Использование информационно-коммуникационных технологий
08.09.2010 г.
Оглавление
Использование информационно-коммуникационных технологий
Страница 2

 

                  II. Использование электронных учебных изданий

                     Ресурсы школьной медиатеки, база Межшкольного методического центра позволяют  использовать при подготовке уроков и внеклассных мероприятий обширный дополнительный материал. Все это помогает реализовать в преподавании предмета компетентностно-ориентированный подход.     Хорошим ресурсом для подготовки и проведения уроков обладают электронные издания, к которым относятся репетиторы и тренажеры, обучающие программы, справочники и энциклопедии. Уроки русского языка и литературы нередко проводятся в кабинете информатики, где компьютеры объединены в локальную сеть. Электронные учебники и пособия позволяют выполнять задания в интерактивном режиме. Это очень помогает при подготовке к ЕГЭ.

                 В  работе   используются следующие электронные учебники и пособия:

при объяснении (введении) нового материала

«Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 - 11 кл.».  - ООО «Кирилл и Мефодий»

 «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». 5 - 9 кл.». - ООО «Кирилл и Мефодий»

 «1С:Репетитор. Русский язык». - АОЗТ «1С»

«Библиотека школьника». - ЗАО «АСУ - Импульс»

«Русская литература от Нестора до Маяковского». -  «Директ Медиа Паблишинг»

«Хрестоматия по русской литературе». - «Директ Медиа Паблишинг»

при закреплении, повторении, при контроле знаний, умений, навыков 

«Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. - «Просвещение МЕДИА»

Программа - тренажер по русскому языку «Фраза». - «Гуру. СОФТ»

Орфографический практикум. - «Просвещение МЕДИА»

во внеурочной работе и в качестве дополнительного материала

«МХК.  От наскальных рисунков до киноискусства»

«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

«Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

«МХК. Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы» 

«История искусства», «Шедевры русской живописи» и др.

     

                                 III. Использование Интернет-ресурсов

Главный вопрос использования сети Интернет в литературном образовании может быть сформулирован как «Можно ли обойтись без эмоционального урока по литературе, сопереживания текста учителем и учениками?» Пока что литературное образование использует сеть Интернет лишь как ресурс. Интернет не является самоценным объектом, хотя он и приумножает возможности ученика и, шире, читателя. Отметим, что делает он это не бесконечно. Существует психологический предел расширяющемуся кругу чтения. Полноценным инструментом литературного образования сеть Интернет станет лишь после того, как предложит принципиально новую его концепцию.

(Из материалов сети Интернет)

            У всемирной сети столько же отчаянных сторонников, сколько ярых противников. В чем же дело? Одни видят в ней огромную свалку информации, другие  говорят о  колоссальных возможностях глобальной паутины. Так или иначе, нельзя отрицать тот факт, что Интернет прочно вошел в любую профессиональную сферу, а умение грамотно пользоваться Интернетом нужно и в школе, и практически в любой профессии. И если сейчас не придать должного значения обучению подростков работе в Сети, им трудно будет найти свое место в дальнейшей жизни.                                       На самом деле Интернет можно очень продуктивно использовать, если грамотно искать, отбирать и интерпретировать информацию, общаться в сетевых форумах, на телеконференциях, соблюдая правила сетевого этикета, вычленяя то, что нужно для профессионального роста учителя или образования школьника. У человека целеустремленного и хорошо понимающего свои задачи быстро вырабатывается культура поведения  в Интернете. Поэтому ИНТЕРНЕТ - это огромнейшая база учебной  информации и информации по профессиональному самообразованию, росту педагогического мастерства учителя русского языка и литературы. Многочисленные популярные информационно-поисковые системы Интернета могут позволить филологу  непрерывно повышать свою педагогическую культуру, пополнять методическую копилку, обогащать уникальный опыт, совершенствовать профессиональный почерк.                                                                                                  Образовательная деятельность учителя многогранна и значима. Как технологии Интернета могут повысить ее эффективность? Существует несколько направлений применения Интернет-технологий  в процессе методической, образовательной деятельности учителя русского языка и литературы:

Все они способствуют выработке индивидуальной траектории профессионального саморазвития, повышают ИКТ-компетентность учителя, позволяют осуществлять личностно-ориентированную информационную поддержку в соответствии с уникальным педагогическим опытом каждого педагога, помогут при прохождении аттестационных испытаний.

Какие же образовательные ресурсы помогут учителю-словеснику в методической работе? Конечно же, это сайты педагогических Интернет-сообществ, педагогических журналов и газет, образовательные и специализированные порталы и сайты. С их помощью можно начать электронную переписку, получать новостные рассылки, принимать участие в конференциях.

