Использование ИКТ в преподавании русского языка
08.09.2010 г.

 

Использование ИКТ в преподавании русского языка

 

Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи:

·        обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфогра­фии и пунктуации,

·        развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требования­ми коммуникативной ситуации и про­интерпретировать речевое сообщение собеседника),

·        формирование системы лингвистиче­ских знаний (знакомство с термино­логией и системой понятий).

Различные учебно-методические комплексы по русскому языку и разнообразные системы обучения различаются прежде всего расстановкой приоритетов и, соответственно, подходами к решению второстепенных задач

Между тем приоритет одной из задач ни в коей мере не означает, что остальные можно не принимать во внимание. Отметим, что в ЕГЭ по русскому языку [проверяются знания, касающиеся каждой из трех основных задач школьного обучения.

Единство трех задач обучения родному языку приводит к тому, что урок русского по определению включает разнообраз­ные виды учебных действий, необходимые (для развития грамотной устной и письмен­ной речи.

 В самом деле, для развития моно­логической речи и формирования орфогра­фической зоркости необходимы разные учеб­ные действия. Например, разбор слова по составу нужен для усвоения орфографиче­ских правил, относящихся к морфематическому принципу русского письма.

 А при на­писании творческой работы операция анали­за морфемного состава слова должна «уйти в тень», чтобы высвободить интеллектуаль­ные ресурсы для развертывания содержания текста.

 Естественно, для разных видов учеб­ной деятельности и различных мыслитель­ных операций требуются специфические ме­тодические средства и приемы.

 

 

 

. Актуальность использования ИКТ

 

Помощником учителя в структурирова­нии деятельности школьника, оптимизации обучения оказываются информационно-коммуникационные технологии: разнообраз­ные компьютерные тесты и тренажеры, муль­тимедийные презентации при обсуждении нового материала.

 Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках словесности в данном случае обусловлена методическим фактором.

Еще один аргумент - условно обозначим его как дидактический - в пользу примене­ния ИКТ учителем-филологом определяется тем фактом, что насыщенность современных учебников лингвистической теорией ставит перед учителем дополнительные задачи при подготовке к уроку русского языка:

·        установить основные понятия  и их трактовку разными лингвистическими школами;

·        выяснить значимость данного понятия для речевой деятельности ребенка;

·        определить адекватную детскому рече­вому опыту трактовку понятия;

·        подготовить материал для постановки учебных задач с учетом языковой ком­петенции учеников и специфики их речевого опыта;

·        оценить представленный в учебнике материал с точки зрения соответствия, во-первых, выбранной трактовке ос­новных понятий; во-вторых, детскому речевому опыту.

 

Без успешного решения этих задач невоз­можна ориентировка в методической дея­тельности. Неоценимым источником дидак­тического материала оказывается сеть Интер­нет, в которой можно найти поурочные планы, мультимедийные презентации, видео­записи уроков и мастер-классы.

 

 

 

Третий из аргументов актуальности и це­лесообразности использования ИКТ в школьном преподавании русского языка связан с источниковедческой ценностью сети Интернет.

В виртуальном пространстве встречается разнообразная информация, од­нако для решения конкретной исследова­тельской или методической задачи необходи­мо четко представлять, где именно содержат­ся необходимые (а главное - достоверные и надежные) сведения.

Наконец, современные информационно-коммуникационные технологии предостав­ляют большие возможности для поддержки школьника в процессе овладения родным язы­ком.

В частности, мультимедийная презента­ция помогает структурировать материал и ак­тивизировать внимание; компьютерные тре­нажеры и тесты привносят разнообразие в освоение правил орфографии и пунктуа­ции представляя альтернативу утомитель­ным и однообразным письменным упражнениям.

Кстати, ученые, работающие под руко­водством профессора Кати Сильва в Депар­таменте исследования образования Оксфорд­ского университета в Великобритании, уста­новили, что младшие школьники легче вос­принимают и лучше осваивают грамоту при использовании компьютерных, а не «бумаж­ных» источников.

Для развития связной мо­нологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собст­венного сочинения, манипулируя не отдель­ными словами, а целыми блоками (сверхфра­зовыми единствами, абзацами и т. п.).

Можно заключить, что актуальность исполь­зования информационно-коммуникацион­ных технологий в методике русского языка обусловлена и субъективным фактором - особенностями субъекта учебного процесса.

 Итак, применение информационно-ком­муникационных технологий в школьном курсе русского языка позволяет решить неко­торые актуальные задачи, связанные со спе­цифическими методическими, дидактически­ми и источниковедческими проблемами обу­чения родному языку, а также с разнообрази­ем деятельности субъекта обучения - школь­ника - в процессе сознательного овладения языковой компетенцией в родном языке.

