Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
08.09.2010 г.
Оглавление
Система уроков по теме «Ф.М.Достоевский»
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9

 


Урок 16.

 

Подготовка к сочинению.

Цели: учить работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой.

Ход урока.

I.      Беседа по ранее предложенным и дома отработанным темам сочинения.

1.     Тема смирения и бунта в романе Достоевского «Преступление и наказание».

2.     В чем причина самоубийства Свидригайлова?

3.     В чем противоречие теории Раскольникова?

4.     В чем смысл эпилога романа Достоевского «Преступление и наказание»?

5.     Разговор Раскольникова с Соней на квартире (анализ эпизода).

6.     Тема падения и духовного возрождения человека в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Этапы работы по анализу темы:

1.     «Чтение» темы: определение главных слов, объема (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т.д.).

2.     Определение тезиса, основной мысли сочинения.

3.     Подбор аргументов, «иллюстративного» материала.

4.     Продумывание заключения и вступления.

Опорная лексика:

-    особенный писатель, трагический художник; ...никто так, как он не постиг трагических противоречий мира; величие духа и нравственная стойкость человека; своеобразие творчества; христианская концепция, православное мировоззрение;

-    психологическая напряженность повествования; изображение человека в трагических обстоятельствах; внутренний монолог как прием; кричащие контрасты; объемность художественных деталей.

II.           Составление планов, редактирование черновых набросков.

III.      Сочинения учащиеся пишут дома.

 


Приложение №1.

Документ первый.

III отделение

собственной

его императорского

величества

канцелярии

С.-Петербурга

генерал-майору

С.-Петербургского

жандармского дивизиона

22 апреля 1849 года.

№675

Чудинову

По высочайшему повелению предписываю Вашему Высокоблагородию завтра, в четыре часа пополуночи, арестовать отставного инженера- поручика и литератора Федора Михайловича Достоевского. При сем случае вы должны строго наблюдать, чтобы из бумаг Достоевского ничего не было скрыто.

    Ежели при опечатании бумаг и книг Достоевского он будет указывать, что некоторые из них принадлежат другому какому-нибудь  лицу, то не обращать на таковое указание внимания и оные также опечатать.

При возлагаемом на вас поручении вы обязаны употребить наистрожайшую бдительность и осторожность под личною вашею ответственностью...

Генерал - адъютант граф Орлов.

 

Документ второй.

Приговор.

Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным  в том, что он, получив в марте месяце сего года из Москвы от дворянина Плещеева (подсудимого) копию с преступного письма литератора Белинского - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского...

Достоевский был у подсудимого Спешнева во время чтения возмутительного сочинения поручика Григорьева под название «Солдатская беседа». А потому военный суд приговорил его, отставного инженер - поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного, о религии и правительстве письма Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, - лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.

 

Документ третий.

Отставного поручика Достоевского...лишить всех прав состояния и  сослать в каторжную работу в крепостях на восемь лет.

                                                                Заключение генерал-аудитора.

Резолюция Николая  I: «На 4 года, а потом рядовым».

 

Документ четвертый.

«Брат, любезный друг мой! Все решено! Я приговорен к четырехлетним работам в крепости (кажется Оренбургской) и потом в рядовые. Сегодня ,22 декабря, нас отвезли на Семеновский плац. Там всем нам прочили смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги и устроили нам предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Вызвали по трое, следовательно, я был во второй очереди и жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моем, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый! Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой. Привязанных к столбу привели назад, и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры...»

Из письма Ф.М. Достоевского брату.

 

Документ пятый.

Статейный список о государственных и политических преступниках, находящихся в Омской крепости в каторжной работе 2-го разряда.

Июнь, 19 дня, 1850 г.

... Федор Достоевский, 28 лет.

Наружные приметы и недостатки - лицо чистое, белое, глаза серые, нос обыкновенный, волосы светлорусые, на лбу, под левой бровью небольшой рубец.

Какого телосложения - крепкого.

Из какой губернии родом и кому принадлежит - бывший отставный поручик.

Когда поставлен на работу - 1850 г., января 23.

