Использование ИКТ в преподавании русского языка |
08.09.2010 г. | |
Использование ИКТ в преподавании русского языка
Обучение русскому языку в школе призвано решать три равные по значимости задачи: · обучение грамотной письменной речи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, · развитие речи (формирование умения развернуть письменный или устный монолог в соответствии с требованиями коммуникативной ситуации и проинтерпретировать речевое сообщение собеседника), · формирование системы лингвистических знаний (знакомство с терминологией и системой понятий). Различные учебно-методические комплексы по русскому языку и разнообразные системы обучения различаются прежде всего расстановкой приоритетов и, соответственно, подходами к решению второстепенных задач Между тем приоритет одной из задач ни в коей мере не означает, что остальные можно не принимать во внимание. Отметим, что в ЕГЭ по русскому языку [проверяются знания, касающиеся каждой из трех основных задач школьного обучения. Единство трех задач обучения родному языку приводит к тому, что урок русского по определению включает разнообразные виды учебных действий, необходимые (для развития грамотной устной и письменной речи. В самом деле, для развития монологической речи и формирования орфографической зоркости необходимы разные учебные действия. Например, разбор слова по составу нужен для усвоения орфографических правил, относящихся к морфематическому принципу русского письма. А при написании творческой работы операция анализа морфемного состава слова должна «уйти в тень», чтобы высвободить интеллектуальные ресурсы для развертывания содержания текста. Естественно, для разных видов учебной деятельности и различных мыслительных операций требуются специфические методические средства и приемы.
. Актуальность использования ИКТ
Помощником учителя в структурировании деятельности школьника, оптимизации обучения оказываются информационно-коммуникационные технологии: разнообразные компьютерные тесты и тренажеры, мультимедийные презентации при обсуждении нового материала. Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках словесности в данном случае обусловлена методическим фактором. Еще один аргумент - условно обозначим его как дидактический - в пользу применения ИКТ учителем-филологом определяется тем фактом, что насыщенность современных учебников лингвистической теорией ставит перед учителем дополнительные задачи при подготовке к уроку русского языка: · установить основные понятия и их трактовку разными лингвистическими школами; · выяснить значимость данного понятия для речевой деятельности ребенка; · определить адекватную детскому речевому опыту трактовку понятия; · подготовить материал для постановки учебных задач с учетом языковой компетенции учеников и специфики их речевого опыта; · оценить представленный в учебнике материал с точки зрения соответствия, во-первых, выбранной трактовке основных понятий; во-вторых, детскому речевому опыту.
Без успешного решения этих задач невозможна ориентировка в методической деятельности. Неоценимым источником дидактического материала оказывается сеть Интернет, в которой можно найти поурочные планы, мультимедийные презентации, видеозаписи уроков и мастер-классы.
Третий из аргументов актуальности и целесообразности использования ИКТ в школьном преподавании русского языка связан с источниковедческой ценностью сети Интернет. В виртуальном пространстве встречается разнообразная информация, однако для решения конкретной исследовательской или методической задачи необходимо четко представлять, где именно содержатся необходимые (а главное - достоверные и надежные) сведения. Наконец, современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют большие возможности для поддержки школьника в процессе овладения родным языком. В частности, мультимедийная презентация помогает структурировать материал и активизировать внимание; компьютерные тренажеры и тесты привносят разнообразие в освоение правил орфографии и пунктуации представляя альтернативу утомительным и однообразным письменным упражнениям. Кстати, ученые, работающие под руководством профессора Кати Сильва в Департаменте исследования образования Оксфордского университета в Великобритании, установили, что младшие школьники легче воспринимают и лучше осваивают грамоту при использовании компьютерных, а не «бумажных» источников. Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками (сверхфразовыми единствами, абзацами и т. п.). Можно заключить, что актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в методике русского языка обусловлена и субъективным фактором - особенностями субъекта учебного процесса. Итак, применение информационно-коммуникационных технологий в школьном курсе русского языка позволяет решить некоторые актуальные задачи, связанные со специфическими методическими, дидактическими и источниковедческими проблемами обучения родному языку, а также с разнообразием деятельности субъекта обучения - школьника - в процессе сознательного овладения языковой компетенцией в родном языке. Для использования ИКТ учителю-словеснику необходимы: · систематизация электронных и сетевых ресурсов по русскому языку и прикладной лингвистике; . В результате учитель-словесник сможет ориентироваться в предметных средствах ИКТ, подбирать из них необходимое в соответствии с собственным педагогическим стилем и особенностями класса. · овладение методикой применения ИКТ на уроке русского языка и внеурочных занятиях. Учитель освоит основные способы использования возможностей, предоставляемых ИКТ: сможет спланировать урок работы учеников с лингвистическими базами данных в интерактивном режиме, определить место мультимедийной презентации в системе урока и т. п. · формирование у учителя представления об информационных технологиях анализа, обработки и хранения речевых сообщений (устных и письменных), т. е. знакомство с конкретными технологиями, их ролью в прикладной лингвистике, их значением для |современного общества. Знакомство с основными технологиями дает возможность изменить сам подход к текстовой информации и способам ее представления и обработки. В результате педагог научится самостоятельно формировать: · базы данных по ключевым темам теоретической части курса; · корпусы текстов для диктантов и изложений; · материалы для моделирования основных коммуникативных ситуаций и проектирования этапов освоения сложных правил.
