О развитии методических систем
08.09.2010 г.
Оглавление
О развитии методических систем
Страница 2
Страница 3
Страница 4

 

 

 А.М.Новиков

О РАЗВИТИИ   МЕТОДИЧЕСКИХ   СИСТЕМ

 

В педагогической печати, в выступления на конференциях и т.д. часто раздаются призывы заменить прежние, якобы устаревшие дидактические теории, методы обучения и  методические   системы  на более современные, прогрессивные. Цель данной статьи - показать, что все они имели и имеют место сегодня в русле:

 

- филогенетического развития, т.е. в русле исторического развития человечества;

 

- онтогенетического развития, т. е. в русле индивидуального развития каждого отдельного человека.

 

 

 

Для начала необходимо совершить небольшой экскурс в проблему организационной культуры как учения об основных формах организации человеческой деятельности. В различные исторические периоды развития цивилизации имели место разные типы основных форм организации деятельности, которые в современной литературе получили название организационной культуры.  Рассмотрим следующие исторические типы организационной культуры (табл. 1.).

 

Традиционная организационная культура. На ранних этапах развития человечества общество состояло из коммунальных групп, принципом выделения которых было различение «свой - чужой». Коммунальные группы удерживаются мифом и ритуалом. Миф объясняет происхождение предков (от животного,  от какого-либо бога и т.п.), избранность данной группы, порядок общежития, в частности, принцип главенства в группе и его обоснование. Реальным механизмом, который организует деятельность людей является ритуал. Базовая задача: отделять своих от чужих, помогать своим, вредить чужим, карать за отступничество.

 

        Корпоративно-ремесленная культура. В дальнейшем, в позднем средневековье стали формироваться новые центры организации общества - города и университеты. Новая социальная иерархия внутри городов формировалась уже на других принципах - корпоративно-ремесленных. Корпорации формировались вокруг той или иной деятельности:  выделялись некоторые образцы (изделий и т.п.) и рецепты их воссоздания, тщательно охраняемые корпорацией. Иерархическая структура общества определялась жестким разделением членов ремесленных корпораций на мастеров, подмастерьев и учеников, а переход из одной категории в другую был длителен по времени и обставлен многими условиями, жестко контролируемыми корпорацией.

 

  Далее, в эпоху Ренессанса развившиеся к тому времени особые корпорации - университетские корпорации постепенно перешли от передачи рецептурного знания на разработку и передачу знания теоретического.  Сместился интерес от тех людей, кто умеет и может передавать рецепт этого умения к тем, кто знает, кто может создавать теоретическое знание  и передавать его. Передача теоретического знания стала основной линией  в университетском, а потом и во всех других формах образования. Так стал формироваться профессиональный  (научный) тип организационной культуры.

 

     Профессиональный (научный) тип организационной культуры. В нем базовой деятельностью, цементирующей различные профессиональные области является наука. Именно наука в профессионально организованном обществе является важнейшим институтом, так как в ней формируется и единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделяются частные теории и соответственные предметные области профессиональных деятельностей. «Центром» профессиональной культуры являются научные знания, а производство этих знаний - основным видом производства, определяющем возможности остальных видов и материального, и духовного производства.  На протяжении нескольких веков профессиональный (научный) тип организационной культуры был  основным, ведущим.

 

Но во второй половине ХХ века определились кардинальные противоречия в развитии профессиональной формы организации общества:  стремительный рост научного знания, технологизация средств его производства привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соответственно, дроблению профессиональных областей на множество специальностей.    Таким образом, возникла необходимость развития иного типа организационной культуры - проектно-технологического.

 

      Проектно-технологический тип организационной культуры. Еще в прошлом веке, наряду с теориями, проявились такие интеллектуальные организованности как проекты и программы[1], а к концу ХХ века деятельности по их созданию и реализации стали массовыми. Обеспечиваются они не только и не столько теоретическими знаниями, сколько аналитической работой. Предшествующая профессиональная культура за счет своей теоретической мощи породила способы массового изготовления новых знаковых форм (моделей, алгоритмов, баз данных и т.п.), и это стало теперь материалом для новых технологий. Эти технологии наряду с проектами, программами, стали ведущей формой организации деятельности. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не могут покрыть весь технологический цикл того или иного производства. Сложная организация больших технологий  приводит к тому, что бывшие профессии обеспечивают лишь одну - две ступени больших технологических циклов, и для успешной работы и карьеры человеку важно быть не только профессионалом, но быть способным активно  и грамотно включаться  в эти циклы.

