при анализе следует обратить внимание:

1.«Пушкин есть пророчество и указание». Он «способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом».

2,3 вопрос. Эталон русского идеала - идеал христианский. В пример приводится Татьяна - «апофеоз русской женщины», тип, твердо стоящий на национальной почве. Онегин же - скиталец в родной земле, оторван от народных основ.

4 вопрос. Онегин «умный, искренний, чужой в земле родной» скиталец.

Татьяна - истинная героиня романа, воплощение нравственного достоинства русского народа.

5 вопрос. Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа. (Татьяна не могла опозорить мужа, и на слезах обесчещенного старика возвести здание собственного счастья). Татьяна, даже если бы стала свободной, не пошла бы за Онегина. Для него идеал - свет. Нет никакой почвы (у Онегина).

6 вопрос. Тут соприкосновение с народом, его святынею. Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в духовную мощь народа.

7 вопрос. Стать настоящим русским, стать вполне русским, значит, стать братом всех людей, всечеловеком.

8 вопрос. Звучит призыв к общей гармонии, к братскому окончательному согласию всех племен по Христову евангельскому закону.

IV. Дома: конспект очерка.


 
« Пред.   След. »