За что осуждены на работу - за принятие участия в преступных замыслах, распространении письма литератора Белинского, наполненного дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти и покушение вместе с прочими и распространению сочинения против правительства посредством домашней литографии.

Какое получил при ссылке в работу наказание - лишен всех прав состояния.

На какой именно срок прислан на работу - в крепостях на четыре года, с определением потом на службу рядовым.

Какого вероисповедания - православного.

Какое знает мастерство и умеют ли грамоте - чернорабочий, грамоте знает.

Омский комендант полковник де Граве.

 

Приложение № 2.

Этапы биографии и творчества Ф.М. Достоевского.

 

Родился - 30 октября 1821 г. в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. Детство прошло на Новой Божедомке. Воспитывался в православных традициях. Детские впечатления - начало формирования взглядов писателя.

1837 г. - смерть матери Марии Федоровны.

1838-1843 гг. - учеба в Петербургском военно-инженерном училище. Унизительная бедность. Занятие нелюбимым делом. Увлечение литературой.

1839 г.- скоропостижная смерть отца Михаила Андреевича. Известие потрясло будущего писателя (первый нервный припадок). Слухи о том, что отец убит. Болезнь развилась в эпидемию. В романе «Идиот», рисуя образ князя Мышкина, Достоевский пишет, что в последнее мгновение перед эпилептическим припадком усиливается ощущение жизни и открывается высшая гармония и красота мира.

1843 г. - зачисление на службу в чертежную инженерного корпуса при С.-Петербургской инженерной команде.

1844 г. - выход в отставку. Начало литературной деятельности.

1846 г. - роман «Бедные люди». Необычный успех. Положительный отзыв Некрасова и Белинского. В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ «маленького» человека, тема двойственности человеческой личности).

1847 г. - становится участником кружка М.В. Петрашевского. Увлечение социалистическими идеями.

1848 г. - чтение на одной из «пятниц» Петрашевского запрещенного «Письма Белинского к Гоголю».

1849 г. - вместе с другими членами кружка арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Восемь месяцев следствия и приговор военного суда - смертная казнь.

22 декабря 1849 г. - ожидание на Семеновском плацу приведения приговора в исполнение. Страшные минуты перед казнью и осознание на пороге смерти, что самое прекрасное - это жизнь. Замена смертной казни 4-хлетней каторгой.

25 декабря 1849 г. - путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов. Подаренная Евангилия - святыня на всю жизнь.

1850-1854 гг. - годы  каторги в Омском остроге. Переломный этап в мировоззрении Достоевского. Духовные мучения. Новое постижение России и ее народа. Источник нравственной силы народа - преданность христианским заповедям. Носитель истины - народ. Спасение интеллигенции лежит через приобщение к народному религиозному началу.

1854-1859 гг. - служба рядовым в Семипалатинске. Поиск новых путей общественного развития России. Начало формирования «почвеннических» убеждений.

1859 г. - отставка и возвращение в Петербург. Возобновление  литературной деятельности. Повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».

1861-1865 гг. - издание вместе с братом журнала «Время» (1861-1863), а после его запрещения - журнала «Эпоха» (1864-1865). В журналах пропагандировалась идеология «почвенничества».

1860-1880 гг. - создание крупнейших произведений: «Преступление и наказание» (1866), «Бесы» (1871-1880), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880).

Художественное творчество писателя в это время сочетается с публицистической деятельностью. Журнал «Гражданин», редактируемый Достоевским, начинает печатать «Дневник писателя» (с 1873 по 1881 гг.), поначалу представляющий собой цикл очерков злободневного характера, а затем переросшей в сплав публицистики и художественных произведений. В 1874г Достоевский отказывается от редактирования «Гражданина» в связи со столкновениями с издателем-писателем и публицистом князем Мещерским. С 1876 г. возвращается к изданию «Дневника писателя» в качестве самостоятельного издания.

1880 г.- речь о Пушкине. Призыв к объединению враждующих партий русского общества и совместной работе на «родной ниве».

28 января (9 февраля) 1881 г. - смерть писателя в Петербурге.


 



 
« Пред.   След. »