 

Таким образом, развивавшийся с ХУП века профессиональный (научный) тип организационной культуры, основой которого являлись письменные тексты - в виде учебников, специальной литературы, инструкций, руководств, методических рекомендаций и т.п. - где-то в середине ХХ века сменился, в связи с ускорением развития общественных, в том числе производственных отношений, новым типом организационной культуры (естественно, вобравшей в себя все предыдущие) - проектно-технологической культурой.

 

 

 

                               Характеристика типов организационной культуры  

 

Организационные

типы культур

 Способы нормирования и

 трансляции деятельности

 Формы общественного устройства, воспроизводящие способ

 Традиционная

 Миф и ритуал

 Коммунальные группы, формируемые по принципу «свой  -чужой» в  отношениях родства

 Корпоративно-ремесленная

 Образец и рецепт его воссоздания

 Корпорация, имеющая формально иерархическое строение: мастер, подмастерье, ученик

Профессиональная

 Теоретические знания в форме текста

 Профессиональная организация, построенная на принципе онтологических (бытийных) отношений

 Проектно-технологическая 

 Проекты и технологии 

 Технологическое общество, структурированное по принципу коммуникативности и профессиональных отношений

 

 

 

Причем, важно подчеркнуть, что различные типы организационной культуры не заменяются одну на другую, а наличествуют одновременно, параллельно. Так ритуалы, обычаи, традиции сохраняются и сегодня - например, режим дня, праздники, соблюдение народных обычаев и т.д. К ранее освоенным типам организационной культуры добавляются новые.

 

Теперь перейдем непосредственно к учебному процессу. Покажем, что в ходе онтогенеза обучающийся последовательно осваивает способы деятельности, свойственные организационным типам культур, сформировавшимся в филогенезе в процессе общественно-исторического развития человечества: традиционной, ремесленной, профессиональной, проектно-технологической. Действительно:

 

- способами трансляции культуры в традиционном типе ее организации являются ритуал, обычай, традиции,  мифы. Еще в пренатальном (дородовом) развитии, которому сейчас стали уделять самое серьезное внимание, общение человеческого зародыша с другими людьми, в первую очередь с матерью, осуществляется посредством ритуала: мать просыпается и поет ритуальную песенку, каждый день одну и ту же. Идет на прогулку - поет другую, тоже каждый день одну и ту же, ложится спать - третью и т.д. После рождения общение младенца со взрослыми строится на постоянстве одних и тех же действий и слов (тоже ритуалы): «мама пришла», «мама сейчас тебя покормит» и т.д. Так, за счет постоянства ситуаций у младенца складываются образы матери, отца, бабушки и т.д. Режим дня ребенка выступает как  традиция, обычай. Игры с детьми младенческого возраста - это еще не детские игры с воображаемой ситуацией - они выступают в форме ритуалов: «ладушки, ладушки ...», повторяющихся многократно. Сказки выступают своеобразной формой мифов. Одну и ту же сказку дети раннего возраста могут слушать десятки, сотни раз - им не надоедает. Таким образом, посредством ритуалов, традиций, мифов ребенок осваивает элементы человеческой культуры - образы, манипулятивные действия, условные формы языка и т.д.;

 

- следующий исторический тип организационной культуры - ремесленный. Способ трансляции - образец и рецепт его воспроизведения. На определенном возрастном этапе, где-то в возрасте около 3-х лет ребенок начинает копировать действия взрослых - либо непосредственно (предметно-манипулятивные действия), либо опосредовано в форме детской игры, создавая себе воображаемую ситуацию «взрослой жизни». Он играет в «дочки-матери»,      в «доктора» и т.д. - копируя поведение и действия взрослых;

 

-  ребенок в возрасте 6 - 7 лет поступает в школу (или учится читать и писать еще в детском саду). И основным способом освоения человеческой культуры для него становится текст - атрибут научного (профессионального) типа организационной культуры, - носителем которого является, в первую очередь, учебная книга, а также словари, справочники, задачники и т.д.;


 
« Пред.   След. »