Использование информационно-коммуникационных технологий |
08.09.2010 г. | ||||
Страница 1 из 2 Использование информационно-коммуникационных технологий предполагает решение следующих задач: 1. Формирование навыков работы с разными источниками информации, развитие коммуникативных способностей, 2. Подготовка личности к жизни в информационном обществе, 3. Увеличение объема информации, 4. Формирование исследовательских умений. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (персональный компьютер, аудио, кино, видео). Вообще, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляют информация и ее движение (преобразование). Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством которых является компьютер. В направлении реализации данной технологии можно выделить следующие концептуальные положения: · Обучение- это общение ребенка с компьютером · Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка · Диалоговый характер обучения · Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения · Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект · Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы · Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером · Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действие ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.
Основными направлениями реализации данной технологии мы считаем: · задания, предполагающие работу в сети Интернет; · использование цифровых образовательных ресурсов, материалов мультимедиатеки школы при подготовке и проведении уроков; · создание наглядных пособий качественно нового уровня; · использование компьютера в роли тренажера (подготовка к ЕГЭ); · использование компьютера как средства диагностики и контроля; · использование компьютера как средства подготовки текстов и их хранения; · использование программ - тренингов для обучения детей с проблемами развития; · решение педагогических задач: формирование сплоченного и сотрудничающего коллектива (следствие коммуникации с широкой аудиторией), организация досуговой среды с помощью игровых программ, компьютерного видео.
Компьютер, обеспечивая учебный процесс всеми видами и формами информации, гибко подстраивается к индивидуальным запросам ученика и учителя, позволяет моделировать совершенно новые типы и формы уроков и внеурочных занятий. С появлением компьютера, вслед за ним новых информационных систем и технологий, возможности доступа ученика к различной информации значительно возросли. Использование компьютера в этом случае становится средством обогащения учебной деятельности. Новые информационно-коммуникационные технологии предоставили ученикам широкие возможности для организации самостоятельной учебной деятельности, мотивировали к поиску новых форм и методов получения знаний, развитию умений и навыков самообразования. Новые возможности побудили нас, учителей, изменить свое представление о современном уроке.
Таким образом, общение с компьютером развивает у учащихся следующие умения: 1. Заранее планировать свои действия и представлять весь процесс решения той или иной учебной задачи; 2. Четко формулировать свои намерения и определять все используемые понятия; 3. Строго разделять содержательные и процессуальные компоненты деятельности и учебного материала; 4. Разбивать общую задачу на ряд подзадач, интегрируя затем последние в новое единое целое; 5. Моделировать процессы, явления, ситуации; 6. Обнаружить и устранить допущенные ошибки.
При составлении календарно - тематического планирования по предмету тщательно продумывается структура каждого урока с учетом Модели полного усвоения и использования ИКТ - технологий.
Процесс обучения с применением ИКТ при изучении русского языка и литературы ведется в нескольких направлениях: I. Компьютерное моделирование. Привычным стало создание мультимедийных презентаций к уроку учителем и учащимися. Так, учащиеся младших классов готовят небольшие презентации: 5 - 6 слайдов. Старшеклассникам по силам более серьезные работы. Они используют при создании презентаций сложные эффекты анимации, фрагменты кинофильмов, хроники, часто работы имеют звуковое сопровождение. За три года работы в данном направлении силами учащихся и под руководством учителей в кабинете русского языка и литературы, МХК собраны мультимедийные энциклопедии, подготовленные учениками: «Страницы русской классической литературы», «Шедевры мирового искусства», «Диалог культур», «Литература ХХ века», насчитывающие более 60 ученических презентаций, а также тематические сборники «Поэты серебряного века», «Мировая литература: диалог культур» и др. Регулярно проводятся конкурсы презентаций, лучших пособий, созданных к уроку. Критериями оценки работ являются оригинальность подхода; полнота представленного материала; оформление; представление и защита работы. Использование компьютерных технологий позволяет учителю создавать наглядные пособия качественно нового уровня: презентации, опорные блок - схемы, даже учебные фильмы. Все это, несомненно, активизирует учебный процесс. Кроме того, компьютерные технологии позволяют создавать и хранить текстовый материал: тесты, карточки, тексты для анализа, памятки... При подготовке к урокам русского языка подбираются примеры разного уровня сложности, иллюстрирующие правило. Интересный материал к урокам можно найти на сайте «Российской газеты» www. rg.ru, где находится баннер «Говорим по - русски». Уникальность его в том, что он позволяет расширить возможности урока, внести в него элемент занимательности. Например, при изучении раздела «Лексика» в 5 классе ученикам предлагается решить лингвистическую задачу - найти в тексте антонимы: Спросил молоток у моря: -Отчего камни на твоем берегу такие гладкие, а я сколько ни бью - все колючие и шершавые? -А я их ласкаю, - прошептало море. Особо ценной считаем нравственную составляющую таких заданий. Подобный вид работы очень важен, так как позволяет учителю ориентироваться на уровень класса, на степень усвоения материала, выявлять «пробелы» в знаниях как класса в целом, так и отдельных учеников. У учителя - словесника роль особая: он должен не только дать прочные и обширные знания по предмету, но и развить в ученике культуру языка, культуру чтения, а, по сути, культуру человеческой души. Нам хотелось бы, чтобы наши ученики видели красоту языка, ценили мудрость книг, могли добывать информацию из разных источников и интерпретировать ее. Стараемся давать такие домашние задания, выполнение которых требует работы с разными источниками информации. Ограничиваться учебником, пусть даже очень хорошим, конечно, нельзя. Нужно задействовать и ресурсы школьной медиатеки. Например, после изучения темы «Поэтическое новаторство В.В.Маяковского» учащиеся получили такое домашнее задание: 1. «Оригинальная палитра автора». Что это? Попытайтесь объяснить значение этого словосочетания через сравнение с другими видами искусства. 2. Творчество Маяковского авангардно, однако критик Владимир Корнилов утверждал, что у него есть предшественники, а искать их нужно в 18 веке. Кто они? 3. Создайте презентацию «Карта литературной России. Владимир Маяковский». 4. Подготовить обзор сайтов, посвященных творчеству В.В.Маяковского.
* - задания выполняются по желанию. |
« Пред. | След. » |
---|