Для использования ИКТ  учителю-словеснику необходимы:

·        систематизация электрон­ных и сетевых ресурсов по русскому языку и прикладной лингвистике;

. В результате учитель-словесник сможет ориентироваться в предметных средствах ИКТ, подбирать из них необходимое в соответствии с собствен­ным педагогическим стилем и особенностя­ми класса.

·        овладение  методикой при­менения ИКТ на уроке русского языка и вне­урочных занятиях.

Учи­тель освоит основные способы использова­ния возможностей, предоставляемых ИКТ: сможет спланировать урок работы учеников с лингвистическими базами данных в интер­активном режиме, определить место мульти­медийной презентации в системе урока и т. п.

·        формирование у учителя представления об информационных технологи­ях анализа, обработки и хранения речевых со­общений (устных и письменных), т. е. знаком­ство с конкретными технологиями, их ролью в прикладной лингвистике, их значением для |современного общества.

Знакомство с основными технологиями дает возможность изменить сам подход к текстовой информации и способам ее представления и обработки.

 В результате педагог научится самостоятельно формировать:

·         базы данных по ключевым темам тео­ретической части курса;

·         корпусы текстов для диктантов и из­ложений;

·         материалы для моделирования основных  коммуникативных  ситуаций и проектирования этапов освоения сложных правил.

 

Средства ИКТ, ориентированные на обучение русскому языку

 

Обратимся к предметно ориентирован­ным средствам ИКТ.

Такого рода средства представлены как на компакт-дисках, так и в Интернете.

Все сред­ства ИКТ по русскому языку можно распре­делить по трем группам.

Первую группу составляют репетиторы и тренажеры, облегчающие решение первой задачи школьного курса (обучение грамот­ности).

 Среди репетиторов наиболее извест­ными являются

·        «1С: Репетитор. Тесты по орфографии»,

·        «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации» (автор О. И. Руденко-Моргун, издатель АОЗТ «1С»),

·         «Электронный репети­тор: Русский язык» (издатель НПО «Зареа-лье»),

·        «Русский язык для абитуриента»,

·        «Ре­петитор: Диктант. Универсальный компью­терный тренажер по русскому языку»

·        «Тре­нажер по русскому языку» (издатель «Равно­весие-Медиа»).

Такого рода средства обычно предназначены для самостоятельной работы ученика и абитуриента.

 

 

 

Во вторую группу можно объединить электронные учебники:

·        «Репетитор по русско­му языку. От Кирилла и Мефодия»,

·        «Курс русского языка: Репетитор-тренажер» (автор М.   И.  Беляев,  издатель «МедиаХауз»),

·        «Уроки на дом» (отдельные диски для 5-6, 9, 10-11 классов) (издатель «Мультиме-1иа технологии»).

 Диски предназначены для учителей, школьников, а также родителей, желающих проверить правильность выполнения детьми домашних заданий.

Эти средства южно использовать и для формирования  системы лингвистических знаний, обеспечивающих грамотную речь, т. е. для решения третьей задачи школьного курса.

Наконец, третья группа - это виртуальые словари.

На CD обычно встречаются электронные версии «бумажных» изданий  (например, словаря В. И. Даля). Любой словарь - незаменимый источник информации при овладении языком, однако работа со словарем предполагает наличие лексикографической компетенции, в которую входит умение определять тип словаря и способ организации материала в словаре, диагностировать адекватность словаря исследовательской или практической задаче.

В частности, для  анализа современного состояния русского языка словарь В. И. Даля не является оптимальным источником, поскольку отражает русский язык предшествующих эпох.

 

Интернет-ресурсы по русскому языку.

 

Характеризуем только основные порталы,  на которых размещена необходимая учителю информация как о состоянии лингвистической науки, так и о методических нововведениях и текстовых базах данных.

Эти источники могут быть использованы  не только самим учителем, но и школьниками в пред профильном и профильном обучении, при подготовке к олимпиаде или научному докладу.

Проще всего получить доступ ко всему разнообразию ресурсов через специальные порталы. Основных специализированных порталов три:

·     портал Федерации Интернет Образо­вания - http://www.fio.ru.

Он включа­ет программу «Учитель» и страницу «В  помощь учителю».

  Новости  об  ИКТ в школьном образовании публикует электронный журнал Федерации Интернет Образования. Стоит обратить внимание на статью А. В.  Елисеева и А. В. Могилева «Системы создания мультимедиа презентаций», в которой читатель обнаружит все необходимое для  включения  мультимедиа в урок русского языка;

 

 

·     Российский  общеобразовательный портал  -  http://www.school.edu.ru(владелец - издательство «Просвеще­ние) предлагает статьи по различнымпроблемам образования и обучения;

·        портал «Российское образование» - www.edu.ru - позволяет познакомить­ся с новостями системы образования, справочниками, учебниками и воз­можностями применения ИКТ в учеб­ном процессе.

