Формирование социальной компетентности на уроке
08.09.2010 г.
Оглавление
Формирование социальной компетентности на уроке
Страница 2

Формирование социальной компетентности на уроке

 

 

Как показывают результаты международных исследований PISA, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода. Компетентностный подход, как известно, отличается от других прежде всего применением присвоенного знания на практике. Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей. В данной статье из всех ключевых компетентностей остановимся только на социальной компетентности, с которой связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющихся социуме (обществе) и экономических ситуациях.

Что понимается под социальной компетентностью? Чем она полезна каждому выпускнику? Как строить уроки, способствующие формированию социальной компетентности?

Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к словарям. Социальный (от лат. socialis -- общий, общественный) -- название всего межчеловеческого, то есть всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения, в первую очередь того, что относится к обществу и общности, что имеет общественный и общностный характер (выделено нами. -- Т. С.). В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный -- межличностный; компетенция, от лат. competere, -- встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям».

С понятием социальной компетентности непосредственно связано формирование новых поведенческих установок и ценностных ориентаций. Высокая социальная компетентность и высокий социальный интеллект отражается в таких характеристиках:

в готовности участвовать в совместном принятии решений,

способности брать ответственность на себя, способности самостоятельно принимать решения,

регулировании конфликтов ненасильственным путем,

участии в функционировании общественных институтов.

Благодаря социальной компетентности человек приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Приобретение знаний, умений, опыта, желания действовать в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях. Наиболее ценным представляется «выращивание» личностных стратегий и тактик поведения, взаимодействия личности с социумом. Как показывают наблюдения, у нас всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты ненасильственным путём и участвовать в функционировании общественных институтов.

Социальная компетентность очень важна в современном обществе. Она играет особую роль в формировании жизненного пути человека, а также в распоряжении собственной жизнью. Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чём свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время как в России, так и за рубежом.

Социальную компетентность можно рассматривать и как меру личной зрелости, то есть отсутствие противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения. Социальная компетентность опосредована возрастными и личностными особенностями. Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях). В качестве необходимого условия достижения определённого уровня социальной компетентности личности является социальная адаптация (активное включение в социальную среду). Человек является социально компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации.

Психологический аспект формирования социальной компетентности, по мнению Ю. Мель [1, с. 61], представляет собой овладение инструментарием, который позволит ему:

правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

представлять, как с учётом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

отдавать себе отчёт, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Понятие социальной компетентности связано не только с верой человека в себя и эффективностью его деятельности, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить.

Показатели социальной компетентности:

сотрудничество, работа в команде,

коммуникативные навыки;

способность принимать собственные решения;

способность делать осознанный выбор;

стремление к осознанию собственных потребностей и целей;

социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;

наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;

владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;

развитие личностных качеств, саморегулирование.

По степени сложности различают следующие типы социальной компетентности:

выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;

восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;


 
« Пред.   След. »