11 класс, 2005
23.09.2010 г.

Задания для районной (городской) олимпиады школьников по литературе

2004 - 2005 учебный год

11 класс

 

I. Комплексный анализ текста. И.С. Шмелев «Наполеон».

 

«НАПОЛЕОН»

Рассказ моего приятеля

Были святки. Мой закадычный друг Васька с нашего двора давно подбивал меня побывать в балаганах «под Девичьим».

- Огромадное место там, пустое, - рассказывал он мне с жаром, - и все там балаганы, и черти выскакивают, и пушки грохают... вот ей-богу!

И дворник наш тоже побожился, что «бывает, что и чертей показывают... всякие там кеятры!».

Меня выпустили гулять на двор, и я ускользнул с Васькой «под Девичье». Был у меня всего двугривенный. Мы его разменяли по дороге на стрючки и сахарных петушков, а когда добежали до гулянья, Васька взманил меня прокатиться на карусели, обещая взять какую-то «партию» в шесть колец; тогда нас будут катать задаром хоть целый день. Я отдал последний гривенник. Васька взял «партию», прокатился раз пять за даром, и его наконец стащили с конька за шиворот.

- Жулики! - обругался он.- Не хочется только городового звать... А в балаган под доски пролезем... мне все известно!

Высокие балаганы заманчиво белели свежими досками, пестрели щелкавшими по ветру флагами. Весело зазывал колокол, парни сипло орали на морозе:

- Пра-воррней, пра-воррней!.. Не теряйте врремя даррром!..

Мы протискались к высокому балагану с раскрашенным балконом. По балкону ходил какой-то в зеленом балахоне и орал хриплым голосом:

- К началу, к началу, щипать мочалу! Сейчас сам господин Наполеон будет палить из пушки... по старушке! Эй, городовой, начнем Бородинский бой!.. Гренадер военный, у тебя шаг здоровенный... шагай - не бойся, только в баню сходи помойся, а то у нас все господа за грош, а на тебе грязь да вошь!..

Все весело топтались, гоготали. Солдаты валили кучами, брали в окошечке билеты и пропадали за полотном, на котором были намазаны корабли, стрелявшие огнем пушки, бушующее море, откуда высовывали морды зеленые крокодилы и огненные змеи, стояла красная крепость на горе, усыпанная солдатами, и перед ней, скрестив руки, - человек в сером сюртуке и в шляпе с пером. Я подумал, что это, пожалуй, Наполеон и есть, который будет налить из пушки.

Васька пробовал проскользнуть с солдатами, но его схватил парень в красном плаще, с золотым мечом, и столкнул со ступенек в снег. Тогда он повел меня кругом балагана - поискать, нет ли дырки. Но дырки не было, и мы опять очутились перед входом. В окошечке торчала голова барыни в лисьей шубе и зорко поглядывала на нас. Иногда барыня высовывалась, как собака из конуры, дергала в колокол и огрызалась:

- Если желаете в спектакли, платите деньги. Сенька, гони мальчишек!

Из-за моря со змеями выскакивал красный парень и отгонял нас мечом. А в балагане уж раз выпалили из пушки. Васька уже предлагал подкопаться под стенку сзади, как вдруг надо мной раздался веселый голос:

- А, и вы здесь, сударь?! Неужто одни ушли?..

И я увидал дядина приказчика. Он был в синей чуйке, в новых резиновых калошах и пощелкивал шпанские орешки. У меня засосало сердце, что я убежал без спроса. Он, должно быть, заметил мое смущение.

- Ничего-с, скажем, что со мной были. Угощайтесь...- протянул он орешков на ладони, - изволили любоваться на приставление кеятров?

- У него де-нег нету,- плаксиво зашипел Васька.

- Связались вы, сударь, с таким сопливым! - сказал дядин приказчик, даже и не взглянув на Ваську. - А зачем нам с вами платить деньги, ежели у нас тут самый главный представлятель, который папеньке стенки в банях расписывал! Да мы его сейчас встрепенем!..

Он подошел к окошечку и важно закачал пальцем. Барыня что-то поморщилась и закричала злым голосом:

- Приходите в самые спектакли! Наполеона требуют! - крикнула она под занавеску.

