Комлексный анализ текста. Н.В.Гоголь
08.09.2010 г.

 

 

Н.В. ГОГОЛЬ

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

 

- Систематизировать и обобщить знания по разным разделам учебного курса русского языка (лексикология, орфография, пунктуация, синтаксис, стилистика) с целью формирования языковой компетенции.

-   Развивать речевые умения и навыки с целью формирования коммуникативной компетенции.

-  Развивать навыки совместной деятельности в группе с целью формирования предметно-практической компетенции.

 

ОБОРУДОВАНИЕ

 

Мультимедийный проектор, слайды, карточки с заданиями, тексты, толковые словари.

 

 

ХОД УРОКА

 

1.      ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА (слайд № 1)

2.      ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Вопросы и задания классу:

- Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Назовите разделы науке о языке. Что они изучают?

- Сформулируйте цели и задачи сегодняшнего урока.

- Слайд № 2

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

      - Выразительное чтение фрагмента из повести Н.В. Гоголя «Портрет», заранее подготовленное дома одним из учащихся.

      -   Назовите автора и произведение, фрагмент из которого был прочитан.

      -   Определите место фрагмента в произведении.

     - Как сложилась в дальнейшем судьба героя, и какую роль в этом сыграл портрет?

 

 

Групповая работа в заранее сформированных группах по 4-6 человек. (Учитель осуществляет помощь и контроль).

 

 

 

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЫ

 

- Докажите, что предложенный фрагмент - это текст.

- Определите тему текста.

- Озаглавьте текст.

- Определите тип и стили речи текста.

 

ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЫ

 

- Определите лексическое значение слова двугривенный, разберите его по составу.

- Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

- Объясните, что такое антонимы, найдите антонимы в выделенном фрагменте текста. Какова их роль?

ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЫ

 

- Подберите примеры слов с орфограммой «Н-НН в суффиксах различных частей речи» и сгруппируйте их.

- Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните.

- Найдите в предложениях причастные обороты, графически обозначьте их. Замените, где возможно, причастные обороты придаточными предложениями. Понаблюдайте, чем отличаются предложения с причастными оборотами от сложноподчиненных предложений.

ЗАДАНИЕ 4 ГРУППЫ

 

- Поясните, что такое эпитет. Найдите в тексте эпитеты.

- Подберите синонимы к прилагательному сомнительный (свет).

- Поясните, что такое олицетворение. Найдите в тексте олицетворения.

- Поясните, что такое сравнение. Найдите в тексте сравнения.

 

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ КАЖДОЙ ГРУППЫ.

 

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ КАЖДОЙ ГРУППЫ.

 

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

 

- Определите идею текста (мнения учащихся могут быть различными, учитель группирует их и делает вывод о том, что автор стремился показать своеобразную раздвоенность в душе Чарткова, конфликт между Чартковым-художником и Чартковым-обывателем, простым петербуржцем, раздавленным нищетой).

- Как особенности текста связаны с его идеей? Случаен ли выбор изобразительно-выразительных средств?

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

Написание синквейна (опорное слово - Н.В. Гоголь), в котором нужно отразить свое восприятие и понимание особенностей художественного мира Гоголя, его художественной индивидуальности и личное отношение к произведениям писателя. (Слайд № 3 «Структура синквейна»).

 

 

ИТОГИ УРОКА

 

- Что понравилось на уроке?

- Что узнали нового? Чему научились?

- Какие возникли трудности?

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ЕГО КОММЕНТИРОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

«В каждом слове бездна пространства...» Н.В. Гоголь

Комплексный анализ текста.

7 класс

 

Таким образом Чартков соверше(н,нн)о неожида(н,нн)о купил старый портрет и в то же время подумал: зачем я его купил? На что он мне? Но делать было нечего. Он вынул из кармана двугриве(н,нн)ый, отдал хозяину, взял портрет подмышку и потащил его с собой. Дорогою он вспомнил, что двугриве(н,нн)ый, который он отдал, был у него последний. Мысли его вдруг омрачились: досада и равнодушная пустота обняли его в ту же минуту. «Черт поб...ри! Гадко на свете!» сказал он с чувством русского, у которого дела плохи. И почти машинально шел скорыми шагами, полный бе(с,з) чувствия ко всему.

Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба еще домы обраще(н,нн)ые к той стороне чуть озарялись ее теплым светом а между тем уже холодное синеватое сиянье месяца становилось сильнее. (Полу)прозрачные легкие тени хвостами падали на землю отбрасываемые домами и ногами пешеходцев. Уже художник начинал (мало)помалу заглядываться на небо озаре(н,нн)ое каким(то) прозрачным, тонким, сомнительным светом, и почти в одно время излетали из уст его слова: «Какой легкий тон!» и слова: « Досадно, черт побери!» И он поправляя портрет бе(с,з)пр...станно с...езжавший из-под мышек ускорял шаг. Усталый и весь в поту, дотащился он к себе в пятнадцатую линию Васильевского острова.

 

1.                 Озаглавьте текст.

2.                 Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

3.                 Расставьте пропущенные знаки препинания (их должно быть десять).

 

 
« Пред.   След. »