 

Полезные ссылки в копилку учителя-словесника

http://pedsovet.org.  Всероссийский Интернет-педсовет - самый крупный и значительный форум в России, начиная с 2000 года. Проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.

http://som.fio.ru . Наиболее значимые методические ресурсы сейчас сосредоточены на сайте Сетевого объединения методистов. Интернет-проект «СОМ - В помощь учителю» был создан Московским центром Федерации Интернет-образования для оказания методической поддержки учителям-предметникам по курсам общеобразовательной школы. Этот сайт включает ресурсы по всем учебным предметам и направлениям, коллекцию Национального фонда поддержки кадров. Здесь представлены стандарты образования, программы, рекомендованные МО, авторские программы, примерные планы, интересные ссылки на Интернет-ресурсы.

http://www.gramota.ru/ "Русский язык". Справочно-информационный портал. Основные задачи портала: возрождение культуры речи, популяризация русского языка и поддержание его литературных норм. Рассчитан на самый разный образовательный уровень и круг интересов. Размещены электронные словари: "Орфографический словарь" под редакцией В.В.Лопатина, который постоянно пополняется; "Словарь трудностей произношения и ударения" под ред. К.С.Горбачевича. В он-лайновом режиме бесплатно работает "Справочное бюро". Также предлагается поучаствовать в "Дискуссионном клубе", порешать лингвистические задачи в разделе "Конкурсы" или прочитать аналитические материалы в "Научном журнале". Здесь же собраны все "официальные документы", относящиеся к русскому языку.         

http://www.gramma.ru/ Культура письменной речи. Неофициальный проект, созданный группой энтузиастов, в которую входят опытные преподаватели русского языка и литературы школ Санкт-Петербурга, преподаватели кафедры русского языка Санкт-Петербургского государственного университета и других вузов. На сайте представлены нормы русского языка, информация о стилях документов, рекомендации по сдаче экзаменов и тестирование по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.                                                                                                                                     http://yamal.org/ook/ Опорный орфографический компакт. Пособие по орфографии русского языка. В пособии представлен материал для работы по усвоению навыков грамотного письма с использованием опорного орфографического компакта, сконструированного на основе методики В.Ф.Шаталова - Ю.С.Меженко, раскрывается система работы над ошибками учащихся. Пособие адресовано учителям русского языка и учащимся общеобразовательной школы.             

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://www.ruscenter.ru/ Центр развития русского языка. Информация о Центре; его проектах; новостях в области обучения русскому языку; публикации центра; информация об истории и современном русском  языке, нескучные уроки и много другой полезной и интересной информации.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.
           
http://www.denlen.da.ru/ Поговорим о русском... Проект Елены Долотовой, преподавателя русского языка и литературы для любителей русского языка. На сайте имеется архив рассылок, форум о русском языке и литературе, а также небольшая коллекция авторских методических материалов по русской литературе.

Современный учитель русского языка должен  быть не просто транслятором знаний, сегодня он  и его воспитанники могут быть активными участниками Интернет-проектов: участвовать в дистанционных конкурсах и олимпиадах, общаться со своими сверстниками. Ежегодно, начиная с 2006 года, учащиеся СОШ п.Опытный становятся призерами республиканской дистанционной олимпиады по русскому языку (всего 6 призовых мест), в 2007 году 1 ученик стал призером,  2 - лауреатами 1 Всероссийской дистанционной олимпиады по литературе.

 Учителю доступны общение в сетевых сообществах, возможность делиться опытом с коллегами, найти ответы на сложные вопросы, опубликовать свои методические разработки в редакции педагогических СМИ посредством электронной почты и на сайте издания. Активно распространяется такая форма обобщения и представления педагогического опыта, как создание и поддержка персонального сайта учителя. Сегодня все это становится реальностью прежде всего для учителя, получившего подготовку на базе Межшкольных методических центров по одной из программ: «Формирование базовой ИКТ-компетентности учителя-предметника», «Информационные технологии в практике работы учителя»(Microsoft Партнерство в образовании), "Обучение организации эффективной работы по использованию учащимися информационно-коммуникационных технологий (в рамках программы Intel «Обучение для будущего»). Предлагаемые курсы повышения квалификации в области ИКТ-технологий - мощный толчок к росту профессионального мастерства  словесника.

Итак, существуют разнообразные способы применения информационного и коммуникационного потенциала Интернета учителем, нужно лишь желание освоить эти современные технологии. Эффект от применения не заставит себя долго ждать: профессиональная деятельность станет насыщеннее и интереснее, а уроки ярче и увлекательнее!

С включением компьютера в учебный процесс интерес к предмету значительно повышается. Но гораздо важнее, что  такая практика приучает учащихся следить за своими результатами, выявлять сильные и слабые стороны собственной деятельности, мотивирует учащихся на самоанализ, облегчает процесс координации и корректировки самообразования. Подобная практика значительно оживляет уроки, делает наглядными,  соответствует специфике предмета, формирует IT-активного учителя, созжающего информационное образовательное пространство.

 

     

 

 



 
« Пред.   След. »