Дядин приказчик вынул серебряные часы и долго смотрел на них. Потом погремел мелочью в кармане.

- Наполеона, Василь Сергеева... хозяйка кличет! - заорал кто-то за стеною, и появился тот, который недавно ходил по балагану.

Он теперь был в серых сапогах с жестяными звездами, в сером коленкоровом сюртуке с огромными жестяными пуговицами и в серой картонной треуголке. И лицо у него было серое и до того худое, что выступали кости. В одной руке он держал жестяную шпагу, в другой... Но другой руки не было, а болтался пустой рукав.

Он метнулся, узнав приказчика; как будто растерялся.

- А мы к вам-с, для кеятров, - сказал дядин приказчик, тыкая меня в башлычок.- Они, стало быть, сынок папеньки ихнего, стенки-то расписывали через меня... И еще будете иметь заказы! Удовлетворите уж такое ихнее любопытство... Желательно в балаган, а они прокутили весь свой капитал!

- Да что вы-с! - воскликнул серенький человек и протянул мне руку, в которой была шпага. Даже пошаркал звездами.

Я был изумлен, польщен. Все глазели на «самого главного», который сейчас будет палить из пушки, а он протягивал мне руку и кланялся!

- Вы теперь, стало быть, самый главный Анаполеон и есть? - спрашивал дядин приказчик важно, пощелкивая орешками.

- Зима-с, - поддернул Наполеон плечом. - Малярной работы нет, а тут все рублика два-три. С утра до ночи, спектаклей двадцать, и на морозе, и на балагане орать надо... Вот и представляю.

- Дело хорошее. Уж вы устройте, ублаготворите, при протекции кеятров! - настаивал приказчик.

Наполеон сморщился и покашлял в руку. Поглядел на барыню в ящике и опять покашлял.

- Да с удовольствием, отчего же-с... Трое вас...

- Сопливый и без билета прошмыгнет! - толкнул дядин приказчик Ваську.

- Дя-динька,- захрипел Васька, цепляясь за мой тулупчик.

- Идти - так уж всем-с! - сказал строго Наполеон и направился к барыне.

Он что-то говорил ей, снял треуголку и постучал ею в грудь; но та сидела как каменная, поджав губы.

- Хорошо-с,- сказал грустно Наполеон и махнул рукой.- Запишите.- И поманил нас шпагой. - Пожалуйте смотреть-с!

- Первые места если, рупь за троих!! - крикнула строго барыня.

- Ловко вам наше угощение влетело! - сказал дядин приказчик.- Зато из чести стараетесь, для протекции! Вы теперь, стало быть, будто царь...царь Анаполеон!

- Да,- сказал уныло Наполеон.- Вот вчера простудился, всю грудь завалило, и голос потерял, сиплю. А для Наполеона, сами знаете, надо героем быть! И голос резкий чтобы.

- Ничего, сойдет. Анаполеон у нас померз. Вот и выходит, в самый раз, - сказал дядин приказчик, похлопывая по плечу Наполеона.

Серенький человек посадил нас на переднюю скамейку, где коптили в деревянной канавке лампы, и сказал, что сейчас начнется.

- Велит хозяин повеселей, для смеху публики...- усмехнулся он.- Ну, придется, знаете, ломаться! А разве так для Наполеона надо?! - показалось, сказал он мне и даже ласково подморгнул.- Ну, я уж для смеху выдумываю, сочиняю сам!..

Он ушел. Занавес заколыхался, и заколыхались на нем дворцы и тигры. В балагане было, кажется, еще холоднее, чем снаружи, даже свистело в щели. Сзади стучали ногами от мороза. Наконец занавес поднялся, и я увидал город на горе, и по этой синей горе белели клубочки дыма и лезли синие турки в красных шапках. Сверху сошвыривали их штыками наши. На полу была навалена куча снега, самого настоящего, и он не таял. На куче стояла табуретка и валялось несколько березовых поленьев.

- Стало быть, зима, и Анаполеон будет замерзать! - указал мне дядин приказчик, пощелкивая орешками.

- А помрет? - спросил боязливо Васька.

