Комлексный анализ текста. Н.В.Гоголь |
08.09.2010 г. | |
Н.В. ГОГОЛЬ КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
- Систематизировать и обобщить знания по разным разделам учебного курса русского языка (лексикология, орфография, пунктуация, синтаксис, стилистика) с целью формирования языковой компетенции. - Развивать речевые умения и навыки с целью формирования коммуникативной компетенции. - Развивать навыки совместной деятельности в группе с целью формирования предметно-практической компетенции.
ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор, слайды, карточки с заданиями, тексты, толковые словари.
ХОД УРОКА
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА (слайд № 1) 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Вопросы и задания классу: - Как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Назовите разделы науке о языке. Что они изучают? - Сформулируйте цели и задачи сегодняшнего урока. - Слайд № 2 3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ - Выразительное чтение фрагмента из повести Н.В. Гоголя «Портрет», заранее подготовленное дома одним из учащихся. - Назовите автора и произведение, фрагмент из которого был прочитан. - Определите место фрагмента в произведении. - Как сложилась в дальнейшем судьба героя, и какую роль в этом сыграл портрет?
Групповая работа в заранее сформированных группах по 4-6 человек. (Учитель осуществляет помощь и контроль).
ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЫ
- Докажите, что предложенный фрагмент - это текст. - Определите тему текста. - Озаглавьте текст. - Определите тип и стили речи текста.
ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЫ
- Определите лексическое значение слова двугривенный, разберите его по составу. - Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы. - Объясните, что такое антонимы, найдите антонимы в выделенном фрагменте текста. Какова их роль? ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЫ
- Подберите примеры слов с орфограммой «Н-НН в суффиксах различных частей речи» и сгруппируйте их. - Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните. - Найдите в предложениях причастные обороты, графически обозначьте их. Замените, где возможно, причастные обороты придаточными предложениями. Понаблюдайте, чем отличаются предложения с причастными оборотами от сложноподчиненных предложений. ЗАДАНИЕ 4 ГРУППЫ
- Поясните, что такое эпитет. Найдите в тексте эпитеты. - Подберите синонимы к прилагательному сомнительный (свет). - Поясните, что такое олицетворение. Найдите в тексте олицетворения. - Поясните, что такое сравнение. Найдите в тексте сравнения.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ КАЖДОЙ ГРУППЫ.
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ КАЖДОЙ ГРУППЫ.
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
- Определите идею текста (мнения учащихся могут быть различными, учитель группирует их и делает вывод о том, что автор стремился показать своеобразную раздвоенность в душе Чарткова, конфликт между Чартковым-художником и Чартковым-обывателем, простым петербуржцем, раздавленным нищетой). - Как особенности текста связаны с его идеей? Случаен ли выбор изобразительно-выразительных средств?
РЕФЛЕКСИЯ
Написание синквейна (опорное слово - Н.В. Гоголь), в котором нужно отразить свое восприятие и понимание особенностей художественного мира Гоголя, его художественной индивидуальности и личное отношение к произведениям писателя. (Слайд № 3 «Структура синквейна»).
ИТОГИ УРОКА
- Что понравилось на уроке? - Что узнали нового? Чему научились? - Какие возникли трудности?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ЕГО КОММЕНТИРОВАНИЕ
Приложение.
«В каждом слове бездна пространства...» Н.В. Гоголь Комплексный анализ текста. 7 класс
Таким образом Чартков соверше(н,нн)о неожида(н,нн)о купил старый портрет и в то же время подумал: зачем я его купил? На что он мне? Но делать было нечего. Он вынул из кармана двугриве(н,нн)ый, отдал хозяину, взял портрет подмышку и потащил его с собой. Дорогою он вспомнил, что двугриве(н,нн)ый, который он отдал, был у него последний. Мысли его вдруг омрачились: досада и равнодушная пустота обняли его в ту же минуту. «Черт поб...ри! Гадко на свете!» сказал он с чувством русского, у которого дела плохи. И почти машинально шел скорыми шагами, полный бе(с,з) чувствия ко всему. Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба еще домы обраще(н,нн)ые к той стороне чуть озарялись ее теплым светом а между тем уже холодное синеватое сиянье месяца становилось сильнее. (Полу)прозрачные легкие тени хвостами падали на землю отбрасываемые домами и ногами пешеходцев. Уже художник начинал (мало)помалу заглядываться на небо озаре(н,нн)ое каким(то) прозрачным, тонким, сомнительным светом, и почти в одно время излетали из уст его слова: «Какой легкий тон!» и слова: « Досадно, черт побери!» И он поправляя портрет бе(с,з)пр...станно с...езжавший из-под мышек ускорял шаг. Усталый и весь в поту, дотащился он к себе в пятнадцатую линию Васильевского острова.
1. Озаглавьте текст. 2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. 3. Расставьте пропущенные знаки препинания (их должно быть десять).
|
« Пред. | След. » |
---|