Средства ИКТ, ориентированные на обучение русскому языку
Обратимся к предметно ориентированным средствам ИКТ. Такого рода средства представлены как на компакт-дисках, так и в Интернете. Все средства ИКТ по русскому языку можно распределить по трем группам. Первую группу составляют репетиторы и тренажеры, облегчающие решение первой задачи школьного курса (обучение грамотности). Среди репетиторов наиболее известными являются · «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», · «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации» (автор О. И. Руденко-Моргун, издатель АОЗТ «1С»), · «Электронный репетитор: Русский язык» (издатель НПО «Зареа-лье»), · «Русский язык для абитуриента», · «Репетитор: Диктант. Универсальный компьютерный тренажер по русскому языку» · «Тренажер по русскому языку» (издатель «Равновесие-Медиа»). Такого рода средства обычно предназначены для самостоятельной работы ученика и абитуриента.
Во вторую группу можно объединить электронные учебники: · «Репетитор по русскому языку. От Кирилла и Мефодия», · «Курс русского языка: Репетитор-тренажер» (автор М. И. Беляев, издатель «МедиаХауз»), · «Уроки на дом» (отдельные диски для 5-6, 9, 10-11 классов) (издатель «Мультиме-1иа технологии»). Диски предназначены для учителей, школьников, а также родителей, желающих проверить правильность выполнения детьми домашних заданий. Эти средства южно использовать и для формирования системы лингвистических знаний, обеспечивающих грамотную речь, т. е. для решения третьей задачи школьного курса. Наконец, третья группа - это виртуальые словари. На CD обычно встречаются электронные версии «бумажных» изданий (например, словаря В. И. Даля). Любой словарь - незаменимый источник информации при овладении языком, однако работа со словарем предполагает наличие лексикографической компетенции, в которую входит умение определять тип словаря и способ организации материала в словаре, диагностировать адекватность словаря исследовательской или практической задаче. В частности, для анализа современного состояния русского языка словарь В. И. Даля не является оптимальным источником, поскольку отражает русский язык предшествующих эпох.
Интернет-ресурсы по русскому языку.
Характеризуем только основные порталы, на которых размещена необходимая учителю информация как о состоянии лингвистической науки, так и о методических нововведениях и текстовых базах данных. Эти источники могут быть использованы не только самим учителем, но и школьниками в пред профильном и профильном обучении, при подготовке к олимпиаде или научному докладу. Проще всего получить доступ ко всему разнообразию ресурсов через специальные порталы. Основных специализированных порталов три: · портал Федерации Интернет Образования - http://www.fio.ru. Он включает программу «Учитель» и страницу «В помощь учителю». Новости об ИКТ в школьном образовании публикует электронный журнал Федерации Интернет Образования. Стоит обратить внимание на статью А. В. Елисеева и А. В. Могилева «Системы создания мультимедиа презентаций», в которой читатель обнаружит все необходимое для включения мультимедиа в урок русского языка;
· Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru(владелец - издательство «Просвещение) предлагает статьи по различнымпроблемам образования и обучения; · портал «Российское образование» - www.edu.ru - позволяет познакомиться с новостями системы образования, справочниками, учебниками и возможностями применения ИКТ в учебном процессе. Помимо образовательных порталов стоит посетить справочно-информационный портал Грамота.ру - http://www.gramota.ru. Он не имеет прямого отношения к образованию, но содержит необходимую филологическую информацию и обширный список словарей с удобной поисковой системой. Этот портал снабжен гиперссылками, связывающими его с другими порталами и сайтами. На мой взгляд, основным интернет-ресурсом, необходимым учителю-словеснику и позволяющим реализовать практически все возможности ИКТ в обучении русскому языку, является Национальный корпус русского языка - http://www.ruscorpora.ru. Характеристика корпуса и его описание приводятся непосредственно на сайте. Корпус включает тексты различных стилей и жанров, написанные на русском языке. В настоящее время доступны тексты, написанные не ранее 90-х гг. прошлого века. Неоспоримым достоинством примеров из Национального корпуса русского языка является их принадлежность естественным текстам, созданным мастерами слова, писателями и журналистами. Использованием примеров из Национального корпуса достигается еще одна немаловажная цель - формируется установка на восприятие грамотного письменного текста с высоким уровнем речевой культуры, тем самым нивелируется (хотя бы отчасти!) косноязычие бульварных изданий, рекламы, низкопробной литературы, попадающих на глаза школьникам. Работая с контекстами из Национального корпуса, учитель-филолог решает не только задачу обучения грамотному письму, но и задачу воспитания речевой культуры, реализует установку современного подхода к обучению русскому языку - формирование текстовой компетенции, риторической грамотности.