- А ты не встревай, сопливый... сиди-гляди! - сказал строго приказчик, швыряя скорлупки в снег.- Им бы весь намост завалить надо, для вида лучше!

Вышел Наполеон, опустив голову на грудь. Дошел до ламп, и стало видно, как изо рта его вырывался пар. Видно по всему было, что ему очень плохо.

- Ах, какой ужасный русский мороз! - прохрипел он, грея дыханием руки.- Сегодня, должно быть, сто градусов! Ужасно!

Он грозно топнул - прыгнули язычки в лампах - и сел на табуретку, разминая ногами скрипевший снег. Рукав его сюртука мотался, постукивали ноги о табуретку, подрагивали плечи.

- Здорово прихватило? - кричали сзади.

- Ему теперь прямо беда... Анаполеону-то! - объяснил мне дядин приказчик, выплевывая скорлупки прямо Наполеону под ноги.- Некуда ему податься, как приперли! Одна табуретка ему осталась да полешки... тьфу, тьфу! - поплевывал он скорлупками.- Ну-ка, Василь Сергеев... докажи себя! Повеселее!..

Наполеон поглядел на нас и усмехнулся грустно. Опять подошел к лампам и погрозил кулаком на публику.

- Не сдамся!.. Все... на банку!..- крикнул он весело.

Так все и загудели:

- Верно! С морозу-то и на целую бутылку можно!..

- Роковой час пришел! - крикнул Наполеон и поперхнулся: забило его кашлем.

- До чего все верно-с! - вздохнул дядин приказчик. - Стало быть, лютый мороз, и он, понятно, застудился. Ну до чего все ве-рно!..

- Храбрые мои марша-лы-ы! - крикнул Наполеон, махая шпагой.

Появились парни в красных плащах, в зеленых штанах, в золотых сапогах и с золотыми мечами, которыми они враз стукнули, как ружьями. На их высоких шляпах торчало по гусиному крылу. Один из них только что гнал нас от балагана. Но теперь оба были чем-то испуганы и все глядели туда, откуда вышли. А оттуда выглядывала пушка. Наполеон потер себе грудь и крикнул шипящим голосом:

- Я победил все народы!..

Маршалы вытянули шеи и опять стукнули мечами.

- И вот попал в снега России! Ужасно! Но все равно. Я сжег все корабли, и уже нет мне возврата в славное мое отечество! - выговорил Наполеон в отчаянии и стукнул кулаком в грудь.- Нет, не сдамся! Ужли я должен покончить свои роковые дни на проклятых русских полях, покрытых снегом?! О, горькая моя судьба!..

И он опустил голову на грудь. Все замерли. Дядин приказчик разгрыз орех.

- Решено и подписано! Сейчас начнется славный Бородинский бой!..

- Ура! - гаркнули маршалы и опять стукнули мечами.

- Да это наши солдаты, из Хамовников! - крикнул кто-то за мною.- С первой роты, Перновского полку!.. Митюгин, жарь!..

- А зачем он сжег свои корабли? - спросил я дядиного приказчика.

- Значит... так уже ему занадобилось. На дрова, может, по случаю морозов... Уж это ему известно!

- Храбрые мои марша-лы-ы! - крикнул Наполеон. Парни вытянулись, как по команде, и замаршировали плечо к плечу. Потому и маршировали, что - маршалы?

- Зарядить все пушки и орудия! - крикнул Наполеон и заходил, притопывая, чтобы согреться.

- Чего ж он дров-то не зажигает? - спросил Васька.

- Не умеет, - усмехнулся дядин приказчик и хитро подмигнул мне: - Полиция не дозволяет, по случаю пожара.

Маршалы отмаршировали за кулисы, откуда послышался барабанный бой и труба. Началось самое интересное. Наполеон подошел к краю, погрел руки над лампой - так все и зашумели! - и прошептал:

- Чую, что несдобровать! А, плевать! - крикнул он лихо, плюнул и даже растер ногой. - А напоследок выпью... ро-му!

И ловко крякнул. Весь балаган так и загромыхал. Дядин приказчик даже всплеснул руками и затопал:

- Ну до чего же ве-рно!..