Помимо образовательных порталов стоит посетить справочно-информационный пор­тал Грамота.ру - http://www.gramota.ru. Он не имеет прямого отношения к образованию, но содержит необходимую филологическую информацию и обширный список словарей с удобной поисковой системой.

 Этот портал снабжен гиперссылками, связывающими его с другими порталами и сайтами.

На мой взгляд, основным интернет-ре­сурсом, необходимым учителю-словеснику и позволяющим реализовать практически все возможности ИКТ в обучении русскому языку, является Национальный корпус рус­ского языка - http://www.ruscorpora.ru.

Ха­рактеристика корпуса и его описание приво­дятся непосредственно на сайте.

Корпус включает тексты различных стилей и жанров, написанные на русском языке.

 В настоящее время доступны тексты, написанные не ранее 90-х гг. прошлого века.

Неоспоримым досто­инством примеров из Национального корпу­са русского языка является их принадлеж­ность естественным текстам, созданным мас­терами слова, писателями и журналистами.

Использованием примеров из Национально­го корпуса достигается еще одна немаловаж­ная цель - формируется установка на вос­приятие грамотного письменного текста с высоким уровнем речевой культуры, тем самым нивелируется (хотя бы отчасти!) кос­ноязычие бульварных изданий, рекламы, низкопробной литературы, попадающих на глаза школьникам.

 Работая с контекстами из Национального корпуса, учитель-филолог решает не только задачу обучения грамотно­му письму, но и задачу воспитания речевой культуры, реализует установку современного подхода к обучению русскому языку - фор­мирование текстовой компетенции, ритори­ческой грамотности.

Технологическая подготовка учителя

 

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использование ИКТ не сводится к простой замене «бумажных» носителей информации электронными.

Необходимо изучение сведений об основ­ных технологиях обработки текстовой ин­формации для использования ее в современ­ных телекоммуникационных системах.

К числу таких технологий относятся:

·        создание тезаурусов;

·        формирование баз данных и баз знаний;

·        создание экспертных систем, автоматических обучающих систем и экспертных обучающих систем;

·        формирование  корпусов данных и корпусов текстов;

·        гипертекст как основной способ организации интернет-ресурсов.

Представление о базовых технологиях по­зволяет учителю понять природу использу­емых им ИКТ и подбирать их адекватно ме­тодическим целям и особенностям учеников.

 Современные программные средства позво­ляют учителю формировать собственные базы данных, подмассивы (подкорпусы) текстов, гипертексты (как результат работы по методу проектирования)

В частности, для работы с базами данных удобно использовать СУБД Access, входящую в стандартный пакет Mi­crosoft Office.

Для создания собственного подмассива (допустим, с примерами правописа­ния наречий) на основе Национального кор­пуса русского языка на сайте предоставляется специальная программа. Национальный кор­пус русского языка можно использовать при подготовке к уроку, а можно поручить поиск необходимых материалов в интерактивном режиме ученикам на уроке.

 Наконец, созда­ние гипертекста - обычная работа, которую проделывают ученики при проектировании.

 

Гипертекстовые технологии в обучении русскому языку вос­требованы прежде всего для создания дидак­тических материалов по основным темам, раз­работки индивидуальных заданий ученикам, подготовки спецкурсов и элективных курсов в предпрофильном и профильном обучении

 

Методическая подготовка учителя

 

Включение ИКТ в урок требует не только соответствующей технической оснащеннос­ти, но и изменения структуры урока, методи­ки его проведения.

Основные способы введения ИКТ на уроке:

  просмотр видеозаписи урока или его фрагмента в Интернете;

  мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками (например, в профильном обучении);

  работа с компьютерными тренажерами;

  поиск информации непосредственно в сети  (например,  поиск значения слова в виртуальном словаре) и т. п.

Реализация этих способов предполагает перераспределение времени между индивидуальной и коллективной деятельностью уче­ников, разработку гибкой системы контроля за результатами деятельности:

·        письменные работы,

·        ответы в интерактивном режиме:

·        поиск информации в виртуальном словаре,

·        подбор контекстов из Национального корпу­са русского языка и т. п.

 

 

Подведем итоги.

 

 Учителя-словесника информационно-коммуникационные техно­логии приобщают к достижениям современ­ной прикладной русистики.

Благодаря ИКТ учитель преодолевает ограниченность в мате­риалах, получает доступ к словарям и биб­лиотекам.

Учеников, безусловно, заинтересу­ет работа в Интернете, создание гипертекс­тов, путешествие по корпусам текстов.

Ис­пользуя ИКТ, педагог создает дополнитель­ную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности.

 

Необходимым подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникаци­онные технологии не оптимизируют обуче­ние, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Использо­вание ИКТ, как, впрочем, и любого другого метода, не может быть самоцелью.

 Новые информационные технологии лишь позволя­ют приблизить школьную методику к требо­ваниям сегодняшнего дня.

 

   

 
« Пред.   След. »