Технологическая подготовка учителя
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что использование ИКТ не сводится к простой замене «бумажных» носителей информации электронными. Необходимо изучение сведений об основных технологиях обработки текстовой информации для использования ее в современных телекоммуникационных системах. К числу таких технологий относятся: · создание тезаурусов; · формирование баз данных и баз знаний; · создание экспертных систем, автоматических обучающих систем и экспертных обучающих систем; · формирование корпусов данных и корпусов текстов; · гипертекст как основной способ организации интернет-ресурсов. Представление о базовых технологиях позволяет учителю понять природу используемых им ИКТ и подбирать их адекватно методическим целям и особенностям учеников. Современные программные средства позволяют учителю формировать собственные базы данных, подмассивы (подкорпусы) текстов, гипертексты (как результат работы по методу проектирования) В частности, для работы с базами данных удобно использовать СУБД Access, входящую в стандартный пакет Microsoft Office. Для создания собственного подмассива (допустим, с примерами правописания наречий) на основе Национального корпуса русского языка на сайте предоставляется специальная программа. Национальный корпус русского языка можно использовать при подготовке к уроку, а можно поручить поиск необходимых материалов в интерактивном режиме ученикам на уроке. Наконец, создание гипертекста - обычная работа, которую проделывают ученики при проектировании.
Гипертекстовые технологии в обучении русскому языку востребованы прежде всего для создания дидактических материалов по основным темам, разработки индивидуальных заданий ученикам, подготовки спецкурсов и элективных курсов в предпрофильном и профильном обучении
Методическая подготовка учителя
Включение ИКТ в урок требует не только соответствующей технической оснащенности, но и изменения структуры урока, методики его проведения. Основные способы введения ИКТ на уроке: • просмотр видеозаписи урока или его фрагмента в Интернете; • мультимедийные презентации, подготовленные как учителем, так и самими учениками (например, в профильном обучении); • работа с компьютерными тренажерами; • поиск информации непосредственно в сети (например, поиск значения слова в виртуальном словаре) и т. п. Реализация этих способов предполагает перераспределение времени между индивидуальной и коллективной деятельностью учеников, разработку гибкой системы контроля за результатами деятельности: · письменные работы, · ответы в интерактивном режиме: · поиск информации в виртуальном словаре, · подбор контекстов из Национального корпуса русского языка и т. п.
Подведем итоги.
Учителя-словесника информационно-коммуникационные технологии приобщают к достижениям современной прикладной русистики. Благодаря ИКТ учитель преодолевает ограниченность в материалах, получает доступ к словарям и библиотекам. Учеников, безусловно, заинтересует работа в Интернете, создание гипертекстов, путешествие по корпусам текстов. Используя ИКТ, педагог создает дополнительную мотивацию к изучению родного языка, освоению правил грамотной коммуникации, формированию речевой культуры, развитию самостоятельной активной личности.
Необходимым подчеркнуть, что сами по себе информационно-коммуникационные технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Использование ИКТ, как, впрочем, и любого другого метода, не может быть самоцелью. Новые информационные технологии лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям сегодняшнего дня.
|
« Пред. | След. » |
---|