Наполеон достал из кармана бутылочку и, подмигнув нам, забулькал. Все закричали «браво!».

- Маленько обогрелся,- крякнул Наполеон, подмигивая.- Ух, русские морозы!

- Да, брат, без ее плохо! - кричали сзади.

- А теперь... в страшный бой, и пусть судьба решит!..

Но не успел он договорить, как из-под его ног вырвался белый дым, словно вытряхнули муку, и поднялось что-то в белом, как привидение.

- Кто ты... о незнакомец? - крикнул Наполеон, махая шпагой.

Незнакомец ответил загробным голосом:

- Знай, несчастный, что русские непобедимы!

Ударили лихо трубы - «Ах вы, сени, мои сени», и весь балаган загремел ногами и заорал «браво!».

Наполеон гордо откинулся и пырял воздух шпагой.

- Все силы ада су-против меня! - хрипел он.- Но я, Наполеон, властитель мира и народов! Кто ты?..

- Я...- словно завыло привидение, - конец твоему гордому нраву! Слава твоя прошла!

И незнакомец провыл, что Наполеон помрет постыдной смертью середь моря-окияна на острову и тогда увидит его опять в последний раз!

- Кто же ты? - кричал Наполеон, пыряя шпагой.

- Кто я-аааа?! - завыл незнакомец ужасным воем.- Я... смерррть твоя!..

Простыня распахнулась, и мы увидели черное, расписанное белыми полосками, как скелет, а из-под пола выставилась сверкающая коса. Смерть подхватила косу и провела ею над головой Наполеона. Снизу задымилось, и едко запахло серой. Наполеон махнул шпагой, а смерть медленно пятилась и грозила косой. Наконец ушла.

- Ха-ха-ха! - хохотал страшно Наполеон.- Смерть? Плевать! Маршалы, ко мне! Начнем Бородинский бой!

- Начнем! - гаркнули маршалы, словно на лошадей, и выкатили пушку.

- Пали! - скомандовал Наполеон.

Грохнуло, и все заволокло дымом. И такая пошла стрельба, что стало страшно. Наконец затихло, Наполеон, кашляя от дыма, махнул платочком. Опять появились маршалы. Наполеон сел на пушку, а маршалы стали его разглядывать: не ранен ли?

- Ага! - крикнул Наполеон,- русские не сдаются? В таком случае идем прямо на Москву!

- Ура! - заорали маршалы и стукнули мечами. Занавес опустился. Вышел кто-то в хорьковой шубе и объявил, что завтра будут представлять бегство Наполеона из Москвы, русские пляски-апофеоз и дивертисмент с ножами и огнями, фо-кусы!

- Ай, Василь Сергеич... Какой представлятель знаменитый,- сказал дядин приказчик. - Земляк мой, всякие художества умеет.

Когда мы выходили из балагана, нас нагнал Василий Сергеич, уже в зеленом балахоне.

- Посмеялись, сударь? - ласково сказал он и погладил меня по башлычку.- Вот как на хлеб да на квас-то зарабатываем!

И попросил дядиного приказчика похлопотать для него работки.

- Найдется, опосля праздников наведайся,- сказал дядин приказчик.

- Одному-то бы ничего, да братнины сироты при мне...

- Для тебя отказу не будет. И сударь папашеньку попросит...

Когда мы пошли от балагана, по балкону ходила огромная черная голова, а бывший Наполеон колотил по ней палкой и кричал сиплым голосом:

- А вот дать сладких сухарей, чтобы издох поскорей! Проворней, проворней... кхеа... кха... Ах, застрял в глотке возок льду... проворней, проворней...   Наполеона представлять пойду!..

- Пропащий  человек! - сказал  дядин  приказчик.

- Почему - пропащий?

- Пропадет. В больницу его надо, кровью плюет, а он вон на морозе ломается, орет. А зато людям весело!

Я оглянулся на балаган, на зеленого человека, что-то кричавшего на народ, приставив ко рту руку, и мне стало чего-то грустно.

- Вот и получили удовольствие,- говорил мне дядин приказчик ласково,- и папашеньке скажете, что не один были, а со мной... сводил вас на представление кеятров, и денежек не платили-с.  И со мной-с. Одним нехорошо в черный народ ходить-с... слова разные нехорошие и поступки-с. Так и скажите-с, что со мной, в сохранности. Орешков-с?..

Я все оглядывался. Вспоминал серое лицо Наполеона, и рукав его сюртука, и кашель. И флаги на пестрых балаганах уже не манили меня веселым щелканьем.

- А вы чего это приуныли? - спрашивал дядин приказчик весело.- Васька-то вон как прыгает! Без спросу ушли, что ли... боитесь, что трепка будет? А вы скажете, что со мной...

Пожалуй, и это меня тревожило. И было еще, другое.

 

II. Интерпретация поэтического текста. Н. Гумилев «Детство».

Детство

Я ребенком любил большие,

Медом пахнущие луга,

Перелески, травы сухие

И меж трав бычачьи рога.

 

Каждый пыльный куст придорожный

Мне кричал: «Я шучу с тобой,

Обойди меня осторожно

И узнаешь, кто я такой!»

 

Только дикий ветер осенний,

Прошумев, прекращал игру.

Сердце билось еще блаженней,

И я верил, что я умру

 

Не один - с моими друзьями,

С мать-и-мачехой, с лопухом,

И за дальними небесами

Догадаюсь вдруг обо всем.

 

Я за то и люблю затеи

Грозовых военных забав,

Что людская кровь не святее

Изумрудного сока трав.

II. История и теория литературы, культуры.

1. Кому из персонажей А. Куприна рассказа «Гранатовый браслет» принадлежат эти слова?

а) «... Разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя?»

б) « Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов... Это будет месть».

в) «Дело, по-моему, переходит за те границы, где можно смеяться и рисовать забавные рисуночки...».

г) «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наук, ни философия, ни забота о будущем счастье людей...».

д) «Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».

2) Стихи этой поэтессы, впервые употребившей термин «серебряный век русской поэзии», Б. Пастернак назвал «пристальной прозой», сама же она писала о них:

Вы так вели по бездорожью,

Как в мрак падучая звезда.

Вы были горечью и ложью,

А утешеньем - никогда.

3) Кого из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» дразнят «22 несчастья», а кого «облезлый барин»?

4) Каким поэтам начала ХХ века посвящены следующие строки?

а) Вечно вольный, вечно юный,

    Ты как ветер, как волна,

    Речь твоя поет, как струны,

    Входит в души, как весна.

б) И путешественник, войдя в шатер,

    В стихах свои писания описьмил.

    Уж как Европа Африку не высмей,

    Столп огненный - души ее простор.

в) Прозрачен стих, как северный апрель.

    То он бежит проточною водою,

    То теплится студеною звездою,

    В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

    Уют усадеб в пору листопада.

    Благая одиночества отрада.

    Ружье. Собака. Серая Ока.

5) «А. Белый» - псевдоним поэта, прозаика, философа, теоретика символизма. Назовите настоящую фамилию и имя писателя?

6) Кто является автором следующих романов и повестей: «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета»?

7) С какой повестью Л.Н. Толстого перекликается чеховская «Скучная история», тоже передающая ужас от предчувствия близкой смерти?

8) Определите стихотворный размер:

а) Стыдливый подснежник над прелью весенних проталин.

    Набухшие почки, готовые брызнуть листвой.

    Идет батальон вдоль дымящихся, черных развалин.

    Звенит синевой заднепровский простор ветровой.

б) Буря на вечернем небе,

   Моря сердитого шум,

   Буря на море и думы,

   Много мучительных дум.

9) В каком городе находится дом-квартира М. Волошина?

 

 


 

Ответы (11 класс):

1. а) князь Василий Львович Шеин; б) генерал Аносов; в) Николай Николаевич; г) Желтков; д) князь Василий Львович Шеин.

2. А. Ахматова.

3. Епиходова и Петю Трофимова.

4. а) К. Бальмонт; б) Н. Гумилев; в) И. Бунин.

5. Борис Бугаев.

6. А. Куприн.

7. «Смерть Ивана Ильича».

8. а) пятистопный амфибрахий; б) трехстопный дактиль.

9. Коктебель.

 

 
« Пред.   След. »